ТЕМА НОМЕРА
ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИЖЕНИЯ
Как нам обустроить Иркутск
Областной
центр буквально задыхается от обилия транспорта. Если не изменить
сегодняшнее положение дел, то года через три-четыре в центре города
движение может быть попросту парализовано. И полумерами здесь
не ограничишься - схему движения нужно менять кардинально. И такая
работа ведется, о чем не раз сообщала наша газета. Главный шаг
в изменении транспортной схемы Иркутска - строительство нового
моста через Ангару, пуск которого повлечет изменения направления
большинства транспортных потоков в центральной части города. Согласно
проекту пятилетней программы строительства и ремонта городских
дорог на их реконструкцию и изменение организации движения потребуется
затратить примерно 3,4 млрд. рублей в сегодняшних ценах, которые
будут получены из территориального дорожного фонда, федерального
бюджета и городской казны. Но эта цифра условна, так как специалисты
"Иркутскгражданпроекта" готовят несколько вариантов изменения
транспортной схемы центра Иркутска и нагорной части Октябрьского
округа, которые после соответствующих обсуждений войдут составной
частью в измененный генеральный план города, над которым работает
этот же институт. Пока такая программа готовится, в городе действует
программа первоочередных мероприятий по дорожно-транспортному
развитию на 2000-2001 годы, которая финансируется из городского
бюджета.
ИРКУТСКАЯ МЭРИЯ:
ДОРОЖНЫЕ ПРОБЛЕМЫ БЫЛИ ПРЕДОПРЕДЕЛЕНЫ ИСТОРИЕЙ
Заместитель
мэра Иркутска Николай ХИЦЕНКО является, к тому же, председателем комитета
по городскому обустройству, то есть руководителем, который отвечает
за жилищное и коммунальное хозяйство и состояние городских улиц. О нынешнем
состоянии и развитии дорог города мы с ним и побеседовали.
- Николай Степанович, вопрос в лоб - почему город сегодня оказался
в столь катастрофическом положении - таких отвратительных дорог и таких
пробок не было за всю его современную историю.
- Проблемы организации дорожного движения в центре существуют во всех
городах с богатой историей. В Иркутске они были всегда, но только сейчас
стали критическими. Существующим Генеральным планом Иркутска, принятым
еще при СССР, предусматривалось, что к 2005-му году на 1000 жителей
будет приходиться 120 автомобилей при общей численности населения 750
тысяч. Мы уже сегодня имеем 200 автомобилей на 1000 населения. Другая
цифра: по нормам в крупных городах плотность магистралей должна составлять
до 4,5 километра на квадратный километр городской застройки. У нас же
в центральной части города плотность дорожной сети составляет 1,7 километра,
что чуть ли не в три раза ниже необходимого. Как-то разгрузить город,
особенно его центр, можно только за счет пробивания магистральных улиц,
по которым будут направляться транспортные потоки, минуя исторически
сложившуюся часть. Строительство нового Ангарского моста как раз и должно
изменить транспортные потоки в городе.
- В этой связи разрабатываемая специалистами "Иркутскгражданпроекта"
новая транспортная схема города носит исключительно важный характер.
Как вы ее оцениваете?
-
Сегодня еще рано предметно говорить об этой схеме. Предложения проектировщиков,
как показали обсуждения, далеко не всегда выполнимы. Но есть в них и
рациональные идеи, которые будут реализовываться. Необходимо помнить,
что любая реконструкция в таком городе, как Иркутск, со сложившимся
историко-архитектурным центром - это все равно что резать по живому
организму. И здесь нужно действовать по принципу: семь раз отмерь -
один отрежь.
Несомненно одно: чтобы задействовать в полной мере строящийся Ангарский
мост, мы должны изменять транспортную схему города. Но нам необходимо
вывести из города и транзитные потоки. А для этого необходимо строить
объездные дороги.
- Вы имеете в виду объездную дорогу на Чистые ключи с Московского тракта,
которую несколько лет назад начало строить АО "Труд", а затем строительство
внезапно заглохло, хотя был объявлен конкурс на подряд?
- Да, необходимо возобновление этого строительства. Второй, менее дорогостоящий,
но важный объект - это южный объезд от пос. ГЭС на Шелеховский тракт.
