ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ - К ЗВЕЗДАМ
Автомобиль всегда был моей мечтой. Даже в детстве я
мог часами просто смотреть на дорогу, лишь бы по ней двигались
машины. Пределом мечтаний была, что для начала 80-х естественно,
черная "Волга", правда, тогда это казалось несбыточным.
Может потому, в отличие от других пацанов, непременно желавших
быть космонавтами или летчиками, я мечтал стать таксистом.
Забегая вперед, скажу, что мечта моя осуществилась. Но обо
всем по порядку.
Год 1993-й стал временем отсчета моего автомобилистского
стажа. Поздней осе- нью, подкопив деньжат и заняв недостающее
у друзей, я купил 7-летний "Москвич-412". Состояние покупки
было удручающим, что не мешало мне быть безмерно счастливым. У
каждой медали есть две стороны, так вот "412-й" своей убитостью
помог разобраться в конструкции автомобиля. Капитальный ремонт
двигателя, замена трамблера, стартера, ремонт коробки передач,
ремонт замков всех дверей, ремонт отопителя, дворников... Список
можно множить и множить. Все работы делались "на коленке" на пару
с отцом -водителем-профессионалом, так что опыт я приобрел огромный.
При всех наших усилиях автомобиль заводился плохо, тормозил как
придется, и казалось - никакая сила не могла заставить его работать
исправно. Любовь зла, полюбишь и козла, вернее "калеку" (именно
так в народе кличут продукцию АЗЛК), поэтому о первом, пусть и
не таком приятном опыте владения автомобилем, у меня остались
только хорошие воспоминания. Как первый автомобиль "Москвич" допустим
- позволяет приобрести технические навыки, стукнешь, поцарапаешь,
уронишь что-нибудь на капот, не впишешься куда-нибудь - не жалко.
Как
часто бывает, доведя "Москвич" до более-менее приемлемого состояния
(насколько это возможно), я решил его продать. Доплатив вполне
приличную сумму, купил трехлетний ВАЗ-21053 с двигателем
1500 куб. см. До сих пор вспоминаю свою первую поездку на этой
машине - после "Москвича" "пятерка" показалась мне верхом технического
совершенства и комфорта. Что же, все познается в сравнении. На
"пятерке" мне удалось обнаружить только одну неисправность - некондиционную
верхнюю шаровую опору. Машина оказалась послушной, прекрасно заводилась
зимой, не поглощала масло (между заменами через 5 тыс. км. доливать
его не пришлось). Со временем пришло понимание недостатков - прежде
всего теснота (с моим ростом 196 см) на водительском месте. Другая
неприятность - неустойчивая работа двигателя на холостом ходу
- он постоянно вздрагивал, сотрясая машину. Досконально проверив
мотор, видимой неисправности не нашел. В целом машина мне понравилась,
да и от трехлетки с пробегом 60 тыс. км при правильной эксплуатации
вряд ли стоит ждать неприятных сюрпризов.
На
следующий год я уже стал владельцем нового ВАЗ-2107, отличавшегося
от прежней модели наличием 5-ступенчатой трансмиссии. Вопреки
логике, автомобиль меня разочаровал. 5-ступенчатая коробка позволила,
не крича, разговаривать в машине на скоростях 110-120 км/ч, но
при этом совершенно отказывалась тянуть на подъемах, особенно
при полной загрузке. Уже на третьей тысяче километров скончался
тахометр, хотя в целом панель приборов понравилась. Отъездив на
семерке год, больших отличий от езды на ВАЗ-21053 не нашел. А
вот чем объясняется существенная разница в цене на машины, понять
не могу.
