ПОЛОСАТАЯ СТРАНИЧКА
FORD для ковбоя Marlboro
Эти стремительные фирменные автомобили, колесящие не только
по Иркутску, но и по всему нашему региону и привлекающие взгляд
знаменитым логотипом Marlboro на борту, давно стали обычной частью
дорожного потока, так же, как фирменные автомобили, развозящие
бытовую химию, мороженое, Пепси-Колу и Кока-Колу (о последних
мы не так давно рассказывали). Исторически сложилось так, что
название самой популярной марки сигарет (может быть, даже самой
популярной в мире) стало главным "брендом" для корпорации "Филип
Моррис", региональному представительству которой и принадлежит
мини-автопарк, о котором мы решили рассказать.
Желание
поближе узнать эти автомобили было подогрето не только простым человеческим
любопытством, но и практическим журналистским интересом: вряд ли где
еще не такие уж популярные в наших краях европейские автомобили эксплуатируются
в столь жестких условиях - не только по пройденным километрам, но в
большей степени из-за перепадов температур - производители, наверное,
и не предполагали, что машинам придется регулярно ездить при температуре
ниже 35 градусов мороза.
Первый вопрос, с которым мы обратились к руководителю иркутского представительства
"Филип Моррис Менеджмент Сервисез Б.В." Илье Иваницкому возник, что
называется, с ходу: почему же Филип Моррис выбрал для своего автопарка
в Восточной Сибири Ford и, в частности, модель Escort, составляющую
основу парка. Объясняется все достаточно просто. Решение основывалось
на здоровом прагматизме: в европейской части России ко времени создания
в 1992 году филиала "Филип Моррис" для этой марки имелась самая разветвленная
сеть станций техобслуживания и дилерских центров при относительно невысоких
ценах на сами автомобили. Естественно, когда интересы представительства
дотянулись до Сибири и Дальнего Востока, выбранным автомобилям уже не
изменяли и вряд ли можно ожидать резких изменений в ближайшем будущем.
И, кстати, американские корни европейского автомобиля в этом выборе
никакой роли не играли. А Escort в модельном ряду фирмы оказался наиболее
разумным выбором - по соотношению цена/качество. Машина среднего класса,
как оказалось, хороша не только для семьи, но и для бизнеса.
Правда,
первые автомобили Ford с эмблемой Marlboro появились в Иркутске в 1997
году - до этого представители "Филип Моррис" ездили на отечественных
"Нивах". На сегодняшний день в Иркутске 10 машин, из них 8 стилизованных
(красно-белых с эмблемой Marlboro), в том числе один Ford Tranzit, и
две машины обычной - синей раскраски. Иркутский филиал "Филип Моррис"
работает по всему Восточно-Сибирскому региону и в сферу его интересов
входят Якутск, Братск, Чита, Улан-Уде, где задействовано еще несколько
менеджеров, работающих на таких же автомашинах.
Раскрашивают автомобили в Москве или Питере, откуда их и пригоняют
"сеткой". В паспорте же написано - цвет кузова белый. ГИБДДэшники, когда
останавливают, по этому поводу иногда ворчат: дескать, рекламных "мозаик"
понаделали. А водители иронизируют: тогда надо было при оформлении писать
- цвет бело-красный.
Escort - модель европейская, со всеми свойственными ей атрибутами -
довольно жесткой подвеской, чутким рулевым управлением и не слишком
притязательной отделкой салона. Кстати, некоторые из прописанных в Иркутске
машин собраны в Белоруссии из произведенных в Германии комплектующих
- по "отверточной технологии".
Выяснить
разницу в качестве между "чистокровными" и "дособранными" автомобилями
пытались сами водители: они не раз менялись машинами, присматривались
к их поведению на дороге, порой с предвзятыми ожиданиями. Полученный
результат приятно удивил, хотя этого следовало ожидать - абсолютно никаких
отличий. Ни по ходовым характеристикам, ни по качеству сборки элементов
внутри салона. Это может объясняться тем, что все иномарки, собираемые
в нашем отечестве (сюда можно включить и Белоруссию), выпускаются мелкими
партиями и довольно медленно. Маловероятно, что "на потоке" качество
бы не изменилось в худшую сторону.
Все легковые машины оснащены довольно экономичным бензиновым двигателем
с впрыском топлива объемом 1,6 л (мощность 90 л.с). Как стандарт, во
всех автомобилях есть гидроусилитель руля, кондиционер, АБС и две подушки
безопасности - для водителя и пассажира. Коробка передач механическая.
