ПОЛОСАТАЯ СТРАНИЧКА
О новом приказе, техосмотре и инструментальном контроле
Тема сегодняшней "полосатой странички" актуальна не только
в связи с наступлением сезона, с которым принято ассоциировать
активизацию ГИБДД в том, что касается проверки технического состояния
автотранспорта, но и была отчасти навеяна появлением нового приказа
МВД, который так много обсуждается сейчас в средствах массовой
информации. С просьбой рассказать о новом приказе и более подробно
о техосмотре мы обратились к начальнику технической инспекции
и пропаганды УГИБДД УВД Иркутской области Николаю САБИРОВУ.
- Николай Ракипович, расскажите о приказе МВД N 1240, резонанс о
нем был настолько велик, что потребовалось созвать пресс-конференцию
руководителя главного управления ГИБДД Владимира Федорова, о чем наша
газета рассказала в предыдущем номере.
- Этот приказ подписан еще 7 декабря 2000 года, но только недавно вступил
в силу. Дословно название звучит так: "Об утверждении нормативных правовых
актов, регламентирующих деятельность Государственной инспекции безопасности
дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации
по техническому надзору", приложением к которому является Наставление
по техническому надзору. Полный текст приказа и наставления, кстати,
опубликованы в "Российской газете". Этот нормативный документ расписывает
все моменты действий сотрудников ГИБДД во всем, что связано с техническим
надзором: как проводить контроль за конструкцией и техническим состоянием
транспортных средств, периодичность и сроки проведения плановых и внеплановых
проверок технического состояния ТС. Мы этого приказа ждали долго, до
этого работали по наставлению, принятому еще в 80-х годах.
То, что текст приказа опубликован в СМИ, еще не значит, что его положения
активно используются. Мы его только начинаем изучать, а работать по
данному документу не можем, так как пока не получили соответствующие
инструкции и комментарии от МВД. Возможно, они поступят к нам в первых
числах марта. После этого мы обязаны будем довести приказ до личного
состава, а также опубликуем информацию о его применении в местных СМИ.
Только с этого момента возьмем его на вооружение.
- Уже по первому прочтению вы могли бы дать какие-то комментарии?
Что изменилось по сравнению с прежним порядком? Говорят, что сейчас
инспектор вправе останавливать автомобиль прямо на дороге, что в последнее
время не практиковалось согласно приказу N 329, подписанному тогдашним
министром Сергеем Степашиным.
- По старому положению 1982 года мы могли останавливать транспортное
средство с целью проверки его технического состояния. Приказ, который
вы упомянули, сочетается с Наставлением по работе ДПС (приказ номер
297 МВД, датируемый 20 апреля 1999 года). Он, действительно, не допускал
контроль транспорта на дороге. Так что мы оказались как бы меж двух
огней. В новом же Наставлении говорится об основаниях для остановки
ТС с целью контроля технического состояния в трех случаях: отсутствие
в правом нижнем углу ветрового стекла талона о прохождении техосмотра;
второе цитирую по тексту: "наличие в предусмотренных местах транспортных
средств нестандартных, нечитаемых или установленных с нарушениями требований
Правил дорожного движения Российской Федерации государственных регистрационных
знаков, а равно их отсутствие"; третье - наличие неисправностей и условий,
предусмотренных Основными положениями по допуску транспортных средств
к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности
дорожного движения, подробно эти положения расписаны в Правилах Дорожного
Движения. В последнем случае запрещается эксплуатация транспортного
средства. А согласно нашим нормативным документам это означает постановку
на арестплощадку.
Следующее. Мы можем проверять техническое состояние ТС на стационарных
постах и контрольных постах милиции, контрольно-пропускных пунктах транспортных
средств. Если раньше мы могли проверять техническое состояние автобусов
на линии, то, согласно новому наставлению контроль технического состояния
автобусов, следующих по установленному маршруту, может производиться
только на конечных станциях маршрутов, автовокзалах и пассажирских автостоянках.