В 1996 году сбылась мечта моего детства - избавившись
от "семерки", купил почти новую (год выпуска 1994) "Волгу" ГАЗ-31029
в, на первый взгляд, безупречном техническом состоянии (о чем
свидетельствовала цена на машину в 45 млн. руб., тогда как новая
стоила всего на десять миллионов дороже). Первое впечатление -сильный
шум в салоне от работы двигателя, при росте скорости он уже доминирует
над всеми прочими звуками. Плохая управляемость, почти как в ЗИЛ-130
-все время приходится подруливать. С другой стороны, преимущества
"Волги" над "Жигулями" неоспоримы - порадует своими размерами
салон, человек с моим ростом комфортно чувствует себя на месте
водителя. Размер багажника после эксплутации тольяттинской продукции
кажется едва ли не запредельным. Ну и, конечно, выдающаяся плавность
хода - традиционный плюс "Волг". Появившийся сзади стук удалось
исправить заменой верхних подушек задних амортизаторов, причем
износ был такой большой, что я понял -со спидометра скручена не
одна тысяча километров. Дальше - больше. Двигатель стал перегреваться
в теплую погоду (покупал-то я машину зимой), а в один прекрасный
момент заперебоил и зачихал на всех оборотах. Попытка разобраться
выявила сразу 4 неисправности. Прогорела прокладка впускного коллектора.
Даже после замены работать нормально он отказывался наотрез. Дальнейший
поиск неисправностей привел к конденсатору, расположенному внутри
трамблера - оказалось, что проводок отошел от крепления. Даже
после устранения этой неисправности нормальной работы мотора добиться
не удалось - двигатель работал неровно и постоянно перегревался.
Замер компрессии показал необходимость ремонта поршневой группы.
Я был в шоке. Как показало "вскрытие", двигатель был элементарно
"вскипячен", но даже после капремонта ощутимых положительных изменений
не произошло. В конце концов выяснилось, что причина постоянных
перегревов
- почему-то запаянные еще на заводе больше половины трубок радиатора.
Тем не менее к продукции ГАЗа я продолжал относиться уважительно,
списывая все беды на предыдущую варварскую эксплуатацию. Тем не
менее машину я продал. Чтобы купить новую "Волгу".
Чтобы опять не нарваться на случайный экземпляр,
вместе с отцом решили ехать в Нижний Новгород - вот где достойный
выбор. Прибыли в российский Детройт ранним утром, а уже к обеду
подыскали, что нам надо - белую "Волгу" ГАЗ-3110 с двигателем
90 л. с. и тонировкой. Несмотря на то, что девиз фирмы (она располагалась
в павильоне "Нижегородской ярмарки") был "Покупка за 30 минут"
у нас она растянулась на несколько часов - осмотр на эстакаде,
устранение течи из бензопровода, шприцевание резьбовых соединений,
залив ТАД-17 в коробку передач (его там не оказалось совсем!),
тотальная протяжка. В последний момент обнаружили, что не горит
ближний свет. Устранение пустяковой неисправности затянулось на
4 часа, за это время в фирму были возвращены две "Волги" с серьезными
неисправностями - их владельцы действительно покупали машины за
30 минут.
Пять тысяч километров от Нижнего Новгорода до Ангарска
мы преодолели по дорожному атласу за 3 дня и 5 часов, останавливаясь
только перекусить и заправиться. Ни одной неисправности в дороге
не обнаружено. Сейчас на спидометре машины 35 тыс. км., позади
остались поездки на Байкал, перевозка тяжелых грузов в багажнике
и в прицепе. Своевременное обслуживание узлов и агрегатов, замена
масла - единственные оказанные "Волге" почести. За все время отказов
в работе не было. Мотор практически не потребляет масло (что нехарактерно
для двигателя ЗМЗ-402). Досаждает подвывание подшипников передних
ступиц, туго затянутых, видимо, еще на заводе. Просадка задних
рессор впечатляет - при посадке четырех пассажиров "Волга" скребет
брызговиками об асфальт, необходимо их усилить. Управляемость
ГАЗ-3110 на порядок выше, чем у ГАЗ-31029, что связано (по моему
мнению) с низкопрофильными шинами, потому как других изменений
в рулевом управлении на ГАЗ-3110 нет. Радуют глаз новая панель
и отделка салона, удобны сиденья, да только их уже не разложишь,
как на 29-й, спинки намного выше. В общем, при очень бережном
отношении эксплуатировать машину можно. При стоянке в холодном
гараже зимой двигатель пускался даже после месячного перерыва.
