Corolla моей мечты
Скажи, какой у тебя автомобиль, и я скажу, кто
ты
Я думаю, любой нормальный мужик стремится к приобретению
автомобиля. Ведь машина - это не столько транспортное средство,
сколько элемент фетиша, скрывающий потаенные желания и потребности,
позволяющий получить удовольствие и утолить жажду драйверских
амбиций. Автомобиль ясно показывает некоторые черты характера
своего хозяина: агрессивность, доброжелательность, патриотизм
(последняя черта присуща владельцам отечественных авто). Каждому
типу машин соответствует определенный тип водителя. Глядя на
отдельных представителей четырехколесных, можно с большой точностью
охарактеризовать их владельцев. К примеру, за рулем BMW трудно
представить преуспевающего врача или, скажем, депутата. Скорее,
хозяин "биммера" состоит в какой-нибудь криминальной группировке
или стремиться туда попасть. То же в отношении Toyota Mark II
последних двух поколений. На заднем сиденье Audi представительского
класса легко увидеть важного чиновника, а в Toyota Supra и Nissan
Silvia - молодого человека, нуждающегося в острых ощущениях.
Если
применять подобную классификацию к Toyota Corolla, то этот
автомобиль абсолютно нейтрален. Его не используют ни криминальные
элементы, ни продвинутые бизнесмены (разве только их жены), ни небогатые
люди. Corolla - машина, предназначенная для среднего класса, на которой
не зазорно выехать на улицы города, вслед которой не будут оборачиваться,
шепча ругательства в адрес зажравшихся буржуев. Имея Corolla, вы можете
не бояться визита грабителей, заинтересованных вашим денежным изобилием,
как бывает при наличии крутых иномарок.
Все перечисленные достоинства этого автомобиля до меня дошли далеко
не сразу, а лишь через некоторое время после приобретения Toyota.
Поначалу же я хотел исключительно двухдверное купе. Неважно какое:
Toyota Supra, Soarer, Mazda MX, Mitsubishi Eclipse, Honda MR. Можно
на базе Corolla - Toyota Levin или Trueno. Для восемнадцатилетнего
пацана, каковым являлся я на тот момент, желание пускать пыль в глаза
и получать ни с чем не сравнимое ускорение, было главным. Оно затмевало
собой непрактичность и дороговизну эксплуатации, малую распространенность
запчастей и неудобство обслуживания. Когда пришла пора менять раздолбанную
вазовскую "семерку", использовавшуюся в семейном бизнесе в качестве
разъездной машины, мы долго спорили с отцом по поводу будущего приобретения.
Он остановил свой выбор на Corolla и приводил неопровержимые доказательства
о пригодности этой машины к нашим условиям эксплуатации и к делу,
которым мы занимались. Но я стоял на своем. В конце концов, глава
семейства плюнул на мои рассуждения о динамике разгона, управляемости
и пренебрежительном отношении к Corolla, назвав их бредом недозревшего
юнца, и купил то, что хотел. Он, как, впрочем, и в большинстве случаев,
оказался прав. Хотя я долго дулся на него за игнорирование своего
мнения.
ПЕРВЫЙ ОПЫТ
Приобретенная отцом на рынке в Рабочем Toyota Corolla 1992 года выпуска
выглядела очень импозантно. Стараясь хоть как-то угодить сыну, мой
предок выбрал машину с кузовом седан, окрашенным в синий металлик,
бамперами в цвет кузова и литыми дисками. Внешний блеск заканчивался
в салоне, который был достаточно "деревянненьким" и из опций имел
только электроприводы зеркал. Все остальное, как у "Жигулей" - ручные
"мясорубки" стеклоподъемников, механические регулировки сидений, отсутствие
центрального замка, люка в крыше, даже магнитола весьма простенькая.
В общем, комплектация XE, и все тут. Зато какой уровень исполнения!
Все переключатели, рычажки и кнопочки действуют отлично, нигде ничего
не скрипит. Панели салона и обивка сидений не изношены. При пробеге
в 90 тыс. км (именно такая цифра стояла на одометре нашей Corolla
на момент ее приобретения в 1997 году) внутренности ВАЗа давно бы
уже превратились в рухлядь, а "японке" хоть бы хны.
Девять тысяч долларов, отданные за Toyota, подразумевали наличие
трехдиапазонного автомата, 1,6-литрового двигателя 4A-FE и полного
привода, а также набора инструментов, огнетушителя, аптечки и знака
аварийной остановки, которые продавец любезно презентовал отцу.
