ЯБЛОКО ОТ ЯБЛОНИ...
ГАЗ-21 / ГАЗ-3110
Есть в физике такое определение: изменение состояния вещества
в течение времени. Означает оно, что вещество за определенный
промежуток времени может изменить свои характеристики, некоторые,
а иногда и все параметры. Большинство российских автолюбителей
знакомы с этой аксиомой не понаслышке. Ведь наши автогиганты,
производившие когда-то вполне качественные машины (вспомнить
хотя бы ВАЗ-2101 или "Победу", которые до сих пор радуют своих
владельцев), сейчас гонят, извините за выражение, откровенную
туфту, не заботясь о надежности выпускаемой продукции. Знаком
с данным определением и я.
ГАЗ-21
Водительские права я получил в 1995 году. Хотелось поскорее сесть
за руль, но денег на приобретение собственной машины не было. Поэтому
единственной альтернативой пешему передвижению оказалась возможность
забрать у деда старенькую 21-ю "Волгу". Чем я и воспользовался. "Волга"
1970 года, выпущенная в одной из последних партий перед свертыванием
ее производства, уже пару лет стояла в гараже. Дед в силу своей дряхлости
на машине не ездил, а у отца не было прав. Сдав экзамены в ГАИ, я
стал единственным наследником семейной реликвии.
Несмотря на свой двухсоттысячный пробег (дед мало ею пользовался),
автомобиль выглядел молодцом. Краска мышиного цвета если и потускнела,
то совсем чуть-чуть. Толстостенные панели кузова абсолютно нигде не
проела ржавчина. Салон с огромными сиденьями и классической для того
времени передней панелью сохранился практически в первозданном виде.
И все же два года на консервации сделали свое дело. В первую очередь,
давно сдохший аккумулятор поменял на свирский емкостью 60 А.ч. Выбросил
высоковольтные провода с ссохшейся от времени изоляцией. Зачистил
почти все окислившиеся клеммы в моторном отсеке и под приборной доской.
Заменил треснувший карболитовый ротор трамблера, в простонародии называемый
бегунком. Больше моего терпения не хватило - ключ зажигания на старт...
И - тишина. Покопавшись в электрооборудовании, я обнаружил сгоревшую
обмотку стартера. С наличием нового, как и многих других запчастей,
проблемы не возникло - дед об этом позаботился заранее - деталей было
великое множество. Наконец, автомобиль завелся, пыхнув из выхлопной
трубы черным дымком.
Других вмешательств в свои органы "Волга" не требовала. В завершение
я, потратившись на автокосметику, хорошенько ее отмыл и натер полиролем.
После чего кузов тридцатилетней красавицы заблестел, как новый. Предстояло
долгое и мучительное для меня, уже привыкшего за время учебы в автошколе
к напольному рычагу КПП, освоение переключения кочерги, расположенной
на рулевой колонке. Сколько я страдал от рывков и дерганий машины,
когда включалась не та скорость. Сколько выслушал при этом нецензурных
высказываний дедушки, охотно вызвавшегося подучить меня ездить. Сколько
раз на светофорах, врубив задний ход вместо первой передачи, пугал
стоящих сзади водителей, отчего они нервно сигналили мне... Всего
этого не счесть.
21-я стойко переносила мою так называемую учебу, но в конце концов
не выдержала. Однажды на одной из оживленных улиц скорости включаться
отказались. Я с трудом пробился в правый ряд (автомобиль двигался
под горку накатом, а машин было полно) и заехал на обочину. Как назло,
в тот день со мной не оказалось вездесущего предка с его нудными,
но зачастую полезными советами. Пришлось устранять неисправность в
одиночку. Пораскинув мозгами и рассудив, что сцепление подвести не
могло (горелым не пахло), я полез смотреть коробку передач. И точно:
две тяги, соединяющие вал переключения с рычагами, расположенными
на корпусе коробки, срезав гайки крепления, одновременно соскочили
с последних. Вот до чего довели издевательства над "Волгой". Кое-как
закрепив тяги, я добрался до гаража.
Через некоторое время захрустели вторая и третья скорости, и передачи
стали самопроизвольно включаться. "Синхронизатор полетел", - вынес
вердикт дед. Ремонт проходил под его неусыпным контролем. Скорее,
ремонтировал он, а я выступал в роли статиста и подающего ключи. Сняв
и разобрав довольно нехитрую в устройстве коробку, мы и вправду обнаружили
сильно изношенными муфту синхронизатора и неравномерный износ зубьев
шестерен неполного зацепления. К счастью, в старых запасах имелись
эти детали, и дед уже к вечеру поставил их на место неисправных.
