ТЕСТ НА ВЫЖИВАНИЕ
Закон сохранения тепла
Когда в январские морозы была напечатана
серия материалов под рубрикой "Тест на выживаемость", мы и не
думали, что к ней придется возвращаться еще раз, причем рассказывая
только о том, как вела себя в дни экстремальных морозов техника.
Оказывается, в прямом смысле слова, выживать в морозы приходилось
не только автомобилям (один такой рассказ сегодня дополняет прежние
публикации).
Мороз до предела обостряет все "болячки"
автомобиля, но зачастую самым беспощадным образом наказывает и
людей - за пренебрежение к нему. Причем масштаб бедствия может
быть как глобальным, что происходит сейчас в Приморье, так и локальным,
как в случае, о котором мы хотим рассказать.
Об
этом случае уже рассказывало иркутское телевидение - в ожоговом центре
3-й Кировской больницы Иркутска лежит водитель лесовоза, поступивший
с севера области с диагнозом "обморожение". В результате проведенной
операции ему ампутировали кисти рук и ступни на обеих ногах. Резонанс
от сюжета был столь велик, что Николай, так зовут водителя, наотрез
отказался общаться с прессой. Но кое-что разузнать удалось.
Николай работал на частную фирму, занимающуюся лесозаготовками. На
КАМАЗе возил лес из-под Усть-Кута в Иркутск. График движения работодатели
задали очень жесткий, любая задержка грозила обернуться серьезными неприятностями,
но при этом платились очень хорошие деньги, по словам водителя - до
десяти тысяч за рейс. Трудно сказать, что послужило главной причиной
трагедии, может быть, желание сэкономить на накладных расходах, или
просто обыкновенное разгильдяйство. Судите сами: машину заправляли дешевым,
практически дармовым, но некачественным топливом, которое можно достать
едва ли не в каждом леспромхозе или местных деревенских хозяйствах,
в КАМАЗе не было каких-либо средств, крайне необходимых для борьбы с
морозом - ни топора, ни паяльной лампы. Известно, что у любого профессионала-дальнобойщика
в мороз это такой же неизменный атрибут, как известные всем ломик и
ведро. К тому же Николай ехал без напарника, без денег на случай непредвиденных
ситуаций.
Дело было перед самым Новым годом, в двадцатых числах декабря. Его
КАМАЗ заглох на трассе, скорее всего из-за того, что замерзло топливо.
Доподлинно узнать, что тогда произошло, уже невозможно, так же, как
невозможно сейчас определить, был ли водитель трезв. Николай утверждает,
что алкоголь не принимал, но у врачей на этот счет есть сомнения, тем
более, что в больницу он поступил 24 декабря в состоянии опьянения.
Попав в ловушку, Николай пытался несколько часов запустить двигатель
прямо на трассе, возможно, за это время он и получил обморожения конечностей.
Поняв, что машину ему не отремонтировать, он, уже с отмороженными руками
и ногами, добрался до Иркутска.
Это не укладывается в голове - неужели ситуация была столь драматической,
чтобы остаться без ног и рук? К тому же морозы тогда были не самыми
свирепыми. Разве мало машин ломается на трассе, но все обходится без
драматических последствий. Несмотря на редкую плотность населения, дальние
трассы у нас не настолько пустынны, чтобы не было ни одной машины, способной
отбуксировать в Иркутск или к ближайшему населенному пункту, и даже
если нет денег, всегда можно найти выход. Ведь настоящие водители, способные
на взаимовыручку, еще не перевелись.
- Воздействие холода постепенно, в отличие от ожога, где все происходит
практически в одно мгновение, и совершенно трезвый человек всегда способен
найти выход из ситуации, а уж тем более опытный водитель, - говорит
заведующий ожоговым отделением Андрей Геральдович ЩЕДРЕЕВ. - Нельзя
утверждать, что Николай был пьян, мы этого не знаем. Но за долгие годы
практики наша статистика такова - в 95 случаях из 100 основная причина
обморожения - алкогольное опьянение. Обмороженные могут поступить и
на вторые-третьи сутки, уже протрезвевшие, но сам факт такой травмы
объясняется только чрезмерным опьянением. Трезвый человек с таким серьезным
обморожением - вроде как казуистика. Под действием алкоголя расширяются
сосуды, все тепло идет на периферию, к кожным покровам, а там рецепторы.
Они, грубо говоря, "обманываются", их нормальная работа нарушена и поэтому
кажется, что человеку тепло - действуют компенсаторные механизмы согревания.
Ощущения субъективны - ведь на самом-то деле идет процесс замерзания.
Поэтому если ты обморозился - приди в теплое помещение, выпей, вот тогда
будет положительный эффект. И совершенно обратный эффект, когда выпил
на улице, там обморозился, а потом уже попал в тепло. Доподлинно известен
случай, он даже упоминался в центральной прессе: человека случайно заперли
в заводском холодильнике в конце рабочего дня, когда пришли утром, открыли
- он выходит весь мокрый от пота. Что же он делал? Когда понял, что
иного выхода выжить нет, начал таскать ящики с одного места на другое.
