искать через яндекс: 
 
Автомаркет + Спорт. Лучшая автомобильная газета Восточной Сибири. Только авторский материал.  
стартовая | редакция | автомобили сибири | реклама | автогид | гостевая книга

Опыт эксплуатации.
Toyota Town Ace

АВТОБУС НА ВСЕ СЛУЧАИ ЖИЗНИ

Меня, как человека семейного, имеющего многочисленных родственников и друзей, да к тому же любящего загородные поездки, давно привлекали микроавтобусы. Из всей массы автомобилей, перебывавших в моем гараже, а это были почти все модели "Жигулей", пара иномарок и "Волг", моим запросам по вместимости салона удовлетворял только старенький РАФик. Но в силу своей дряхлости и конструктивной сырости он перестал меня устраивать уже через полгода после покупки. Наконец, в июне 1999 года избавившись от надоевшей машины и выручив за продажу дачного участка неплохую сумму, я отправился на рынок в Рабочем.

Авторынок встретил меня многообразием предлагаемых форм, комплектаций и расцветок. В конце-концов я подобрал себе неплохой экземпляр Toyota TownAce 1992 года выпуска с тремя годами местной эксплуатации в двухцветном кузове со стеклянной крышей и бензиновым двигателем. Рядом обнаружился точно такой же автомобиль, только изготовленный годом раньше и дизельный. Не имея никакого опыта общения с "кочегаркой", я отдал предпочтение старому доброму карбюратору. Тем более, что в этом моторе распредвал приводится цепью, в то время как в дизеле - ремнем. В преимуществе цепи над ремнем я позже сумел наглядно убедиться.

Тщательно изучив двигатель, механическую коробку передач и ходовую, облазив вдоль и поперек салон, я пришел к выводу, что автомобиль находится в очень приличном состоянии и пробег в 80 тыс. км на одометре был похож на правду. Единственное, к чему можно было придраться - так это к сильно раскачивающемуся после нажатия на него передку, что говорило о неисправных амортизаторах, да и цена была слишком высокой - $4800. Тогда как дизельный сосед стоил всего 3900 долларов, а выглядел ничуть не хуже.

Но в тот день фортуна была ко мне благосклонна. Измученный жарой продавец, услышав о конченных стойках, согласился сбросить пятьсот баксов. По его словам, на рынке он безуспешно торчал уже третью неделю, в то время как деньги срочно требовались для покупки выбранной им Toyota Vista. Я поднажал на него и вскоре цена опустилась ровно до четырех тысяч. К тому же хозяин отдал мне комплект зимних покрышек размерности 165/70 R14.

Первые впечатления от поездок на микроавтобусе оказались неоднозначными. С одной стороны, карбюраторный двигатель 2Y объемом 1,8 л, мощностью (по моим прикидкам) где-то около 100 л. с, очень тихий и отзывчивый на любое прикосновенно к педали газа, вкупе с короткоходной и четкой "механикой", позволял уверенно себя чувствовать в городе, не отставая от легковушек. С другой стороны, легкий, но малоинформативный руль да большие крены массивного кузова осложняли поначалу передвижение. Хотя я быстро привык к таким особенностям. А вот к чему нельзя было привыкнуть, так это к "убитым" передним амортизаторам, которые, несмотря на наличие торсионов, частенько пробивало до отбоя. Тогда как задние косостоящие стойки, связанные четырехрычажной подвеской, полностью сохранили свои амортизирующие способности. Как мне кажется, такое отличие состояния амортизаторов вытекает из разности в массе передней и задней частей автомобили. Передок, перегруженный двигателем и прочими агрегатами - гидроусилителем, тормозной системой, быстро гробит стойки.