Первые пару месяцев после покупки я не претендовал на водительское
место, да и пассажиром ездил не очень охотно. Сказывалась обида на
отца и недостаток шоферского опыта. Ведь была зима, а учился ездить
на машине я летом. Тогда же сдавал на права. Поэтому испытывал некоторый
страх перед возможностью поездок по гололеду. За это время отец обзавелся
зимним комплектом новых покрышек Bridgestone размерности 165/70 R14
(зимой Corolla почему-то продавалась на летней резине), не размениваясь
на мелочи, купил аккумулятор Fiamm, заменил свечи, приобрел узенькие
штампованные диски под шины-"липучки", поменял масло в коробке и двигателе,
охлаждающую жидкость. В общем, серьезно взялся за автомобиль.
Я же за те нечастые короткие поездки на заднем сиденье сделал для
себя несколько открытий, на которых стоит остановиться поподробнее.
Во-первых, задний тойотовский диванчик оказался гораздо удобней жигулевского,
что вполе естественно. Места в районе коленей даже при почти полностью
отодвинутых передних сиденьях хватает с лихвой. Потолок не давит на
голову, как в "девятом" семействе. К тому же он матерчатый, а не пластиковый
и имеет удобные ручки. Хотя пользоваться ими необходимости не возникает,
так как отформованная под двоих подушка сиденья четко фиксирует тело
от боковых ускорений. Да и третий пассажир, сидящий посередине на
возвышенности тоннеля пола, плотно зажат с обеих сторон - все-таки
троим на заднем диване тесновато. Комфорт заканчивается, когда приходится
вылазить из уютного салона на свет божий. Невысокая посадка Toyota
вкупе с довольно низкой подушкой осложняют процесс выхода наружу.
Ощущение, как будто встаешь с глубокого кресла, какие стоят в кабинетах
высоких начальников: нужно упереться руками во что-то твердое (например,
в плечо соседа) и, с силой оттолкнувшись, выбраться наружу. Такой
алгоритм при частой посадке-высадке постепенно начинает надоедать.
В остальном, что касается комфорта задних пассажиров, все отлично,
как и подобает "японцу" такого класса. Правда, слегка "убитые" задние
стойки при проезде неровностей напоминали о себе весьма жесткими ударами
и заставляли внутренне напрягаться, когда я замечал впереди по курсу
колдобину.
Зимние морозы сменились теплой весенней погодой, испарилась без следа
покрывавшая дороги снежно-ледяная каша, обнажив девственно чистый
асфальт, появилась возможность использовать все прелести летней езды.
В это же время наши отношения с отцом заметно улучшились, и мне было
предложено лично удостовериться в том, что Corolla может удовлетворить
мои водительские претензии. Чем я не преминул воспользоваться. Нажатие
кнопки брелока, сопровождающееся характерным пиканьем, разблокировало
двери машины (отец успел поставить сигнализацию с центральным замком),
и я, быстро отрегулировав под себя водительское сиденье, рванул с
места. Сейчас, когда я уже водил несколько иномарок, в том числе далеко
"нехилую" Toyota Crown, динамика Corolla кажется мне посредственной,
а тогда, после вялого разгона "семерки", ускорение "японца" показалось
просто бешеным. Почти тысячекилограммовая машина, увлекаемая 105-сильным
"движком", вдавила меня в спинку кресла, заставляя судорожно хвататься
за руль. Проскочив пару перекрестков на "зеленый" и вдавив упругую
педаль тормоза, я перевел дух. После такого скоростного спринта, преодоленного
на одном дыхании, впечатление от автомобиля было однозначным - классная
"тачка"! А спустя неделю я полностью слился с машиной. В этом мне
не помешали ни правое расположение руля, ни коробка-"автомат", которая
только способствовала освоению праворукой Toyota.
Гоняя Corolla практически каждый день, я уже не хотел спортивное
купе. Динамики двигателя 4А хватает за глаза, чтобы без напряга "делать"
со светофора все отечественные машины и многие иномарки. А зимой в
этом виде уличных состязаний свое веское слово говорит полный привод,
который не дает автомобилю буксовать на льду. Цепкие покрышки тоже
позволяют побеждать в светофорных междусобойчиках. Правда, раздражает
своей "задумчивостью" автоматическая коробка передач, но это, как
мне кажется, небольшая плата за удобство пользования контроллером
"автомата". Именно благодаря ему я очень быстро и успешно освоился
с правым рулем.
