Новый русский универсал
Отечественные
автостроители до недавних пор не очень-то баловали потребителей
разнообразием модификаций - в лучшем случае это были небольшие
вариации на тему двигателей. Ситуация несколько изменилась к лучшему
с появлением 10-го семейства, которое комплектуется принципиально
разными моторами - как простеньким 8-клапанным, так и более современным
16-клапанным с непосредственным впрыском топлива. Чаще всего последним
оснащают хэтчбек ВАЗ-2112 ("А+С", N 7/2000), чуть реже седан ВАЗ-2110,
и уж совсем редко (пока) универсал ВАЗ-2111. Тем не менее найти
в продаже последнюю модификацию можно без проблем, по крайней
мере, в иркутской фирме "Лада-Брокер", где мы взяли машину на
экспресс-тест, она есть на торговой площадке.
ЦЕПНАЯ РЕАКЦИЯ
Вообще-то
с ВАЗ-2111 мы читателей уже знакомили ("А+С" N 28/2000), с одной оговоркой
- то была базовая версия с обычным "восьмерочным" мотором. Новая модификация,
носящая индекс 21113, серьезно отличается от базовой версии - как по
комплектации, так и по цене, и в первую очередь тем, что на нее устанавливается
шестнадцатиклапанный двигатель с фазированным распределенным впрыском,
отвечающий по токсичности жестким нормам Euro-2, о чем свидетельствует
гордый шильдик на пятой двери (соседний - 16V - для российского автомобиля
не менее экзотичен).
Двигатель
заслуживает того, чтобы на нем остановиться отдельно, пока же о сопутствующих
мелочах. При внешнем осмотре замечаешь увеличенные размеры колес - теперь
они диаметром 14 дюймов, автомобиль внешне от этого только выиграл.
Установка таких колес продиктована не только эстетическими соображениями
- такой посадочный размер требуют новые увеличенные вентилируемые тормозные
диски. Опять же, последние появились как следствие увеличения мощности
двигателя.
В
салоне изменений не так много, хотя они заметны - немного увеличились
в размерах центральные дефлекторы отопителя, рукоятка, отвечающая за
распределение потоков, теперь перемещается в горизонтальной плоскости.
Показалось - эффективность работы отопителя чуть увеличилась при снижении
шумового сопровождения. Режимов рабо ты отопителя теперь четыре - автоматический
и три ручных. Первый из ручных можно признать оптимальным - минимум
шумов при хорошей теплоотдаче, третий будет использоваться скорее как
экстремальный - как по выбросам теплого воздуха, так и по звуковому
сопровождению. Увеличение эффективности отопителя связано и с установкой
нового, с большей теплоотдачей радиатора, которым теперь комплектуются
все машины семейства. В эффективности отопителя мы убедились: на нашем
тесте уличная температура была около 20 градусов мороза, в салоне и
на окнах на холод не было и намека, несмотря на частые остановки с проветриванием
салона и дыхание трех пассажиров. Автоматический режим упрямо поддерживал
заданную температуру, подтверждая свое усердие шумом вентилятора. Показалось,
что ВАЗ наконец озаботился качеством пластика панели приборов - разные
детали не отличаются друг от друга, стыки аккуратные, хотя фиксация
дефлекторов воздухораспределения могла быть и покачественнее.
Заметно,
что увеличилось расстояние между педалями сцепления и тормоза - ноги
теперь не цепляются друг за друга и соседние педали, как это было у
"классики".
В целом об эргономике водительского места этого семейства мы писали
уже не раз, поэтому вспомним основные наблюдения. Две стандартные регулировки,
как и изменяемая по углу наклона рулевая колонка, обеспечат приемлемую
посадку человеку стандартной комплекции, при этом запас пространства
останется и у задних пассажиров. На отформованном для двоих заднем сиденье
поместится и третий, но подголовник ему не предусмотрен, да и для дальней
поездки такое положение покажется испытанием. Заднее сиденье складывается
в соотношении 1/2, позволяя ступенчато увеличивать и без того вместительный
багажник. Замеры журнала "За рулем" показали, что по объему перевозимого
груза ВАЗовский универсал уступает только "Волге", оставляя позади тольяттинскую
"четверку".
