искать через яндекс: 
 
Автомаркет + Спорт. Лучшая автомобильная газета Восточной Сибири. Только авторский материал.  
стартовая | редакция | автомобили сибири | реклама | автогид | гостевая книга

Самое-самое.

ТЕСТ НА ВЫЖИВАНИЕ

Закон сохранения тепла

Когда в январские морозы была напечатана серия материалов под рубрикой "Тест на выживаемость", мы и не думали, что к ней придется возвращаться еще раз, причем рассказывая только о том, как вела себя в дни экстремальных морозов техника. Оказывается, в прямом смысле слова, выживать в морозы приходилось не только автомобилям (один такой рассказ сегодня дополняет прежние публикации).

Мороз до предела обостряет все "болячки" автомобиля, но зачастую самым беспощадным образом наказывает и людей - за пренебрежение к нему. Причем масштаб бедствия может быть как глобальным, что происходит сейчас в Приморье, так и локальным, как в случае, о котором мы хотим рассказать.

Об этом случае уже рассказывало иркутское телевидение - в ожоговом центре 3-й Кировской больницы Иркутска лежит водитель лесовоза, поступивший с севера области с диагнозом "обморожение". В результате проведенной операции ему ампутировали кисти рук и ступни на обеих ногах. Резонанс от сюжета был столь велик, что Николай, так зовут водителя, наотрез отказался общаться с прессой. Но кое-что разузнать удалось.

Николай работал на частную фирму, занимающуюся лесозаготовками. На КАМАЗе возил лес из-под Усть-Кута в Иркутск. График движения работодатели задали очень жесткий, любая задержка грозила обернуться серьезными неприятностями, но при этом платились очень хорошие деньги, по словам водителя - до десяти тысяч за рейс. Трудно сказать, что послужило главной причиной трагедии, может быть, желание сэкономить на накладных расходах, или просто обыкновенное разгильдяйство. Судите сами: машину заправляли дешевым, практически дармовым, но некачественным топливом, которое можно достать едва ли не в каждом леспромхозе или местных деревенских хозяйствах, в КАМАЗе не было каких-либо средств, крайне необходимых для борьбы с морозом - ни топора, ни паяльной лампы. Известно, что у любого профессионала-дальнобойщика в мороз это такой же неизменный атрибут, как известные всем ломик и ведро. К тому же Николай ехал без напарника, без денег на случай непредвиденных ситуаций.

Дело было перед самым Новым годом, в двадцатых числах декабря. Его КАМАЗ заглох на трассе, скорее всего из-за того, что замерзло топливо. Доподлинно узнать, что тогда произошло, уже невозможно, так же, как невозможно сейчас определить, был ли водитель трезв. Николай утверждает, что алкоголь не принимал, но у врачей на этот счет есть сомнения, тем более, что в больницу он поступил 24 декабря в состоянии опьянения.

Попав в ловушку, Николай пытался несколько часов запустить двигатель прямо на трассе, возможно, за это время он и получил обморожения конечностей. Поняв, что машину ему не отремонтировать, он, уже с отмороженными руками и ногами, добрался до Иркутска.

Это не укладывается в голове - неужели ситуация была столь драматической, чтобы остаться без ног и рук? К тому же морозы тогда были не самыми свирепыми. Разве мало машин ломается на трассе, но все обходится без драматических последствий. Несмотря на редкую плотность населения, дальние трассы у нас не настолько пустынны, чтобы не было ни одной машины, способной отбуксировать в Иркутск или к ближайшему населенному пункту, и даже если нет денег, всегда можно найти выход. Ведь настоящие водители, способные на взаимовыручку, еще не перевелись.

- Воздействие холода постепенно, в отличие от ожога, где все происходит практически в одно мгновение, и совершенно трезвый человек всегда способен найти выход из ситуации, а уж тем более опытный водитель, - говорит заведующий ожоговым отделением Андрей Геральдович ЩЕДРЕЕВ. - Нельзя утверждать, что Николай был пьян, мы этого не знаем. Но за долгие годы практики наша статистика такова - в 95 случаях из 100 основная причина обморожения - алкогольное опьянение. Обмороженные могут поступить и на вторые-третьи сутки, уже протрезвевшие, но сам факт такой травмы объясняется только чрезмерным опьянением. Трезвый человек с таким серьезным обморожением - вроде как казуистика. Под действием алкоголя расширяются сосуды, все тепло идет на периферию, к кожным покровам, а там рецепторы. Они, грубо говоря, "обманываются", их нормальная работа нарушена и поэтому кажется, что человеку тепло - действуют компенсаторные механизмы согревания. Ощущения субъективны - ведь на самом-то деле идет процесс замерзания. Поэтому если ты обморозился - приди в теплое помещение, выпей, вот тогда будет положительный эффект. И совершенно обратный эффект, когда выпил на улице, там обморозился, а потом уже попал в тепло. Доподлинно известен случай, он даже упоминался в центральной прессе: человека случайно заперли в заводском холодильнике в конце рабочего дня, когда пришли утром, открыли - он выходит весь мокрый от пота. Что же он делал? Когда понял, что иного выхода выжить нет, начал таскать ящики с одного места на другое. А был бы пьяный - лег бы на эти же ящики и уснул. Водители же среди наших пациентов попадаются крайне редко, такие случаи можно за годы сосчитать по пальцам. Все-таки это особая категория людей, по большей части готовых к любым неожиданностям. Но в случаях обморожения сценарий примерно один. Сломался, выпил, чтобы не так горько было, да и лег на сиденье подремать, тут мороз и прихватил.