На городских улицах автоматическая КПП полностью себя оправдывает,
но на трассе в режиме kick-down автомобиль как будто утыкается в невидимую
стену, не желая должным образом ускоряться. Такое обстоятельство заставляет
перестраховываться при обгонах, совершать их с ходу при ощутимом запасе
скорости.
Управляемость, как и динамика, оказалась на высоте. Corolla четко,
без намека на сильный крен, пишет кривую в поворотах. При перестроениях
из ряда в ряд машина прогнозируемо следует за рулем, позволяя с легкостью
дозировать угол его поворота. И все это на "конченых" стойках. Позже,
после замены амортизаторов, анализируя свои поездки на неисправной
подвеске, я пришел к выводу, что сильно рисковал. Ведь, как утверждают
исследования в области активной безопасности, тормозной путь автомобиля
с "убитыми" стойками увеличивается на 30-50 процентов. Хорошо еще,
что у меня не возникало ситуаций, в которых бы требовалось экстренное
торможение. Зато однажды, раскачав Toyota на пологой асфальтовой волне,
я ощутимо приложился глушителем к неожиданно подвернувшейся кочке.
"Глушак" выжил, но я решил больше не проверять его на прочность и
занялся ходовой. Передние стойки получили прокачку, а вот место задних
заняли восьмерочные, которые подошли, как родные. Несмотря на подобное
восстановление, подвеска Corolla не способствует спокойному передвижению
по нашим разбитым дорогам. Каждая ямка, каждый шов на асфальте вызывают
ощутимый удар по моей пятой точке. Вазовская "классика" этим не грешила.
Мне кажется, дело тут не в неисправности узлов и составляющих подвески,
а в ее излишней мягкости, я бы даже сказал, американизированности.
Скорей всего, такая настройка характерна не для всех Corolla (я ездил
и на других машинах этого семейства - за ними подобного не наблюдалось),
а является лишь одним из слагаемых какого-то уровня комплектации (не
исключено - заказного). На абсолютно ровной дороге, коих в Японии
в достатке, а у нас - раз два и обчелся, Toyota ведет себя прекрасно.
ЗА ОДНОГО БИТОГО ДВУХ НЕБИТЫХ ДАЮТ
В отношении автомобиля это утверждение достаточно спорно, но именно
так можно охарактеризовать боевые приключения нашей Toyota Corolla.
Потому что все аварии, в которые попадала машина (а их было много),
заканчивались для нее легким испугом и не вели к нарушению геометрии
подвески или ослаблению жесткости кузова. К тому же битая предыдущим
владельцем задняя панель, выправленная и проваренная, позволила скинуть
цену при покупке аж на $600. Кузовные работы были проведены настолько
хорошо, что отец разглядел шрам сварочного шва в багажнике только
после подсказки хозяина. И уж потом воспользовался им для успешного
торга (скорей всего, так было задумано хитрым продавцом).
Первым "обновил" Corolla отец. Ситуация, в которой он это сделал,
оказалась смешной до неприличия. Заехав в один из проходных дворов,
отец увидел, что навстречу ему по узенькой дорожке движется микроавтобус.
Он принял правее, рассчитывая на такую же реакцию водителя встречной
машины. Но "микрач" продолжал сближаться как ни в чем не бывало и
в конце концов уперся в уже стоящую Corolla. От вылезшего из салона
микроавтобуса мужика пахло спиртным. Это и решило исход столкновения.
Незадачливый водила не отходя от кассы расплатился за мятый бампер
и треснувшую фару.
Вторая авария произошла, когда за рулем Toyota сидел я. Ее сценарий
был схож с предыдущим. Заезжая на автостоянку, на которую иногда ставлю
машину, ленясь идти от гаража, я подвергся атаке Corolla в 90-м кузове.
Горячий водитель иномарки слишком сильно разогнался и к тому же не
заметил из-за стоящих автомобилей мою Toyota. Довольно сильный удар
пришелся в правую сторону многострадального переднего бампера. Он
отделился от кузова и плюхнулся в грязь. Фара тоже не вытерпела подобного
обращения и вывалилась из ниши, повиснув на проводах. Я был настолько
поражен даже не самой аварией, а неожиданностью происшедшего, что
первые пару минут не воспринимал виновника столкновения, что-то настойчиво
мне предлагавшего. А предлагал он, оказывается, деньги. Когда до меня
дошли его настойчивые просьбы, подкрепленные пачкой купюр в протянутой
руке, я, естественно, не отказался от предложения. Подсчитав в уме
сумму ущерба, я назвал ее. Водитель Corolla отдал мне деньги - их
оказалось даже чуть больше, чем требовалось для ремонта.
