АССОРТИМЕНТ
ЗамОк на автомобиль
ГДЕ И КАКИЕ ПОКУПАТЬ МЕХАНИЧЕСКИЕ ПРОТИВОУГОННЫЕ
СИСТЕМЫ
"А+С" не раз рассказывал об иркутском рынке электронных противоугонных
систем. Но даже самая сложная и навороченная система не сможет
предотвратить, а лишь осложнит угон автомобиля. Этой же цели служат
и механические противоугонные системы, в просторечии -блокираторы.
Кстати, именно сочетание в автомобиле высокоэффективной электронной
системы и блокиратора, по мнению специалистов, гарантирует максимальную
защиту от похищения.
О ВИДАХ И ПОДВИДАХ
Механические
противоугонные системы - это приспособления, препятствующие проникновению
в автомобиль, а также его движению и управлению путем блокировки соответствующих
узлов - дверей, капота, колес, рулевого механизма, педалей, коробки
передач. Блокираторы могут быть самостоятельными механизмами, либо частью
сложных охранных систем. Адаптированные блокираторы сконструированы
с учетом особенностей узлов определенных моделей автомобилей, универсальные
- предназначены для различных марок и моделей.
Условно блокираторы можно разбить на три большие группы - устройства,
препятствующие проникновению в автомобиль (блокираторы дверей, капота),
препятствующие движению автомобиля (блокиратор колеса, карданного
вала) и препятствующие управлению автомобилем (блокираторы рычага
переключения передач, механизма переключения передач, рулевого колеса,
педалей).
Сразу отметим, что всякие запиратели, устанавливаемые на педальный
узел, или на руль, и упирающиеся в элементы салона, именуемые в просторечии
"кочергами", нельзя назвать эффективными противоугонными средствами
- по большей части они могут поставить в тупик только неопытного угонщика.
Поэтому подробно рассматривать их мы не стали.
Наиболее
востребованы на рынке блокираторы коробки передач, которые делятся
на две группы: блокираторы рычага переключения передач и блокираторы
привода коробки передач. Первые просты в установке, универсальны
в применении и заметно дешевле, по внешнему виду напоминают обычный
замок. Корпус замка и дужки изготовлены из высокопрочного материала
и он хорошо противостоит обычной ножовке. Однако, дужку замка довольно
легко преодолевает электрическая отрезная машинка. Правда, такой инструмент
- "болгарка" (нужно, чтобы она работала от 12 В., что встречается довольно
редко) производит много искр и шума. Так что такой способ взлома доступен
далеко не всем и не в любой ситуации. Замки блокиратора надежно защищены
от высверливания и проворачивания личинки. Выдернуть рычаг коробки передач
сквозь проем дужки также невозможно - дужка замка имеет приливы, или
это соединение дополняют специальной втулкой. Самое слабое место подобных
конструкций - кронштейн крепления замка к кузову. Отвернуть его невозможно
- болты устанавливаются со срезающимися головками. Но перепилить можно
- кронштейн сделан из относительно мягкой стали, поскольку по технологии
установки конфигурацию подгоняют "по месту", изгибая его на специальном
прессе. Чтобы усложнить работу угонщиков, кронштейн располагают как
можно ближе к тоннелю - не каждый решится вырезать блокиратор вместе
с куском кузова. Обычно блокиратор устанавливается так, чтобы при постановке
на охрану зафиксировать КПП в положении "задний ход" (для "механики")
или Parking (для "автомата").
Несколько лучше защищены от взлома замки подконсольной установки с
блокировкой привода коробки передач. За счет меньшей уязвимости они
эффективней обычных замков, но высокая стоимость монтажа несколько ограничивает
распространение. Такой замок угонщики преодолевают, вырезая его вместе
с куском кузова и механизма переключения. Однако воры чаще всего отказываются
от машины, зная, что придется заваривать кузов, восстанавливать покрытие
и шумоизоляцию, покупать новую обивку тоннеля и механизм передач.
