ВАЗ-2111 "ДЕСЯТКА" С ПЛЮСОМ
Наш отечественный автомобилист давно питает особую
любовь к универсалам. Вспомним, каким успехом у нас в свое
время пользовался "Москвич-2137", вазовские "двойка" и "четверка".
Однако запуская в свое время семейство переднеприводных
"Самар" ВАЗовцы (именно их универсалы сегодня занимают 9/10
отечественного рынка) почему-то не задумались о модификации
"вагон". Таким образом, отечественных машин с передним приводом
и кузовом универсал до недавнего времени не было. Пока в
серию не пошло новое десятое семейство, в золотой серединке
которого, между седаном ВАЗ-2110 и хэтчбеком ВАЗ-2112, занял
место универсал ВАЗ-2111.
Наш
отечественный автомобилист давно питает особую любовь к универсалам.
Вспомним, каким успехом у нас в свое время пользовался "Москвич-2137",
вазовские "двойка" и "четверка". Однако запуская в свое время
семейство переднеприводных "Самар" ВАЗовцы (именно их универсалы
сегодня занимают 9/10 отечественного рынка) почему-то не задумались
о модификации "вагон". Таким образом, отечественных машин с передним
приводом и кузовом универсал до недавнего времени не было. Пока
в серию не пошло новое десятое семейство, в золотой серединке
которого, между седаном ВАЗ-2110 и хэтчбеком ВАЗ-2112, занял место
универсал ВАЗ-2111. Первое знакомство иркутян с этой машиной состоялось
три года назад, когда тольятинцы организовали пробег "От Байкала
до Ладоги". Когда весь автокараван прибыл во двор нашей редакции,
именно универсал вызвал наибольший интерес просвещенной публики.
С недавних пор автомобиль можно свободно купить в Иркутске - дилер
ВАЗа фирма "Лада-Брокер" предлагает его по цене около 130 тыс.
рублей ($4500). Именно "Лада-Брокер" и предоставила автомобиль
нам на тест.
ЕДИНСТВО И БОРЬБА ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ
Споры
вокруг внешности родоначальницы нового семейства ВАЗа - десятой
модели, до сих пор не утихают. Плюс - она оригинальна и легко
узнаваема - часто оборачивается минусом: уж слишком у машины противоречивый
дизайн, такой, что злые языки прозвали ее "беременной антилопой"
(хотя образ спорен - припухлость у коренной жительницы саванн
и степей в предродовой период вовсе не там, где у "десятой" модели).
Традиционно универсал на базе седана смотрится менее гармонично.
В нашем случае все наоборот - "одиннадцатая" получила столь необходимый
цельный образ (так не достающий "десятке") - как будто не универсал
создавался на базе седана, а наоборот. Рискну назвать ВАЗ-2111
самым гармоничным по дизайну российским автомобилем (хотя уверен
- многие с этим не согласятся).
Наш знакомый оказался ослепительно белого цвета,
который, опять же в отличие от многих других моделей, ему весьма
к лицу. Сразу оговоримся - мы не будем сравнивать "одиннадцатую"
с иностранными автомобилями, некорректно это, с другой стороны,
и среди отечественных марок автомобилей у ВАЗовской продукции
нет конкурентов. Так что тезис "все познается в сравнении" мы
в данном случае "выведем за скобку".
Уже
беглый внешний осмотр выявил традиционные для отечественного автомобиля
перекосы и неравномерности в зазорах кузова, например, у задней
двери слева проем миллиметров 6, а справа - в два раза меньше.
Будем надеяться, что в дальнейшем к перекосу двери это не приведет,
а со временем ставшая вечной детская болезнь исчезнет. Видимо
отношение к качеству выпускаемой продукции в Тольятти если и меняется,
то слишком медленно.
Нижнюю часть кузова опоясывает эффектная черная
полоса, с которой удачно гармонируют такого же цвета черные дверные
ручки и лееры на крыше (предназначенные для крепления багажника),
форма и углы наклонов которых сочетаются с обводами кузова. Показалось
- будь окрашены в черный цвет стойки кузова и дверей, автомобиль
бы выглядел еще гармоничней.
Подобие
спойлера со встроенным стоп-сигналом устанавливается уже в базовой
комплектации - мелочь, а приятно. Причем, по сравнению со многими
другими автомобилями, этот элемент не режет глаз, как и единый
блок светотехники в задней части кузова - сплошная полоса из фонарей
и световозвращателей. Показалось, что в заднем бампере дублируются
сигналы поворотов, оказалось - бутафория: катафоты.
Впереди, в отличие от примелькавшейся десятки,
изменений немного - разве что в блок-фарах по две лампы - отдельно
на ближний и дальний свет. Вообще зрительно автомобиль смотрится
куда длиннее седана. При сравнении технических характеристик обнаруживаем
незначительную разницу в 2 см (грузоподъемность выше на 25 кг.,
вес на 20 кг. больше)
ВНУТРИ
Подъем
крышки капота напугал своей резвостью - оказалось, теперь его
механизм базируется на газовых упорах. Правда, под капотом изменений,
по сравнению с преснопамятной девяткой, немного - тот же хорошо
знакомый "восемьдесят третий двигатель" и творческий простор вокруг
(кондиционер, гидроусилитель руля тут подойдут весьма кстати).