Приятная мелочь - есть кнопка, открывающая замок задней двери с места
водителя. Электроприводом оснащается не только замок пятой двери, но
и все стеклоподъемники, управляемые с панели между передними сиденьями.
Приятно удивило то, что запаска с минимумом инструмента удачно расположена
близко к кромке под ровным легко убирающимся полом багажника. Под насос
и всякие мелочи по бокам предусмотрены пластмассовые боксы.
ЧТО ВМЕСТО СЕРДЦА
Капот
после освобождения от крючка замка поднимается дальше сам под действием
газонаполненных упоров, после чего открывается удивительная для изделия
родного автопрома картина - плотная компоновка прикрытых пластмассовыми
чехлами агрегатов. Больший из них с латинскими выштамповками Lada и
16 valve прикрывает двигатель. Зимой этот кожух, конечно же, будет держать
вокруг мотора тепло, но не расплавится ли летом (в принципе его не сложно
снять - делов то четыре гайки)? На правом крыле разместился пластмассовый
цилиндр с входящими-исходящими трубками и проводами - что-то вроде испарителя,
собирающего пары бензина, через него же проходит и обратная магистраль
топливопровода. Необходимая вещь, так же, как и каталитический нейтрализатор
для автомобиля, отвечающего международным нормам токсичности. Даже за
обилием пластмассы замечаешь, что мотор продвинутый в инженерном плане
- вряд ли он будет теперь так же легко доступен гаражным мастерам. Хотя
общение с мастерами фирменных сервисов позволяет говорить о том, что
новый вазовский двигатель конструктивно надежен, а случающиеся огрехи
вызваны некачественными комплектующими и недоработками при сборке: часто
отечественные червячные хомуты перерезают шланги системы охлаждения,
вызывая течь тосола или прогорает прокладка выпускного коллектора. По
последнему случаю пока причина неполадки не выявлена - то ли это неплоскостность
при изготовлении, то ли не затянут крепеж, а, может, последняя причина
обостряет первую. Пока же на фирменный сервис ни один владелец 16-клапанного
двигателя не обратился со сколь-нибудь серьезной неисправностью, хотя
у некоторых обслуживаемых автомобилей пробег перешел за отметку 50000
километров.
Зато
как продавцы, так и дилеры в один голос жалуются на низкое качество
установленных на заводе свечей зажигания и неполное открытие дроссельной
заслонки. Диагностический сканер на это указывает сразу после подключения.
Заслонку ставят "на место" регулировкой троса и подгонкой педали, а
свечи просто меняют - заводские А17ДВРМ на такие же энгельского завода,
но с маркировкой АPS, хотя можно добиться стабильной работы двигателя
их чисткой и регулировкой зазора. Оптимального результата можно достичь,
установив четырехэлектродные Bosch, по другим производителям практики
пока нет.
Наш испытуемый, полученный в магазине, с первой попытки работать отказался
все по тем же причинам. Когда описанные выше манипуляции были исполнены,
двигатель устойчиво заработал, хотя своей спортивности и не показал,
отчасти потому, что мы и не стремились к этому - первые 2000 километров
машина должна эксплуатироваться в режиме обкатки (сервисная книжка,
впрочем, никаких ограничений в это время не приписывает, но это все-таки
отечественный автомобиль).
