ТЕСТ НА ВЫЖИВАНИЕ
Сибирская комедия
Понедельник
29 января. На улице -12°С. Специалисты одной из ангарских фирм
едут в командировку в Саянск на личных автомобилях. Обычная командировка
по хорошо известному маршруту, не первый раз. Оттепель после морозов
действует расслабляюще и поднимает настроение. Одеты налегке,
а скорости, несмотря на скользкую дорогу, приличные - до 120 км/час.
Расстояние в 250 км поглощают быстро - за два с половиной часа.
Дела в Саянске спланированы до среды. Но коварная сибирская погода
в эти планы внесет значительные корректировки. Впрочем, дело не
только в погоде.
-12°С
Главный герой событий - автомобиль Toyota Corona с 1.8-литровым двигателем
4S и, конечно, ее хозяин. Понедельник-вторник погодка "шептала". Сделаны
дела и хорошо все "отмечается" - без этого нельзя. Бдительность притуплена,
машины хранятся на открытой стоянке, хотя можно было загнать и в отапливаемый
гараж. Да бояться нечего, не первый год за рулем и морозов повидали.
Машина за два года еще ни разу не подвела, моторное масло - свежая синтетика
5W40, свечи - новенькие, есть запасные, аккумулятор - мощный и надежный,
из дорогих, ремень ГРМ фирменный, недавно замененный. В общем, со вторника
на среду "на дорожку" гуляют спокойно и красиво: банька, коньячок, массажистки.
В это же время на Саянск, как и на весь регион, резко нападают лютые
морозы. По сути, стихийное бедствие, которое по возможным последствиям
можно сравнить с наводнением или даже землетрясением.
-35°С
Утром в среду -35°С. Опохмеляюще бодрит. Хозяин Corona вздрагивающей,
но уверенной рукой поворачивает ключ в замке зажигания. Однако стартер
еле крутит двигатель. При этом он делает попытки схватиться, чихает,
но не заводится. Такого еще не было. Кажется, будто сильно застыло масло.
Corolla напарника и вовсе не подает признаков жизни - аккумулятор умер,
хотя тоже новый. Очень быстро издыхает аккумулятор и у Corona, но двигатель
так и не завелся. В это время на стоянке другие мужики вовсю суетятся
- прикуривают и греют двигатели кипятком - таскают его ведрами из сторожки
и поливают из шланга на коллектор. На "кипятке" завели уже "семерку"
и какого-то "японца". Хозяин Corona просит прикурить, ему не отказывают,
однако аккумулятор "прикуривателя" тоже садится, но двигатель не запускается.
Цепляющий клещами мороз тем временем вынуждает прибегнуть к экзотическому
для хозяина Corona методу - прогреть двигатель кипятком. Чтобы не навредить
системе впрыска, воду осторожно льют на выпускной коллектор. При этом
пар стоит, как от паровоза, а металл неприятно потрескивает и пощелкивает.
Когда вылил три ведра кипятка, двигатель действительно стал теплым.
Но опять не завелся. Крутится уже с каким-то свистящим звуком, но совершенно
безжизненно, даже не чихает и не схватывает. Напарник на Corolla, видя
такой результат, от кипятка любезно отказывается.
Ждать больше нечего, вызывают у знакомых помощь в виде УАЗика и оттаскивают
машины в отапливаемый бокс. Мужики на стоянке еще предлагали завести
с буксира. Мол, на "японцах" с АКП на 2 передаче можно. Но ребята, и
без того чувствуя неладное, гробить автоматы не желают.
Через три часа отогрева в боксе пробуют завести. Corolla напарника
спокойненько запустилась, а вот Corona по-прежнему нет. Начинают процедуру
проверок. Искра есть, бензин поступает, электроника впрыска работает.
Последней надеждой стала попытка провентилировать цилиндры, которые
к тому времени, должно быть, уже по горло были залиты бензином. Выкрутили
свечи, погоняли стартер, пока аккумулятор не сел окончательно, но все
бесполезно. Двигатель не схватывает. Уже потом, подключив чужой аккумулятор,
хозяин вспомнил "ручной" метод диагностики - приложил ладонь к выхлопной
трубе, пока стартер вращал коленвал. Труба работала на всасывание! Это
дало повод заподозрить, что ремень ГРМ проскочил на несколько зубьев
и поршневая "ходит" в противофазе.
Вставать же на точную диагностику и ремонт в Саянске возможности не
было, да и желания тоже. Если это ремень, надо много разбирать, может,
понадобятся какие-то запчасти. Надо домой, в Ангарск. Но буксировать
нельзя - автомат, мороз. Пришлось связываться со своей фирмой в Ангарске
и просить эвакуировать несчастного командировочного. Там отреагировали
сразу и принялись искать в Ангарске соответствующую службу. Фигушки.