Но я хотел бы еще раз отметить, что мы еще только изучаем приказ. В
принципе, я бы не стал говорить ни о каких репрессивных мерах, и волна
отрицательных эмоций в прессе кажется необоснованной. Это по большей
части внутренний приказ, регламентирующий работу государственного инспектора:
на линии, на постах; работа по техосмотру, в том числе и на предприятиях,
порядок прикрепления к ним сотрудников ГИБДД, принцип ведения наблюдательных
дел.
- А что из себя представляет наблюдательное дело. Для чего оно необходимо?
- Наблюдательное дело заводится на транспорт юридических лиц, чей автопарк
насчитывает более 50 единиц транспорта в городе и 25 в сельской местности.
В этом документе указывается количество транспортных средств, их техническое
состояние, водительский состав, список руководителей, анализ аварийности
и материалы о результатах технического осмотра.
В Наставлении также очень подробно расписано осуществление контроля
за внесением изменений в конструкцию транспортного средства, порядке
сертификации.
- Кстати, насчет сертификации. В последнее время распространяется
информация, что для перевозки пассажиров именно в качестве маршрутных
такси у нас в стране сертифицированы только две модели микроавтобусов.
И обе они являются модификациями "Газели". А как же иномарки?
- Этот вопрос муссируется с прошлого года. По идее, все транспортные
средства, допущенные к работе в качестве маршрутных ТС, должны иметь
специальную карточку-сертификат. А для того, чтобы пройти сертификацию,
салон транспортного средства должен отвечать необходимым условиям: возможность
безопасного и беспрепятственного выхода пассажиров через задние двери,
наличие проходов определенных размеров, строго регламентированные габариты
и расположение сидений и прочее. Всем этим условиям "Газель"-маршрутка
соответствует. Как быть с иномарками, мы не знаем. Направили запрос
в Госстандарт и к вышестоящему начальству, чтобы нам разъяснили, что
делать. Ответа пока не получили. А запрещать их к эксплуатации мы пока
не можем - нет оснований.
- Состояние отдельных маршруток просто ужасно, но все они имеют
талон о прохождении техосмотра. Не будем говорить, каким путем он может
быть приобретен, но совершенно понятно, что о соответствии каким-либо
требованиям в таких случаях и речи быть не может.
- Для того мы и устраиваем регулярные инспекции. Наличие талона - еще
не защита от плановых или внеплановых проверок или наказания, если выявляются
факты грубейших нарушений. Маршрутки - наша головная боль. Это самая
аварийная категория транспорта в городе. Усугубляет дело перенасыщенность
такого транспорта в Иркутске, о соблюдении водителями и их работодателями
режимов работы и отдыха вообще говорить не приходится. Многие хозяева
маршруток процесс контроля за техническим состоянием пускают на самотек.
Мы же, как орган инспекции и надзора за безопасностью движения, стараемся
держать ситуацию под контролем.
- Какие санкции предусмотрены за непройденный вовремя техосмотр?
- Штраф до 1 минимального размера оплаты труда (МРОТ). Законодательно
этот показатель поменялся - увеличился до 100 рублей, но мы пока работаем
по старой тарифной ставке - 87 рублей.
- И много таких, кто не проходит?
- Очень мало. За день вылавливаем две-три автомашины, а то и меньше.
Интересно, что при этом, согласно нашей статистики, областной показатель
охвата транспортных средств техосмотром - 83%.
- Как же так?!
- Просто в базе учета транспорта числится много машин и мотоциклов,
эксплуатация которых, в силу разных обстоятельств, прекращена. Недавно
мы начали практику ее "вычищения". Подключаем участковых инспекторов
и обходим адреса, выясняем судьбу отдельных экземпляров. Проданы ли
они, пришли в полную негодность, возможно, утилизированы. Так, в первую
очередь мы взялись за мотоциклы, автомобили "Запорожец" и "Москвичи"
старых годов выпуска.
