ГЕОГРАФИЯ
Город непуганых пешеходов
Когда
впервые подъезжаешь к Саянску, испытываешь некоторое удивление
- давно миновали указатели, позади остался пост ГИБДД, а города
все нет. Только угрюмые сосны безразлично взирают со склонов горы.
Дорога перед городом имеет самый настоящий "серпантинный" участок
в пару километров - Саянск расположен на возвышенности, чуть за
горной грядой. Оттого и не видно его ни с Московского тракта,
ни с ближайших окрестностей. Но вот "серпантин" закончился, и
в просвете между двумя стенами леса засверкали огни самого молодого
города области.
ТЫ ПОМНИШЬ, КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ...
"Громадье наших планов", как сказал поэт, в конце шестидесятых было
в порядке вещей. В 1967 году был задуман "Зиминский промышленный узел",
в который предполагалось включить заводы по производству хлора, каустической
соды, винилхлорида, поливинилхлорида, синтетического каучука, лакокрасочный
завод, заводы удобрений и многое другое. Чему способствовали огромные
залежи поваренной соли и фосфоритов, а также наличие дешевой электроэнергии
станций Ангарского каскада. Через год планы приобрели более реальные
очертания. Минтранс СССР озадачили строительством моста через Оку и
сооружением подъездных железнодорожных путей к будущему химическому
гиганту. Мингаз должен был соорудить этиленопровод Ангарск - Зима. И,
наконец, перед Министерством среднего машиностроения стояла задача строительства
химкомбината и жилых домов. Предполагалось, что Новый город станет частью
Зимы, но, в конце концов, в высоких инстанциях решили, что быть ему
на 25 километров севернее, среди девственной тайги, на высоте 550 м
над уровнем моря.
Поскольку
в те времена всякое начинание надо было притягивать за "уши" к какой-нибудь
знаменательной дате, то не грех было использовать 100-летний юбилей
со дня рождения "вождя пролетариата". Так и сделали. 30 марта 1970 года
после митинга колонна КРАЗов отправилась к месту закладки нового города.
Но то ли митинг был слишком бурный, то ли дух "дедушки Ленина" был против,
а заехала колонна вместо стройплощадки прямиком в болото. Пришлось с
трейлеров снимать бульдозеры для расчистки, иначе тяжелые машины не
развернулись бы. Лишь затемно колонна прибыла к месту назначения.
Заложили первые плиты с памятной доской, отрапортовали родной партии,
но следующие несколько лет в строительстве города был застой. Не было
еще моста через Оку, как водится, технической документации на инженерные
сети, не хватало источников тепла, и так далее. Лишь в конце 1973 года
было сдано общежитие для военных строителей, и только 13 апреля 1974
года (через четыре года!) сдан первый стоквартирный жилой дом.
После
заселения этого дома газета "Приокская правда" объявила конкурс на лучшее
название новому городу - достаточно демократичный шаг по тем временам.
До этого рабочим названием было "Новая Зима" - отсюда и Ново-Зиминская
ТЭЦ. Зиминцы предлагали Зиминск, Зимоград, Окинск, Приокск, Красноокинск.
Идолопоклонники ратовали за Лениногорск, Ленинск-Юбилейный, Ленинск-Сибирский,
Ленстогорск. Технари настаивали на следующем ряде: Солегорск, Солянск
(!), Кристальный, Электрохим. Романтики предлагали Снежинск, Жемчужный,
Звездный, Мечта. Согласно исторической версии, два письма с именем "Саянск"
пришли с разницей в сутки от двух совершенно разных женщин. То ли тут
сработал таинственный "закон парности", то ли дамы все же были знакомы,
мы уже никогда не узнаем. Однако название понравилось, и 25 января 1975
года Иркутский облисполком утвердил новое имя.
НЕСБЫВШИЕСЯ ГРЕЗЫ
Согласно
первому генплану, город Саянск рассчитывался на население 200-250 тысяч
человек. Предполагалось переселить в новый город всю Зиму и четыре окрестных
деревни. Задумывались вокзал и аэропорт, по улицам должны были бегать
трамваи и автобусы. Впрочем, "вокзал" даже какое-то время реально существовал.
Когда-то вечернюю тишину Саянска оглашали гудки поездов. В восьмидесятые
годы между городом и Химпромом действовало железнодорожное сообщение
- доставляли персонал из Саянска на комбинат. Однако до Зимы эта линия
так и не дотянулась. Ныне дорога разобрана, здания разрушены, семафоры
уничтожены. Лишь гигантский железобетонный мост в "никуда" над бывшим
вокзалом, да пара железнодорожных мостиков помельче угрюмо напоминают
о том времени "великих начинаний".