Убили полдня, но службы такой не нашли. Позвонили даже в ГИБДД, может,
там помогут. Но там только посоветовали полистать газеты и почитать
объявления. Наконец, за 5000 рублей одна транспортная фирма согласилась
на такой подвиг. Причем, этой фирме принадлежал только водитель - молоденький
малоопытный паренек. Машину, ГАЗ-53 с будкой, они арендовали в одной
из приангарских деревень, а сам эвакуатор, самодельную двухколесную
тележку с лебедкой для частичной загрузки, раздобыли где-то на отшибе
города.
При этом заказчик решил порожняком машину не гонять. В Саянск как раз
надо было доставить копировальный аппарат весом 200 кг и немалой стоимости.
Загрузили в будку, в кабину посадили сопровождающего и пожелали счастливой
дороги.
Тем временем мороз уже под -40°С. В Саянске хозяин Corona ждет эвакуатор
в гостинице, а его напарник на Corolla уехал. Эвакуатор задерживался,
в расчетное время не прибыл. Связаться с ГИБДД оказалось бесполезно
- ни Саянский, ни Зиминский посты просто не имеют телефонов. Позвонил
в милицию, те уже по рации связались с постами ГИБДД, но ничего не прояснили
- старая смена ушла, а новая никаких грузовиков с эвакуатором не видела.
Да в такой мороз, наверное, никто на дорогу особо и не смотрел.
Эвакуатор, наконец, объявился. Через пять часов после старта в Ангарске.
На таком морозе старый "ГАЗон" не мог ехать быстрее 50 км/час. В кабине
едва +5°С.
-45°С
Копировальник отвезли по адресу, в "Саянскхимпром", а когда возвращались
в Саянск, собственно за тем, за чем приехали, у тележки эвакуатора отвалилось
колесо и она перевернулась. Колесо и до этого болталось, а тут и вовсе
оторвалось. Да как красиво. Диск был буквально изорван звездочкой от
места крепления. Колесо автомобильного эвакуатора было "волговское",
а ступица от УАЗа, колесо нормально не садилось и было прикручено "на
излом". Хорошо, что не успели машину загрузить. Водитель эвакуатора
был в курсе и даже указывал на "косяк" своим начальникам, но те отправили
его на авось. А мороз уже под -45°С. Еле перевернули тележку, и то благодаря
сопровождающему УАЗику, и потащились на ночевку. Перемерзшие, голоднющие,
попробовали найти пункт питания в Саянске, но все кафе и магазины в
связи с морозами закрылись. Еле удалось где-то поужинать - за 500 рублей
на троих, включая пол-бутылки армянского коньяка, который немного согрел.
На следующий день, а это уже была пятница, ремонтировать тележку утащили
в мастерские на комбинат. Там прикупили два "волговских" колеса б/у
за 450 руб. и кое-как прикрутили одно. Другое стало запаской. Вторая
попытка вернуться в Саянск за машиной опять потерпела фиаско. Перманентно
замерзших командировочных на въезде в город остановила ГИБДД. Морозюка,
а они службу несут, да еще и бдительность проявили невероятную: обнаружили
большую трещину на раме эвакуатора. Как же, резонно спрашивают, вы машину
повезете? И действительно, как?
Инспекторы с чувством выполненного долга отозвали в сторонку эвакуаторщика.
Через десять секунд с невменяемым видом он вернулся, и к хозяину Corona:
начальник, давай полтинник, штраф платить надо. У самого водителя денег
нет, он приехал "авансом", с прицелом на барыш. Да, оштрафовали, но
не за трещину, а за негабаритную тележку - она-де шире грузовика оказалась.
Трещину вскоре заварили, и всего за две бутылки водки, и только потом,
наконец, погрузили мертвую "Корону" на эвакуатор. Затянули лебедкой,
продернули страховочный трос. Тросы проверили тщательно, ничего угрожающего
не нашли. Пора и в путь.
К этому времени из Ангарска как раз подоспел коллега на "девятке",
которого хозяин Corona не мог не вызвать. В кабине "Газона" для троих
места нет, да и присматривать за ненадежным колесом эвакуатора надо.
В половине шестого вечера пятницы аварийно-спасательная колонна двинулась
в Ангарск, предусмотрительно запасясь бензином. Первым идет эвакуатор.
В кабине грузовика только водитель, к нему подсаживаться никто не хочет.
За грузовиком "девятка", в которой четверо: водитель, хозяин Corona,
сопроводитель копировального аппарата, а четвертым напросился знакомый
из Саянска. Решил воспользоваться оказией и съездить в Ангарск в гости
к родителям.
Едут. Стемнело. Крейсерская скорость - 40 км/час. "Газон" на большее
не способен - застывает на ходу. Мужики в "девятке" замерзают, особенно
сзади сидящие. Температура тосола не поднимается выше 60°С, и это на
первой передаче. Если включить вторую, то двигатель и вовс е остывает.