ПОЧЕМУ MUL-T-LOCK - ИМЯ НАРИЦАТЕЛЬНОЕ
Рынок механических блокираторов в последние годы развивался довольно
бурно, значительно расширился ассортимент предлагаемых производителями
устройств, зарубежные изделия, на какое-то время захватившие рынок,
постепенно стали делить его с отечественными.
Как
оказалось при ближайшем рассмотрении, иркутский рынок особым разнообразием
не блещет. Из наиболее востребованных устройств - блокираторов КП -
мы насчитали только две массово присутствующих на рынке торговых марки
- Mul-T-Lock и Sentry, каждая из которых имеет модификации. Положительная
сторона такой ограниченности выбора то, что это достаточно проверенные
изделия, к тому же накоплен значительный опыт их установки, что для
будущей безопасности является едва ли не самым важным фактором. Установщики
осторожно присматриваются к любым новинкам, предпочитая работать с давно
проверенными системами.
Любопытно,
что лидерство Mul-Т-Lock на рынке привело к тому, что все запиратели
замков стали называть "муль-т-локами", независимо от того, замком какой
фирмы он оборудован. Вообще-то Mul-Т-Lock - название израильской фирмы,
производящей всевозможные замки, запоры и блокирующие устройства, в
основном для дверей и сейфов. Фирма запатентовала механизм личинки замка,
где положение штифтов задается не бородкой ключа, а сверлениями на его
глубоких поверхностях. Глубина каждого строго регламентирована, поэтому
диаметры лунок на ключе и ширина их конических поясков должна строго
соответствовать не только длине предназначенных для них штифтов, но
и форме их конических концов. При малейшем отклонении в размерах противоположный
торец штифта перекроет мизерный зазор между цилиндрическими поверхностями
личинки, и замок не откроется. Есть и другие секреты, которые делают
практически невозможным изготовление ключа по слепку или образцу - даже
специализированные фирмы делают дубликат только по индивидуальной пластиковой
карте владельца на специальном оборудовании. Добавим, что материалы
деталей личинки соответствуют высокому качеству узла в целом - они устойчивы
к коррозии и износу. Корпусные детали сделаны из легированной стали,
штифты - из специальной высокопрочной латуни, а сам ключ - из нержавейки,
достаточно прочной, но не слишком твердой, чтобы не изнашивать штифты.
На
рынке присутствуют четыре основных модели Mul-Т-Lock для рычага КП:
MVP-21/45 - классические дуговые замки, блокирующие рычаг переключения
передач; MVP-50 - новейшая разработка, при которой цилиндр замка
расположен в штыре при уменьшенных габаритах; MVP 52/53 - штырьевой
замок скрытой установки; MVP 57 Hi-Lock - электромеханический
штырьевой замок с автоматическим запиранием механизма переключения передач.
Вместе с ними идут комплекты для установки практически на любой автомобиль.
Их отличия только в размерах и конфигурации кронштейнов и дужек и в
длинах блокирующих стержней и направляющих втулок. На все детали, вышедшие
из строя из-за дефектов, по рекомендации производителя должна устанавливаться
пожизненная гарантия. К тому же фирма Mul-T-Lock предусматривает установку
своих блокираторов только на сервисных станциях, специалисты которых
прошли специальное обучение. На соответствующий сертификат надо обратить
внимание при посещении фирмы.
На Тайване, в Индии и других странах выпускаются пиратские близнецы
продукции Mul-T-Lock, которые значительно уступают по своим характеристикам
прародителям, причем это касается не только материала, из которого выполняются
силовые элементы, но и замков, заявленная степень секретности которых
необоснованно завышается.
Блокираторы Sentry, ставку на которые сделали многие иркутские
фирмы, отличаются неплохим соотношением цена/качество. В Stopol могут
предложить замки германской фирмы MAX-I-Lock. У этих блокираторов замок
и фиксатор располагаются в штыре. Получается компактная конструкция
-можно разместить систему в самом труднодоступном месте.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Главный недостаток блокирующих КПП устройств - они не спасают автомобили
с механической трансмиссией от элементарной буксировки с выжатой педалью
сцепления. Установщики советуют для большей безопасности, паркуя оборудованный
механической "противоугонкой" автомобиль, не оставлять его в таком положении,
когда буксировщику-угонщику не составит особого труда выдернуть машину
из ряда и оттащить в укромное место.