Пришлось мириться с реальностью. Как поведала главный архитектор города
Елена Хазыкова, недавно был объявлен тендер на корректировку Генплана
Саянска, который выиграл НИИП Градостроительства из Санкт-Петербурга,
оставив позади иркутский Гражданпроект и ангарский Оргстройпроект. Теперь
планы реальней - к концу первого десятилетия нового века население города
должно достигнуть 60 тысяч человек. От однообразных многоэтажных домов
решено по возможности отказаться. Уклон будет сделан в сторону малоэтажной
застройки эстетичных форм, а также коттеджной застройки. Сегодня первая
очередь города (с 1 по 4 микрорайоны) застроена на 70 процентов, вторая
(7-11 микрорайоны) активно осваивается. Намечено, что на месте болота
с восточной стороны города появится ныне еще не существующий девятый
микрорайон коттеджной застройки.
ВЧЕРА И СЕГОДНЯ
В Саянск мы переехали в 1996 году. Друзья и знакомые отговаривали нас,
как могли. Город, действительно, представлял собой двоякую картину.
С одной стороны - широкие чистые улицы, таежный воздух. В многочисленных
сосновых парках, расположенных между микрорайонами, весной растут удивительные
голубые подснежники, их сменяет багульник, а в июле появляются семейки
маслят. С другой - умирающий Химпром, перебои с выдачей зарплаты, в
огромных залах городских магазинов торговцев раз - два, и обчелся. Многие
саянцы уезжали в другие края. Все чаще звучало приговором - "мертвый
город". Но по ряду причин мы все же решились на переезд, да и тогдашние
цены на жилье в Саянске позволяли обзавестись той квартирой, которую
нам хотелось.
У столь мрачной ситуации в городе, на мой взгляд, было несколько причин.
Конечно, тогдашнее экономическое положение в России влияло на промышленность
не лучшим образом. (Хотя тот же Ангарск в это же время просто бурлил
жизнью и торговлей). Вторая причина в том, что молодой город, ранее
получавший приоритетное финансирование, оторвавшись от щедрой груди
Родины-матери, оказался совершенно не готов к самостоятельной жизни
и зарабатыванию денег. Такой, знаете, "эффект канарейки" - если домашнюю
птичку много лет кормить, поить, в тепле содержать, а потом в лес выпустить
- канарейке, понятно, придется туго. Но, видимо, над этим мало кто задумывался,
и город в праведном гневе все более становился "красным" (обратите внимание
на названия городских улиц). Песнь стара - "при коммунистах все было
хорошо, а сейчас все плохо". (Даже на последних президентских выборах
Саянск в числе очень немногих территорий области умудрился проголосовать
за Зюганова). Негативно влияло на положение в городе странное административное
управление. Процветающее в других городах, малое предпринимательство
в Саянске, мягко говоря, не приветствовалось. Люди, чего-то достигавшие,
вынуждены были уезжать в Иркутск и другие города. В такой ситуации бюджет
почти целиком состоял из поступлений от градообразующего предприятия
- Саянскхимпрома, над которым в те годы витала угроза банкротства.
Но
мрачные годы минули, на Химпроме появился новый генеральный директор,
положение стало постепенно исправляться, качественно изменилась и экономическая
политика предприятия. Сменилась и городская администрация. И сегодня
ситуация в городе далека от идеальной, но произошедшие сдвиги не видеть
невозможно. В тех самых пустующих ранее торговых залах яблоку негде
упасть. Некоторое оживление получило и второе крупное предприятие города
- СПАО "Восток". Годами стоявшие с пустыми глазницами "коробки" превращаются
в уютные жилые дома. В город приезжают на жительство переселенцы с севера
Иркутской области. При активном содействии Саянскхимпрома, а также многих
других организаций и простых саянцев, возведена Благовещенская Православная
церковь. Колокола отливали в городе Каменске-Уральском, в Саянск их
доставляли транспортом химиков. Теперь мелодичный перезвон можно услышать
в любой точке города. От Саянской автостанции протянулись новые маршруты
в "ближние земли". В Иркутск автобус N 264 ходит несколько раз в сутки,
начиная с 6.00 утра и заканчивая в 1.30 ночи (в 1996 году - только один
рейс в сутки). Город настолько компактен, что существуют только два
городских автобусных маршрута - первый и почему-то восьмой. На каждом
из них работают один-два видавших виды автобуса. Стоимость проезда -
3 рубля. Ездят, в основном, льготники и пенсионеры, поэтому городские
перевозки для АТП убыточны. Обычный люд ходит пешком. (У меня есть один
знакомый дедок - первостроитель города, который за четверть века ни
разу не воспользовался городским автобусом.) Однако в недавние морозы
популярность этого транспорта резко подскочила. Фирм, занимающихся услугами
такси, нет. Нет и ставшего привычным для крупных городов "досуга". Правда,
на московском тракте недалеко от поворота на Саянск можно увидеть мрачных
слоняющихся фемин далеко не элитной группы, но где их нет?
Вещают четыре телеканала, по вечерам включается городское телевидение,
выходят две местных газеты. Действует пейджинговая и транкинговая радиотелефонная
сеть. Сотовой связи пока нет, как нет и радиовещания в FM-диапазоне.