Для хэтчбека в качестве дополнительной опции предусмотрено электрическое
управление регулировкой сидений, боковых зеркал, стекол.
Ford Tranzit - фургон с удлиненным кузовом, полезным объемом 10 кубометров.
Стандартная грузоподъемность такой машины до 1775 кг. Двигатель 114
л.с. объемом в 2 литра с неплохими динамическими характеристиками.
Договор на долгосрочное обслуживание автопарка ни с одной станцией
техобслуживания пока не был заключен, хотя предложения от автосервисов
поступают.
Техосмотр автомобили проходят как транспорт организации, с этим связана
большая строгость и волокита, но проблем с получением заветного талончика
по большому счету не возникает. Когда оформлены все необходимые документы
и оплачены квитанции, весь автопарк собирается на площадке ГИБДД - инспекторам
придираться не к чему - машины в безупречном состоянии.
Очень
индивидуально вели себя автомобили в страшные морозы, выпавшие на январь
- все зависело от условий хранения (ставить их приходится по месту жительства
сотрудника - так проще). С теми "эскортами", что на ночь оставлялись
в гаражах, проблем не возникало. Остальным приходилось труднее - если
до температуры в 30-35 градусов еще как-то удавалось обходиться без
посторонней помощи, то к более серьезным холодам ни люди, ни машины
оказались не готовы. Приходилось пускать двигатели от прикуривателей,
заводить с толкача, благо, коробка механическая. Нелегкий опыт заставил
подготовиться к дополнительным расходам - к следующей зиме на каждой
машине появится автономный подогреватель "Гидроник". Таковы требования
бизнеса - машина не должна стоять, простой оборачивается большими убытками.
Менеджеры не скупятся на хорошие слова в отношении автомобилей - ведь
все, с чем приходилось сталкиваться в процессе эксплуатации, это замена
расходных материалов. Случаев серьезного ремонта не было. Только успевай
менять, когда положено, масло, фильтры, колодки, свечи, тосол. По идее,
для получения полноценной гарантии на автомобиль (Ford предоставляет
годовую гарантию без ограничения пробега), необходимо его обслуживать
на фирменном сервисе, но в Иркутске такого нет. Однако машины ведут
себя прекрасно, да и полный регламент работ все равно выполняется в
соответствии с сервисной книжкой, а надежность машин показала практика.
И все же чистокровным европейцам в российских условиях необходима адаптация.
Например, в Москве и Санкт-Петербурге из-за обильного посыпания дорог
солью иногда выходили из строя генераторы, ничем не защищенные снизу,
вдобавок на их клеммах из-за постоянного тепла и сырости быстро корродировали
провода. В Иркутске же досаждает - "хрупкий" бампер. Он начинает покрываться
трещинами из-за попадания довольно крупных камушков, коими буквально
усыпаны и зимой и летом наши дороги. Ну не рассчитывали немцы на такие
зверства со стороны дорожников. На моделях, выпускаемых с 1999 года,
такой проблемы уже не существует. Видимо, стали делать бамперы из более
эластичной пластмассы.
Еще одна национальная беда - вандализм. Народ у нас диковатый, некоторые
недалеко от папуасов ушли в своем развитии - так и норовят сорвать эмблему
или рельефные надписи на задней двери. Что с ними делают впоследствии,
сказать трудно - может, перед друзьями хвастаются трофеями. Но на всех
вновь прибывших машинах эмблемы теперь крепят на саморезы. А вот попыток
угона не зафиксировано - слишком заметны такие автомобили.
Как
уже было отмечено, машина имеет сравнительно жесткую подвеску, характерную
для большинства европейских, а в особенности для немецких машин. "Пробить"
ее трудно, но перед крупными кочками лучше снижать скорость до 40 км
в час, а то и ниже. Чуткое рулевое управление повышает информативность
- водитель отлично чувствует автомобиль. В этом удалось убедиться самому.
Проехав пару-тройку километров, утверждаешься во мнении, что это вполне
подходящая машина для активного движения, несмотря на довольно скромный
литраж двигателя - можно позволить себе агрессивную манеру езды, когда
это действительно необходимо, особенно на третьей передаче. Дави "газ"
в пол и резкое ускорение гарантировано. При этом передачи "растянуты"
и частого переключения не требуется. Для города лучше не придумаешь.
