искать через яндекс: 
 
Автомаркет + Спорт. Лучшая автомобильная газета Восточной Сибири. Только авторский материал.  
стартовая | редакция | автомобили сибири | реклама | автогид | гостевая книга

Самое-самое.

СПЕЦКОНТИНГЕНТ

МОНСТР УГОЛЬНЫХ РАЗРЕЗОВ

Помнится, еще во времена Советского Союза был популярен анекдот о самых тяжелых тракторах в мире, которые выпускала наша, не менее тяжелая промышленность. Оказывается, продукция советских машиностроительных заводов превосходно работает до сих пор. Убедиться в этом, как ни странно, в какой-то мере помогли новогодние морозы, сковавшие не только Сибирь, но и весь Дальний Восток. Холода остановили всю угледобывающую технику, поставив под угрозу "голодания" все ТЭЦ. На одной из пресс-конференций главный инженер ОАО "Востсибуголь" Исаак Бараш сообщил журналистам, что у БелАЗов, а также угольных и шагающих экскаваторов "стынет в жилах кровь". Эксплуатировать карьерные механизмы при температуре ниже 40 градусов по Цельсию категоричеси запрещено. Когда воздух прогрелся до -30, корреспондент "А+С" отправился в командировку в Черемхово, посмотреть на работу горняков в экстремальных условиях.

МОЖНО ЛИ ЗАМЕРЗНУТЬ НА КУЧЕ УГЛЯ?

Проблемы топливного кризиса журналисты испытали еще до того, как добрались до угольных разрезов. Шахтерский городок, построенный практически на вековых залежах угля, замерзал. В гостинице, именуемой почему-то Домом для приезжих, горничная почти по-матерински пожалела гостей, посоветовав спать в теплом белье, накрывшись сверху дубленками. Одним преимуществом холодный гостиничный номер все-таки обладал - проспать здесь было просто невозможно. Около девяти часов утра к парадному входу прибыл автобус КАВЗ. Водитель сообщил, что первым делом поедем на Сафроновский разрез, дорога займет не менее получаса, отогреться после холодной ночи вполне успеем. Автобус то и дело уступал узкую дорогу груженным углем машинам, и вопреки ожиданиям вместо карьерных БелАЗов навстречу ползли КамАЗы, КрАЗы и ЗиЛы. Меня же больше всего волновала встреча с одним из самых больших представителей добывающей техники - шагающим экскаватором. Что называется вживую "динозавра" советской эпохи видеть не приходилось, заочное знакомство состоялось только через журнал "Наука и жизнь". Среди множества фотографий до сих пор помню одну, где были запечатлены "Жигули" первой модели, припаркованные... в ковше угольного монстра.

ЭКСКАВАТОР ПОХОЖ НА СУПЕР-LEGO

ЭШ-20-90 представляет из себя одноковшовую полноповоротную машину на шагающем ходу. Основные параметры значатся в аббревиатуре: 20 кубометров ковш, 90 метров стрела. Основанием махины размером с трехэтажный дом и весом около двух тысяч тонн служит опорная рама, сваренная из легированной стали - представьте себе плиту диаметром 14 и высотой чуть больше метра. Наверху смонтирован поворотный механизм, его основная часть - симметрично расположенные редукторы, зубчатый венец и кольцевой рельс.

В забой экскаватор доставляют по частям, на месте выбирается площадка и начинается монтаж. Специальная бригада в течение года собирает громадное "лего", затем начинается подготовка к работе. К экскаватору подводится высоковольтная линия, где мощность переменного тока составляет 6000 вольт. Через токоприемник по кабельной линии запитываются двигатели машины, которые, в свою очередь, вращают генераторы, вырабатывающие постоянный ток. Кроме холодов своими врагами горняки считают сборщиков цветных металлов. Эти не останавливаются даже перед табличкой "Осторожно! Напряжение 6000 вольт!". Лезут на столбы с обыкновенными кусачками. За последие несколько месяцев двое мужчин погибли, еще один находится в больнице. От самого "лего" ворам, к счастью, отломить пока ничего не удалось.

Шагающий экскаватор предназначен не для добычи угля. Его стезя - вскрышные работы, выемка и укладка пустой породы. За сутки машина способна перебросить с места на место до 16-18 тысяч кубометров земли. Следом в уже обнажившийся угольный пласт вгрызаются другие, менее мощные экскаваторы.

ПУТЬ НА КАПИТАНСКИЙ МОСТИК

По счастливому для нас стечению обстоятельств, один из самых больших шагающих экскаваторов ЭШ-20-90 встал после морозов на небольшой ремонт. Причиной вынужденной остановки стали не морозы или воры-металлисты. В упряжи двадцатикубометрового ковша до критической отметки сносились несколько стальных звеньев. На цепь ложится гигантская нагрузка, достаточно сказать, что пустой ковш весит ровнехонько 20 тонн.

Пока бригада газосварщиков возилась с ковшом, у нас появилась отличная возможность обследовать экскаватор со всех сторон. В качестве гида выступил старший машинист, специалист с сорокалетним стажем Николай Сергеевич Дворак.