На этом мои муки с ГАЗ-21 закончились. Нет, конечно же, мелкие неполадки
случались, но для автомобиля в таком преклонном возрасте они были
вполне естественны. Например, менял резиновые манжеты в приводе тормозов
и сцепления. Заменял сухари паровых пальцев в рулевом управлении,
что делается в "Волге" достаточно просто, потому как фиксируются они
вворачивающимися пробками, а не стопорной пружиной, как у многих других
отечественных автомобилей. На техосмотрах с этим проблем не возникало.
Наоборот, проверяющие инспекторы всегда удивлялись, почему у старой
"Волги" отсутствует люфт.
В движении старушка радовала меня четкими, естественно, с поправкой
на возраст, откликами на действия рулем. Я не боялся разгонять машину
до 120 км/ч. Она почти идеально держала прямую. Из-за этого на "Волге"
было не утомительно отправляться в дальние поездки. Исколесил на ней
всю Иркутскую область, Байкал, отдыхал на Аршане. Передняя независимая
подвеска вкупе с большими пятнадцатидюймовыми колесами позволяла довольно
резво двигаться по разбитой грунтовке. И хотя задний мост потряхивало,
я не боялся за состояние ходовой и других агрегатов автомобиля. Вообще
21-ю спроектировали с огромным запасом по прочности. Я прибавил к
уже имевшимся 200 тыс. км еще 50 тысяч - и нигде ни стуков, ни побрякиваний,
ни даже скрипов. Кузов с его толстостенными панелями поражал своей
крепостью и устойчивостью к коррозии. В связи с этим вспоминается
случай, когда на светофоре в меня врезалась Corolla. Удар получился
довольно сильный. Я вышел из машины, готовясь увидеть развороченный
зад. А обнаружил лишь немного подмятый бампер. Зато Corolla лишилась
передней панели, да некультурно залила проезжую часть вытекшим из
пробитого радиатора тосолом. Посетовав виновнику столкновения на нынешнее
качество изготовления и вспомнив добрым словом конструкторов моего
"броневика", я подцепил незадачливого водителя на буксир и увез разбитую
иномарку к нему в гараж.
Да, умели раньше делать машины. Хотя по современным канонам пассивной
безопасности "Волга" не соответствовала бы ни одному требованию краш-теста.
Мощный кузов в этом случае сыграл бы злую шутку с водителем и пассажирами
21-й, не погасив удар, а передав его в салон. Усугубляло положение
и отсутствие ремней безопасности. Зная все это, я ездил аккуратно,
стараясь не допускать аварийных ситуаций. И все же пару раз меня подрезали
слишком лихие водители. Причем, авария всегда заканчивалась с неизменным
уроном для них и без последствий для меня.
Кстати, отсутствие ремней здорово усложняло процесс управления автомобилем.
На поворотах, чтобы удержаться на месте, приходилось елозить задницей
по диванообразному сиденью со скользкой дерматиновой обивкой. К тому
же такой обыденной в современных машинах вещи, как расположенных на
потолке ручек, в "Волге" не было, поэтому я старался не шустрить в
виражах.
Привыкнув не бояться российских дорог, я однажды просмотрел немаленькую
яму, и машина замерла у обочины с неестественно подвернутым правым
передним колесом. Дед, основательно выругав меня за беспечность, отказался
помогать в ремонте. Пришлось на эвакуаторе везти "Волгу" в сервис.
Мастера, увидев, с чем я к ним пожаловал, сначала наотрез отказались
браться за восстановление моего раритета. Но весьма крупный денежный
задаток заставил их поменять решение. Спустя несколько минут искалеченный
автомобиль загнали на подъемник, и моему взору открылась ужасающая
картина повреждений. Нижний и верхний рычаги вместе с вертикальными
стойками основательно погнуло, амортизатор вырвало, а П-образный стабилизатор
поперечной устойчивости выскочил из одной резиновой втулки и свободно
болтался. Слесаря, матерясь и сетуя на сложность ремонта, разобрали
подвеску, но большего сделать не смогли. Рычаги и стойки пришли в
полную негодность, а новых в запасах деда не оказалось. Он, исповедующий
аккуратный стиль вождения, не предполагал, что "Волге" с ее наипрочнейшей
подвеской когда-нибудь могут понадобиться такие детали. Полторы недели
машина простояла в мастерской, а я тем временем безрезультатно сидел
на телефоне, пытаясь найти нужные запчасти. Помог случай. Сосед по
даче, имевший точно такой же автомобиль, незадолго до этого попал
в аварию. Кузов восстановлению не подлежал, но ходовая сохранилась
отлично. Я почти за бесценок приобрел утиль и через несколько дней
мой ГАЗ-21 вновь стоял на всех четырех колесах.