Бросается в глаза увеличенная площадь системы впуска и непривычная
форма воздушного фильтра - автомобиль оборудован системой распределенного
впрыска. Для уменьшения уровня шумов крышка капота и передняя
панель получили шумопоглощающий материал. Передний брызговик содержит
следы коричневых потеков - оказалось, от заводской антикоррозионной
обработки.
Посадка
вполне обычна для вазовских моделей. Традиционно: педали сцепления
и тормоза расположены слишком близко, а газа - слишком глубоко,
маловато расстояние между тормозом и панелью тоннеля. В большой
по размерам или неудобной обуви запросто можно зацепить пару педалей,
причем в разных сочетаниях. Для того, чтобы разнести педали на
удобное расстояние, достаточно было принести в жертву имеющуюся
педаль для отдыха левой ноги.
Передние сиденья также традиционно для вазовской
продукции неудобны. Хотя положительные сдвиги есть - изменены
размеры, форма и угол наклона подушек, бедро теперь полностью
умещается на подушке. Сиденья с удовлетворительной боковой поддержкой
регулируются по углу наклона спинок и вперед-назад, так что водитель
ростом до 180 см легко найдет удобное положение. Панель приборов
при базовом положении руля легко читаема. Сам руль регулируется
по углу наклона и довольно интересен по дизайну, мягок на ощупь,
но показался маловат в сечении, что легко поправить с помощью,
к примеру, кожаной оплетки.
Сзади двум пассажирам будет достаточно вольготно
(в том числе и их ногам), в отличие от переднего - он может отыграть
жизненное пространство только за счет сидящего за спиной.
Как известно, на автомобили десятого семейства
впервые среди отечественных автомобилей устанавливается штатная
климатическая установка, под ней на "бороде" блок контрольных
ламп - закрытия замков дверей, уровня масла в картере двигателя,
количества жидкости в системе охлаждения и бачке омывателя, износа
тормозных колодок - весьма полезно. Недалеко от замка зажигания
мигает огонек штатного иммобилайзера. Не поднесешь брелок к индикатору,
машина откажется заводиться. В комплекте три брелока: один сервисный
(кодировать автомобиль несложно) и два повседневных. На случай
утери брелока возможно запустить двигатель в расчете на одну поездку,
правда, сделать это, судя по инструкции по эксплуатации, под силу
разве что профессиональному угонщику.
ПОЕХАЛИ
На
поворот ключа двигатель отзывается умеренным звуком и легкой вибрацией.
Педаль сцепления оказывается удивительно легкой. Попытка тронуться
с места вызывает резкий скачок стрелки тахометра и не более того
- летние шины, гололед и приличный крутящий момент на колесах,
несмотря на аккуратную работу педалями, приводят к пробуксовке.
Выбираемся на чистый асфальт. Разгон - уверенный
и ровный, переключение передач мягкое и четкое, а вот ходы рычага
великоваты - обычное "девяточное" поведение. При включении второй
передачи кисть руки шоркает по подушке сиденья - неприятно. Впрочем,
поправимо - механизм переключения регулируется, правда, для этого
придется заглянуть под автомобиль. Рукоятка рычага напоминает
"девяточную", мне по душе больше "кругляшок" с первых ВАЗов.
Изменен алгоритм включения задней передачи - теперь
надо нажать на рычаг вниз, а потом на себя и вперед. С таким алгоритмом
заднюю и первую не перепутаешь, как бывало на "Самарах".
Город остался позади, можно проверить автомобиль
на динамические качества. Вопреки ожиданиям, ВАЗ-2111 легко устремляется
вперед, и вот уже стрелка спидометра достигла отметки 140 км/час.
Никаких навязчивых звуков в салоне при таких скоростях не обнаружено
- ни рева глушителя, ни воя трансмиссии, только слышно, как напряженно
работает двигатель, да подвеска спокойно отрабатывает все неровности
на асфальте. Сказалась и дополнительная шумоизоляция - даже на
высоких скоростях кричать в автомобиле не требуется.
Очень понравилась подвеска - с такой плавной, мягкой
ездой на отечественных автомобилях встречаться еще не приходилось.
Автомобиль не раскачивается даже на волнообразных неровностях.
Зато совсем не располагает к спортивному прохождению поворотов
- крены кузова автомобиля достаточно велики.
Двигатель может простить ошибку в выборе передачи,
хотя недовольство излишним напряжением выкажет. Пятая передача
вряд ли пригодится в городе, зато на трассе ее можно смело включать
при 70 км/час (разве что на затяжных байкальских подъемах не выдержит).