Уровень цен на товары и продукты оставляет желать лучшего. Сказывается
отсутствие "оптовок". В Саянске их нет ни одной. Многие, с кем приходилось
общаться, недоумевают по этому поводу. Кто-то считает, что этому препятствуют
местные продуктовые "олигархи", другие винят нерадивых чиновников, третьи
(имеющие возможность) просто отовариваются на рынках Иркутска, Ангарска
и даже маленькой патриархальной Зимы, где, к нашему стыду, есть уже
не одна "оптовка".
Более чем серьезным основанием для беспокойства служит ограниченность
перспектив для молодежи. Сегодня в городе из ВУЗов действует филиал
Современного Гуманитарного Института, открылось подразделение Академии
туризма. Но это - частная инициатива, капля в море. Основная масса способной
молодежи предпочитает уезжать на обучение в Иркутск, Ангарск, Красноярск,
унося с собой из города немалые финансовые ресурсы и, главное, интеллектуальный
потенциал. К чему это может привести в недалеком будущем - понятно.
Ведь молодые алкоголики, наркоманы и тунеядцы никуда не уезжают, они
способны дать городу только высокий уровень преступности, их уже сегодня
более чем достаточно. Город быстро стареет. Мне приходилось беседовать
с женщиной, которая занимается СПИД-инфицированными. Цифры ужасные.
"Молодежь мы потеряли" - утверждала собеседница. Сегодня необходимо
любыми силами открывать в городе филиалы крупных и серьезных учебных
заведений, тогда талантливая молодежь потянется в Саянск, а не наоборот.
А это и грамотная смена на предприятия, и развитие мелкого и среднего
бизнеса, и, конечно, новые маленькие саянцы. Подумать бы об этом раньше,
глядишь, и "лишние" детсады не пришлось бы закрывать.
ХОЖДЕНИЕ В ГИБДД
Мой собеседник - новоиспеченный начальник Саянского ОГИБДД Вячеслав
РАЗВОЗЖАЕВ. Он вступил в эту должность 17 января текущего года. Не без
гордости он сообщает, что статистические показатели по Саянску лучше
среднеобластных. На учете в ГИБДД Саянска состоят 10006 единиц автотранспорта.
По сравнению с прошлым годом произошло снижение почти на тысячу. Объясняется
это тем, что многие предприятия избавляются от "лишних" единиц, кто-то
из небогатых частников продает свое авто из-за высоких цен на топливо.
Однако работы хватает. К слову сказать, приходилось слышать от некоторых
водителей, что саянские инспекторы какие-то особенно вредные. Вячеслав,
казалось, даже слегка обиделся. "Вот вас - спрашивает, - часто останавливают?"
И правда, останавливали меня всего два раза, да и то когда был "свежий"
номер, очевидно, желали проверить, вовремя ли пройден первичный техосмотр.
Конечно, по двум эпизодам судить сложно, но сотрудники вели себя корректно,
хамства или излишней придирчивости не было.
Далее в нашем диалоге открываются некоторые профессиональные секреты.
- Городок у нас небольшой, и любителей прокатиться под хмельком, как
и хронических нарушителей, мы знаем практически поименно и "помашинно".
Если автомобилист спокойно едет, ремнем пристегнут, не предпринимает
каких-то судорожных действий, завидев человека в форме, такой водитель
в обычной ситуации вряд ли вызовет интерес инспектора.
- Кстати, о ремнях: например, в Иркутске, Ангарске пристегиваться
уже не принято, вроде бы за это нарушение уже и не наказывают.
- Никто ПДД не отменял - говорит Вячеслав, - поэтому рекомендую пристегиваться,
тем более, это для вашей же безопасности.
В распоряжении саянских "стражей дорог" три автомобиля - ВАЗ-2108 1991
года, ВАЗ-2105 чуть моложе, и Daewoo Nexia с бортовым номером 777, прибывшая
из ОБДПС Иркутска после изнурительной шестилетней эксплуатации. У нее
счетчик километража навечно заклинен, поэтому реальный пробег этой "загнанной
лошадки" неизвестен. Вопреки ожиданиям, милиционеры отдают предпочтение
отечественным авто, посетовав разве на "трехдверность" восьмерки. У
иномарки, пожалуй, достоинством считают только элегантный внешний вид.
Увы, критический износ (было несколько капремонтов двигателя) и дороговизна
запчастей способны удручить кого угодно. Из спецсредств на вооружении
сотрудников ГИБДД стоят 6 устаревших приборов "Радар-2М", из них работоспособна
лишь половина. Следующая беда - в городе появилась таинственная банда
"загибателей знаков". Соглашаюсь. Стоящий у нас во дворе знак 3.4 "Движение
грузовых автомобилей запрещено" какой-то маньяк неутомимо складывает
пополам.
"Но главная проблема - катастрофическая неукомплектованность штатов.