- Сейчас владельцы автотранспорта при прохождении техосмотра уже
не привязаны строго к месту прописки, как это было раньше?
- Базы данных у нас компьютеризированы. Поэтому человек может обращаться
в отделение ГИБДД того района, где он проживает. Но рекомендую все же
проходить техосмотр по месту регистрации автотранспорта.
- А люди, проживающие в Кировском районе Иркутска, все так же будут
проходить техосмотр за городом, на 7 км Байкальского тракта. Может быть,
стоит организовать площадку поближе - и водителям, и инспекторам удобнее
было бы.
- Этот вопрос продумывался, но пока открыт. В соответствии с нормами,
площадка для проведения техосмотра должна быть не далее чем в 25 километрах
от места жительства. Здесь получается 18. Но транспорт предприятий мы
все же направляем в Куйбышевский район (на территорию автоколонны 1258).
- Николай Ракипович, расскажите об инструментальном контроле. Он
касается только транспорта юридических лиц?
- Не совсем так. Согласно постановлению правительства, весь транспорт
должен проходить инструментальный контроль. Другое дело, что его введение
проходит в несколько этапов, это во многом связано с огромным кругом
вопросов, в том числе и материальных, но к 2005 году должен быть достигнут
стопроцентный охват. В частности, у нас в области на первом этапе инструментальному
контролю будет подвергнут транспорт, перевозящий опасные грузы, пассажиров,
спецтехника, грузовые автомобили. Транспорта частных лиц нововведение
пока не коснется. Это произойдет позднее, по мере развития материально-технической
базы. Мы начали проводить инструментальный контроль еще в прошлом году,
но эффективность была низкой. В этом году выходим на новый уровень и
с 1 марта начинаем его масштабное внедрение.
В прошлом году мы организовали конкурс среди предприятий за право проведения
на их базе инструментального контроля. С пятью предприятиями мы уже
заключили договора: четыре в Иркутске, по одному на каждый район (Кировский
совместно с Куйбышевским), и один в Шелехове. Еще по трем предприятиям
на севере области вопрос решается. А к иркутским пунктам инструментального
контроля прикреплены автотранспортные предприятия районов области. Будут
созданы специальные выездные бригады со специалистами, соответствующим
оборудованием.
Конечно, мы хотели бы закупить в Москве диагностические передвижные
пункты на базе ЗИЛа с полуприцепом, но цена их слишком высока - порядка
миллиона рублей. Есть и более дешевые на базе "Газели", но тоже не слишком
доступные. А вот мобильную станцию диагностики мы, возможно, приобретем.
Она выполнена в виде контейнера со всеми необходимыми приборами, с помещением
для работы автоинспектора. Погрузили ее на грузовик, приехали в район,
там она отработала положенный срок - повезли дальше.
Были бы необходимые средства, мы накупили бы таких контейнеров сколько
нужно, может быть, и не надо было бы заключать договора с предприятиями.
Естественно, что никто без прибыли работать не будет. Поэтому расценки
за проведение инструментального контроля несколько выше, чем за обычный.
- Изменились ли расценки за прохождение техосмотра, в сравнении
с прошлым годом?
- С этого года стоимость техосмотра - 89 рублей. Ставки налога с транспорта
остались прежними.
А в заключение хотелось бы напомнить, что содержать автомобиль в соответствующим
техническом состоянии - одна из главнейших обязанностей автовладельца.
От этого во многом зависит безопасность на дорогах.
Кирилл ЮРЧЕНКО.
Стоимость прохождения инструментального контроля в зависимости от
вида транспорта (руб):
Легковой - 132
Автобусы - 168 (до 5 тонн)
- 216 (свыше 5 тонн)
Грузовые автомобили - 150 (до 3 тонн)
- 204 (от 3,5 до 12 тонн)
- 228 (свыше 12 тонн)
Полуприцепы - 144
Прицепы - 84
Мотоциклы - 60