СЕЗОН
Возвращение в зиму
На автомобиле по льду Малого моря
После крепких нынешних морозов и продолжительного зимнего
перерыва в путешествиях, приятно снова ощутить знакомый дух автомобильного
путешествия и уехать из города на несколько дней на берег Байкала.
В прошлое воскресенье, так и не найдя новых желающих участвовать
в автопробеге по льду Малого моря, мы стартовали старой испытанной
командой, покорявшей пустыню Гоби в Монголии, из Иркутска на двух
машинах в направлении мыса Хобой - северной оконечности острова
Ольхон.
Неожиданно
для нас мы оказались в настоящей зиме. Казалось невероятным, что всего
в 200 км от Иркутска, где уже интенсивно капало с крыш и ярко светило
солнце, на Малом море двое суток подряд непрерывно валил снег. Такого
снегопада ольхонские старожилы не помнят уже более 60 лет. За два дня
снег равномерно завалил 25-30-сантиметровым покровом весь лед Малого
моря, берег материка и остров Ольхон.
Проехать по свежевыпавшему снегу было невозможно не только по льду,
но и по дорогам. Мы наблюдали, как буксовали заднеприводные машины рыбаков,
пытаясь выбраться из снежного плена на льду, как на обочине дороги на
Хадайской горе Ольхона застыли, не доезжая пос. Хужир, машины не в состоянии
подняться по рыхлому снегу в гору. Даже внедорожники "УАЗ" с трудом,
при включенных двух мостах, пробивали себе колею на дороге по берегу
Малого моря. Да и мы сами несколько раз забуксовали на "Ниве" в глубоких
надувах снега. Интересно, что машина успешно двигалась только при равномерной
скорости на второй передаче, стоило остановиться, и автомобиль отказывался
ехать, с трудом трогаясь с места в рыхлом снегу.
Но
самым удивительным была непроглядная арктическая, белая мгла. Даже когда
не шел снег, видимость не превышала двадцати метров. Не было видно ни
солнца, ни берега, вообще ничего. Иногда возникало удивительное чувство
ирреальности: под машиной не ощущалось поверхности, и казалось, будто
мы медленно двигаемся в облаках. Мы попытались пересечь Малое море от
Тонкого мыса к пос. Хужир без дороги по заснеженному льду. В белой мгле
без ориентиров машина, несмотря на ориентацию по компасу, двигалась
по довольно замысловатой траектории, непрерывно поворачивая на круг.
Очень тяжело для глаз - совершенно не видно, что впереди, даже не видно
следа впереди идущей машины. По рации мы непрерывно корректировали направление
движения первой машины, но, несмотря на наши указания, она непрерывно
уходила левее.
Убедившись, что при такой видимости мы вполне можем въехать в засыпанную
снегом трещину или просто заблудиться в центре Малого моря, мы решили
вернуться к ледовой переправе, которая в этом году проложена не из залива
Куркут, как было в прошлом году, а с западного берега Малого моря после
дельты р. Сарма. Зимник с материка на остров отмечен вешками и дорожными
знаками. Всю зиму по нему проезжают машины, в том числе и тяжелые грузовики,
он регулярно очищается от снега грейдером и проверяется на прочность
льда. Расстояние для переправы в Ольхонских воротах значительно короче,
но переправу там давно перестали делать из-за многочисленных трагических
случаев провалов машин под лед. Из-за подводных течений лед в проливе
Ольхонские ворота неоднороден по толщине и представляет опасность для
машин.
Так и не увидев в первый день ни торосов, ни ледяных сокуев, только
эффектно разлетающийся пушистый снег из-под колес двигающегося по снежной
целине автомобиля, наподобие брызг воды из-под носа катера, и сделав
всего несколько "туманных" снимков, поздно вечером мы прибыли в Хужир,
дополнительно израсходовав при этом на поиск пути полбака топлива. Благо,
что предусмотрительно с собой мы взяли по две канистры бензина.
Переночевать
на острове сегодня не проблема. Многие владельцы усадеб в Хужире пускают
на постой. Лучше всего сразу обратиться к Никите Бенчарову, его усадьбу
"Остров Ольхон" знают все жители поселка. Зимой туристов практически
нет и найти ночлег в поселке можно без больших проблем даже без предварительной
договоренности. Стоимость ночлега с питанием сейчас 250 руб. с человека.