А был бы пьяный - лег бы на эти же ящики и уснул. Водители же среди
наших пациентов попадаются крайне редко, такие случаи можно за годы
сосчитать по пальцам. Все-таки это особая категория людей, по большей
части готовых к любым неожиданностям. Но в случаях обморожения сценарий
примерно один. Сломался, выпил, чтобы не так горько было, да и лег на
сиденье подремать, тут мороз и прихватил.
Николаю ампутированы конечности. После того, как репортаж о нем показали
по телевидению, у него обнаружились родственники. Возможно, они оформят
опекунство и заберут его к себе. Если нет, дорога ему только одна -
в дом инвалидов.
Мы обратились к одному из тех людей, кто по долгу работы вынужден совершать
дальние рейсы. Как они себя ведут в экстремальных ситуациях, что посоветуют,
как воспринимают такой трагический пример?
- Со многими людьми приходится общаться, бывают и серьезные ситуации.
Таких, конечно, чтобы дело кончилось ампутацией и рук и ног у нас в
области (об одном таком, но случившемся на Колыме "А+С" рассказывал
года три назад, но то был особый случай), я на своей памяти не припомню.
Бывало, что у людей пальцы отмораживало или одну руку. Чего там греха
таить - такое по пьяному делу происходит. Но, бывает, человек по неосторожности
в мороз, да еще на ветру, на руку бензин плеснет. Он же испаряется очень
быстро, а значит, тепло забирает, местное переохлаждение гарантировано.
Если тут же принять экстренные меры, поместить руку в тепло (тем же
шарфом укрыть), то все обойдется. Конечно, неплохо к врачу показаться.
И ни в коем случае не растирать снегом, только хуже будет.
Могу точно сказать - по аналогии с тем, что правила дорожного движения
написаны кровью легкомысленных жертв, те законы, которыми зимой руководствуется
любой уважающий себя дальнобойщик, составлены жизнями и потерянным здоровьем
тех, кто пренебрегал элементарными правилами. Примус или паяльная лампа
- необходимый атрибут в дороге. Баки - обязательно полные под завязку,
да еще неплохо с собой топлива взять, если в безлюдные места выбираешься.
Теплых вещей побольше. Топор - лучше не один, вдруг потеряешь. Ну и
прочие элементарные вещи, вроде троса, запаски и так далее. Некоторые
даже немного дров с собой возят - когда в степи встанешь и ни одного
деревца вокруг, оценишь пользу такой запасливости.
Раньше, когда я учился на водителя, еще в шестидесятые годы, существовали
специальные "северные" инструкции, как вести себя в экстремальнейших
ситуациях. Машин тогда мало было, на дорогах пусто. Если застрянешь,
то надолго. Так вот, в первую очередь для разведения костра, если другого
материала не было, разрешалось использовать деревянные борта грузовика
- их восстановить потом проще всего. Затем сжигался "лишний" бензин.
Немного топлива следовало оставлять, чтобы перейти к следующему пункту
- сжигание покрышек. Ну а если тебя так и не обнаружили и помощь не
подошла, тогда уже можно и машину поджигать. Но до этого, к счастью,
не доходило. Обычно на первом-втором пункте все благополучно заканчивалось.
Про себя что рассказать? Был один случай, еще лет десять назад. Я как-то
вез груз из-под Тулуна. Дело в декабре было - холодно, прихватило радиатор.
Он и до этого подтекал малость. Когда я обнаружил, что он замерз, утеплил,
но жидкость стала слишком быстро уходить и двигатель перегревался. Как
на грех, чистых емкостей, чтобы воду набрать, с собой не было. Дело
к вечеру шло. Пришлось в одной из деревень возле водокачки льда наколоть.
Как замечу, что температура поползла - вылезаю, начинаю спускать в радиатор
осколки льда. Мерзкая работенка, надо сказать. Так несколько раз, пока
один из проезжавших мимо дальнобойщиков не заметил, чем я занимаюсь.
Он из Иркутска шел во встречном направлении, но остановился узнать,
в чем дело. Я рассказал. Так он мне отдал два ящика минералки, которые
купил в Иркутске. Я пытался ему талоны на бензин сунуть в знак благодарности,
но он даже и слушать не хотел.
До города я, правда, не дотянул. Проехал Мальту и встал. Пришлось ночевать
на дороге. Приоткрыл окошки, чтобы не задохнуться угарным газом и паяльную
лампу завел. Поставил ее на пол, на медленном огне, а сам на сиденье
лег. Спать в такой ситуации опасно, но задремал все же - сил уже не
было. По счастью, ничего страшного не случилось. А утром меня парни
из Улан-Удэ к своему КРАЗу прицепили и до самого Иркутска доставили.
Кирилл ЮРЧЕНКО.