При соответствующем профессионализме угонщика вскрыть замок не составляет
особого труда. Как показали испытания, проведенные московской газетой
"Авторевю" с привлечением высококвалифицированных "медвежатников" и
максимально приближенные к реальным условиям угона, на "силовой" метод
взлома (использование специализированного режущего и другого слесарного
инструмента) требуются минуты. Самыми устойчивыми признаны блокираторы
Mul-T-Lock, но даже неплохой результат (8 минут на взлом) был определен
в большей степени высококачественной работой установщиков. Другие замки
подобного типа такой стойкостью похвастаться не смогли.
А вот попытки разобраться с личинками замков показали, что разработчики
Mul-T-Lock очень серьезно подошли к проблеме высокой секретности - на
вскрытие только замков, без повреждения самой системы с помощью специнструмента
ушло более часа, в то время как тайваньские Defend-Lock и Sentry были
вскрыты всего за 8 минут.
Повторимся, что главный залог безопасности - квалификация специалистов-установщиков,
использующих оригинальные нестандартные решения, затрудняющие работу
угонщика. Любая же халтура сведет эффективность даже самой качественной
системы на нет. Нередки случаи, когда установщики пренебрегают даже
использованием некоторых комплектующих деталей. В таких случаях (опять
же по результатам, полученным "Авторевю") даже самый крепкий блокиратор
вскрывается в течение 17 минут по сложнейшему сценарию - из салона,
без применения домкратов или подъемников.
А ЧТО ЕЩЕ
Еще один предмет блокировки - рулевой вал. Заводская блокировка
уже встроена в замок зажигания, но для угонщиков вообще не представляет
препятствия. Желающие защитить свое транспортное средство могут приобрести
либо дополнительный блокиратор, либо блокиратор, устанавливаемый взамен
штатного замка зажигания, более устойчивый к взлому.
Одна из последних российских разработок - блокиратор рулевого вала
"Гарант" тольяттинской фирмы "Флим", может устанавливаться как дополнительный.
Технические данные замка: масса - 2 кг, материал - сталь, габаритные
размеры - 210х70х60 мм, количество комбинаций ключа - 265000. На рулевом
валу под панелью приборов с помощью болтов крепится муфта, состоящая
из двух половин, одна из которых снабжена салазками, на которые одевается
запорный элемент. Благодаря тому, что замок находится под приборной
панелью, угонщики не сразу его обнаружат, да и придется попотеть, снимая
его. Особых сложностей с установкой нет - она может быть произведена
даже самостоятельно с минимальным уровнем технических знаний и занимает
где-то с полчаса. Вот только привыкать к такому устройству придется
долго - пользоваться им не очень-то удобно, да и место установки не
блещет чистотой. Эти блокираторы не могут быть установлены в иномарки
(за исключением Daewoo Nexia и Daewoo Espero), так как российский производитель
примеряет их только к отечественной технике.
Взамен штатного замка зажигания автомобилей можно применить специализированные
блокираторы Sentry. Принцип пользования аналогичен штатному - вынул
ключ и зафиксировал рулевой вал в определенном положении. Провернуть
вал насильно и сломать фиксатор (как это легко делается в "Жигулях")
невозможно. Единственный выход для угонщика - взломать устройство или
пользоваться отмычкой. Провода зажигания спрятаны в корпусе. Доступ
к ним возможен при помощи специального ключа.
Блокираторы капота относятся, скорее, к вспомогательным противоугонным
устройствам. Они позволяют сохранять относительную недоступность подкапотного
пространства, где может быть установлена сигнализация с автономным питанием
или находятся устройства, блокирующие работу двигателя. Стальной трос
проходит внутрь салона к специальному замку через полости капота или
крышки багажника. Для профессионального угонщика, к сожалению, не представляет
серьезного препятствия, но защитит от хулиганов, решивших позариться
на ваш автомобиль.