Зимой старая машина досаждала мне своими продолжительными прогреваниями.
Прежде чем тронуться в путь, я долго гонял готовый ежесекундно заглохнуть
двигатель на холостых оборотах. Салон же вообще не прогревался. И
без того маленькое заднее стекло затягивало изморозью, из-за чего
далеко не идеальная обзорность превращалась в откровенно плохую. Управлять
автомобилем приходилось в варежках. Конечно же, от всего этого процесс
вождения становился для меня сущей пыткой. Да и в теплое время года
21-я "Волга" стала все больше и больше меня раздражать. Откуда ни
возьмись, появилась тупость при нажатии педали газа и манипуляции
рулем. Появилось раздражение от кренов в поворотах, от убогого салона,
от давно устаревшего внешнего вида. Я перерос свой автомобиль. Он,
словно детский костюм, начал давить мне в плечах, и я всерьез задумался
над приобретением новой машины. Но грянул августовский кризис 1998
года, и о покупке пришлось позабыть.
ГАЗ-3110
Так и ходить бы мне безлошадным, если бы не родной дядька. Родственник
по отцовской линии, продолжительное время откладывавший деньги на
приобретение "чего-нибудь серьезного", как раз перед скачком доллара
набрал нужную сумму и купил "Волгу"-3110. Купил и успокоился. На большее
его не хватило. Он, как и его родной брат, то есть мой отец, не имел
водительских прав, а детей, способных управлять машиной, не имелось
(еще не выросли). Поэтому, чтобы драгоценная покупка не пылилась в
гараже, он торжественно вручил мне ключи от новехонького автомобиля.
Моей радости не было предела. Фиолетовая "десятка" на литых дисках,
успевшая пробежать лишь около пятисот километров, с огромным и комфортным
салоном с классной аудиосистемой, на которую дядька не пожалел денег,
с новым, по сравнению с 21-й "Волгой", двигателем 3М3-402 и пятиступенчатой
коробкой передач будила во мне только положительные эмоции. Но скоро
моя радость от обладания новым автомобилем стала тускнеть, сменяясь
разочарованием из-за отвратительного качества сборки газовского детища.
Начались мои мучения в процессе обкатки "Волги". Машина совсем не
хотела разгоняться. Двигатель визжал на запредельных оборотах, не
желая тянуть полуторатонную махину. В городском потоке я занимал крайний
правый ряд, пропуская вперед другие легковушки, грузовики и даже маршрутные
автобусы. На трассе ГА3-3110 позволял двигаться со скоростью не более
90 км/ч. При этом невозможно было слушать завывания двигателя и стуки,
исходящие откуда-то из задней подвески. Заглянул под днище - вроде
бы все в порядке. На всякий случай подтянул стремянки рессор. Не помогло,
звуки продолжали досаждать своей частотой. И я на них плюнул, смирясь
с мыслью о скором ремонте ходовой. Уже потом более искушенные владельцы
"десяток" объяснили мне, что это трутся друг о друга рессоры и что
в этом ничего страшного нет.
После 3-х тысяч пробега, сняв дроссельную шайбу, ограничивающую открытие
заслонки, я ожидал значительного увеличения скорости и динамики разгона.
Но автомобиль, чуть-чуть прибавив в этих параметрах, остался таким
же вялым, как и при своей обкатке. Шустрые ВАЗы и иномарки легко обходят
неповоротливую "Волгу" в городской автомобильной толчее.
Тогда же появились неприятные стуки в рулевом управлении, и я позорно
не прошел свой первый на новой машине техосмотр. В автосервисе мне
основательно перетряхнули рулевое, заменили изношенные втулки маятников
и вала сошки (и это при пробеге чуть больше 3-х тысяч км). В будущем
тупой неинформативный руль без гидроусилителя с его некачественными
составляющими доставлял мне немало хлопот, как при прохождении ТО,
так и при поездках - на прямой автомобиль здорово бросает из стороны
в сторону.