С заменой амортизаторов в автосервис я решил не обращаться - решил сам выполнить эту операцию. Купив на разборке бэушные стойки, я взялся за ремонт. Передняя подвеска TownAce в общем-то довольно проста по конструкции: два поперечных рычага - верхний и нижний - соединены между собой амортизатором, пружины отсутствуют, их заменяет торсион, дополняет элементы П-образный стабилизатор поперечной устойчивости. Тем не менее, снимая стойки, мне пришлось попотеть - раньше я это никогда не делал, к тому же все пришлось выполнять в одиночку. Вместе с амортизаторами требовали замены пара шаровых шарниров, но я поменял все четыре, чтобы потом снова не выполнять столь трудоемкую работу. После восстановления подвески поведение автомобиля на дороге кардинально изменилось. Исчезли пробои амортизаторов, крены здорово уменьшились, рулевое управление стало чуть острее - вот что значит хорошее состояние ходовой.

Больше ничего не держало меня в городе, и я пустился со своей Toyota во все тяжкие. За неполные два месяца с семьей и друзьями побывал на Байкале аж три раза. Полностью загруженная машина неплохо бежала по сопкам, удивляя расходом топлива - чуть больше 9 л/100 км. Впрочем, в городе к этой цифре можно было прибавить максимум три литра.

Однажды, когда мы компанией возвращались с отдыха, ни с того ни с сего вдруг закончился бензин, хотя датчик показывал больше половины бака. До АЗС оставалось километров сорок, а запас горючего в канистрах уже был израсходован. Был поздний вечер и поэтому легковые автомобили упорно проезжали мило, игнорируя мои мольбы о помощи. Остановился только ЗИЛ. Его водитель, услышав, что мне нужно топливо, предложил, естественно, 76-й бензин. И я, скрепя сердце, залил в свой бак это горючее. При повороте ключа зажигания мотор забубнил, пытаясь сорваться с опор крепления. Пришлось долго крутить трамблер, пытаясь найти нужный угол опережения зажигания. Я, как мне показалось, определил его, но через некоторое время движок опять сильно задетонировал. Так, со стучащими поршневыми пальцами, я буквально прополз несчастные сорок километров до заправки. 93-й бензин несколько улучшил положение - детонация исчезла, хотя агрегат остался крайне туп на подачу топлива. Впоследствии я не отмечал каких-либо ухудшений в работе двигателя, но 76-й больше в бак не лью. Датчик топлива я, конечно же, поменял.

Теперь поподробнее о случае, показавшем преимущество цепи распредвала над ремнем. Как-то раз, двигаясь по загородной дороге на дачу, заметил на обочине точно такой же, как у меня, TownAce. На переднем пассажирском сиденье, свесив ноги, с абсолютно обреченным видом взирая на проезжающие мимо автомобили, сидел владелец. Чисто интуитивно я тормознул рядом и, выйдя из кабины, отправился к микроавтобусу. На мой вопрос мужик, показывая намотанный на кулак ремень привода распредвала, хмуро ответил:

- Да вот, ремень порвался, клапана позагибало. Уже часа два сижу - никто не останавливается.

Приободрив бедолагу, я пообещал взять его на буксир. Заглянул в салон, немного растерялся. Там вместо рычага механической КПП торчал контроллер "автомата". Это кардинально меняло дело. Известно, что буксировать машину с автоматической коробкой передач нельзя. А если и можно, то только отсоединив приводы или кардан и добавив в картер КПП 2-3 литра масла. Лучше же довериться эвакуатору. Я объяснил это владельцу Toyota, не знавшему подобных тонкостей. Он, еще больше расстроившись, пошел доставать трос, на ходу сказав, что ближайший телефон для вызова эвакуатора находится в полусотнях километров отсюда, а мобильником он пока не обзавелся, что у его автобуса полный привод и, чтобы отсоединить все, понадобится много времени. Подытожил свой монолог водитель отсутствием масла.

Покопавшись в багажнике, я извлек банку Castrol TQ-D, оставшуюся после смены жидкости в гидроусилителе руля. Залив в "автомат" всего лишь литр смазки (больше в моих запасах не оказалось), я дотащил несчастного до города.

К сожалению, позже я не встречал этого водителя. Было бы интересно узнать, в каком состоянии находится коробка передач и сколько клапанов загнуло. Хотя об этом нетрудно догадаться.