Очередное происшествие, в которое я попал на пути из Иркутска в Ангарск,
нельзя назвать аварией. Но оно чуть не привело к очень печальным последствиям.
Миновав пост ГИБДД, я ускорился и вырулил на левую полосу, обгоняя
дальнобойную фуру. Неожиданно левое переднее стекло разлетелось вдребезги.
Я даже ничего не понял, притормозил, пропуская автопоезд вперед, и
свернул к обочине. Переведя дух и немного успокоившись, я пошарил
в осколках.
Найденный среди них камень полностью подтвердил мои догадки. Скорей
всего, это была шалость детей, бросивших камень аккурат мне в стекло,
потому как встречных машин не наблюдалось, а из-под колес трейлера,
двигавшегося справа от меня, щебень не мог попасть в левую сторону
Toyota.
Прогнав в уме возможные варианты последствий случившегося, я представил,
как, испугавшись, дернул бы руль и попал прямо под колеса грузовика.
С тех пор я стараюсь смотреть по сторонам и сильно не гнать на этом
участке дороги.
МОИ ФИНАНСЫ ПОЮТ РОМАНСЫ
Если не считать деньги, потраченные на исправления последствий ДТП,
остальные растраты по сравнению с ними кажутся мелочью. Про замену
масла и фильтров я вообще молчу. Жадность при приобретении расходных
материалов несомненно скажется на здоровье двигателя и выльется в
крупную сумму. Поэтому наша Toyota всегда получала японские фильтры
и фирменное масло Shell. Другие затраты также нужно принимать как
должное. В наше криминализированное время без сигнализации и центрального
замка страшно оставить машину без присмотра. А без нормальной стереосистемы
любой суперсалон покажется скучным и блеклым. Зимние морозы заставили
задуматься о покупке нового аккумулятора (старенький был при смерти),
свечей и целого набора автохимии, которая здорово оживляла заиндевевшие
замки и замерзший двигатель. Кстати, последнее обстоятельство, как
никакое другое, раздражало меня в холода. Щедро разбавленный водой
бензин и неотапливаемый гараж способствовали образованию ледяных пробок
в топливной магистрали. Все морозы автомобиль простоял в боксе, пока
я не купил присадку, связывающую воду.
Летом 2000 года поменял ремень газораспределительного механизма -
поставил фирмы Gates за 800 руб. Тогда же промыл систему впрыска и
заменил ремни генератора и гидроусилителя рулевого управления.
В перспективе у меня замена амортизаторов. Хочу поменять не устраивающие
восьмерочные стойки на Monroe Sensa-Trac. А также втиснуть под колесные
арки 15-дюймовые литые диски и соответствующую "резину".
В общем, мои финансовые сбережения от капризов Corolla страдают не
сильно.
ЧТО В ИТОГЕ?
Благодаря своим хорошим потребительским характеристикам, потрясающей
надежности (за 50 тыс. км пробега у нашей Toyota не было ни одной
серьезной поломки да и мелких, в общем-то, тоже не случалось) и достойным
динамическим параметрам, Corolla, по моему мнению, практически идеальна
по соотношению цена/качество. Практически потому, что из-за всех перечисленных
достоинств цена Toyota Corolla на рынке second hand немного выше,
чем у моделей-одноклассников других фирм. Но я считаю, за это можно
переплачивать.
К тому же, запчасти на Corolla не являются дефицитом и их стоимость
чуть пониже стоимости деталей на другие автомобили. Короче говоря,
о такой машине, как Corolla, можно только мечтать. Я рад, что отец
не послушался моего бреда и приобрел такой прекрасный автомобиль.
С уважением, постоянный читатель "А+С", док. XIII-СТ
Мы по-прежнему ждем от читателей подробных писем с
рассказами о ваших автомобилях. Опубликованные письма (фото
весьма желательны) будут оценены гонораром. Присылайте по
адресу редакции или электронной почте E-mail: postmaster@automarket.irkutsk.ru