СТАРАЯ "ЧЕТВЕРКА" ЛУЧШЕ НОВОЙ!
К подержанным отечественным универсалам я присматривался
давно: они выигрывали в цене по сравнению с импортными аналогами
(Ford, Honda, Subaru, Toyota), обладали необходимой для
наших проселочных дорог проходимостью, относительно мощным
двигателем (объемом до 2 л), а по грузоподъемности (особенно
"Волги") часто превосходили иномарки.
К моменту покупки - лету 1994 года, вариантов было несколько:
ВАЗ-2104/03, "Волга" ГАЗ-2402, "Москвич"-2141. Некоторые были
отброшены сразу же: так, например, о "Москвиче"-2141 друзья-механики
из гаража сказали так: "Эта банка за первую же зиму сгниет так,
что тебе весной верхний багажник не на что ставить будет!" (литературный
перевод).
Прибавьте сюда еще и неудобство погрузки (нижняя створка багажника
не открывается), частые поломки, некачественные комплектующие
и запчасти и, наконец, вспомните, сколько "Москвичей" вы видели
жарким летом по обочинам дорог с характерным дымком из-под крышки
капота... В общем, с "Москвичом" мы единогласно решили не связываться.
Следующим кандидатом была старая добрая Волга - сарай ГАЗ-2402.
Но, к сожалению, она "кушала" столько бензинчика, что, по всем
расчетам, ездить на ней стоило дороже, чем на соседской "шестерке".
Да и относительно новую машину (младше 8-9 лет) найти не удавалось.
А почти во всех старых были либо откровенные поломки, либо многие
узлы и агрегаты в машине были настолько разболтаны, что гремели
на ходу.
Оставался на примете лишь ВАЗ, вот его краткое описание из объявления
в газете: ВАЗ-21043, 1991 года выпуска, пробег 30000 км.,
цвет черный, двигатель "троечный" 1.5 л., сиденья и салон - кожзаменитель,
часы, антикор, днище промазано мастикой изнутри и снаружи.
При осмотре было выявлено следующее: подсветка багажного и моторного
отсеков, огни заднего хода не работали; одна задняя пружина была
от ВАЗ-2105; не была оборудована ни иммобилайзером, ни сигнализацией;
глушитель немного прогнил, но еще не требовал замены; не было
ни шумоизоляции, ни антикора порогов и скрытых полостей дверей.
Несмотря на все эти маленькие поломки, семейный совет вынес окончательный
вердикт: берем. На первых порах после покупки ремонтироваться
было особо некогда, поэтому решили оставить эту "забаву" на потом.
Благо прогнивший глушитель особо не гремел. Отремонтировал лишь
фонари заднего хода. Оказалось, не работал тот датчик, что зажигает
их при включении задней передачи.
За зиму установил сигнализацию Excalibur, центральный замок,
поменял свечи зажигания (поставил Champion - на мой взгляд, лучшее
решение для ВАЗовской заднеприводной "классики"), поменял заводскую
высоковольтную проводку (к свечам) на американские силиконовые
провода желтого цвета, отлично зарекомендовавшие себя по безопасности,
износостойкости и надежности. Один раз ездил в автосервис чистить
карбюратор, после чего машина стала заметно "шустрее". Весной
поменял старое масло на новое отечественное. На этом работы по
благоустройству закончились до июля.
А в июле произошло нечто из ряда вон выходящее. Началось все
с того, что в одно прекрасное летнее утро, часиков этак в пять,
под окнами дачного домика вдруг взревела сигнализация любимой
четверки. Выйдя на улицу и осмотрев машину, ничего подозрительного
не обнаружил. Только лег спать - опять то же самое. Нажал на кнопку
брелока дистанционного управления. Машина затихла, а через минуту
- снова. Потом - еще раз. Пришлось идти и отключать сигнализацию.
На следующий день картина дополнилась легким дымком от аккумулятора,
с которого, кстати, пришлось снимать клемму. Причину ложного срабатывания
искали долго. А потом я вдруг увидел капельки воды в резиновом
поддоне аккумулятора. Вода эта оказалась ни чем иным, как "Тосолом"
(для чайников - охлаждающей жидкостью). Оказывается, за долгое
время эксплуатации патрубки, по которым тек "Тосол", растрескались
и стали пропускать жидкость. Она попадала на аккумуляторную батарею,
разряжая ее, а изменение заряда вызывало ложные срабатывания сигнализации.