Через некоторое время я заметил, что маленькие червоточинки от камешков,
летящих из-под колес впереди идущих машин, покрылись бурыми пятнами.
Такого на 21-й "Волге" не наблюдалось! Я быстро купил защитный дерматиновый
чехол на капот, но крылья продолжают потихоньку ржаветь. Однажды,
заезжая задом в узкий гараж, я несильно помял крыло и крышку багажника.
Краска в месте удара отстала от металла панелей кусками, что говорит
о частичном или полном отсутствии грунтовки. Я с ужасом представляю
состояние кузова спустя каких-нибудь 50 тыс. км.
Сильно досаждают течи охлаждающей жидкости. Сифонит буквально вся
система без исключения. То шланг треснет на перегибе, то из-под хомута
побежит, а то радиатор прохудится. С последней поломкой я решил бороться
капитально, не доверяя новомодным герметикам. Снял и запаял радиатор.
А он в следующий раз "побежал" уже в другом месте.
Дважды мой автомобиль, с еще отличным внешним видом, привлекал внимание
угонщиков. Первый раз воров ранним утром спугнули соседи, и они ретировались,
оставив машину в целости и сохранности, не умыкнув даже магнитолу
с динамиками. Вторая попытка оказалась для угонщиков более удачной,
но только до первого поста ГИБДД, на котором воров повязали. После
этого "Волга" в качестве неопровержимой улики содеянного неделю провела
на штрафплощадке. Как мне сказали, для выяснения всех обстоятельств
угона. "Десятка" простояла бы там и больше, если бы не настойчивое
вмешательство в ход следственного процесса моего дяди, который используя
свои связи, вызволил-таки машину из неоправданно затянувшегося плена.
Решив дальше не искушать судьбу, я поставил сигнализацию и центральный
замок, что обошлось мне вместе с работой по их установке почти в 5
тыс. руб.
В один из дней "Волга" отказалась заводиться. Пощелкав замком зажигания,
я позвал деда. Пытающийся помочь мне предок, увидев незнакомый двигатель,
только развел руками. Вызвали знакомого мастера. Он быстро обнаружил
поломку - неисправный коммутатор, а заодно отрегулировал зажигание.
После пересадки электрооргана машина сразу же завелась, огласив округу
ворчанием своего карбюраторного агрегата.
Кстати, при всей своей ненадежности (речь идет только о ГАЗе) система
впрыска предпочтительнее, чем проверенный временем карбюратор. На
"десятке" я столкнулся с теми же проблемами, что мучили меня и в 21-й
"Волге". 402-й двигатель в морозы никак не хочет прогреваться. Да
и расход топлива (примерно 14-15 л/100 км) соответствует таковому
на старушке. А ведь за 30 лет ГАЗовские конструкторы могли бы над
этим и поработать.
Унаследовала новая "Волга" от своего предка и отвратительный отопитель.
До -20оС внутри еще можно не замерзнуть, но с понижением температуры
становится по-настоящему холодно, и все стекла покрываются инеем.
Я стараюсь не брать автомобиль из теплого бокса, если температура
опускается ниже 20оС.
Сейчас, когда на одометре стоит всего 30 тыс. км, я устал от новой
только по году выпуска машины. Все минусы, известные мне по старенькой
"волжанке", в нынешней "десятке" приобрели новые свойства. К тому
же приплюсовалось никудышное качество материалов и сборки. Например,
из-под передней панели вовсе сыплются саморезы. Там же периодически
происходят замыкания проводов на массу, отчего салон наполняется запахом
горелой изоляции. Потекли и начали постукивать амортизаторы, хотя
после случая с предыдущей машиной езжу я аккуратно. Подтекают топливопроводы
и отказал датчик уровня бензина в баке. И это далеко не все волговские
болячки.
Мне остается лишь грустить по поводу столь некачественного ГАЗовского
изделия и с тоской вспоминать свою старенькую, но надежную 21-ю "Волгу",
которую мы необдуманно быстро продали и которая, я уверен, еще верой
и правдой служит своему новому владельцу.
С уважением, постоянный читатель "А+С", вод. уд. 38
АН N 005951.
Мы по-прежнему ждем от читателей подробных писем с
рассказами о ваших автомобилях. Опубликованные письма (фото
весьма желательны) будут оценены гонораром. Присылайте по
адресу редакции или электронной почте E-mail: postmaster@automarket.irkutsk.ru