Путешествие до мыса Хобой можно осуществить за два дня с одной ночевкой
в теплых условиях либо на острове Ольхон (усадьба Бенчарова), либо на
базе индивидуального отдыха "Енхок" (Тонкий мыс, западный берег
Малого моря). Общий пробег - 750-800 км. Поездка интересна посещением
ледяных гротов, увидеть которые летом можно только с катера. Прекрасным
и безопасным дополнительным транспортом для экскурсий могут служить
взятые с собой велосипеды (только если снега будет все же поменьше)
или снегоход, их можно смело использовать вне зимника, перемещаясь вблизи
скал, например, мыса Хобой (336 км от Иркутска), к которому подъехать
вплотную на машине достаточно трудно из-за огромного количества трещин
и торосов на льду.
От Иркутска до берега Малого моря дорога (250 км) проезжается за 3,5
час. Заправиться можно в Баяндае и Еланцах (здесь лучше залить минимум
одну канистру бензина в запас). В пос. Еланцы работает уютное кафе
"Ольхонские ворота" (после бензозаправочной станции, справа от дороги),
где целесообразно перекусить перед выездом на лед.
У пос. Хужир вечером перед закатом можно обойти пешком по льду
вокруг знаменитой Шаман-скалы. На южной стороне Шаман-скалы при
определенной степени воображения можно рассмотреть изображение дракона
с головой и хвостом и осмотреть знаменитую сквозную шаманскую пещеру.
Утром следующего дня можно продолжить путешествие по льду Байкала до
северной оконечности острова, мыса Хобой. Съезд на лед в этом году находится
у причала рыболовецкого завода в центре поселка. Его хорошо видно сверху.
Дорога на север не обозначена вешками. В основном ее накатывают рыбаки,
поэтому дороги на льду, как и в монгольской степи, иногда расходятся
веером. Принцип движения тот же - держаться наката и не ехать без колеи.
Достойными объектами посещения могут быть мыс Саган-Хушун и мыс Хобой,
имеющие гроты, ледяные наплески на скалах, а мыс Хобой - и мощные надвиги
льда с крупными торосами перед мысом. В солнечную погоду это представляет
изумительное сверкающее зрелище. Около мыса Хобой ежегодно ледовая обстановка
сложная, много трещин и торосов, поэтому лучше вплотную к мысу Хобой
на автомашине не подъезжать, а последние 0,5 км пройти пешком.
До мыса Саган-Хушун по льду от Хужира 35 км, от Саган-Хушуна
до мыса Хобой еще 4 км. По дороге к этим мысам обязательно встретятся
рыбацкие "камчатки" - лагеря рыбаков с палатками и машинами, в которых
они зачастую даже ночуют, выезжая на подледную рыбалку на несколько
дней. У рыбаков можно купить свежемороженой рыбы и попробовать байкальскую
"расколотку" - сырую замороженную рыбу с щепоткой соли и перца. Как
ни странно, но рыбаков на Малом море стало меньше. Уже нет, как было
десятилетие назад, больших рыбацких камчаток по 50-100 машин в каждой.
За два дня пути по всему Малому морю мы насчитали всего 58 машин на
льду.
Саган-Хушун
- "белый мыс" - чрезвычайно живописный скалистый мыс, протяженностью
около 1 км, сложен из мрамора светлых тонов, густо покрытого красным
лишайником и имеющего поэтому бордовый оттенок. Зимой проехать по льду
мимо него, не заметив, невозможно. Зимник, как правило, проходит недалеко
от этих скал. У подножия скал нагромождение прозрачных льдин, скалы
на высоту десятков метров украшены толстым наплесковым льдом и ажурными
ветвистыми сосульками. В маленькой бухте, зажатой между монолитных скал,
на десятки метров вверх, на скалах образовались развесистые ледяные
сталактиты, похожие на ветви елок. На уровне прибоя в скалах Саган-Хушуна
имеются многочисленные гроты. Самый большой из них расположен под скалой
"Средний брат". Его размеры достаточны, чтобы летом заплыть внутрь на
лодке, а зимой стоять в нем на льду в полный рост. Длина его 8 метров,
ширина 4 метра и максимальная высота 3 метра. Особенно эффектен этот
грот в ледяном убранстве зимой. Другой глубокий волноприбойный грот
находится восточнее скалы "Меньший брат" и ориентирован входом на север.
