СПЕЦКОНТИНГЕНТ
Телестудия на колесах
Лучше
всего этот объемный автомобиль знают любители хоккея с мячом -
он неизменный атрибут игр "Сибсканы". Передвижная телевизионная
станция, или сокращенно ПТС - таково его официальное название.
Проще говоря, это мобильная телестудия, позволяющая вести телевизионные
трансляции, не ограничиваясь границами стационарной студии. И
хотя машина работает в Иркутске с 1986 года, никогда еще не становилась
объектом пристального журналистского внимания как специфичный
автомобиль.
Больше
всего это транспортное средство хочется назвать автобусом, хотя создан
он на базе обычного трехосного КАМАЗа. Кузов изготовлен в Финляндии,
по спецзаказу Гостелерадио СССР, кондиционеры и система отопления салона
тоже дело рук финских мастеров. Из начинки отечественное только само
телеоборудование - оно еще советское, по нынешним меркам морально устаревшее.
В Иркутск автобус прибыл в 1985 году, взамен изношенной и еще более
утилитарной ПТС на базе автобуса ЛИАЗ. Долго к новичку приноравливались,
а первые передачи вышли в эфир в 1986 году.
На его покупку и оборудование была потрачена сумасшедшая по тем временам
сумма - почти миллион рублей. Значительная часть денег была предоставлена
крупными областными промышленными гигантами. Современная ПТС, предлагаемая
все той же Финляндией, в самом примитивном варианте обойдется сейчас
покупателю в $500000. Вряд ли у какой-нибудь студии местного телевидения
найдутся деньги на такую покупку.
Пока СССР не рухнул, в год совершалось свыше ста выездов - на демонстрации,
различные официальные мероприятия. Театр, хоккей - само собой разумеющееся.
Сейчас ПТС может неделями или даже месяцами без дела стоять в гараже,
особенно летом, когда она не востребуется вообще.
Между тем, автобус ПТС требует минимальных текущих затрат - топливо
и кое-какая амортизация. За пятнадцать лет пробег составил 26 тысяч
километров. Для КАМАЗа - смешная цифра, автомобиль с такими показаниями
на одометре считается новым.
Доступ
к двигателю хотя и затруднен, проведение планового техобслуживания проходит
без проблем. А для ремонта двигателя или некоторых агрегатов, если такой
вдруг понадобится, мотор придется вынимать через люк в потолке. В обычном
КАМАЗе с этим проще - откинул кабину и возись, сколько душе угодно.
Размещенное в салоне оборудование, начиная от плафонов освещения и
кончая телеаппаратурой, питается от внешней трехфазной сети. В городе,
в самых популярных для съемок местах (драмтеатр, музыкальный театр,
стадион "Труд"), имеются разъемы для подключения. Если таких не предусмотрено,
то для поездок в "поле" применяется дизельная электростанция на базе
армейского "Урала". Правда, с использованием последнего есть проблемы:
окружающие возмущаются - от невыносимо тяжелого выхлопа дизеля просто
невозможно дышать. А другого выхода нет - к каждому фонарному столбу
не подключишься.
С "Уралом"-электростанцией связана интересная история - его присутствие
выручило в сложной ситуации. Однажды телевизионщики весь день провели
на съемках праздника в Тальцах. Колеса тяжеленного автобуса (его вес
22 тонны) за несколько часов стоянки ушли в мягкий весенний грунт и
тронуться с места самостоятельно машина не смогла, колеса шлифовали
и только вгрызались глубже. Помог "Урал", для которого сдернуть махину
не составило особого труда.
Были
еще два подобных этому неприятных случая, когда огромный вес автобуса
сыграл с ним злую шутку. После съемок спектакля в новом музыкальном
театре, возвращаясь к телецентру, водитель решил срезать путь и проехать
по заснеженному участку. Слой снега там оказался чуть ли не с полметра.
Естественно, машина провалилась, а сдать обратно уже не смогла. Работникам
ПТС пришлось ненадолго переквалифицироваться в дворников и лопатами
выгребать снег из-под застрявшего транспорта.
Следующая история произошла на стадионе по тому же сценарию, что и
в Тальцах, только на этот раз под машиной просел лед. На выручку пришло
одно из особых приспособлений спецавтомобиля - опорные площадки, как
у автокранов. Только на ПТС они не с гидравлическим приводом, а с ручным
- вроде встроенных домкратов. Их в основном используют для того, чтобы
жестко зафиксировать кузов - когда на крыше установлена тарелка радиорелейной
станции, минимальное качение, даже от ходьбы в салоне, может оборвать
сеанс связи с телецентром. Тогда эти площадки пригодились в борьбе с
гололедом. Под ведущие колеса кинули доски и автобус благополучно вырвался
из ледового плена.
