БЫЛЬ О "СВЯТОГОРЕ"
Проработав более десяти лет на Севере, я получил целевой
чек на покупку автомобиля. Как говорил Генри Форд: "Я могу
предложить вам любой автомобиль любого цвета, при условии,
что это будет черный Форд-Т", - так и я по чеку мог купить
лишь "Москвич"-2141 "Святогор". Но в отличие от клиентов
Форда, у меня был хоть какой-то выбор. Из двух двигателей
(1,6 л от вазовской "шестерки" и УЗАМ-3317 объемом 1,7)
я выбрал уфимский, наслушавшись рассказов о плохом качестве
мотора ВАЗ-2106. Была возможность и выбора по цвету. Я приобрел
светло-бежевый "Москвич". Покупка состоялась осенью 1998
года, если бы я покупал за деньги, машина обошлась бы мне
в 64 тыс. рублей. В багажнике нашел баллонный ключ, домкрат
и передние брызговики. Ни насоса, ни инструментов там не
оказалось.
Говорить о кардинальном изменении внешнего вида "Святогора" по
сравнению со стандартным 41-м "Москвичом", не приходится. Обновилась
лишь головная оптика решетка радиатора да крышка капота. Но благодаря
этому "Святогор" в анфас выглядит более агрессивно. В основном,
это заслуга немецких фар. В подобном же агрессивном стиле хотелось
бы видеть и заднюю часть кузова. Но, видимо, денег, а может, и
желания у завода на это уже не хватило.
В салоне все гораздо хуже. Морально устаревшая панель с шероховатым
твердым пластиком и тонким в сечении рулем досталась "Святогору"
от предшественника. Радуют только сиденья с неплохой боковой поддержкой
и удобная рукоятка рычага КПП. Остальное же оформление салона
убого и некачественно. Вместе с тем салон очень просторен как
по ширине, так и по длине. На заднем сиденье свободно размещаются
трое взрослых. Места в плечах им вполне хватает, а колени не упираются
в передние сиденья. Багажник также достаточно объемный, но погрузку-выгрузку
затрудняет слишком высокий его порог.
Динамика 85-сильного уфимского двигателя меня устраивает. Уверенное
трогание и ровный набор оборотов: не чувствуется ни провалов,
ни каких-то подхватов. При активной езде мотор лучше держать в
режиме от 4000 до 6000 об./мин. (в этом диапазоне он неплохо раскручивается).
За весь период эксплуатации УЗАМ не создал мне абсолютно никаких
проблем. В этом и моя заслуга: масло меняется по сезону, все фильтры
промываются вовремя, клапаны регулируются через каждые 10 тысяч
километров.
Огорчает расход топлива. По сравнению со своими вазовскими аналогами
"Святогор" потребляет чересчур много бензина - 9-12 л/100 км.
Разочаровала и подвеска. На 7-й тысяче застучал левый задний амортизатор,
правый обильно "потел". Поменял их на амортизаторы Monroe. Передние
стойки прожили гораздо дольше. Первые признаки неисправности появились
только к 60-ти тысячам км, после чего они проходили еще около
двух тысяч. Заменил опять же на Monroe, комплект обошелся мне
в 1800 руб. Уже после установки задних стоек Monroe машина стала
гораздо мягче, удары и толчки при проезде неровностей не передаются
на кузов, а успешно гасятся задней подвеской. Теперь же, когда
"Святогор" полностью перешел на бельгийские амортизаторы, появился
следующий эффект: при достижении скорости 100 км/ч автомобиль
как бы поднимается над дорогой и все ямы и ухабы проглатываются
им без пробоев ("Больше скорость - меньше ям"). К тому же, подвеска
до -38°С (большие морозы "Святогор" еще не видел) не утрачивает
свою упругость, тогда как на родных стойках при такой температуре
машина превращалась в табуретку. Кстати, задние амортизаторы чувствуют
себя очень хорошо и не требуют замены, несмотря на то, что они
прошли уже 71 тыс. км. Также в задней подвеске менялись на 55-й
тысяче км шаровые опоры, а через некоторое время пришлось заменить
передние сайлент-блоки.