Его можно осмотреть только зимой: заползти по льду в узкий 14-метровый
ход.
Скалы Саган-Хушун внесены в список памятников природы Байкала. Это
место выделяется среди монотонного побережья эффектными скалами пирамидальной
формы, известными у местного население под названием "Три брата". Особенно
красивы скалы с ледяными наплесками в лучах заходящего солнца. Это место
привлекало нас еще и пещерой, которая расположена выше средней скалы
и ориентирована входом на запад. Карстовая пещера длиной 9 м, шириной
6 м и высотой 2,5 м, вероятно, раньше имела продолжение. Сейчас проход
закрыт большим треугольным камнем, но о наличии продолжения свидетельствует
тяга в карстовых отверстиях в своде пещеры. Судя по находкам обломков
керамики, которые мы сделали в этот раз в песчаных отложениях на полу
пещеры, она служила временным убежищем для древних людей Прибайкалья.
Мыс Хобой (по-бурятски "хобой" - клык, коренной зуб) - самый
северный мыс на острове Ольхон, летом по грунтовой дороге от пос. Хужир
до него добираются за 3-4 часа, а зимой по льду Байкала проезд займет
не более 40 мин.
Подъехать близко к мысу Хобой из-за сложной ледовой обстановки бывает
иногда трудно и последние сотни метров надо идти пешком. Со стороны
большого Байкала у скал практически ежегодно образуются большие отвесные
валы битого льда, на которые даже трудно забраться. Много крупных торосов
и свежих трещин. С северной стороны мыса на уровне воды имеется два
грота. Один из них уходит под скалу на 21 м и для его посещения нужен
фонарик. Как и все гроты Байкала, образованные волноприбойным процессом,
грот имеет достаточно большое входное отверстие, в котором можно стоять
в полный рост, и постепенно сужающийся ход, в конец которого можно попасть
только ползком. На всем своем протяжении грот обильно оброс льдом и
сосульками. Особенно эффектен вход, имеющий частокол ледяных столбов
разного диаметра.
От мыса Хобой дорога уходит по льду Байкала к материковому мысу
Рытый на западном побережье Байкала. Заканчивается зимник на мысе Солнечный,
где находится центральная усадьба Байкало-Ленского заповедника, организованного
в 1986 г. Путешествовать дальше по льду Байкала могут только люди, "тонко
чувствующие лед". Дороги, как таковой, дальше нет. Есть отдельные следы
и направления. Отсюда ездят на Ушканьи острова, Чивыркуйский залив,
на север Байкала. Но это делают уже редкие путешественники.
Среди рыбаков, выезжающих на подледную рыбалку, можно услышать самые
невероятные рассказы о рискованных приключениях на льду. Сильным ветром
отрывает дверки машин и переворачивает машины на льду. Мотоциклы и машины
регулярно уходят под лед. Автомашины, перепрыгивая трещины, отрывают
себе подвеску или даже срезают задний мост. Чего только не услышишь
в рыбацких байках: машины рыбаков, въехавшие на рыбалку по гладкому
льду, попадали в снежные заряды, блудили по льду и сжигали полностью
бензин, а порой просто не могли самостоятельно выбраться по свежевыпавшему
снегу на берег. По акватории озера толщина льда колеблется от 70 до
113 см, при этом выявлена закономерность: чем больше снега, тем тоньше
лед. В этом году, несмотря на толстый лед, который образовался за морозную
зиму, старожилы прогнозируют неоднородный лед весной. Это связано с
таянием снега, обильно выпавшего на лед в начале марта. При таянии снега
талая вода от снега впитается в лед и изменит структуру льда, лед поэтому
станет неоднородным и опасным для машин. Лед толщиной 50 см выдерживает
вес до 15 т, поэтому зимой по льду Байкала можно свободно передвигаться
на автомобилях и даже совершать посадки вертолета на лед. Зимой по льду
Байкала прокладывают зимники, которые иногда отмечены вмороженными в
лед вешками и многочисленными знаками при съезде с берега: "Допустимая
грузоподъемность машин 5 т", "Дистанция между машинами 200 м", "Остановка
запрещена", "Рекомендуемая скорость 10 км/час".
Неоправданная самоуверенность на льду часто заканчивается трагедией.
