СПЕЦКОНТИНГЕНТ
Верхом на галстуке
Что
вы представляете под словом эвакуатор? Боюсь, у разных читателей
и образы будут разные. Тот, кто ни разу не сталкивался с эвакуацией
по-иркутски, вспомнит виденный по телевизору элегантный грузовик
с широкой платформой, на которой и следует аварийный автомобиль.
Тот, кто имел с этим дело, вспомнит примитивную тележку с лебедкой,
волочащуюся за УАЗиком, на которую и забрасывается ведущая - передняя
или задняя ось автомобиля. При этом автомобиль все норовит сорваться
с крепления, болтаясь из стороны в сторону. Но это в том случае,
если одна из осей автомобиля остается "рабочей" - если же требуется
полная погрузка, аварийный автомобиль грузят первым же попавшимся
краном в неприспособленный кузов грузовика.
По-большому
счету эвакуатор у нас используют в двух случаях, когда нет возможности
транспортировать автомобиль по-старинке - обычной буксировкой: либо
аварийного автомобиля с места ДТП, либо машины с "автоматом", которой
"галстук" по большому счету не рекомендуется. С недавних пор в таких
случаях у потенциальных клиентов головной боли стало меньше - в Иркутске
появился специализированный эвакуатор на базе длиннобазного (2515 мм)
грузовика Nissan Atlas.
Автомобиль
1991 года выпуска появился в Иркутске совсем недавно, с пробегом 146000
километров. Хозяину фирмы он достался за $6000, причем в весьма приличном
состоянии - понадобился только небольшой косметический ремонт, который
сразу и произвели в одном из местных сервисов. Хотя поработали маляры
не лучшим образом - следы размахивания окрасочным пистолетом видны везде,
где производилась подкраска. Как водится, поменяли масла и фильтры -
и за работу.
Уже
первые заявки показали - эвакуатор нуждается в некоторой адаптации:
неужели в Японии не бывает автомобилей с заблокированными колесами?
Если колеса не вращаются, без повреждения шин автомобиль на платформу
с металлической сеткой не затянешь. Пришлось дорабатывать до того много
лет работавшую в Японии конструкцию. Была изготовлена трехколесная тележка
для подкладки под неподвижные колеса обслуживаемого автомобиля и направляющий
швеллер для переднего колеса этой тележки. Теперь "Жигуль" с вывернутым
колесом (распространенное явление на наших дорогах) без проблем заезжает
на платформу, на всю операцию погрузки уходит не более четырех минут.
Пришлось
приварить еще и направляющее кольцо для тянущего троса в районе лебедки,
чтобы он не запутывался. Самая серьезная доработка - перенос пульта
управления гидроцилиндрами платформы с рамы у кабины на саму платформу
- контролировать процесс погрузки автомобиля стало проще. Казалось бы,
полтора метра не столь большое расстояние, но у нас принято находиться
поближе к загружаемому автомобилю. В общем, на ремонт и переделки пришлось
потратить еще $1000. Для оперативного приема заявок автомобиль оборудовали
радиостанцией.
Процесс
загрузки эвакуируемого автомобиля до смешного прост - к нему эвакуатор
подъезжает задом, откидываются аппарели с роликами на краях и платформа
с гидравликой сдвигается под загружаемого. Если колеса последнего заблокированы,
под них подкладывается уже описанная тележка, цепляется трос, на конце
которого гибкий фал, и автомобиль лебедкой затягивется на платформу,
которая затем возвращается на раму, поднимаются аппарели, под колеса
буксируемого автомобиля ставятся упоры - и вперед. Натянутый трос и
упоры под колесами, металлическая рифленая решетка в роли рамы четко
фиксируют автомобиль, который неподвижно стоит в кузове.
Процес разгрузки выполняется в обратной последовательности и занимает
минимум времени - причем автомобиль можно "выставить" в любое удобное
место, хоть прямиком в гараж. Даже в тесных проездах это не сложно -
маневренность у эвакуатора почти легковая, несмотря на габариты.
Эвакуатор
готов вынести на себе автомобили весом до 2650 кг, то есть все легковые,
вседорожники и многие микроавтобусы. Из большегрузов приходилось перевозить
УАЗ-санитарку, Jeep Grand Cherokee и даже маленький автобус Azia. Аппарели
кузова имеют несколько фиксированных положений и могут устанавливаться
не только вертикально, но и наклонно, причем за габарит автомобиля сверх
стандарта не выступают, вывешивать "красный флажок" и не требуется -
все меньше поводов привлечь внимание ГИБДД.
Кабина
по японским стандартам - спартанская, присутствует только штатное радио
и кондиционер, свободно разместиться внутри смогут трое. Пока идет освоение
техники, на эвакуаторе работают два водителя-оператора. Скорее всего,
когда процесс адаптации закончится, будет только один водитель, а услуга
станет круглосуточной. К состоянию автомобиля претензий пока нет, только
вот турбодизель объемом 3299 куб. см. поддымливает - видимо, "не понимает"
нашу солярку, которой уходит под 15 литров на сотню. 130 лошадиных сил
эвакуатору вполне хватает, чтобы динамично передвигаться даже под загрузкой.
Базовый
тариф на услугу (до 1 часа и 15 км) - 350 рублей, за большее придется
доплатить - 5 рублей за километр "холостого пробега" и 10 рублей - груженого.
Если транспортируемый автомобиль весит больше 1,5 тонны, тариф вырастает
на четверть. Проблем с заказами пока нет.
Н. РУДЫХ.