Сегодня зарплата тех инспекторов, что вынуждены работать на дорогах
в любую погоду, не превышает двух тысяч рублей - сетует начальник -
соответственно и желающих на такую работу немного".
- Приходилось ли в последнее время увольнять кого-либо из сотрудников
за недобросовестность?
- Нет, такого не было.
- Значит, все ваши люди безупречны?
- Этого я не говорил...
Прошу рассказать о состоянии автопарков крупных предприятий города.
Не сговариваясь, пальму первенства Вячеслав Владимирович с сотоварищи
отдают "Саянскхимпрому", как наиболее подготовленному. Сегодня персонал
на комбинат и обратно доставляют, кроме прочих, большие комфортабельные
автобусы - скандинавские "Scania" и "Volvo" преклонных лет.
- Я сам проехался разок на "Scania" - оживляется Вячеслав - ощущения
прекрасные! Управляемость выше всяческих похвал, гидрач на уровне, движок
работает тихо, плавность хода отменная. Прекрасный обдув водительских
стекол, обзор хороший. Становится жалко водителей, работающих на ЛАЗах,
ЛиАЗах, и других не самых лучших произведениях отечественного автобусостроения.
Ага, думаю, значит, есть все же сочувствие у ГИБДДшников к водительской
братии. Не все, стало быть, потеряно!
Как наиболее проблемный, сотрудники охарактеризовали автопарк строителей.
Все машины почтенного возраста, средств на качественное обслуживание
не хватает. Остается надеяться, что с развитием строительного сектора
экономики ситуация в СПАО "Восток" наладится.
Саянскому АТП досталось промежуточное место - между "Химпромом" и СПАО
"Восток". Тут же прошу прокомментировать недавнее опрокидывание рейсового
автобуса 123 маршрута Саянск - Зима, повлекшее ранения пассажиров.
- Главная причина происшествия - дорожные условия, или, проще говоря,
сильнейший гололед. Участок дороги, на котором произошло ДТП, был необработан.
Слухи о "лысой" резине не подтвердились. Остаточная глубина протектора
автобусных шин была "в допуске".
К слову сказать, Вячеслав Владимирович рассказал, что Саянское АТП
уже имеет лицензию на проведение инструментального контроля автотранспорта.
Дело за законодательной базой. Так что, мужайтесь, братья-автомобилисты!
ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО ТЕХОСМОТРА
Техосмотр многие считают процедурой бюрократической и бесполезной,
призванной только "слупить" с бедного водилы лишние деньги. Наверное,
отчасти это так. Ведь не секрет, что можно на время проверки одолжить
у соседа недостающую лампочку, а то и все четыре колеса. Но у всякого
явления две стороны, и я позволю себе рассказать о том, как в мае прошлого
года проходил процедуру техосмотра в Саянской ГИБДД. Процедура включала
в себя: а) сверку номеров агрегатов; б) проверку технического состояния;
в) компьютерную обработку данных. После этого приветливая компьютерщица
вручает вам заветный талончик. Народу скопилось много, и в процессе
ожидания я познакомился с соседями. И вот тут-то понял, что для некоторых
горе-водителей техосмотр полезно проводить каждый месяц. Слева от меня
владелец белой "Нивы" лишь на месте обнаружил две нерабочие лампы в
фарах своего авто. Справа стояла совершенно "убитая" зеленая "копейка",
водитель которой на полном серьезе убеждал проверяющего, что у данной
модели "по паспорту" отсутствует ближний свет. Мне удалось подсмотреть,
что оставшийся дальний свет хитрец включал замыканием двух проводков.
"Что ж вы творите-то?" - праведно гневался представитель власти уже
на кого-то другого в нашем ряду. Оказалось, вместо штатных деталей в
рулевом торчали гвозди! Ответ горемыки "положил" абсолютно всех близстоящих.
"А я потихоньку езжу - только до дачи и обратно!" На этом фоне владельцы
иномарок, которые не знали, где у них номер двигателя, казались просто
невинными младенцами. Почти всех заставляли помигать всем чем можно,
иногда "погудеть" (благо жилые дома далеко), предъявить аптечку и огнетушитель.
(Кстати, по поводу огнетушителей. Вячеслав Развозжаев уверил, что любой
огнетушитель, купленный в автомагазинах, независимо от формы, размеров
и конструкции, пригоден, лишь бы срок хранения не истек.)
Но вот подошла и моя очередь. Стоявшую рядом зеленую "копейку" беспощадно
забраковали. Трепеща, я открыл капот и багажник своей "Короллы", эстетично
разместив в салоне аптечку и маленький огнетушитель, демонстрируя всем
своим видом предельную открытость и дружелюбие, словно Горбачев в эпоху
гласности. И, о чудо! Меня абсолютно ничего не заставили сделать, и
подпись специалиста "прыгнула" в мой бланк. "Спасибо" - кратко брякнул
я. "Пожалуйста" - еще более кратко ответил он. В общем, процедура заняла
полдня, что по саянским меркам совсем неплохо. Главный вывод - техосмотр
все же хоть как-то дисциплинирует. Не будь его, кое-кто, возможно, умудрялся
бы ездить на трех колесах.