Только я лично, за свои не частые поездки по льду Байкала, был свидетелем
пяти таких случаев. Дважды машины ушли под лед на моих глазах, в обоих
случаях водители успели выпрыгнуть из машин. Как рассказывают знающие
люди, проваливание под лед происходит неожиданно и стремительно. За
считанные секунды машина оказывается подо льдом, причем иногда льдины
возвращаются в исходное положение, закупоривая проход на поверхность
льда. Если удается выбраться из воды на лед, сохраняется опасность просто
замерзнуть на морозе и ветру, пока добираешься до спасительного тепла
неблизкого жилья.
Опасностью являются трещины и щели шириной 0,5-2 м, простирающиеся
на десятки километров. Многие из таких трещин не замерзают всю зиму,
периодически суживаясь или расширяясь. Появление трещин нередко сопровождается
сильным "артиллерийским" треском, часто пугающим людей на льду. Источник
звука определить трудно, всегда кажется, что лед рвется прямо под ногами.
Наиболее часто становые трещины встречаются в средней части Байкала
между островом Ольхон, Ушканьими островами и полуостровом Святой Нос.
Если трещина припорошена снегом и машина двигается на большой скорости,
то ее обнаруживаешь слишком поздно, чтобы успеть на скользком льду остановиться
или резко отвернуть.
Кроме трещин опасность для автомашин представляют пропарины, возникающие
в местах выхода подводных термальных ключей и газов. Прикрытые снегом
пропарины обнаружить практически невозможно. Одну из таких пропарин
мы неожиданно обнаружили только после остановки на снегоходе, буквально
в нескольких метрах от мыса Кобылья голова. Рассмотреть ее на ходу было
невозможно. Желание увидеть эту зимнюю красоту манит на лед или в сторону
от проверенного зимника. Но лучше без крайней надобности лишний раз
не рисковать и не съезжать с зимника, а в местах, где возможны пропарины
и трещины, двигаться с местным проводником, хорошо знающим местные особенности
льда. Особенностью дорог по льду являются также плотные надувы снега,
на которых, как на трамплине, подпрыгивает машина. А если зазеваться
и сбросить скорость, можно забуксовать даже с двумя включенными мостами.
Для многих любителей путешествий зима - это "мертвый сезон". Но именно
зимой открывается уникальная возможность побывать в местах, которые
недоступны летом. По льду Байкала, по замерзшим рекам прокладываются
зимники, и хотя путешествие по ним сопряжено с опасностью, все-таки
можно, соблюдая элементарные меры предосторожности, осуществлять уникальные
поездки по льду, наслаждаясь обледенелыми байкальскими берегами и солнечным
морозным пейзажем.
Сергей ВОЛКОВ.
САЙТ ДЛЯ АВТОТУРИСТОВ
На
сайте www.baikal.irkutsk.ru
("Байкальская земля") автор путеводителя "Вокруг Байкала" С.Н.Волков
совместно с провайдером "Ориент-Телеком" и web-мастером С.Дружининым
в марте открыли свободный Форум, на котором любой пользователь Интернет
может самостоятельно опубликовать свое туристическое объявление, приглашение
в путешествие на автомобиле, объявить о поиске попутчиков в путешествии
и т.д. Уже сегодня в разделе "Отдых на Байкале" можно прочитать объявления
с приглашениями в поездки по льду Байкала на автомашинах, о готовящейся
в августе 2001 г. V-Гобийской автомобильной экспедиции на внедорожниках
по маршруту: Иркутск - Хубсугул - Нэмэгэтинская впадина - Хэрмэн-Цав
- Заалтайская Гоби.
Кроме этого на сайте в разделах "Байкал", "Бурятия", "Монголия"
выставлен большой объем новой информации с описанием автомобильных туров
и достопримечательностей на маршруте. Сайт ориентирован для туристов,
собирающихся совершить путешествие в Байкальском регионе и по Монголии.
Новый раздел "Дополняем сайт вместе" позволяет пользователям Интернет
самостоятельно публиковать на сайте текстовую информацию, дополняющую
содержание сайта "Байкальская земля". По словам автора проекта С.Н Волкова
полезная для читателей информация, опубликованная самостоятельно пользователями
Интернет в разделе "Обсуждение и дополнение сайта" будет автоматически
переходить в печатное издание - книгу "Вокруг Байкала"