СТАРЫЙ ДРУГ ЛУЧШЕ НОВЫХ ДВУХ
Несмотря на свой сегодняшний анахронизм, ВАЗ-2121 когда-то
был законодателем мировой моды на внедорожники среднего класса.
Это сейчас дизайн и оснащение салона кажутся убогими, а ведь
в конце 70-х годов "Нива", можно сказать, шокировала автомобильную
публику своим комфортом и гармонией кузова. Увидев ее, мировые
автопроизводители стали осваивать джипы среднего класса, оборудуя
их мягкими сиденьями вместо откидных лавочек, жесткой крышей
вместо матерчатого тента, цивильной передней панелью вместо
утилитарной приборной доски, стали обтягивать ничем не прикрытый
металл салона качественной обивкой. Но после двух десятилетий
на конвейере ВАЗ-2121 безумно отстал от иностранных аналогов,
но и теперь еще способен тряхнуть стариной - на бездорожье "сделать"
многих одноклассников и даже джипы повзрослее. Уж что что, а
гонять по грязи русский внедорожник умеет.
Из далекого детства в память врезалась картина: мы с отцом на нашей
"Ниве" едем по узкой проселочной дороге, проложенной между бескрайних
полей, идет проливной дождь и от этого грунт под колесами похож на
жидкую кашу. Машину водит от обочины к обочине, но она упрямо движется
вперед, пожирая развитыми грунтозацепами километр за километром. По
бокам, в кюветах, остаются застрявшие легковушки и даже грузовики.
Вот ЗИЛ-130, намертво сцепившись с "Газоном", застыл в паре метров
от дороги. Водители, матерясь, крутятся вокруг автомобилей, засевших
по ступицы в непролазную жижу. Но все тщетно. Нужен трактор или, в
крайнем случае, полноприводный "Урал". На худой конец сойдет и "Нива",
чтобы добраться до села и вызвать оттуда помощь. В тот ненастный день
мы с отцом были единственные, кто, ни разу не застряв, проехал на
машине по злополучной дороге, ведущей в родную деревеньку.
Прошли годы. Вазовский внедорожник перешел ко мне по наследству.
Я, прежде чем использовать его на всю катушку, решил провести ревизию
всех узлов и агрегатов. За руль "Нивы" 1981 года выпуска, пробежавшей
более 150 тыс. км, не заглянув под капот и другие части ее автомобильного
тела, я садиться побоялся. На удивление, состояние старушки оказалось
весьма хорошим. Только кузов требовал некоторого ремонта - внизу у
передних крыльев появились очаги коррозии да краска бежевого цвета
выцвела и потускнела от действия палящего солнца и атмосферных осадков.
К тому же двигатель стал жрать до 20 литров бензина на 100 км, при
этом, правда, абсолютно не подъедая масла. Начал искать причину столь
непомерного аппетита: поменял ремкомплект карбюратора, потом сам карбюратор,
заменил свечи, отрегулировал контакты трамблера, выставил зажигание,
поставил новый воздушный фильтр и катушку зажигания - безрезультатно.
И вдруг вспомнил, что "Нива"-то моя ездит на 76-м бензине при положенном
93-м. Это отец, во времена, когда топливо с низким октановым числом
можно было достать бесплатно или за копейки, поставил под головку
блока вторую прокладку. Покопался в автомобильной литературе и узнал,
что тем самым он уменьшил степень сжатия, при этом увеличив p`qund
бензина. Переделывать мотор обратно на потребление 93-го я не стал.
После я отправился на автомобиле с друзьями в Байкальск. Путь предстоял
неблизкий, но я был полностью уверен в машине. Что меня, скорей всего,
и подвело. На подъезде к Култуку, на горных серпантинах неожиданно
сильно загудел правый передний ступичный подшипник, чего раньше за
ним не наблюдалось. Колесо стало перегреваться, и в город мы въехали
уже с хрустом. День близился к концу, поэтому единственный (как нам
сказали) магазин автозапчастей закрылся незадолго перед нашим приездом.
В безнадеге остановились у одного из частных домов, собравшись ночевать
в городе. Дальше двигаться было небезопасно. И тут (спасибо его величеству
случаю) из-за ограды выглянул мужичок, спросив, что случилось. Выслушав
мой краткий рассказ о постигшей машину поломке, он открыл ворота и
пригласил заезжать внутрь. Оказалось, во дворе стояла его "Нива".
Как это обычно принято у жителей глубинки, не избалованных наличием
запасных частей, многие детали закупаются ими впрок с тем расчетом,
чтобы их хватило надолго. Наш спаситель, следуя этим принципам, имел
в гараже запчастей, которых, наверное, хватило бы на сборку еще одного
такого джипа. Мы быстро сняли старые подшипники, отметив, что некоторые
ролики раскрошились, и поменяли их на предложенные сердобольным хозяином.
Далее вся наша компания переместилась в дом, где мы за бутылочкой
неплохо скоротали вечерок. Переночевав и тепло попрощавшись с вошедшим
в наше положение мужичком, мы отправились в дорогу.