На трассе же, как рассказывают водители, разгон после 150-160 км/ч становится
вялым, так что прежде чем пойти на обгон, подумаешь. Если же держать
такую скорость крейсерской, то серьезного дискомфорта от шума двигателя
или рассекаемого воздуха не испытываешь - звукоизоляция на высоком уровне.
Суточный пробег каждой машины разный, от 10 до 100 км, а то и выше.
Если учесть, что из расчета на 9 человек имеется 10 машин - одна запасная,
на случай непредвиденных ситуаций, то у двух разных машин показатели
общего пробега могут отличаться на порядок.
Все машины застрахованы по полной программе - на все основные случаи
жизни, в частности, от угона, ущерба третьим лицам (гражданская ответственность),
ДТП. Застрахованы жизни водителя и переднего пассажира.
Со старыми машинами, подлежащими списанию (обычно это происходит на
третий или четвертый год эксплуатации), поступают просто - продают по
остаточной стоимости. Естественно, в первую очередь - своим сотрудникам,
и только в случае их отказа - на свободном рынке. Но до этого не доходит.
Первые машины были реализованы в прошлом году, для тех, что используются
сейчас, пока не подошел срок - они еще считаются новыми.
Если кто-то из читателей думает, что на легковых машинах развозят табачную
продукцию, то он глубоко заблуждается. Эта задача возложена на недавно
прибывший в Иркутск Ford Tranzit. Главный груз в легковых Escort - рекламные
материалы, наклейки, плакаты, скребки и щетки для работы с витринами,
и никаких коробок с сигаретами, разве что пачка сигарет в бардачке,
если сам водитель курит. А ведь в первое время были случаи, когда хулиганье
разбивало стекла, чтобы поживиться дармовым куревом. Естественно, ничего
желанного обнаружить не удавалось, а раз так, то и рисковать лишний
раз никому не хочется: видимо, земля слухом полнится и подобных попыток
больше не наблюдалось.
Основная же задача специалистов-представителей, работающих на "фордах"
- продвижение продукции компании "Филип Моррис" на рынок, обеспечение
ассортимента, отслеживание ценовой политики местных продавцов и налаживание
связей в цепи "дистрибьютер-оптовик-розница".
Попасть на работу в "Филип Моррис" невероятно трудно. Набор людей сложен
и проходит в несколько этапов. Обычно первым делом дается объявление
в газету, реже через агентства по подбору кадров. Для претендента выдвигаются
необходимые условия найма - высшее образование, опыт работы, высокие
коммуникативные способности, желательно знание английского языка, обязательно
наличие водительских прав и опыта вождения. Самый последний тест в программе
отбора кадров - вождение. Проводит его администратор автопарка, призван-ный
следить не только за исправным техническим состоянием автомобилей, но
и за совершенствованием техники вождения каждого работника. На вождении
необходимо набрать проходной балл, рассчитываемый по специальной методике.
Естественно, чем выше результат, тем больше шансов быть принятым.
Тем же администратором два раза в год проводится очень важная с точки
зрения безопасности "экзаменовка" - так называемый курс неагрессивного
вождения. Довольно специфичная практика, которой, в принципе, должны
придерживатся в любых организациях, имеющих, более-менее обширный автопарк.
Принцип ее проведения похож на то, как принимают экзамен по вождению
в ГИБДД, только подход более основательный. Администратор парка садится
рядом с водителем на место пассажира и следит за действиями испытуемого.
Водитель обязан полностью соблюдать ПДД, оценивать окружающую обстановку,
не забывая смотреть в зеркала, заблаговременно включать сигналы поворота
- все это аксиома для хорошего водителя. Обязательным является проговаривание
вслух ситуации на дороге с прогнозированием ее развития: кто какой маневр
собирается предпринять - совершать поворот, выезжать на дорогу, переходить
ее, что может последовать за этим дальше и т.д. Учитывается внимательность,
степень нервозности, аккуратность вождения. На поездку уходит минут
тридцать. Так как водители все подготовлены, провалившихся на "экзамене"
не может быть в принципе, но администратор заносит данные в специальный
бланк, по которому может сравнить с предыдущими результатами, а они
могут отличаться. Если в худшую сторону, придется выслушать советы и
замечания. Все это делается с целью профилактики ДТП и не в меньшей
мере для того, чтобы сотрудники всегда были в форме.
Кирилл ЮРЧЕНКО.