Паркетный микроавтобус с полным приводом
РОДОСЛОВНАЯ
HiAce,
как и многие другие модели Toyota, автомобиль породистый - первая
версия: грузопассажирский и цельнометаллический вариант, появилась
в 1967 году и просуществовала до обновления 10 лет. В 1979 году
на автомобиль был установлен дизельный двигатель, а через 4 года
HiAce впервые попал в Европу. Мелкий рестайлинг с этого времени
проводился едва ли не ежегодно - то машина получала сферическое
ветровое стекло, то новую линейку двигателя (рабочий объем дизеля
был увеличен с 1,8 сначала до 2, потом до 2,2, и наконец 2,5 литров,
бензиновой версии с 2,1 до 2,5 литров). В 1995 году на европейском
рынке появился вариант с полукапотной компоновкой. Последняя модернизация
прошла в 1998 году (тогда машина была оперативно представлена
на московском автосалоне, где ее впервые внимательно изучил спецкорр
"А+С"), причем сами производители тогда заявляли, что автомобиль
проектировался в том числе и с учетом эксплуатации на просторах
СНГ.
Общий тираж автомобиля в самых разнообразных модификациях
- микроавтобус, металлический и грузопассажирский фургон, достиг
невиданной для такого класса машин цифры - 3,2 млн. экземпляров,
разошедшихся по дорогам 140 стран.
СНАРУЖИ
Внешне автобус, по сравнению с предыдущей версией,
изменился не сильно. Характерная деталь - декоративная полоса,
начинающаяся от передних фар и заканчивающаяся у задних фонарей
надписью Toyota. Серьезно изменена передняя часть кузова - решетка,
бампер, обрамление фар и фонарей. Автомобиль явно прибавил в агрессивности,
приобретя этакое джиповское выражение. На внедорожные качества
намекает и увеличенный на 5 мм (что, тем не менее, заметно) клиренс.
Сзади изменения минимальны - появился стеклоочиститель и обогрев
заднего стекла.
ВНУТРИ
HiAce
для европейского рынка и ранее не отличался богатой комплектацией,
это тенденция сохранена и в новой модели, хотя совсем "деревянным"
салон не назовешь: тканевая обивка функциональных кресел, ровный
пол, обшивка потолка, намек на разделительную перегородку на потолке,
разграничивающую зону водителя и салон - в общем, все скромно,
но со вкусом. Расположение сидений - без неожиданностей, конструкция
и их крепление позволяют разместить в случае необходимости солидный
объем багажа. Задний ряд предполагает возможность демонтажа для
создания объемного багажного отсека.
Уже
упоминавшаяся потолочная перегородка содержит в себе пульт управления
кондиционером, позволяющий пассажирам регулировать температуру
в салоне.
Рядом с традиционным по компоновке для этого класса
автомобилей водительским местом могут расположиться еще два пассажира,
лучше, чтобы один из них имел миниатюрные габариты. Сиденье водителя
имеет традиционные регулировки: вперед-назад и угла наклона спинки,
регулируемую по углу наклона рулевую колонку, что позволяет с
комфортом устроиться человеку любого роста. А вот садиться в HiAce
не так удобно, как в легковой автомобиль - это напоминает посадку
в УАЗ - но в наш автомобиль надо влазить, а здесь достаточно воспользоваться
ручкой на передней стойке.
Панель
приборов показалась излишне скромной - в центре спидометр с двумя
одометрами, слева два указателя температуры и топлива в баке да
справа - эмблема Toyota. Почему-то сэкономили на тахометре, хотя
автомобиль не самый "бедный" - есть центральный замок и электростеклоподъемники.
Боковые зеркала без электроприводов, регулировать, особенно правое,
необходимое при движении задним ходом, неудобно, зато обзор в
них заслуживает положительных оценок. На передней панели, кроме
приборов, есть различные клавиши и движки управления отопителем
и кондиционером, и неплохая магнитола, но почему-то только с двумя
динамиками.
Традиционно неудобно в микроавтобусе расположен
двигатель - чтобы заглянуть в моторный отсек, надо откинуть не
только водительское, но и среднее кресло, любая операция на моторе
превращается в пытку - вот плата за компактность. Зато сам дизельный
двигатель - нового поколения, увеличенного объема и со специальным
клапаном регулирования момента впрыска (TCV). Управляет этим клапаном
электронный блок (ECU), получая сигналы от датчиков температуры
охлаждающей жидкости, атмосферного давления, счетчика оборотов
двигателя (куда все же подевался тахометр) и величины хода педали
акселератора. Анализируя все эти показатели, ECU дает команду
на точную подачу топлива и соответственно обеспечивает максимальную
мощность и минимальные выбросы в атмосферу.
О надежности дизелей HiAce ходят легенды, что косвенно
подтверждает изменившееся требование инструкции по эксплуатации
- менять ремень газораспределения теперь нужно не через 100, а
через 150 тысяч километров. Капитальный ремонт для такого мотора,
видимо, абсурд.