Видно, не судьба была в ту поездку добраться до дома без поломок.
На обратном пути, как это ни странно, зашумел уже левый передний подшипник.
Кляня всех на свете и, в первую очередь, себя, я прикидывал в уме,
где бы еще найти такого запасливого владельца "Нивы". Но, слава Богу,
мы, скрепя сердцем и колесом, добрались-таки до гаража. Испытывать
фортуну и свой ВАЗ на надежность я больше не решился. На следующей
после приезда неделе поменял все оставшиеся подшипники.
Посмотрев как-то летом передачу о московских джиперах, я увлекся
этим видом активного отдыха. С друзьями выезжали "принимать грязи"
на трех российских внедорожниках: УАЗе, ЛУАЗе и моей "Ниве". Конечно,
наши состязания не сравнить со столичными, но они проходили с не меньшим
накалом страстей. Мы бороздили только что вспаханные поля, катались
по косогорам и форсировали вброд мелкие ручьи и речушки. Проводили
диагональное вывешивание машин. В последнем соревновании неизменно
лидировал "луноход", благодаря имеющейся блокировке заднего межколесного
дифференциала. А аутсайдером почти всегда числилась "Нива", не имеющая
такового. УАЗик в подобной критической ситуации спасала длинноходная
подвеска, позволяющая колесам не вращаться в воздухе впустую, а цепляться
за грунт.
Во всех остальных внедорожных испытаниях троица автомобилей держалась
практически наравне, отличаясь друг от друга только в нюансах. Например,
на ВАЗ-2121 легче преодолевать бездорожье с разгона - двигатель вполне
позволяет это делать. Тогда как двум другим джипам lnymnqrh мотора
хватает далеко не всегда, и поэтому на них эффективнее месить грязь
внатяг, включив понижающий ряд трансмиссии. К тому же и ульяновскому,
и луцкому внедорожникам здорово мешают их "железобетонные" подвески
с огромным запасом прочности, которые езду по буеракам превращают
в адское испытание. "Нива" с ее относительно мягкими пружинами достаточно
плавно проглатывает кочки и канавы, как бы подстегивая водителя поддать
еще газу. Это-то меня и подвело. Однажды, прилично разогнавшись на
подъеме в горку, я пропустил едва заметный, поросший травой валун.
В итоге диск левого переднего колеса - всмятку, рулевые тяги в утиль,
а верхнюю чашку амортизаторной стойки попросту вырвало с мясом. После
продолжительного ремонта с регулировкой развала, схождения, угла установки
колес и наваркой новой чашки я охладел к подобным приключениям. Тем
более, что все члены моей семьи и до этого смотрели на меня косо,
не понимая, зачем я гроблю машину. А в ходе реанимации автомобиля,
потребовавшей крупных денежных вложений, взятых из семейного бюджета,
вообще взъелись. И я завязал со своим Camel Trophy.
Особенно радовала меня "Нива" зимой. Приятно ускоряться со светофора,
когда рядом стоящие машины беспомощно шлифуют лед. Или проходить повороты,
зная, что зад ВАЗа не забросит в неуправляемом заносе. Хотя с поездками
зимой у меня связано одно неприятное воспоминание. Именно в холодное
время года я впервые попал в аварию. Посадив как-то раз в "Ниву" не
в меру говорливого друга, который постоянно отвлекал меня своей болтовней,
я зазевался и въехал во впереди стоящую Toyota Corolla. Благо, не
сильно. Тем не менее задний бампер иномарки развалился у меня на глазах.
Спасло то обстоятельство, что управляла Toyota женщина, а рядом также
сидела представительница прекрасной, в прямом смысле этого слова,
половины человечества. И были они не местные. Кое-как прилепив номерной
знак к переставшему существовать бамперу, я пожелал дамочкам счастливого
пути и облегченно перевел дух. Ведь ремонт обошелся бы мне в копеечку,
а девушки почему-то решили с меня денег не брать и даже не вызвали
ГАИ.
Осенью 1997 года, когда утром уже стало слегка подмораживать, "Нива"
вдруг ни с того ни с сего стала плохо прогреваться. Посчитав причиной
неисправность термостата, я снял его и проверил старым способом, описанным
во многих водительских учебниках прежних лет. Опустил термостат в
тазик с водой, туда же положил градусник. Постепенно нагревая воду,
я заметил, что перепускной клапан, отправляющий охлаждающую жидкость
циркулировать по большому кольцу, полностью открывается уже при температуре
в 450С, что, естественно, неприемлемо. Почистил отверстия клапанов
от накипи. Не помогло. Тогда, чтобы не ломать больше голову над устройством
капризного агрегата, купил новый. С тех пор моя "Нива" не беспокоила
меня переохлаждением.