Существенный недостаток только один - "холодная" печка.
Отдав "Волгу" отцу, два года назад я купил Toyota-Mark
II 1993 года выпуска, турбодизель 2LT. И тут наступило прозрение!
Сравнивать этот автомобиль с "Волгой" (при сопоставимой тогда,
да и сейчас цене) просто неуместно. Комфорт, приемистость, скорость,
мощность, экономичность (8 л д/топлива по городу) - одни эпитеты.
За 8 месяцев и 15 тысяч пробега автомобиль ничем не себя запятнал.
Ничего, кроме замены масла, топливного и масляного фильтров, я
с ним не делал. В общем одни достоинства, а быть водителем или
пассажиром - просто удовольствие. Даже при скорости 160 км/ч водитель
чувствует себя за рулем уверенно и спокойно. Поведение автомобиля
с автоматической КП легко прогнозируемо. Единственное, что подвигло
меня на последующий обмен - желание прибавить ко всем прочим достоинствам
автомобиля еще и всепроходимость.
Так
в прошлом году я стал обладателем Toyota-Surf 1990 года
выпуска, турбодизеля с объемом 2,5 л со всякими прибамбасами и
широченной резиной. Едва ли не идеальное состояние кузова и днища.
Машина, бесспорно, очень красива. Поражает проходимость - я сразу
испробовал ее на снежной целине. Люк в крыше, шикарная магнитола
только прибавляет комфорта. Двигатель, аналогичный стоявшему на
Mark II, практически не знает трудностей на всех режимах работы.
Раскладные задние сиденья, превращающие автомобиль в сплошной
диван - мечта всех людей, любящих поездки на природу. При поездке
на автомобиле летом на Байкал я оценил и "диван", и проходимость
Surf. Он уверенно полз по глубокой грязи, утопая почти до подножек.
Это непередаваемое ощущение - двигаться на автомобиле там, где
никто проехать не решится. В итоге мы отдыхали в прекрасном месте
абсолютно одни, при перенасыщенности отдыхающих по соседству в
п. Мурино - они приехали на обычных легковушках. Доставил неприятность
один привод переднего колеса - хрустел при поворотах. После замены
хруст прекратился. Традиционная замена масла и фильтров - весь
перечень ремонтных работ на автомобиле, который до меня уже два
года эксплуатировался в Ангарске, а после этого отъездил еще 10
тысяч километров. Никаких нареканий к работе двигателя, АКП и
других механизмов нет. Самый главный недостаток Toyota Surf с
двигателем 2LT (V 2,5 л) - маленькая мощность, ее хватает, чтобы
автомобиль двигался по прямой с максимальной скоростью 120 км/ч.
При поездках по байкальским горам иногда приходилось ставить АКП
на L (пониженная передача). О скорости на такой дороге говорить
не приходится. Это и стало отправной точкой обмена на Toyota
Cresta 1993 г. вып., с очень мощным двигателем 1JZ (V 2,5
л, бензин). Но поскольку обмен только состоялся, о машине говорить
еще рано, хотя ясно, что "японец" вряд ли преподнесет мне сюрпризы.
С уважением, Сергей СТУПИН. Ангарск.
Мы по-прежнему ждем от читателей подробных писем с
рассказами о ваших автомобилях. Опубликованные письма (фото
весьма желательны)будут оценены гонораром. Присылайте по
адресу редакции или электронной почте E-mail: postmaster@automarket.irkutsk.ru
"Автомаркет+Спорт" №6 18.02.00