ЭХ, ДОРОГИ!
Дороги - важная черта в лице любого города. Центральные улицы Саянска
изначально были заложены прямыми и широкими, с двумя проезжими частями,
разделительным газоном. Вот только сделать их таковыми успели не все.
Ленинградский проспект и Советская от въезда в город до ул. Советской
Армии в порядке. А вот Таежная - проблемная, там всего одна двухполосная
проезжая часть, вторая хоть и есть, но не доделана. Поток транспорта
там весьма оживленный, особенно в часы "пик". Улицы Ленина и Советской
Армии полноценны от Ленинградского проспекта до ул. Советской. Следуя
по Ленина к Дому Правосудия, миновав перекресток с Советской, вы попадаете
с приятной дороги на узкую проезжую часть с покрытием поистине "зубодробильного"
свойства. Также после перекрестка с Советской улица Советской Армии
"теряет" одну проезжую часть (вторая также не доделана), правда, покрытие
действующей в порядке. Такие "сужения" создают определенные проблемы,
тем более, что "ущербные" улицы являются второстепенными на этих оживленных
перекрестках. Да и сам Ленинградский проспект имеет законченный вид
от въезда в Саянск до ул. Советской Армии, далее - та же история. Что
же касается безымянной пока 6-й улицы, то до нынешнего лета по ней было
впору ездить лишь на внедорожниках, хотя в замысле и она четырехполосна
на всем протяжении. Лишь летом одна из проезжих частей этой улицы от
Ленинградского до Советской приобрела надлежащий вид и стала общедоступна.
Вроде бы начались работы и на соседней проезжей части, но тут, как водится,
пришла зима.
Если у вас уже зарябило в глазах от ленинско-советских названий, прошу
извинить. Даже в прошлую эпоху такое их количество было явным перебором.
Сейчас же прекрасный момент дать улицам нормальные имена, тем более,
что адресация пока происходит по микрорайонам, а 99 процентов жителей
понятия не имеют, на какой улице живут.
Но, в общем, дороги в Саянске вполне пригодны для езды. Слишком придирчивые
могут съездить в соседнюю Зиму. Уверяю вас, после такого испытания впору
расцеловать прах саянских дорог! Если придумать такой показатель - количество
автомобилей на единицу дорожной площади города, то у Саянска получится
очень небольшое значение. Проще говоря, ездить у нас вольготно, поток
транспорта небольшой. Можно позволить себе великодушно пропустить зазевавшегося
пешехода, да и пешеходы часто бредут чуть не по середине дороги. В Иркутске,
скажем, на Карла Маркса при всем уважении к ПДД нереально останавливаться
перед каждой "зеброй" - мощный и быстрый поток транспорта этого не простит.
Дальше - больше. И главный архитектор, и начальник ГИБДД прямо говорят
о грядущем большом дорожном строительстве. Ныне дороги переданы на баланс
города, неразбериха позади, и завершение обустройства "транспортно-пешеходных
связей" - одна из главных задач на ближайшее будущее. Так, финансирование
работ по ул. Таежной уже сегодня заложено в бюджете.
Светофоров в Саянске нет. В ГИБДД считают, что в обозримом будущем
необходимости в них и не будет. Хотя в напряженные часы приходится порой
поторчать на перекрестке, ожидая, пока по главной дороге проедут все
желающие.
КОЕ-ГДЕ ПОРОЙ...
- Расскажите, какие запоминающиеся случаи были в последнее время?
- прошу я Развозжаева.
- ДТП, слава Богу, немного, причем налицо снижение их количества -
с 57 до 34 (по 1999 и 2000 году соответственно). Запомнилась тяжелая
авария в июне прошлого года, когда пьяный водитель ВАЗ-2105 таранил
"Москвич-412". Тот перевернулся, были пострадавшие. В 1999 году в результате
разбойного нападения на водителя ВАЗ-2108 наркоман зарезал владельца
и использовал авто в своих целях за пределами города, в том числе, занимаясь
извозом. Проезжая как-то раз мимо поста ГИБДД, преступник был опознан.
Не остановившись, он промчался мимо. Последовал предупредительный выстрел,
угонщик потерял управление, и "восьмерка" врезалась в опору трубопровода.
Преступник, вылетев из автомобиля, убежал. Спустя некоторое время его
поймали. Находящиеся в автомобиле случайные пассажиры даже не подозревали,
кто их везет. При аварии они, в отличие от преступника, серьезно пострадали.
Теперь
уже в далеком, 1995 году, два саянских инспектора (тогда еще ГАИ) Сергей
Гришкевич и Иван Рагозин ценой своей жизни спасли людей. На магазин,
что в 67 доме микрорайона "Юбилейный", произошло разбойное нападение.