Много говорится о полноприводной трансмиссии 21-й. Точнее, о ее раздражающем
слух шуме, который появляется примерно при скорости 70-80 км/ч и достигает
своего апогея к 130 км/ч. Это бич всех вазовских джипов, b{osqj`el{u
на протяжение более чем двух десятков лет. Завод не может, а скорее,
не хочет устранять явный недостаток в конструкции. Многим владельцам
ВАЗ-2121 доставляют неприятности выдавливаемые сальники ведущей шестеренки
(в заднем мосту) и вторичного вала (в коробке передач). Правда, я
с этим не сталкивался, слышал от других. Вообще, трансмиссия не досаждала
мне поломками. Вернее будет сказать, она никогда не ломалась, хотя
я за ней практически не следил. Например, масло в КПП, раздатке и
мостах менялось лишь дважды за весь пробег. Передачи всегда переключались
нормально, понижающий ряд тоже не барахлил. В общем, чем-чем, а уж
трансмиссией я был доволен, несмотря на гул, мешающий нормально разговаривать
в машине.
Летом 1998 года автомобиль потребовал основательного ремонта двигателя.
Во-первых, упала компрессия. Я это заметил, когда "Ниву" со мной,
одним пассажиром и примерно ста килограммами поклажи на прибайкальских
сопках начали обходить даже "Запорожцы". Во-вторых, куда-то стало
уходить масло. В-третьих, из выхлопной трубы пошел черный дымок, а
обычное жигулевское моторное масло с далеко не самыми отличными моющими
свойствами стало цветом походить на шоколад всего лишь спустя 150
км езды после его замены. Я попросил товарища, занимающегося ремонтом
автомобилей, посмотреть мою "Ниву". Он за день раскидал движок, после
чего ушел в долгосрочный запой. В течение двух недель я приходил в
гараж только для того, чтобы посмотреть на разобранную машину. В конце-концов
приятель появился и трясущимися руками продолжил колдовать над мотором.
Сломал пару поршневых колец, но все же собрал силовой агрегат. К чести
моего знакомого, автомобиль обрел потерянную динамику и мощь. Тогда
я радовался этому обстоятельству, накручивая сотни километров по байкальским
дорогам, не предполагая, что совсем скоро лишусь своей машины.
"Ниву" не сгубили ни российские ухабы, ни мое, порой жестокое, с
ней обращение, а роковой для нее стала моя дурость и халатность. Однажды
мы отправились компанией на дачу. В разгар гулянки, почти ночью, когда
выпито было уже прилично, мне в голову вдруг пришла глупая, но навязчивая
идея - прокатиться с ветерком. Взяв с собой друга, я рванул гонять
по узеньким гравийным дорожкам садового общества. Конечно, находился
я не в том состоянии, в котором можно нормально управлять машиной.
Поэтому очень скоро нас сильно занесло на обочину. В следующее мгновение
автомобиль, резко накренившись, пошел кубарем, а я на несколько секунд
потерял сознание.
Очнувшись, первым делом увидел ногу пассажира, зацепившуюся кроссовком
за остатки лобового стекла. Сам он лежал рядом со мной на потолке
и не мог понять, что же случилось. Вверху были сиденья и приборная
панель. Оказывается, "Нива" перевернулась. Кое-как выбравшись из искореженной
машины, я отправился за помощью, а друга оставил охранять то, что
еще недавно передвигалось своим ходом.
К утру следующего дня у места аварии толпился народ. Прибыли и ДПСники,
непонятно как узнавшие о перевертыше. Один из них предложил мне за
автомобиль 3 тыс. руб., но я nrj`g`kq. На трезвую голову оценив ущерб
от "ушей", я решил восстановить "Ниву", несмотря на довольно сильные
увечья, ей причиненные. Кузов повело пропеллером, ни одна его панель
не осталась целой. Рычаги передней подвески здорово погнуло, все стекла
разбились.
Постепенно мое оптимистическое настроение сменилось отвращением к
возне со старой машиной. "Нива" всю осень, зиму и весну простояла
в гараже, брошенная своим хозяином, некогда так любившим ее. Родители
все это время давили на меня, заставляя наконец-то сделать выбор:
или отремонтировать автомобиль, или продать его. В конце-концов, я
склонился к последнему. В гараж пришли покупатели и, поставив свой
аккумулятор (старый пришел в негодность), завели "Ниву" с пол-оборота.
8 тысяч рублей, вырученные от продажи машины, не принесли абсолютно
никакого морального удовлетворения. Правда, новый хозяин полностью
восстановил автомобиль, но через некоторое время врезался в крутую
иномарку. И "Нива" перешла к другому владельцу.
А я до сих пор виню себя за то, что обращался со своей старушкой
жестоко, и жалею о ее продаже.
С уважением, постоянный читатель "А+С", вод. уд. 38
АН N 005951.
Мы по-прежнему ждем от читателей подробных писем с рассказами
о ваших автомобилях. Опубликованные письма (фото весьма желательны)
будут оценены гонораром. Присылайте по адресу редакции или электронной
почте E-mail: postmaster@automarket.irkutsk.ru
"Автомаркет+Спорт" №02 19.01.01