Зимой в машине холодно не бывает. То, что в двигателе именуется системой
охлаждения, для салона называется по другому - система обогрева. Все
вместе - единое целое, вмещающее в себя без малого 40 литров тосола.
На месте съемки, когда машина запитывается от внешней сети, в салоне
могут быть подключены нагреватели - режим отопления. Одновременно, так
как система общая, прогревается и двигатель. Температуру можно регулировать
вплоть до 85 градусов, то есть до рабочей температуры двигателя. Так
что проблем с его запуском после долговременной стоянки на съемках нет
вообще. И водителю не холодно - включи сетевой отопитель и пускай себе
молотит, даже зажигание включать нет необходимости. Можно прилечь -
трансформация сидений это позволяет.
Единственный
случай, когда машина отказалась работать на морозе, произошел с десяток
лет назад после демонстрации на 7 ноября, в те дни стоял жуткий холод.
Теплый движок завелся сразу, но вскоре заглох. Долго соображали, в чем
дело, пока не поняли, что топливо застыло где-то возле бака. Пытались
отогреть его выхлопом от вспомогательного автомобиля, перевозящего камеры
и персонал - бесполезно. Выручила традиционная русская смекалка - налили
солярку в ведро и пустили топливо самотеком. На соседнее с водителем
место сел техник ПТС и держал ведро в руках. При такой грубой схеме
солярка уходила прямо на глазах, ее хватило только до перекрестка улиц
25 Октября и 4-й Советской, где снова встали, не доехав до гаража полкилометра.
Пришлось подливать еще - так в два присеста и доехали.
Вообще же, когда температура воздуха ниже -30, ПТС не выезжает. Холодов
не выдерживает оборудование, да и операторам тяжело работать, особенно
на ветру. Это болельщикам на стадионе можно для сугрева принять стопочку-другую
чего-нибудь горячительного, а персонал на работе. Хотя кто знает, они
ведь тоже люди.
Бывало, что подводила не только погода. Вылетело, к примеру, электричество
в сети или появились какие-то неполадки во время движения автобуса.
Чтобы избежать случайностей, на любую съемку стараются выезжать за 3
часа. Прогреваются камеры, а обслуживающий персонал следит за тем, чтобы
оборудование работало безупречно. Бывает так, что пока доедешь до места,
что-то из телеоборудования перестает работать, хотя на телецентре все
было в порядке.
Потребляемая
мощность всего оборудования - почти 40 кВт, поэтому для отвода тепла
из салона, помимо вентиляторов, нужны кондиционеры. А это вещь довольно
редкая для отечественного автомобиля даже в наши дни, поэтому неудивительно,
что их установку доверили финнам. Заправляют их раз в два года, при
малом пробеге - получается часто. Видимо, где-то происходит утечка фреона,
но заняться поиском неисправности и ремонтом не получается, да и боятся
механики сюда вмешиваться. Пока работает - и ладно, чем меньше лазишь,
тем лучше.
Правда,
финны несколько не доработали систему кондиционирования, что в первое
время вызывало недовольство у водителей. Под потолком автобуса установлены
специальные поддоны, где скапливается конденсат. В жару его накапливалось
слишком много и дренажные отводы не справлялись с работой. Всякий раз,
когда машина довольно резво трогалась с места, на водителя обрушивались
струйки воды. Даже если едешь очень плавно, время от времени получаешь
новую водную процедуру. Пришлось сверлить дополнительные отверстия,
ставить новые дренажные трубки - в общем, взялись за самостоятельную
доработку. Труд не оказался напрасным - подобных проблем больше не возникало.
Специфичных
навыков вождения машина не требует, да и в эксплуатации мало чем отличается
от обычного КАМАЗа. Постоянного водителя, который мог бы рассказать
об особенностях машины на основе личного длительного опыта общения с
ней, на ПТС нет. За прошедшие годы сменилось несколько человек, а сейчас,
из-за незначительного количества выездов, за руль садится тот из водителей
телестудии, кто свободен в данный момент.
Благодаря значительной массе, машина идет очень мягко и на трассе вполне
способна набирать 80-100 км/ч. Правда, серьезные кочки неблагоприятно
сказываются на комфорте и не прибавляют жизни подвеске. Рессоры за долгие
годы просели - 22 тонны не шутка и нагрузка на них идет постоянная -
машину в гараже на чурбачках не держат, хотя, может быть, это было бы
полезно. Ведь для обычного КАМАЗа такая тяжесть является пиковой только
во время перевозки груза, большую же часть времени рессоры отдыхают.
Возможно, автомобиль все-же как-то бы подняли над подвеской (стандартные
опоры-домкраты есть), вот только высота гаража не позволяет - когда
машина приехала первый раз, пришлось выпиливать "болгаркой" проем ворот
и раму расположенной на потолке лебедки. Так и держит подвеска постоянно
22 тонны веса.
Кирилл ЮРЧЕНКО. Фото автора.