С тормозами тоже не все ладно. Усилитель и главный тормозной
цилиндр фирмы Lucas обеспечивают приемлемую эффективность, но
управлять замедлением неудобно. Рабочий ход педали очень мал,
и оттого усилие на ней приходится дозировать с ювелирной точностью.
Зато проблем с качеством деталей не возникало. Усилитель Lucas
в отличие от родного, изготовляемого в Кинешме, не грешит негерметичностью
уплотнений и малой надежностью мембраны. В нем не скапливается
тормозная жидкость, как это было у меня на 412-м, 40-м и 41-м
"Москвичах".
Претензий к рулевому управлению и трансмиссии нет. Руль достаточно
легок, в то же время информативен и наполнен реактивным действием.
Ходы рычага КПП небольшие, особенно если сравнивать с предшественником.
Включаются передачи четко и с минимальным усилием.
Зимой выявилось действие на мотор холодного встречного потока
воздуха: даже при небольших морозах (около -10°С) он не давал
двигателю прогреться до рабочей температуры. Хотя все щели за
фарами, решеткой радиатора и сам радиатор я плотно закрыл картоном.
Объясняю зто тем, что "москвичевский" алюминиевый блок двигателя
в отличие от чугунного (например, "жигулевского") обладает большей
теплопроводностью и меньшей теплоемкостью. Да и остывает УЗАМ
после остановки очень быстро. Пускается в холодное время он тоже
неохотно. Это огорчает меня больше всего. Я работаю таксистом
и использую машину практически каждый день в любую погоду (этим
объясняется пробег за неполных два года - почти 30 тыс. км. ),
при этом оставляя ее часто не в теплом гараже (он слишком далеко),
а на стоянке рядом с домом. Автомобиль заводится мучительно долго.
Плохо помогает даже моторное масло Shell Helix Ultra с вязкостью
по SAE 5W-40, которым я балую машину только зимой.
Салон в морозы прогревается плохо. Из-за этого пришлось в дополнение
к штатной печке поставить электрообогреватель, который я закрепил
в ногах переднего пассажира. Теперь даже при температуре за бортом
-30°С в салоне можно сидеть в одной рубашке. Летом же меня преследует
другая напасть. При движении от переднего щитка и передней части
пола исходит так много тепла, что не помогают ни опущенные стекла
дверей, ни вентилятор отопителя.
Первая зима выявила ряд конструктивных минусов. Так съемный пластмассовый
щиток на бампере, закрывающий переднюю часть двигателя отвисает
вниз настолько, что при движении застрявшей машины задним ходом
загребает снег и быстро отрывается. Я притянул его задний край
к балке, закрепив в трех точках самодельными скобками на винтах-саморезах.
Нельзя мириться с тем, что большие окна в брызговиках моторного
отсека, через которые проходят рулевые тяги, не закрыты. Пыль,
грязь, щебень и соль, летящие из-под передних колес, попадают
прямиком в моторный отсек.
Как-то раз, не справившись с управлением, я улетел в кювет. Снега
по колено, машина встала намертво кормой к дороге. Поймал "уазик-санитарку",
начали цеплять трос, а сзади не за что - буксирная проушина только
впереди. Пришлось на свой страх и риск цеплять за балку заднего
моста.
И таких недоработок много. Но все же автомобиль меня устраивает.
Ходовые качества приемлемые, все узлы и агрегаты легко доступны
и просты в ремонте. Двигатель с коробкой, я думаю, отходят еще
немало, так что серьезные затраты будут у меня не скоро. А если
учесть, что "Святогор" не дорогой в эксплуатации, то другой такой
машины просто не найти.
С уважением, постоянный читатель
"А+С", док. Х111-СТ N 510588.
Мы по-прежнему ждем от читателей подробных писем с
рассказами о ваших автомобилях. Опубликованные письма (фото
весьма желательны) будут оценены гонораром. Присылайте по
адресу редакции или электронной почте E-mail: postmaster@automarket.irkutsk.ru