Блокираторы педального узла из-за своей привлекательной цены
предмет интереса небогатых людей. Нет смысла ставить его в дорогую машину
- себе дороже. А вот в старенькую "копейку" или непрестижную иномарку
можно воткнуть. Какая-никакая, а защита. Продаются эти устройства в
любых магазинах автозапчастей, в таблицу их включать мы не стали.
О пользе комплексного подхода
Стоит еще раз повторить, что степень защиты любого механического противоугонного
средства прямо пропорциональна профессионализму установщика и, напротив,
обратно пропорциональна профессионализму угонщика. Уж если кто решил
всерьез заняться вашей машиной, то он это сделает - будьте уверены.
Вопрос только в том, сколько на это понадобится времени и сможете ли
вы воспользоваться предоставленной форой.
В каждой из фирм мы пытались узнать, каков процент людей, желающих
поставить механическое противоугонное средство. Оказалось, что в подавляющем
большинстве случаев блокираторы приобретаются в дополнение к сигнализации,
редко когда отдельно. Тогда вопрос пришлось изменить - как часто люди
ставят и "сигналку", и механическое противоугонное средство. Данные
оказались довольно скромными - в лучшем случае процентов 10-15%, но
в M'ART заявили, что чуть ли не каждый третий (!) покупатель их сигнализации
готов приобрести еще и блокиратор.
Что касается сертификатов, полученных специалистами-установщиками в
специализированных центрах, они есть далеко не во всех фирмах. Надо
заметить, что и наличие сертификата не всегда защищает от некачественной
установки.
"А+С" достоверно известно, что таковые имеются в фирмах Stopol Electronics,
Saturn-Иркутск, "Джок", "Автоцентр на Горной", "СибАвтоАларм", Ultra
Star, "Автодом". Насчет остальных фирм информация противоречива.
Кирилл ЮРЧЕНКО.
Использованы материалы книги А. Мирошникова "Противоугонные
автомобильные системы. Краткий справочник".
ГДЕ В ИРКУТСКЕ КУПИТЬ И УСТАНОВИТЬ
МЕХАНИЧЕСКИЕ ПРОТИВОУГОННЫЕ СИСТЕМЫ
|
Название фирмы(адрес, телефон)
|
Устанавливаемые противоугонные системы(цена)
|
STOPOL ELECTRONICS(ул. Боткина, 4, тел. 267-267)
|
блокираторы КПП Max-I-Lock - $190*; |
блокираторы КПП Mul-T-Lock N21 - $140*, |
N53 - $205*, N57 - $400*; |
блокираторы капота Hood-Lock - $110* |
SATURN-ИРКУТСК(ул. С. Перовской, 30-412,тел.
20-40-42; ул. Советская, 85, тел. 27-59-47; "Сибэкспоцентр", п.
113)
|
блокираторы КПП Mul-T-Lock N21 - $55, N50 - $80, |
N53 - $102; блокираторы капота Hood-Lock - от
$50
|
М`ART(ул. Пролетарская, 9А, тел. 200-952)
|
блокираторы капота Hood-Lock - от 1600 руб.; |
на заказ любые остальные |
ДЖОК (ул, Байкальская, 244а, тел. 54-58-01) |
блокираторы КПП Mul-T-Lock N21 - $90*, N52 - $110* |
IKSAUTO (ул. Декабрьских Событий, 125,тел.:
27-28-06)
|
блокираторы КПП Mul-T-Lock N52/53 - $100*; |
блокираторы капота Sentry - от $50* |
АВТОЦЕНТР НА ГОРНОЙ(ул. Горная, 4, тел. 27-57-55)
|
блокираторы КПП Mul-T-Lock N21/45 - 3558 руб., |
N52 - 5014 руб., N53 - 5822 руб.; |
блокираторы капота Hood-Lock - 2911 руб. |
АВТО-7(ул. Октябрьской Революции, 1,тел.