А теперь попробуем затормозить. Замедление достаточно
уверенное и легко прогнозируемое, несмотря на небольшой ход педали
и незначительное усилие на нее. Тормоза довелось испробовать и
в условиях, близких к боевым. На светофоре на Байкальской в последний
момент (видимо, вспомнив об ответственности за новый автомобиль),
решил затормозить на мигающий зеленый - визг покрышек (летних!)
и автомобиль встал, как вкопанный, чуть-чуть заступив за воображаемую
линию перекрестка к явному неудовольствию представителя дилера,
настоявшего на замене "пилота".
Порадовал отопитель: несмотря на стоявший мороз,
в салоне было тепло, а стекла от четырех сидящих в нем не запотели.
Вот только отопитель шумноват, особенно на первом и втором режимах,
при автоматической поддержке заданной температуры можно назвать
шум, исходящий от него, умеренным.
Замеченные вентиляционные отверстия в панелях задних
дверей привели к естественной вытяжке воздуха в районе задних
сидений, в результате голова сидящих сзади была в тепле, а ноги
замерзли. При выходе из автомобиля обратили внимание на четкую
работу дверей, но закрывая всетаки надо приложить умеренные усилия.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА
Пятую
дверь можно открыть как снаружи ключом, так и изнутри рычажком.
Поднимается она на высоту 180 см. над уровнем земли, что некоторым
может показаться не слишком удобным. Зато порадует шириной дверной
проем и достаточно низкая погрузочная высота. И спинка, и подушка
заднего сиденья складываются в пропорции 1:2. В результате получаем
вместительный фургон, куда запросто войдут и не один телевизор
или холодильник. Как роскошь можно признать ковролин в багажнике
- первое время поневоле будешь осторожнее сгружать сюда картошку
или рассаду, но это быстро пройдет.
Под полом багажника традиционный вазовский набор
- запаска, домкрат, ключи, насос и герметик для шин. Вокруг еще
достаточно места для различной мелочевки.
И
напоследок отметим прекрасную обзорность универсала - как вкруговую,
так и посредством зеркал. При маневрировании задним ходом можно
впритык подъезжать к препятствию - габариты автомобиля чувствуются
великолепно.
Автомобиль, без сомнения, повторит успех своих
предшественников -"двойки" и "четверки". На нем хоть куда - на
работу, на охоту, на рыбалку, на дачу. Этакий работяга в элегантном
костюмчике. В общем, универсал во всех смыслах.
ЧТО В ПЕРСПЕКТИВЕ
Более мощная модификацая - ВАЗ-21113 с шестнадцатиклапанным
двигателем и усиленными тормозами уже сходит с конвейера. Ожидается
и появление полноприводного варианта - этакого отечественного
Subaru Legaсy Outback. Правда, цена такой, достаточно сложной
конструкции, будет на треть больше, чем представленного переднеприводного
варианта.
Н. РУДЫХ. Фото С. ПОДБЕРЕЗКИНА.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
|
КУЗОВ
|
Тип, материал |
универсал, несущий, сталь |
Количество дверей/мест |
5/5 |
ДВИГАТЕЛЬ
|
Тип |
бензиновый с распределенным впрыском |
Расположение |
поперечно |
Количество и расположение цилиндров |
4 в ряд |
Рабочий объем, куб. см |
1499 |
Количество клапанов на цилиндр |
2 |
Диаметр цилиндра х ход поршня, мм |
82х71 |
Степень сжатия |
9.9 |
Максимальная мощность, кВт (л. с.) при об./мин |
51.5 (70)/4800 |
Крутящий момент, Н.м |
|
при об./мин |
120/2800 |
СЦЕПЛЕНИЕ
|
Тип |
однодисковое, сухое с диафрагменной пружиной |
Привод |
тросовый беззазорный |
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ
|
Тип |
механическая, пятиступенчатая с блокировкой
включения |
|
заднего хода, в блоке с главной передачей |
Привод |
на передние колеса |
РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ
|
Тип |
реечное |
Рулевая колонка |
регулируемая по углу наклона |
ТОРМОЗА
|
Привод |
гидравлический с вакуумным усилителем |
Тормозные механизмы:
|
передние |
дисковые |
задние |
барабанные |
КОЛЕСА
|
Диски |
стальные штампованные |
Размер шин |
175/70 R13 |
РАЗМЕРЫ, ВЕС, ОБЪЕМ
|
Длина х ширина х высота, мм |
4285х1875х1480 |
База, мм |
2492 |
Колея (передняя/задняя), мм |
1400/1370 |
Снаряженная масса, кг |
1030 |
Полная масса, кг |
1530 |
Масса буксируемого прицепа:
|
не оборудованного тормозами, кг |
400 |
оборудованного тормозами, кг |
800 |
Объем топливного бака, л |
43 |
Объем багажника, л |
450/750 |
ДИНАМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
|
Максимальная скорость, км/ч |
165 |
Время разгона до 100 км/ч, сек |
14 |
РАСХОД ТОПЛИВА, л/100
км
|
при 90 км/час |
5.5 |
при 120 км/час |
7.3 |
в городском цикле |
8.8 |