Ориентировка на преступника оперативно поступила на пост ГАИ, и вскоре
два молодых милиционеров обнаружили грабителя в салоне 123-го автобуса,
следующего из Саянска в Зиму. Подозреваемого удалось вывести из автобуса.
На улице безумец, очевидно, рассчитывал швырнуть зажатую в руке гранату
под ноги инспекторам, и сигануть под откос. Но его крепко держали. Раздался
взрыв. Преступник погиб, но и ребята получили смертельные ранения. Можно
только предполагать число пострадавших, не успей милиционеры вытащить
страшного пассажира. В память об этом подвиге возле поста ГИБДД воздвигнут
мемориал, а именами героев названы две тихие саянские улицы.
Однако, чтобы восстановить баланс, не обойтись без ложки дегтя. Этот
случай произошел не со мной, а с коллегой по работе. Она с мужем на
своей "Мазде" возвращалась из Ангарска. Возле Зимы иномарка закапризничала
и ехать отказалась. По радиотелефону вызвали подмогу, машина ожила.
Но время поджимало, супруг торопился на работу в Зиму, куда и отправился,
забыв в суматохе оставить жене документы на автомобиль. Ничего не подозревающая
женщина поехала в Саянск, на въезде в который и была остановлена бдительным
инспектором. Обнаружив отсутствие документов, она по радиотелефону связалась
с мужем, попросив подвезти бумаги к "месту задержания", и стала объяснять
ситуацию блюстителю, попросив повременить пятнадцать минут. Однако инспектор
был неумолим. "Немедленно на штрафплощадку!" - был категорический вердикт.
На угонщицу наша коллега похожа мало, кой-какие документы с собой были.
Ну, постояла бы "Мазда" у обочины до подвоза техпаспорта под милицейским
оком, ну, взыскали бы штраф, какой положено, так нет, на штрафплощадку!
Машина была набита сумками, и несчастная водительница попросила хоть
тормознуть у подъезда, дабы не переть поклажу со штрафплощадки. И тут
категорический отказ. Возможно, в этом случае грань между принципиальностью
и придирчивостью была перейдена в сторону последней, хотя в целом все
было в соответствии с Законом. Порой выдержать компромисс между буквой
Закона и человечностью - целое искусство, ведь ситуация ситуации - рознь!
Кстати, вспоминаю подобный случай, произошедший со мной в Ангарске.
Моя "Королла" стояла у друга в гараже на другом конце города, документы
были у меня. Собирались в Иркутск, решили, что мой товарищ, опытнейший
водитель и коренной ангарчанин, проскочит участок от своего гаража до
дома моей тещи без документов на автомобиль. Ну и, по "закону подлости",
попался. Забрали у него права, сказали, куда подъехать с техпаспортом
и владельцем (то есть мной) и какой штраф необходимо уплатить. Что мы
и сделали. Никаких взаимных претензий и обид.
Справедливости ради отметим, что описанный с моей коллегой досадный
случай произошел еще до вступления в должность Вячеслава Развозжаева.
Завершая беседу, новый начальник нашего ГИБДД уверил, что доктрина по
укреплению доверия между водителями и его ведомством для него не пустой
звук. На этой оптимистичной ноте мы и распрощались.
А СЕРВИС ГДЕ?! И ГДЕ ЗАПЧАСТИ?!
Как вы можете видеть на прилагаемой карте, точек по торговле автозапчастями
в Саянске много. Но не обольщайтесь. Этот рынок у нас крайне консервативен.
Не пытайтесь отыскать здесь "иномарочные" детали. Их нет в продаже.
Единственное исключение - павильон на вещевом рынке микрорайона Строителей.
Можно хотя бы увидеть кое-какие фильтры, пыльники для "японок", но и
здесь ассортимент "стремится к нулю". В других местах возможно приобрести
что-нибудь для ВАЗов, "Москвичей", реже ГАЗов, УАЗов, но никогда нет
гарантии, что отыщете искомое. Ни одного крупного магазина нет. В основном
- небольшие "ЧП-шные" отдельчики.
Расскажу
о своем печальном опыте. По необходимости собирались мы нынешним летом
в Братск. Думаю, на всякий случай куплю буксировочный трос. Все-таки
дорога долгая, незнакомая, мало ли что! Объехав все саянские точки,
я ни в одной этого банального предмета не нашел. Напротив, в Братске
в каждом заштатном автопавильоне предлагали до трех разновидностей этих
самых тросов. Но виновата здесь не только нерадивость саянских торговцев.
Все же длительная "антипредпринимательская" политика прежних властей
успела сделать свое дело. Отсутствие у автовладельцев денег процесс
развития местного рынка также сдерживало. Конечно, какое-то оживление
в торговле автозапчастями сегодня есть. Но, говоря откровенно, другие
сектора потребительского рынка в Саянске (например, мебель, косметика,
аудио-видео-бытовая техника) в своем развитии значительно опередили
торговлю автозапчастями... Не обходится и без курьезов. В одном из саянских
магазинов напротив неплохого отдела запчастей уютно расположился прилавок...
