"ПЯТЕРКА" НА "ПЯТЕРКУ"
Наверное, нет в России автомобильной газеты или журнала,
не ругающей продукцию российских автозаводов. И есть за
что! Но все же на общем фоне российского брака встречаются
и приятные исключения. Об одном из них - моем ВАЗ-21053,
я и хотел бы рассказать читателям "А+С".
Летом 1994 года я сдал на права и мне поскорее хотелось сесть
за руль. В это же время мой отец получил, наконец, возможность
купить машину. Тогда весь мой опыт общения с автомобилями равнялся
одному году загородной езды без прав на дедовском убитом "Москвиче".
Да и отец плохо разбирался в автомобилях. Поэтому при покупке
мы заручились технической поддержкой многочисленных родственников
и друзей. Они-то нам и посоветовали взять вишневую "пятерку" за
тогдашних 6,4 млн. рублей.
Автомобиль мне сразу понравился. Легкий в управлении, он оказался
еще и достаточно комфортным (естественно, по сравнению с дедовским
"Москвичом"). Правда, сразу заметили - мягкая на хорошем асфальте
подвеска пасует перед ямами и колдобинами.
Не буду описывать поведение машины на дороге, оформление салона
и прочее - это и так всем известно, а лучше расскажу о тех немногочисленных
поломках и неисправностях, которые случались с моей "пятерочкой".
Первым забарахлило рулевое управление. Поехав на техосмотр, я
не сумел пройти его, приговор - люфт. Сразу же пришлось менять
четыре вкладыша на двух рулевых наконечниках. Это не помогло.
Люфт хоть и уменьшился, но все равно при вращении руля слышались
характерные стуки. Тогда решил снять вал сошки и проверить состояние
втулок - сошка никак не снималась. В ход пошли молоток, зубило,
а потом и лом. Погнул брызговик, но сошку не снял. Пришлось искать
съемник. С ним деталь сошла с вала, как по маслу. Обе пластмассовые
втулки оказались изношенными почти до дыр. И это после 10 тысяч
километров пробега. Поменял втулки - люфт исчез. Но через некоторое
время опять появился, несмотря на то, что пыльники были целыми,
да и смазка присутствовала. Я все-таки думаю, что виной всему
качество изготовления пластмассовых деталей (вкладышей и втулок).
Они изнашиваются максимум тысяч за пять-шесть и периодически заменяются
новыми.
Зато расход масла от смены до смены равен нулю. И вообще, двигатель
спустя шесть лет и 50 тыс. км не перестает меня радовать. Автомобиль
с ним достаточно тяговит и динамичен. Кто-то наверняка скажет,
что 18 секунд до сотни и максимальная скорость в 145 км/ч по нынешним
меркам - показатели очень скромные, но мне с моим спокойным стилем
вождения этого вполне хватает. Я каждое лето езжу на машине на
Байкал и проблем со взятием прибайкальских сопок не испытываю.
Полностью загруженный ВАЗ-21053 с небольшим разгоном легко забирается
на 30- и даже 40-процентные подъемы.
Экономичность моей "пятерки" не выходит за рамки приличия - 8-10л/100
км. И все же был соблазн поставить вторую прокладку под головку
блока, чтобы автомобиль переваривал 76-й бензин. Но после того,
как "Нива" моего знакомого после такой переделки стала расходовать
20л/100 км, я от этой затеи отказался.
Система охлаждения отменно справляется со своей работой. При
поездках на Байкал в самые жаркие дни, когда столбик термометра
доходил до 30 градусов тепла, всего пару раз включался электровентилятор.
Спасибо и топливному насосу, из которого в зной не испаряется
бензин, не надо класть влажную тряпку или лить холодную воду,
как приходилось делать с "Москвичом".
На 25-й тысяче прогорела на изгибе выпускная труба. Возможности
заварить ее не было, и я обмотал место прогара асбестовой тканью,
а сверху стянул хомутом. Проездил так почти 500 км, пока знакомый
на сварочном автомате не залатал мне отверстие.
Зимой "пятерка" эксплуатируется не чаще двух дней в неделю. Хранится
она в неотапливаемом гараже, но заводится хорошо - за этим ревниво
следит карбюратор "Озон". На зиму шины МИ-166 размерности 165/70
13 меняются на шипованную резину фирмы Nokia модели Hakkapelitta
NR-08 той же размерности. Возникает закономерный вопрос: зачем
при такой редкой эксплуатации переходить на зимние, а тем более
шипованные шины? Дело в том, что каждые выходные приходится ездить
за 260 км в деревню и по дороге попадаются участки, состоящие
из голого льда. Так что без шипов никак не обойтись.
За все время эксплуатации тормозные колодки менялись два раза.
Пару раз подтягивался трос ручника. И все. Регулятор давления
задних тормозов не допускает блокировки колес, и, как следствие,
заноса задней оси. Торможение автомобиля легко контролируется
чуткой к нажатию на нее педалью.
Приведенные выше неисправности - все, что случалось с моим ВАЗ-21053
за шесть лет. Хотя нет, был еще один случай, скорее относящийся
не к этой рубрике, а к "Хронике дорожных проблем". Как-то раз
последним летом, выруливая назад, из-за "Нивы" не заметил Toyota
Vista и въехал своим левым задним крылом аккурат ей промеж фонарей.
Вышли с потерпевшим из машин, оценили урон. У Toyota была сломана
пластмассовая табличка Vista, находящаяся между фонарями, и замят
бампер. У меня помято крыло. Хозяин иномарки оказался на удивление
спокойным человеком: не кричал, не ругался, даже предложил рассрочку
на два-три месяца. Но я отказался. Тут же поехал в Иркутск искать
поврежденный шильдик. Нашел за 800 рублей, но, как потом выяснилось,
купленная табличка была с Vista 1992 г. выпуска, а "моя" датировалась
1993 г. Поменял. Следом оценили кузовные и покрасочные работы.
Получилось, что я нанес урон Toyota на 2500 рублей. Итого вышло
3300 рублей. Свою машину я отремонтировал за 1000 рублей. В ходе
ремонта узнал, что цвет "вишня" бывает двух оттенков и крыло мне
покрасили не тем. Перекрашивать я пока не собираюсь.
В итоге хочу сказать, что "пятерочка" по качеству изготовления
меня вполне устраивает, хотя я часто слышу от соседей по гаражу
или читаю такие новости: то коробка на 20 тыс. км полетит, то
двигатель на 30 тыс. км стуканет, то еще что-то. И все у машин
российского производства. А моей "классике" хоть бы что. Видимо,
во всех правилах бывают исключения.
С уважением, постоянный читатель "А+С", вод. уд.
38АН N 005951.
Мы по-прежнему ждем от читателей подробных писем с
рассказами о ваших автомобилях. Опубликованные письма (фото
весьма желательны) будут оценены гонораром. Присылайте по
адресу редакции или электронной почте E-mail: postmaster@automarket.irkutsk.ru