Версия с "Тосолом" подтверждалась и тем, что когда я это заметил,
он уже просто откровенно выливался из прохудившихся патрубков
на землю.
Поменяв патрубки, беззаботно проездил еще 4 тысячи километров.
Наконец, подошел черед выпускной системы. Проезжая мимо довольно
высокого бордюра, я вдруг услышал гул. И понял, что это отражается
звук от окончательно проржавевшей от высоких температур выхлопной
трубы. Доехав до дачи, пришел к выводу, что менять ее надо как
можно скорее - гудело уже так, что доблестные инспекторы ГАИ могли,
как говорится, не понять. Нашел в сарае моток стеклоткани, которая
выдерживала высокие температуры, и обмотал в два слоя глушитель
в том месте, где он проржавел. Гудеть стало значительно меньше.
А пока собирался менять глушитель, проездил со стеклотканью аж
3 месяца...
Во время одной из весенних поездок на дачу в 1999 году, переезжая
через выступившую трубу, нагруженная машина сильно "чиркнула"
об нее глушителем. Все было ясно: старая "пятерочная " пружина
- не для ВАЗ-2104. Решил менять. Приехав в автосервис, зашел с
мастером в магазин. Мне предложили взять либо маркированные коричневым
цветом стандартные задние пружины, либо маркированные белым "усиленные".
От усиленных отказался - они поднимали ненагруженный автомобиль
так, что на кочках амортизаторы могли вылететь из своих стоек.
Поставил обычные пружины и не пожалел: они достаточно высоко подняли
"хвост" моего автомобиля.
Летом решил сделать антикор самостоятельно. Купил бутылку "Мовиля",
кисть, и, предварительно разбавив "Мовиль" растворителем, начал
обработку скрытых полостей. Двери вообще промазал, где только
можно - рамки, боковины, особенно нижнюю часть(до выштамповки)
изнутри и снаружи. На черной краске "Мовиль" не виден, а вот светлые
машины окрашивать так не рекомендую - высыхая, "Мовиль" желтеет.
На светлой краске это хорошо видно. Подняв домкратом правый борт,
заглянул под него. Смыв слой грязи, увидел что металлическая "юбочка"
на пороге, да и сам порог начали ржаветь. Пришлось отмывать и
окрашивать "Мовилем". То же сделал и с левым бортом.
Один раз, придя на стоянку, стал, как обычно, заводить машину.
Она не завелась. Вернее завелась, неровно поработала секунд 30
и заглохла. Ничего удивительного не было - я знал, что когда-нибудь
это случится. Подозрения сразу пали на свечи зажигания и карбюратор.
Свечи уже были старые, но я их регулярно чистил - удалял нагар.
Проверил - свечи были в порядке. Карбюратор... Прочищать его бесполезно
- стал засоряться слишком быстро. Решил купить новый. Друзья отговаривали
- дескать новые стали совсем плохие, намного хуже старых, нормальный
вообще найти почти невозможно... Но я все-таки купил. И не пожалел.
Установив карбюратор (кстати, оказалось, что менять его самому
совсем просто), проездил дня два и поехал на пункт проверки СО.
Надо было видеть глаза регулировщика, когда прибор на новом, совсем
не отрегулированном карбюраторе показал "норма"! Машина стала
шустрее, экономичнее, а главное, теперь я с гордостью завожу на
стоянке свою "четверку" с пол-оборота, в любую погоду. В отличие
от владельцев новых "Жигулей", которые смотрят удивленно-уважительно.
Прошло 5 лет с тех пор, как я купил ВАЗ-21043. Сейчас машина
"набегала" 100480 км. Не могу сказать, что за это время она не
доставила мне хлопот (читайте выше), но и особых проблем не было.
Сейчас я нередко вижу совсем новые "Жигули", которые хуже моей
"четверки". Так что, если уж покупать подержанную отечественную
машину, стоит подумать над ВАЗовскими вариантами. Пусть они не
очень комфортабельны и часто ломаются, но при желании и умении
и их можно довести "до ума" так, что вы получите удовольствие
от вождения даже старой машины.
П. Р.
Мы по-прежнему ждем от читателей подробных писем с
рассказами о ваших автомобилях. Опубликованные письма (фото
весьма желательны) будут оценены гонораром. Присылайте по
адресу редакции или электронной почте E-mail: postmaster@automarket.irkutsk.ru