Пока же отмечаем, что в салоне, вплоть до той поры, пока стрелка не
подберется к отметке 3000 об./мин., комфортная тишина (при превышении
предела шум становится навязчивым, но говорить, что двигатель ревет,
было бы преувеличением). Стуки колес о неровности асфальта в салоне
приглушены, да и вздрагивает автомобиль меньше, чем ожидаешь, видимо,
вследствии увеличения размера колес. Посторонних шумов в салоне нового
автомобиля нет, стабильность, как нас заверили продавцы, сохраняется
и после одного-полутора лет эксплуатации. Порадовали в действии тормоза
- уверенное и четкое замедление при оптимальной информативности педали
и минимальном усилии на нее. По сравнению с "девяткой" снизилась острота
рулевого управления, но до эпитета "тупое" ему еще очень далеко. Если
хочется большей четкости в управлении, можно рекомендовать установку
растяжки между опорами передних стоек, такая деталь замечена в Иркутске
на рынке "Знаменский". Установленная растяжка не только улучшит управляемость
автомобиля, увеличив жесткость кузова, но еще и стабилизирует изменение
углов установки колес, так что регулировать их придется существенно
реже.
В РАЗНЫХ РАКУРСАХ
Днище
автомобиля порадовало - отсутствие выступающих деталей (разве что каталитический
нейтрализатор висит ниже всех, об этом надо помнить при съезде с асфальта
и переезде бордюров, расстояние от него до земли - 130 миллиметров).
Весьма кстати будет защита моторного отсека оцинкованным листом, правда,
если автомобилю грозят серьезные препятствия, лучше установить защиту
покрепче, например, из титанового сплава - ее можно найти в Иркутске.
Серьезно выглядит антикоррозионное покрытие днища - ровный, умеренной
толщины слой мастики покрашен в цвет кузова, автомобиль не требует дополнительной
обработки. Технология изготовления кузовов "десятого" семейства исключает
возникновение коррозии в течение лет пяти - жаль, что завод не решится
предоставлять такую гарантию, видимо, опасаясь возможных отклонений
в технологическом процессе. Нижняя часть кузова делается из оцинкованного
стального листа, по крайней мере, с пятислойным покрытием - вряд ли
кузов, избежавший повреждений в первые 10 лет, тронет коррозия.
Порадовал и наружный осмотр универсала - краска "металлик" лежит ровно,
заметных изъянов покрытия нет, панели совпадают по плоскостям, вот только
зазоры между ними кое-где шириной в палец. Придирчиво осматривая кузов,
замечаем - левая задняя дверь чуть повисла, не совпадают линии ребра
и не равномерный зазор с задним крылом, однако закрывается дверь четко,
без особых усилий, как, впрочем, и все остальные. Не хватает брызговика
передних колес - камешки, летящие из под них, быстро обобьют многослойное
покрытие, так и до ржавчины недалеко.
Н. РУДЫХ. Фото С. ПОДБЕРЕЗКИНА.
Автомобиль предоставлен фирмой "Лада-Брокер-Сибирь".
РЕЗЮМЕ "А+С"
+ Изящный, практичный универсал с мощным двигателем,
теплым и просторным салоном.
- Отсутствие передних брызговиков и защиты моторного
отсека снизу, высокая цена (190000 руб.).
ТЕХНИЧЕСКИЕ
ХАРАКТЕРИСТИКИ
|
ДВИГАТЕЛЬ
|
Тип |
бензиновый c фазированным |
|
распределенным впрыском |
Диаметр цилиндра х ход поршня (мм) |
82х71 |
Степень сжатия |
10,5 |
Мощность/об. кол. вала (кВт; л.с.) |
68,8; 93,5/5600 |
Крутящий момент/об. кол. вала (Нм) |
130/3600 |
Применяемое топливо |
Бензин с октановым числом |
|
по исследовательскому методу |
|
не менее 95 |
ДИНАМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
|
Максимальная скорость (км/час) |
180 |
Время разгона до 100 км/час (сек) |
13 |
РАСХОД ТОПЛИВА
|
90 км/час; 120 км/час; гор.цикл (л/100 км) |
5,1; 6,4; 8,9 |
"Автомаркет+Спорт" №08 02.03.01