Первую нашу общую с Toyota зиму я встретил во всеоружии. Поменял масло в двигателе - залил опять же Castrol, только с вязкостью по SAE 5W30. Вместо родного маленького японского аккумулятора емкостью 55 А. ч поставил батарею Bosch емкостью 60 А. ч. С ней Town в морозы стал заводиться гораздо бодрее. Этому в немалой степени способствовали и довольно дорогие свечи NGK, на которые я не пожалел денег. Вообще, я тогда здорово потратился, накупив различных присадок, связывавших воду, размораживателей замков и тому подобных средств, позволяющих без проблем эксплуатировать автомобиль в холода.

Место летних дорожных покрышек Yokohama размерности 185/65 R14 заняли узенькие шины Bridgestone, доставшиеся от прежнего владельца. На них Toyota вела себя вполне предсказуемо. Хотя из-за особенностей компоновки (двигатель впереди, ведущие колеса задние) на покрытых льдом поворотах нужно быть осторожнее с газом. Стоит чуть переборщить с подачей топлива и легкий задок уходит в занос, грозящий впоследствии разворотом. А попадись под колеса голый без наледи асфальт, недолго и перевернуться. Но я стараюсь ездить размеренно. Все-таки у меня почти автобус, а не спортивное купе.

В салоне и кабине стоят две автономные печки, которые при -20-350С прогревают немаленький объем за полчаса. Увлекаясь моржеванием, я всегда использую TownAce в качестве дома на колесах, в котором можно погреться после заплыва в ледяной воде. Подгоняешь его к проруби, нырнешь и обратно в автомобиль с прогретым до +250С воздухом.

Прошедшим летом я поменял масло и фильтры, сменил резину, промыл карбюратор, подтянул начавшую было слабеть цепь распредвала. И отправился с семьей и друзьями в очередную поездку на наше великое озеро. Добраться мне туда без проблем не удалось. После одной из остановок машина отказалась заводиться. Выглядело это как-то странно. Стартер с легкостью проворачивал коленвал, мотор вроде бы начинал схватывать, но тут же глох. Я повторял процедуру заново с таким же успехом. Со всех сторон посыпались советы. Кто-то предлагал посмотреть свечи, кто-то заглянуть в распределитель зажигания. Особо ретивые (читайте, пьяные), схватив инструменты, полезли разбирать топливный насос. Я вежливо попросил добровольных помощников удалиться и сам заглянул в двигатель. Причина в буквальном смысле лежала на поверхности. Ею был карбюратор, обильно спускавший из одной поплавковой камеры топливо прямо на головку блока. А там и до выпускных коллекторов рукой подать. Что могло случиться при попадании на них бензина, я думаю, говорить не стоит.

Виновником такой непродуктивной растраты горючего оказался игольчатый клапан, выработавший свой ресурс. А я еще удивлялся, почему это Toyota в последнее время стала требовать до 12 литров бензина по трассе. Ремкомплекта с собой не было, поэтому и провел лишь косметическую операцию - подогнул вниз поплавок, уменьшив тем самым уровень топлива в камере. Двигатель ожил моментально, но кустарное вмешательство в его недра не преминуло сказаться на динамике - она существенно снизилась и до такой степени, что друзья на "Жигулях", до этого старавшиеся не отстать от быстрого автобуса, скоро ушли в отрыв, оставив меня позорно плестись в хвосте.

Осенью двухтысячного года отказал задний дворник. Досадная неприятность произошла совсем некстати - небесная канцелярия разразилась дождями, а у меня катастрофически не хватало времени, чтобы отремонтировать привод дворника.

Дворник я отремонтировал в автосервисе. У него сгорел электромоторчик, который заменили купленным на разборке. В целом автомобиль не доставлял мне особых хлопот. Все расходы на его содержание связаны с заменой масла, покупкой автохимии, аксессуаров. Мелкие работы, такие, как регулировка клапанов, смена различных ремкомплектов навесного оборудования и прочее, я производил самостоятельно, полагая лишним тратиться на услуги механиков. Хотя пару раз обращался в автосервис, чтобы поменять мои же дворник да отрегулировать углы установки и схождение колес.