Николаю ампутированы конечности. После того, как репортаж о нем показали по телевидению, у него обнаружились родственники. Возможно, они оформят опекунство и заберут его к себе. Если нет, дорога ему только одна - в дом инвалидов.

Мы обратились к одному из тех людей, кто по долгу работы вынужден совершать дальние рейсы. Как они себя ведут в экстремальных ситуациях, что посоветуют, как воспринимают такой трагический пример?

- Со многими людьми приходится общаться, бывают и серьезные ситуации. Таких, конечно, чтобы дело кончилось ампутацией и рук и ног у нас в области (об одном таком, но случившемся на Колыме "А+С" рассказывал года три назад, но то был особый случай), я на своей памяти не припомню. Бывало, что у людей пальцы отмораживало или одну руку. Чего там греха таить - такое по пьяному делу происходит. Но, бывает, человек по неосторожности в мороз, да еще на ветру, на руку бензин плеснет. Он же испаряется очень быстро, а значит, тепло забирает, местное переохлаждение гарантировано. Если тут же принять экстренные меры, поместить руку в тепло (тем же шарфом укрыть), то все обойдется. Конечно, неплохо к врачу показаться. И ни в коем случае не растирать снегом, только хуже будет.

Могу точно сказать - по аналогии с тем, что правила дорожного движения написаны кровью легкомысленных жертв, те законы, которыми зимой руководствуется любой уважающий себя дальнобойщик, составлены жизнями и потерянным здоровьем тех, кто пренебрегал элементарными правилами. Примус или паяльная лампа - необходимый атрибут в дороге. Баки - обязательно полные под завязку, да еще неплохо с собой топлива взять, если в безлюдные места выбираешься. Теплых вещей побольше. Топор - лучше не один, вдруг потеряешь. Ну и прочие элементарные вещи, вроде троса, запаски и так далее. Некоторые даже немного дров с собой возят - когда в степи встанешь и ни одного деревца вокруг, оценишь пользу такой запасливости.

Раньше, когда я учился на водителя, еще в шестидесятые годы, существовали специальные "северные" инструкции, как вести себя в экстремальнейших ситуациях. Машин тогда мало было, на дорогах пусто. Если застрянешь, то надолго. Так вот, в первую очередь для разведения костра, если другого материала не было, разрешалось использовать деревянные борта грузовика - их восстановить потом проще всего. Затем сжигался "лишний" бензин. Немного топлива следовало оставлять, чтобы перейти к следующему пункту - сжигание покрышек. Ну а если тебя так и не обнаружили и помощь не подошла, тогда уже можно и машину поджигать. Но до этого, к счастью, не доходило. Обычно на первом-втором пункте все благополучно заканчивалось.

Про себя что рассказать? Был один случай, еще лет десять назад. Я как-то вез груз из-под Тулуна. Дело в декабре было - холодно, прихватило радиатор. Он и до этого подтекал малость. Когда я обнаружил, что он замерз, утеплил, но жидкость стала слишком быстро уходить и двигатель перегревался. Как на грех, чистых емкостей, чтобы воду набрать, с собой не было. Дело к вечеру шло. Пришлось в одной из деревень возле водокачки льда наколоть. Как замечу, что температура поползла - вылезаю, начинаю спускать в радиатор осколки льда. Мерзкая работенка, надо сказать. Так несколько раз, пока один из проезжавших мимо дальнобойщиков не заметил, чем я занимаюсь. Он из Иркутска шел во встречном направлении, но остановился узнать, в чем дело. Я рассказал. Так он мне отдал два ящика минералки, которые купил в Иркутске. Я пытался ему талоны на бензин сунуть в знак благодарности, но он даже и слушать не хотел.

До города я, правда, не дотянул. Проехал Мальту и встал. Пришлось ночевать на дороге. Приоткрыл окошки, чтобы не задохнуться угарным газом и паяльную лампу завел. Поставил ее на пол, на медленном огне, а сам на сиденье лег. Спать в такой ситуации опасно, но задремал все же - сил уже не было. По счастью, ничего страшного не случилось. А утром меня парни из Улан-Удэ к своему КРАЗу прицепили и до самого Иркутска доставили.

Кирилл ЮРЧЕНКО.

"Автомаркет+Спорт" №6 16.02.01




стартовая | редакция | автомобили сибири | реклама | автогид | автомобили | вокруг автомобиля | подшивка | все автофирмы региона | фотогалерея | справочное бюро | фестиваль автотюнинга | гранд европа | сша
Copyright © 2003-2006 "Автомаркет+Спорт". Иркутск Все права защищены.
Воспроизведение материалов или их частей
в любом виде и форме без письменного согласия запрещено.
веб-мастер: info@asjornal.ru
редакция: postmaster@automarket.irkutsk.ru

Яндекс.Метрика