ритуальных товаров! Расстояние между оными около полутора метров. Покупаешь,
к примеру, накладку на педаль газа, глянешь на траурные веночки напротив
и невольно задумаешься, стоит ли "газовать в пол". А, может, это секретный
эксперимент властей по пси-обработке не в меру резвых водителей? Как
знать...
Найти
масло для двигателя или коробки проблем не составит, но лишь в том случае,
если вы не автогурман. Круче ZICа не найдется ничего. Встречается также
минеральный Chevron. В основном же - недорогие масла отечественных производителей.
Но даже российской продукции от Consol или Spectrol вы не встретите,
удалось увидеть лишь промывочную жидкость по ценам 95-100 руб за 4-литровую
канистру.
Представлена и автохимия, но, как вы уже догадываетесь, тоже в "спартанском"
ассортименте. Из "лекарств" можно встретить "Римет", "Трибо", реже "Форум"
в разных версиях, но до элитной ER-ки Саянск, по-видимому, еще не дорос.
Есть и "профилактические" средства - такие, как очистители карбюраторов,
форсунок, промывки. Но на личном опыте я убедился, что "не все золото,
что блестит". Однажды, перед поездкой в Ангарск, я "покормил" свой дизель
неким "очистителем форсунок". На пузырьке значилось, что произведен
он российской фирмой, гарантировалась масса полезных эффектов, а главное,
стоило удовольствие всего сорок рублей. Еще при покупке насторожило,
что в баллончике значительно меньше снадобья, чем указано на этикетке
(если верить мерной полоске на пузырьке). Объяснить это девица-продавец
не смогла, лишь лучезарно улыбнулась и промолвила - "а они все такие".
В общем, до Ангарска доехали нормально, но на следующее утро заводился
я долго и нудно, чего раньше не бывало. Стояночный сторож уже алчно
кружил вокруг меня, предвкушая получение "тридцатки" за "прикуривание",
но в последний момент движок все же "схватился", и дедок разочарованно
удалился в будку. Я сознательно не называю фирму, чье имя было на бутылочке,
ведь это могла быть банальная подделка. Дабы нейтрализовать вредное
действие "снадобья" (уж не водица ли там была?), пришлось в Ангарске
купить средство от "Hi-Gear" теперь уже за 85 руб, и вспомнить бессмертные
пушкинские строки: "Не гонялся бы ты, поп, за дешевизною!"
Что
касается сервисного обслуживания, рассмотрим старожила саянского рынка
- ООО "МДК-Авто". Не считая гаражных умельцев, до недавнего времени
в черте города это был единственный крупный сервис. Его директор Сергей
ПЕТРОВ прошел многолетний путь становления вместе со своей фирмой. Он
не сидит в кабинете, частенько я вижу его в рабочей одежде у автомобилей.
- Сдерживающим фактором развития сервисного обслуживания в Саянске
является сложившийся уровень цен на эти услуги. Так, в 1996 году отрегулировать
развал-схождение стоило 80 рублей, сейчас - 120. Повышение расценок
приведет к тому, что саянский автомобилист будет обращаться к нам лишь
в экстренных случаях, предпочитая делать при возможности все остальное
в крупных городах, где сервисы за счет большого оборота автомобилей
держат более низкие цены. С другой стороны, поджимает проблема с кадрами.
Хороших специалистов в городе - единицы, а ведь нужно им платить достойную
зарплату. Вообще, в нашем городе сервис сегодня может существовать только
в лице ЧП (частного предпринимателя) на патентной основе, что мы и вынуждены
были сделать. Существовать в виде юридического лица - значит, разориться
- рассказывает Сергей.
Я ему верю. Лишь недавно директор пересел с пожилой вазовской "двойки"
на Corolla 1990 года. У Сергея очень интересный подход к выбору авто.
- Профессионалы предпочитают автомобиль с двигателем объемом 1,5-1,6
л, обычно это Toyota Corolla или Toyota Corona в небогатой комплектации.
Такие машины экономичны, недороги, доступны в обслуживании, степенны
и предсказуемы на дорогах. Сейчас и в Саянске все больше народу пересаживается
на иномарки.
По словам Петрова рынок запчастей в этом плане отстает. Так, сегодня
парк иномарок составляет 30-40% и быстро растет. На саянских улицах
уже не редкость "Крузеры" "с иголочки", эффектные минивэны типа Ford-Caravan
или Honda-Odissey, не говоря уже о более пожилом second hand. Наиболее
массовая марка - конечно, Toyota.
- Что посоветуете не покупать? - спрашиваю я.
- Лучше отказаться от Honda, Mazda, Mitsubishi. И не потому, что это
плохие автомобили. Просто их обслуживание и ремонт вылетят в кругленькую
сумму - даже в Иркутске далеко не всегда есть нужные запчасти, да и
"изученность" этих авто невысока. Я уже не говорю о более экзотических
машинах - советует Сергей.