А бензин пожирается ведрами.
Меж тем колесо тележки опять болтается. Не доехав три километра до
Кутулика, хозяин Corona требует остановиться, он видит, что колесо уже
вот-вот оторвется. Ему кричат, что от холода у него галлюцинации, остынь,
парень. Но он требует остановиться. Встали, осмотрели. Нет, не галлюцинации.
Диск опять в клочья и через метров 100 колесо действительно бы оторвалось.
-50°С
Встали на пять часов: половину из этого времени колесо снимали, а половину
надевали. Из-за разбитой на шпильках резьбы сначала не откручивались
гайки, а потом не закручивались. Мороз же в окрестностях "жарил" на
все -50°С, если не ниже. Мужики работали по очереди, по пять минут.
Пока двое стучат зубами в "девятке", двое других в свете фар приплясывают
около тележки с колесом. Просто так стоять уже невозможно, все равно
что на углях босиком. Человек, который напросился в гости к родителям,
оказался очень кстати, хотя сам он давно не рад своей затее. А водитель
эвакуатора в это время корчится на земле - ему нужно лежать под рамой
и придерживать шпильки снизу. Будь он опытный полярник-спасатель, не
страдал бы, а так оказался не подготовленным к экстремальным условиям.
Тоненькая курточка, рукавицы с дырками, откуда пальцы торчат. Хорошо
хоть, сердобольная жена успела дать в дорожку валенки, да и те оказались
малы. Греться он бегал к себе в кабину, где "развел" газовую печку.
Была у него такая, как раз на случай ремонтов в пути. Баллон для печки
перевозился прямо в кабине. А что делать? Спасение замерзающих на наших
дорогах - дело рук самих замерзающих. Так было, и так будет. О радиосвязи
и мобильной помощи наши водители могут только мечтать. Ну да ладно,
отвлеклись на пустое.
В общем, через пять часов, едва соображая от холода, запасное колесо
поставили и со скоростью 20 км/час двинулись в Кутулик, где надо было
подремонтировать ступицу. В Кутулике оказалось целых два круглосуточных
сервиса. Там, куда зарулили, логично хозяйничали кавказцы. Подварили
ступицу быстро, работа плевая. Сколько с меня, спрашивает хозяин Corona.
А сколько дашь, не обижусь, отвечает кавказец. Завидев сотку, морщится.
По всему видно, не обижается, но морщится. Сто пятьдесят его, похоже,
устраивают, но он не упускает случая дать мудрый совет, наверное, с
расчетом на будущее: здесь у нас люди никаких денег не жалеют, на дороге
замерзнуть как дважды два. Что верно, то верно, соглашаются ночные пришельцы.
На дорожку в местной кафешке выпивают по дорогущему кофейку и закусывают
мясонесодержащими беляшами.
Дальше опять ползут со скоростью 40 км/час. Скорее, из чувства самосохранения,
нежели от разума, мужики в "девятке"начинают подгонять эвакуатор. Терпеть
холод мочи нет. Ступни у всех уже давно как кирпичи, и по цвету, и по
твердости. Сначала заставили эвакуаторщика ускориться до 50 км/час,
а потом он раскочегарил своего "Газона" и вовсе до немыслимых 60 км/час.
На подъезде к Черемхово хотели перекусить в хорошей дорожной кафешке,
но и она оказалась закрытой из-за морозов.
+20°С
В Ангарск "влетели" в 5.30 утра субботы, не особо веря своему счастью.
В дороге, на которую потратили 12 часов, после Кутулика больше ничего
не случилось. Определенные трудности возникли уже при загоне "Короны"
в теплый гараж. Машина, белая от инея снаружи и внутри, застыла намертво.
Колеса еле крутились, руль едва шевелился, а зажигание даже не включалось.
В гараже с температурой +20°С машину отогрели, привели в чувство аккумулятор
и потащили на "галстуке" в сервис, к знакомым мастерам. Те сразу спросили,
не поливал ли кипяточком? Поливал. Ну, все ясно. Диагноз подтверждался
- обильный пар, судя по всему, попал на верхний шкив ГРМ и "смазал"
его ледком. Ремень провернулся, и как потом выяснилось, аж на десять
зубьев. Благо, у двигателя 4S клапаны с поршнями не встречаются. Вытащили
щуп, уровень масла на пол-литра выше. Поднесли огонь к маслу на щупе
- оно загорелось. То есть, в картере очень много бензина. Переставили
ремень, поменяли масло и двигатель заработал еще лучше прежнего. Все
нормально, подбадривали механики еще не пришедшего в себя хозяина "Короны",
дело обычное, не ты первый, не ты последний.
В. ЛАРИН.