Всего на одной машине работают четыре экипажа по четыре человека. Нам не терпелось попасть на капитанский мостик. В кабину ведут многочисленные лестницы, установленные под основным корпусом машины. Мне, например, впервые, за исключением корабля, довелось побывать внутри какого-либо агрегата. Впечатление такое, будто ты попадаешь в заводской цех. Много разных трансформаторов, насосов. На специальных путях установлен мостовой электрический кран грузоподъемностью 20 тонн, чуть меньшей мощности подъемник расположен на верхней площадке. Объясняется все просто: узлы и агрегаты у экскаватора таких размеров, что собирать их или ремонтировать без кранов в принципе невозможно.

Землеройная машина оборудована двумя кабинами, каждая размером с комнату в малосемейном общежитии. Управлять махиной с одинаковым успехом можно с той или другой. Обе оборудованы пультами управления главных приводов и механизмами шагания. Огромные стекла обеспечивают хороший обзор забоя, стрелы и механизма шагания. Между кабинами, а также машинным залом и крышей работает громкая связь. По рации машинист может в любую минуту вызвать коллег, занятых уже погрузкой угля, электриков подстанции, а также диспетчера.

СКОРОСТЬ: 60-80 МЕТРОВ В ЧАС

Как глубоко бы не зарывался экскаватор, как далеко и высоко не высыпал бы породу, время от времени ему необходимо перебираться на новое место. Перешагивание (автору этих строк показалось, что машина скорее переваливается с боку на бок) - зрелище фантастическое. Есть подозрение, что киношники при создании фильмов с воинствующими роботами, захватывающими нашу землю, процесс передвижения машин подсмотрели где-нибудь в угольном карьере. Экскаватор перемещается при помощи гидравлического механизма шагания. Он состоит из двух главных и двух вспомогательных цилиндров, насосной установки и гидроаппаратуры. Нижние части цилиндров крепятся к гигантским опорным башмакам, по одному с каждой стороны экскаватора. Приподнявшись на башмаки, их еще называют лыжами, коробчатой сварной конструкции землекоп, не забывая про третью точку - край опорной рамы, перешагивает на один метр. Необычной ходьбой из кабины руководит старший машинист. Для контроля за этой операцией создан отдельный щит, на котором так и написано "Шагание". Подавая насосами масло (в общей сложности его объем составляет 18 тонн), под давлением в 200 атмосфер по очереди во вспомогательный, а затем основной цилиндр, машинист заставляет многоэтажный "дом" двигаться. По словам Николая Сергеевича, один шаг его машины занимает примерно одну минуту, иногда чуть меньше. Таким образом получается, что монстр движется со скоростью 60-80 метров в час. Впрочем, быстрее ему и не надо, поскольку дальше карьера самостоятельно гиганту не уйти.

Рабочее оборудование экскаватора - это стрела длиною 90 метров, ковш с цепями и тросами, различные блоки, подъемные и тяговые лебедки. Последние полностью унифицированы, имеют совершенно одинаковую конструкцию. Тяговая лебедка отличается лишь величиной усилия, она помогает как раз вгрызаться ковшу в мерзлый грунт.

За один раз экскаватор черпает двадцать и более кубометров породы, затем разворачивается на платформе на 180 градусов и высыпает грунт в заданный район. Наибольший радиус выгрузки превышает 80 метров, карьерный исполин способен насыпать горы высотой почти сорок (!) метров.

Подъемный механизм в целом - одна из самых уязвимых частей машины. Говорят, что экскаватор даже после тридцатиградусного мороза должен адаптироваться, немного прийти в себя, не говоря уже о холодрыге за минус 45. Металл становится хрупким. Один из членов экипажа, работая наверху, случайно уронил вниз гаечный ключ. Обработанная сталь стукнулась о башмак и разломилась пополам. Не терпит угольный комбайн и сильных ветров. Согласно инструкции, его работа допускается при скорости ветра не более 25 метров в секунду на уровне десяти метров от земли.

ПОЧЕМ МАШИНА? РУБЛЬ - КИЛОГРАММ

По словам черемховских горняков, самый распространенный вопрос, задаваемый журналистами: "сколько стоит такая махина?". Ответить на него, оказывается, очень сложно. Самую первую машину привезли на разрез еще в доперестроечные времена. Тогда заводы тяжелого машиностроения продавали свою продукцию достаточно просто: рубль - килограмм. Считаем: экскаватор ЭШ-20-90 весит две тысячи тонн, значит, за него когда-то отдали два миллиона рублей. Тут следует учесть, что в недалеком прошлом советский рубль, по крайней мере официально, был дороже доллара. Сегодня карьерный гигант потянет, наверное, на несколько десятков миллионов рублей.

Борис СЛЕПНЕВ. Фото автора.

"Автомаркет+Спорт" №2 19.01.01




стартовая | редакция | автомобили сибири | реклама | автогид | автомобили | вокруг автомобиля | подшивка | все автофирмы региона | фотогалерея | справочное бюро | фестиваль автотюнинга | гранд европа | сша
Copyright © 2003-2006 "Автомаркет+Спорт". Иркутск Все права защищены.
Воспроизведение материалов или их частей
в любом виде и форме без письменного согласия запрещено.
веб-мастер: info@asjornal.ru
редакция: postmaster@automarket.irkutsk.ru

Яндекс.Метрика