В ДОРОГЕ
Поворот ключа вызывает характерное стрекотание
дизеля, который, прогреваясь, существенно притихает и перестает
быть назойливым.
Сразу при трогании ощущаешь традиционную для этой
модели жесткость подвески, плавность добавляется прямо пропорционально
числу перевозимых пассажиров, а вот шумность от ее работы неизменна.
Уже
первая попытка проверить внедорожные качества привела к неудаче
- на проселке на насте провисла правая передняя часть и различные
манипуляции со сцеплением и газом к положительному результату
не привели. Так как столь необходимой в данном случае лопаты (или
куда более предпочтительного буксира) под рукой не оказалось,
пришлось высвобождаться с помощью какой-то изогнутой трубы, десятиминутное
ковыряние которой под днищем привело к положительному результату
- автомобиль освободился из плена.
На бездорожье больше решили автомобиль не пытать
- не для этого он предназначен. Асфальт и гравийка - вот его стихия,
здесь HiAce легко разгоняется, уверенно тормозит, не допускает
излишней раскачки, конечно, если под колесами не сплошная стиральная
доска. В салоне при этом - тепло и уют, на стеклах нет и намека
на лед (хотя за окном было -15°С).
Дизель на всех режимах просто великолепен: уверенно
разгоняется на любой передаче, даже на пятой при скорости 40 км/час
не высказывает никаких протестов. Скорость 100-110 км/час практически
не ощущается - в салоне тишина, а управляемость, устойчивость
и маневренность отличные. При серьезных габаритах радиус поворота
сопоставим с "Жигулями". Легкость и информативность педалей сцепления
и тормоза воспринимаются как само собой разумеющееся, приятно
порадовал рычаг переключения передач - ходы небольшие, включение
четкое и мягкое, показалось, что третья передача включается как
бы сама, когда переходишь со второй. Видимо, так было задумано
конструкторами - ведь эта передача для автомобиля самая рабочая.
Пока мы испытывали автомобиль, на HiAсe уже нашлись
покупатели (кстати, это не первый случай: едва "А+С" начинает
знакомиться с машиной, как она тут же вызывает повышенный интерес).
Передали им микроавтобус в целости и сохранности.
ВЕРДИКТ
Вряд ли HiAce будет пользоваться ажиотажным спросом
- для "маршрутки" он слишком дорог ($38200), для любителей активного
отдыха на природе не подойдет из-за неважных внедорожных качеств
(за эти деньги можно купить полноценный джип). Однако спрос на
автомобиль будет - в качестве представительского или разъездного
микроавтобуса для крупных коммерческих структур или органов власти
альтернативы в нашем регионе ему практически нет.
Н. РУДЫХ. Фото С. ПОДБЕРЕЗКИНА.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
|
Тип |
микроавтобус |
Конструкция, материал |
цельнометаллический/сталь |
Количество дверей/мест |
4/12 |
ДВИГАТЕЛЬ
|
Тип |
дизель, 5L |
Рабочий объем, куб. см |
2985 |
Количество цилиндров и расположение |
4 в ряд |
Количество клапанов на цилиндр |
2 |
Расположение клапанного механизма |
верхнее |
Диаметр цилиндра х ход поршня, мм |
99.5х96 |
Степень сжатия |
22.2 |
Мощность, кВт (л. с.)/об. мин. |
66 (88)/4000 |
Крутящий момент, Н.м при об./мин |
192/2400 |
ТРАНСМИССИЯ
|
Сцепление |
однодисковое, сухое, с тросовым приводом |
Коробка передач |
механическая пятиступенчатая |
Дифференциалы |
межколесные, центральный с вискомуфтой |
РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ
|
Тип |
реечное с гидроусилителем |
ТОРМОЗА |
|
Привод |
гидравлический с вакуумным усилителем |
Передние |
вентилируемые дисковые (диаметр 285 мм) |
Задние |
барабанные |
ПОДВЕСКА
|
Передняя |
независимая торсионная на сдвоенных рычагах |
Задняя |
зависимая рессорная |
КОЛЕСА
|
Диски |
стальные, штампованно-сварные |
Размер шин |
195/75 R16С |
РАЗМЕРЫ, ВЕС
|
Длина/ширина/высота, мм |
464/1690/1975 |
База, мм |
2330 |
Колея передняя/задняя, мм |
1465/1445 |
Клиренс, мм |
185 |
Длина/ширина/высота салона, мм |
2770/1540/1345 |
Боковая сдвижная дверь: |
|
ширина/высота, мм |
1060/1340 |
Задняя дверь: |
|
ширина/высота, мм |
1380/1265 |
Минимальный радиус поворота, м |
5.6 |
Снаряженная масса, кг |
2900 |
ДИНАМИЧЕСКИЙ ПОКАЗАТЕЛЬ
|
Максимальная скорость, км/час |
125 |
"Автомаркет+Спорт" №9 10.03.00