Так продолжалось до нынешней суровой зимы, проверившей и меня, и мой автомобиль на прочность, а если точнее - на морозоустойчивость. Как только ударили сорокоградусные морозы, я поставил машину в теплый бокс, рассчитывая не брать ее оттуда, пока столбик термометра не поднимется по крайней мере выше 25 градусов. Но не зря говорится: человек предполагает, а Бог располагает. Обстоятельства сложились так, что появилась необходимость в транспортном средстве. Забрав Toyota из гаража, я поездил на ней какое-то время и оставил на улице. Вернувшись к автомобилю, простоявшему без малого пять часов на холоде, я не смог попасть ключом в дверной замок - он безнадежно замерз. Тут моя проклятая забывчивость опять сыграла со мной злую шутку - порывшись в карманах и не найдя баллончик с размораживающим спреем, я через стекло заглянул в салон. Баллончик лежал на передней панели, оставляя последнюю надежду скоро попасть вовнутрь. Минут через двадцать, задубев на морозе, с помощью зажигалки я растопил лед и плюхнулся на сиденье.

Окоченевшими пальцами вставил ключ зажигания в замок - в ответ стартер попытался провернуть коленвал, но лишь посадил аккумулятор. На второй, третьей, десятой попытке меня ожидал тот же результат. Делать нечего, пришлось искать буксир. Еще повезло - нашел его почти сразу. Водитель ЗИЛа вошел в мое положение и согласился помочь завести Toyota. Мы таскали микроавтобус на "галстуке" более получаса, но автомобиль не хотел заводиться. К тому же, масло в коробке тоже застыло и не позволяло вовремя включить скорость. Махнув на все рукой, я попросил моего спасителя отбуксировать меня в гараж. Путешествие по городским улицам превратилось в сущий ад. Без вакуумника тормозов, с неработающим гидроусилителем и опущенными стеклами я тащился, увлекаемый грузовиком, при каждом повороте налегая на непослушный руль. Добравшись до гаража, вдвоем с водителем ЗИЛа и еще двумя помощниками мы затолкнули Town в бокс.

Немного отогревшись, я осмотрел машину, опасаясь подтеков масла и охлаждающей жидкости. Как в воду глядел! Под моторным отсеком расползалась предательская лужица. Заглянул под днище - масло, а это было именно оно, бежало в районе сцепления и маховика. Значит, потек задний сальник коленвала. Относя досадную случайность, как мне казалось, на счет сильных морозов, я рассчитывал, что с повышением температуры течь прекратится, но мои надежды не оправдались. Масло подтекает до сих пор. Я пока не лезу в двигатель, ограничиваясь доливом. И жду весны, когда, видимо, придется потратиться на запчасти и ремонт. Хотя все это мелочи. В машине я не разочаровался и менять ее на что-то другое не собираюсь.

Сергей ДЯДЬКИН.

Мы по-прежнему ждем от читателей подробных писем с рассказами о ваших автомобилях. Опубликованные письма (фото весьма желательны) будут оценены гонораром. Присылайте по адресу редакции или электронной почте E-mail: postmaster@automarket.irkutsk.ru

"Автомаркет+Спорт" №6 16.02.01




стартовая | редакция | автомобили сибири | реклама | автогид | автомобили | вокруг автомобиля | подшивка | все автофирмы региона | фотогалерея | справочное бюро | фестиваль автотюнинга | гранд европа | сша
Copyright © 2003-2006 "Автомаркет+Спорт". Иркутск Все права защищены.
Воспроизведение материалов или их частей
в любом виде и форме без письменного согласия запрещено.
веб-мастер: info@asjornal.ru
редакция: postmaster@automarket.irkutsk.ru

Яндекс.Метрика