- Что скажете по поводу эксплуатации иномарок в холода?
- Предельная температура - минус тридцать, если, конечно, залито соответствующее
масло.
Основные здания сервиса находятся чуть за городом, но шиномонтажная
мастерская вкупе с небольшим магазинчиком расположены близ автостанции.
Тут я решил Сергея "задеть".
- Между прочим, во многих "шиномонтажках" в крупных городах водитель
избавлен от необходимости самостоятельно снимать и устанавливать колеса.
Все выполняет персонал.
- Действительно, такой подход гораздо цивилизованней, и в ближайшее
время мы будем решать эту проблему, тем паче, что в Саянске "шиномонтажная"
конкуренция весьма остра.
Особо Сергей Петров отметил, что уже сегодня необходимо, используя
информационные технологии, создавать единую базу данных по сервисам,
магазинам, расценкам и услугам, хотя бы в масштабах области. Тогда бессмысленная
беготня станет ненужной. Особенно это актуально для тех, кто в больших
городах области бывает эпизодически и временем не располагает. "Руководящую
и направляющую" роль в этом вопросе мог бы взять на себя еженедельник
"Автомаркет" - считает Сергей.
Неожиданно наша беседа прервалась анекдотом из жизни. Звонит девушка.
- У вас комиссионные автомобили есть?
- Есть - отвечает Петров.
- А какого цвета?
-...
КУДА ПОЙТИ УЧИТЬСЯ?
Несколько слов о местных автошколах. В Саянске подготовкой водителей
занимается Межшкольный учебный комбинат и местное отделение "РОСТО".
Возвращаясь к беседе с сотрудниками ГИБДД, отмечу, что межшкольный комбинат
был ими признан лучшим как по оснащению, так и по качеству подготовки
специалистов. Мы же по причине близости к дому вынужденно выбрали "РОСТО".
Что сказать? Год назад обучение там стоило 2150 руб. на брата, куда
входила теоретическая подготовка и 21 час вождения. Деньги, правда,
можно было вносить постепенно. Группа насчитывала более 30 человек,
теория изучалась в тесном помещении, находящимся в обычном подъезде
жилого дома. Невеселую атмосферу скрашивал лишь неунывающий преподаватель
Петр Иванович Качко.
Что касается вождения, то и тут было не все гладко. Перед самым экзаменом
вдруг выяснилось, что часть курсантов не откатала положенных часов,
начались "волнения". В общем, большинство учащихся считало, что "можно
было все организовать значительно лучше".
Однако,
инструктор по вождению Сан Саныч был поистине "лучом света в темном
царстве". Бывают разные инструкторы. С одним тебя преследует ощущение,
что ты задолжал ему крупную сумму, другой всем своим видом показывает,
как его "достали" несмышленые ученики, третий вроде всем хорош, а ничему
научить не может. Я долго размышлял над секретом Саныча. Учиться с ним
было комфортно и легко. Он был каким-то природным психологом. Конечно,
инструкторская работа требует огромной выдержки, но Саныч, казалось,
и не напрягался. Он умел подстроиться под каждого следующего курсанта
и вовлечь его в непринужденную беседу. Помните детский анекдот - шел
ежик, забыл, как дышать, и задохнулся. Так вот, часто ученик "зацикливается"
на органах управления автомобилем, не смотрит на дорогу, сбивается и
путается, испытывает стресс. Так вот, Саныч своими неспешными разговорами
не допускал подобного. Однажды моя жена (обучались мы вместе) рассказывала,
что Саныч заставлял ее складывать, умножать и делить какие-то числа
во время движения. Выходит, он (сам того не ведая) подсознательно прививал
нам автоматизм управления автомобилем на самых ранних стадиях обучения,
практически "внутриутробно". Изначально он видел в обучаемом водителя,
в процесс управления вмешивался только в экстренном случае. И сейчас
Саныч учит курсантов вождению, всегда приветливо здоровается, в случае
крайней нужды - подвезет. Завидев на дороге его автомобиль с буквой
"У" - я говорю себе - это едет настоящий Учитель.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Время
летит быстро, и, пока готовился этот материал, в городе появилось частное
такси. Как нам удалось узнать, по городу проезд стоит 20 рублей, за
городом - 5 руб/км. Стоимость проезда до Зимы - 150 руб. (Для сравнения,
проезд рейсовым автобусом обойдется в "двадцатку").
И буквально только что городское телевидение сообщило, что зафиксирована
попытка заезжих "торговцев любовью" открыть "филиал" в Саянске.
И, кроме шуток - поскольку иномарок в городе все больше, владельцы
остро нуждаются в соответствующих запчастях. Может, найдутся серьезные
автофирмы, которые пожелают устроить свои филиалы в этой пока пустой,
но весьма перспективной нише?
Марк ПАВЕРМАН, Саянск.