В ЗАЩИТУ "ШЕСТЕРКИ"
Написать эту заметку я решил после того, как прочитал
статью "Пылесос", посвященную а/м ВАЗ-21043, которая была
опубликована в N 24 "А+С". Пишу это отнюдь не для "защиты
чести" ВАЗовского мундира. Просто, случайно став владельцем
"Жигулей", выпущенных 14 лет назад, испытываю в основном
положительные эмоции от общения с машиной. Конечно, не обошлось
без некоторых недостатков, но особых хлопот они не доставили,
а с позиции "возраст/цена/состояние" воспринимались как
должное. Впрочем, обо всем по порядку.
Автомобиль ВАЗ-21061 1986 года выпуска я приобрел в октябре 1999
г. Машина, которую владелец-пенсионер эксплуатировал преимущественно
по выходным для нечастых выездов на дачу, имела к тому времени
83276 км пробега и почти идеальное состояние, если не считать
небольшой вмятины на правом заднем крыле и многочисленных сколов
на лобовом стекле. Немного смущал небольшой люфт в левом переднем
колесе, но после подтяжки гайки ступицы он исчез и, так как состояние
и цена машины в целом устраивали, после небольшого торга ударили
по рукам.
При более детальном осмотре вскрылись мелкие недостатки: поворотное
стекло левой передней двери было самодельное, вырезанное из триплексного
листа, резинка уплотнителя отсутствовала и при движении машины
со скоростью более 40 км/ч свист ветра, проникающего через эту
неплотность, действовал на нервы, стрелка указателя давления масла
при любых оборотах двигателя не сходила с нулевой отметки, хотя
лампочка аварийного давления гасла с первыми оборотами стартера,
не работала аварийная сигнализация. Устранение этих неисправностей
не заняло много времени: стекло форточки заменил на стандартное,
вставив уплотнитель из сырой резины, заменил датчик давления масла,
а аварийная сигнализация заработала сама по себе через некоторое
время (видимо, не было контакта на разъеме выключателя).
С первых же поездок обратил внимание на непомерный расход масла
и бензина - соответственно 0.25 и 14-15 л на 100 км пробега. Замена
маслосъемных колпачков не принесла ожидаемых результатов, поэтому
пришлось заменить поршневые кольца. Попутно заменил вкладыши и
цепь ГРМ. После этого расход масла вошел в норму. С бензином оказалось
проще - вскрыв карбюратор, обнаружил грязь в поплавковой камере,
которую оттуда не удаляли, похоже, с самого "рождения" автомобиля;
кроме того, отсутствовал фильтр тонкой очистки топлива. Карбюратор
очистили, продули и отрегулировали, установили фильтр, после чего
расход бензина составил 9-10 л в городе и 8 л на трассе, при том,
что у машины 4-ступенчатая коробка передач и московские диагональные
шины М-145, имеющие большую жесткость по сравнению с радиальными
и, как следствие, большее сопротивление качению. Очевидно, предыдущий
владелец установил их из соображений экономии.
С приходом весны сюрприз преподнесла система отопления салона
в виде намертво заклинившего крана отопителя. Видимо, им никогда
не пользовались, а с наступлением тепла просто перекрывали заслонку,
отсекая поступление воздуха в салон. Заменить этот узел, расположенный
в труднодоступном месте, все как-то не доходят руки и я поступаю
так же. Особого дискомфорта не ощутил, а летом, когда днем столбик
термометра поднимается до 30°С и выше, охлаждающая жидкость постоянно
циркулирует через радиатор отопителя, поэтому ее температура не
приближается к критической отметке даже когда приходится долго
простаивать в пробках. Электрический вентилятор включается редко
- хватает естественного обдува.
Вот и все неисправности. Что понравилось в машине, так это высокое
качество сборки, которое, к сожалению, практически не встречается
на ВАЗах последних годов выпуска. В салоне 14-летнего автомобиля,
прошедшего на сегодняшний день около 100 тыс. км, не брякает и
не скрипит ни один элемент обивки, не разболтались салазки сидений,
исправно функционируют все переключатели. Прекрасно работает коробка
передач, радуя короткими ходами рычага, бесшумным и четким переключением.
Все навесное оборудование двигателя "родное" и работает без замечаний.
Также не вызывает нареканий работа передней подвески и сцепления.
Пружины не просели, амортизаторы не "потеют" - словом, неплохо
справляются со своими обязанностями.
Поначалу хотел установить заднее стекло с обогревом, но с первыми
зимними поездками эта необходимость отпала. Прекрасная работа
отопителя не дает стеклам покрываться льдом даже в 30-градусный
мороз. Довольно неудобно старое рулевое колесо - тонкое в сечении
и большое в диаметре (на современных машинах оно другого типа)
и высоко подвешенные педали. Первый недостаток я устранил с помощью
декоративной оплетки, со вторым пришлось смириться. Панель приборов
ВАЗ-2106, доставшаяся ей по наследству от "тройки", нравится мне
больше, чем "семерочная" - она гораздо "тише", да и зрительно
салон выглядит просторнее, хотя последняя более функциональна.
Конечно, говоря о классических ВАЗах, не приходится рассуждать
о каких-нибудь сверхскоростных или динамических качествах. На
трассе машину удавалось разогнать до 145 км/ч, но такая езда "особого
удовольствия" не доставляет, кроме того, кузов, спроектированный
в середине 60-х годов, имеет значительный коэффициент лобового
сопротивления и после 100 км/ч начинают досаждать аэродинамические
шумы. Поэтому за городом стараюсь не превышать 90 км/ч, да и расход
топлива на такой скорости самый оптимальный. Плавность хода и
мягкость, с которой подвеска отрабатывает неровности асфальтового
или гравийного покрытия, заслуживает самой высокой оценки, хотя
это утверждение может вызвать скептические улыбки владельцев иномарок:
"Какая там, дескать, у "совковой телеги" может быть плавность
хода?". И все же, пусть устаревшая, но сделанная на совесть машина
при соответствующем уходе порадует владельца отсутствием посторонних
шумов и скрипов и не будет досаждать частыми поломками - т.е.
все то, чего так не хватает современным ВАЗам.
С уважением, постоянный читатель "А+С". Док. 38КН
N 599081.
Мы по-прежнему ждем от читателей подробных писем с
рассказами о ваших автомобилях. Опубликованные письма (фото
весьма желательны) будут оценены гонораром. Присылайте по
адресу редакции или электронной почте E-mail: postmaster@automarket.irkutsk.ru