10 тысяч километров на газе
О газобаллонной аппаратуре для автомобилей я слышал уже
давно, но никогда не задумывался об этом применительно к себе.
Впервые такое оборудование на автомобиле я увидел в августе
прошлого года: подъехал к слесарям, которые обслуживают мою
машину, и увидел, что они закрепляют на машине одного из них,
Сергея, - газовый баллон. Разговорились, узнал подробности установки
и эксплуатации газового оборудования, но пока еще не примерял
его на себя - смотрел глазами стороннего наблюдателя. После
каждой последующей встречи и обсуждения работы автомобиля на
газе я все больше склонялся к установке на свой ВАЗ-21074 газобаллонной
аппаратуры (ГБА), и к октябрю, наконец, созрел.
Мои рассуждения носили чисто экономический характер - тогда стоимость
литра газа составляла 2 рубля, бензин АИ-93 в Братске, где я живу,
стоил 9,60 руб. за литр, о других преимуществах или недостатках ГБА
я не задумывался. Я рассчитывал, что расходы на установку оборудования
достаточно быстро окупятся, так как за год я наезжаю 50-60 тысяч километров.
Устанавливал я ГБА в Братской фирме "Оксм". Был выбор - итальянское
оборудование или отечественное, причем решение пришлось принимать
самому, менеджеры фирмы особо на выбор не влияли. Российская ГБА оценивалась
в 8 тысяч рублей, итальянская - 10,5 тысяч, но никаких рекомендаций
о том, стоит ли итальянское оборудование лишних 2,5 тысячи, я не получил.
Поставил итальянское и, думаю, не прогадал - за 10 тысяч километров
пробега ни разу никаких претензий к самому оборудованию не было.
После первых поездок провел уточненное экономическое обоснование
затрат. Пока было тепло, средний расход бензина у меня был 7,5 литров
на 100 километров, на 30 литрах стабильно проезжал 400 километров.
При цене бензина все те же 9,60 стоимость километра пути получалась
72 копейки. Расход газа фиксировался на уровне 9 литров на 100 километров,
при его стоимости в 2 рубля стоимость километра пути выходила 18 копеек,
то есть ровно в 4 раза дешевле. Исходя из этого соотношения получалось,
что менее чем через 20000 километров я полностью окуплю расходы на
установку ГБА, такой пробег я обычно наматывал за 4-5 месяцев. Но
российская действительность постоянно вносит коррективы в экономические
расчеты - через месяц после установки газ в Братске стал стоить 3
рубля за литр. Я стал пересчитывать свои выкладки - теперь получалось,
что разница в цене топлива на 10000 километров пробега составит 4500
рублей, то есть для того, чтобы окупить расходы на установку, нужно
проехать 23000 километров. С учетом того, что около 3 тысяч километров
я уже проездил, практически ничего для меня не изменилось, но появился
еще один отрицательный фактор - мороз. Дело в том, что заводить машину
на газе рекомендуют только при температуре от +5 градусов, то есть
пускать двигатель мне пришлось на бензине, а на газ переключаться
только после того, как система вентиляции стала гонять теплый воздух.
Чем сильнее становились морозы, тем дольше этого приходилось ждать,
к тому же это требовалось делать в течение дня довольно часто - когда
машина остывала. В самые страшные морозы - с 3 по 6 января я выезжал
ежедневно и проезжал по 150-250 километров. Учитывая, что в эти дни
ни разу в Братске меньше 46 градусов не было, машину я не глушил и
расход газа получался по 20-22 литра на 100 километров, не считая
сожженного для разогрева бензина.
Эти факторы опять изменили мои расчеты - выход на самоокупаемость
снова оттягивался, но, с другой стороны, в морозы ездить мне все равно
пришлось бы, и в какие суммы вылился бы в эти дни бензин, я не берусь
пересчитывать. В феврале стоимость газа поднялась до 4,70, а бензин
почему-то стал дешевле - 9,20. Если газовое оборудование ставить сейчас,
то чтобы его окупить, потребуется пробег на газе около 33 тысяч километров,
что по-прежнему актуально для тех, кто много ездит.
По моим наблюдениям, в Иркутске ситуация несколько другая - за эту
зиму я только два раза смог заправиться газом при поездках в Иркутск,
и оба раза в Мегете. Все поездки на заправку в пади Топка оказались
холостыми - она действует только в рабочее время, но и даже в это
время то нет света, то газа, то шланги перемерзли, то вам просто заявляют,
что заправлять не будут - а ведь 40-литровый баллон газа там стоит
всего 84 рубля (2,10 за литр). В Мегете же последний раз я заправлялся
по 2,50 руб, тогда как в Братске газ стоил 3 рубля, но и там были
проблемы - во время последней поездки сначала не было газа, а когда
он появился, выстроилась огромная очередь - если учесть, что время
заправки одной машины не менее 5 минут перспектива отстоять несколько
часов перед поездкой в 700 километров была не очень-то радостной и
я уехал на бензине.
Есть еще одна деталь, отличающая заправку в Братске от мегетской
- у нас в городе стоит счетчик, который показывает расход газа, и
я знаю, что примерно на 36 литрах у меня на баллоне затрещит клапан,
после чего заправщик уменьшает давление и доводит заправку до 40 литров,
причем более 40 литров мне в Братске никогда не заправляли. В Мегете
подход другой - счетчиков там нет, чтобы заехать на территорию фирмы,
нужно сначала заплатить, причем за полный баллон - 42 литра, никого
не интересует, есть ли у тебя остатки газа. Реально же подачу газа
заправщик прекращает, как только затрещит клапан, то есть на 36 литрах
и заправки реально хватает только на 350-360 километров по трассе.
Возможно, мои расчеты и наблюдения субъективны и опираются на случайные
факты, но я исходил из предложения редакции рассказать о собственном
опыте. Несмотря на все нюансы я для себя сделал вывод, что газобаллонную
аппаратуру я установил своевременно и летом она еще покажет свои преимущества.
док. XIV-CT N579049
Мы по-прежнему ждем от читателей подробных писем с
рассказами о ваших автомобилях. Опубликованные письма (фото
весьма желательны) будут оценены гонораром. Присылайте по
адресу редакции или электронной почте E-mail: postmaster@automarket.irkutsk.ru