28-19-80)
|
блокираторы КПП Sentry - от 1740 руб.; |
блокиратор рулвого вала "Гарант" - 1200 руб.; |
замок на руль Sentry Mask - 1950 руб. |
АВТОСЕЙФ (ул. Култукская, 107-а,тел. 53-58-36)
|
блокираторы КПП Mul-T-Lock N45 - $150*, |
N52/53 - $200*, N57 - $370*; Max-i-Lock - $190; |
блокираторы капота Hood Lock - $120*(Израиль), |
$90(Тайвань) |
СИБАВТОАЛАРМ(ул. Байкальская, 239,тел. 22-65-08)
|
блокираторы КПП Sentry - от 2100 руб. (штырь), |
1305 руб. (скоба); замок на руль Sentry Mask - 1885 руб.; |
блокираторы капота Sentry - от 580 руб. |
АВТОДОМ(ул. Рабочего Штаба, 20, тел:
34-12-85)
|
блокираторы КПП Sentry (дуга) - от 1015 руб.; |
Mul-T-Lock N45 - 1015 руб.; |
Gremlin (штырьевые) - 2320 руб.; |
блокиратор капота Sentry - от $50; |
замки руля Sentry - от 1740 руб.; |
ULTRA STAR
(ул. Ф. Энгельса, 8/2-201,
тел. 27-05-11)
|
блокираторы КПП Sentry - $67,5 (штырь), $37,5 (скоба); |
блокиратор капота Sentry - от 550 руб.
|
ГРАНТ-АВТО
ул. Тимирязева, 43, тел. 26-48-75
|
блокираторы КПП Sentry - 1990 руб*
|
* - цены с установкой
|
ЭКСПРЕСС ОПРОС
А ВЫ МЕХАНИЧЕСКИМИ ПРОТИВОУГОНКАМИ ПОЛЬЗУЕТЕСЬ?
Сергей НИКОНОВ, владелец Kia-Sportage:
- Никогда не пользовался ни сигнализацией, ни блокираторами. Так уж
получилось, хотя машина не из дешевых. Надеюсь на одно нехитрое приспособление.
В цепь питания бензонасоса я воткнул выключатель. Сразу никто не догадается
о его наличии, а с улицы, даже если подглядывать, не видно, как я его
включаю. Один раз, правда, был прокол. Дал на вечер машину брату, а
предупредить о выключателе забыл. Он проехал один квартал и встал, побежал
за мной - а меня уже дома не было. Так и торчал он рядом с машиной,
пока меня разыскивали.
Виталий ДЯДЬКИН, владелец Toyota Carina:
- Пользуюсь замком на обод руля - болванка вроде топорища опирается
на переднюю панель, так что руль не провернешь. Говорят, правда, что
все это блеф, перекусывается чуть ли не кусачками, но для меня это скорее
метод борьбы с любителями бесплатно покататься на чужой машине. "Мультилок",
может, и надежнее, но стоит дорого.
Дмитрий СИДОРОВ, автомобильный журналист:
- Блокиратор - вещь, бесспорно, надежная, но в отличие от электронных
противоугонок несколько громоздка в пользовании. Да и фирмы - установщики
вяло продвигают системы на рынок - по-моему, готовящаяся статья - впервые
что-то внятное об этих системах в иркутских СМИ. Автовладельцам, стесненным
в средствах, я бы порекомендовал замок на педали - дешево и очень сердито.
Евгений БАЖАЕВ, владелец ВАЗ-2109:
- На мою машину один раз уже покушались, спасибо соседям - подняли
панику и спугнули воров. Самое печальное, что до этого, лет пять тому
назад, была у меня "четверка" - угнали с концами. После второй, к счастью,
неудачной попытки, я решил всерьез заняться безопасностью. Поставил
сигнализацию с пейджером и замок на КПП. И все равно полного спокойствия
нет. Друзья говорят, что угнать машину можно в два счета, даже по пьяной
лавочке предлагали проверить на спор. Ума хватило не согласиться.
Дмитрий НИКОЛАЕВ, владелец "Москвича"-2141:
- В дополнение к сигнализации использую замок на педальный узел (руль
- педали). Вещь нужная - мало кому захочется возиться с такой блокировкой,
да и машина особого интереса для угонщиков не представляет. До этого
была "шестерка", в ней приспособил устройство, закрывающее педальный
узел. Были свои неудобства - при снятии замка и крышки нельзя забывать
вынуть упор под педалями, а то могут быть неприятности при торможении.