Такие объездные дороги значительно снизят нагрузку на город автомобильного
транспорта, оздоровят экологическую обстановку.
-
Проекты, о которых мы говорим, рассчитаны на перспективу и, как я понял,
пока из области желаний, чем конкретно прорабатываемых схем. Хотелось
бы услышать, что реально сделано и делается сегодня, чтобы как-то разрядить
обстановку на городских улицах. Ведь переводом центральных улиц города
на одностороннее движение проблему не решишь.
- В рамках программы первоочередных мероприятий по дорожно-транспортному
развитию города на 2000-2001 годы нам удалось реконструировать средний
Ушаковский мост, которому отводится особая роль в изменении транспортных
потоков. Правда, сейчас он задействован процентов на 30 из-за незавершенности
работ. Мост сдавался в ноябре прошлого года, когда уже наступили холода
и невозможно было качественно сделать к нему подъезды. Эти работы начнутся
с наступлением тепла. Согласно программе выполнен проект реконструкции
перекрестка ул. Лермонтова - Улан-Баторская с расширением на ул. Лермонтова
транспортной развязки. Около 2-х млн. рублей освоено на реконструкцию
района Узловой, где необходимость современной развязки назрела давно.
Но ее значение возрастет, когда будет построена новая магистраль от
Узловой до Новаторов и от Новаторов до Розы Люксембург. Заключен договор
на ремонт путепровода по ул. Сурнова типа "Бегущая лань" (то есть виадук).
Это только основные мероприятия, которые нам удалось выполнить. Как
будет реализовываться программа в дальнейшем, сегодня сказать невозможно,
так как до сих пор не утвержден областной бюджет, а значит, и неизвестно,
какие средства будут выделены из территориального дорожного фонда.
- Но какие-то контрольные цифры обсуждаются. Не могли бы вы их назвать?
И что будет профинансировано в этом году?
-
Иркутск является донором во всех отношениях, в том числе и по отчислениям
в территориальный дорожный фонд. Раньше нам возвращали из этих отчислений
13 процентов. Нынче речь идет о фиксированной сумме в 50 млн. рублей,
хотя потребности города и возможности освоения превышают эту цифру в
четыре раза. Но я подчеркиваю, что бюджет не утвержден и что город получит
- неизвестно. Поэтому говорить и о деньгах, и о титульном списке проведения
капитального ремонта улиц можно с известной долей осторожности. Предполагается
же проведение капитального ремонта Партизанской-Тимирязева и Байкальской
в районе Центрального рынка. Будут производиться работы на Сурнова и
продолжится реконструкция развязки на Узловой. В зависимости от выделенных
средств будем производить замену трамвайных путей на Депутатской или
Тимирязева.
- Николай Степанович, если мы коснулись текущего ремонта, то необходимо
сказать о приведении в порядок дорожного полотна сейчас. Ведь, наверное,
и в ваш адрес приходит немало нареканий на состояние дорог в городе
после нынешней зимы.
- Я сам автомобилист и могу сказать, что такого отвратительного состояния
дорог в городе, как сейчас, наверное, давно не было. Вы помните, что
зима нынче была экстремальной. Не лучше и весна - обилие осадков и низкие
ночные температуры рвут асфальт и не дают возможности приступить даже
к ямочному ремонту. Единственно, что нам сейчас удается делать, так
это забивать крупные промоины и ямы битым кирпичом. Как только наступит
среднесуточная положительная температура, при которой можно будет вести
ремонтные работы, мы сразу же начнем ямочный ремонт. Но, в отличие от
прошлых лет, производиться он будет крупными картами с вырезом фрезой
асфальта, а не просто заделываться ямы, из которых затем асфальт вылетает.
К летним работам готовы и подрядные организации, и муниципальный асфальто-бетонный
завод хоть сегодня готов выдавать необходимое количество асфальта.
"ИРКУТСКГРАЖДАНПРОЕКТ":
ГОРОД НАДО "РУБИТЬ"
Перспективы
развития городских дорог сейчас еще находятся в компетенции архитекторов.
Вот что говорит о проекте руководитель группы разработчиков Екатерина
ПРОТАСОВА.
- Разработка транспортной схемы Иркутска в первую очередь увязана со
строительством нового моста через Ангару. Именно этот мост должен разгрузить
центр города от автотранспорта, направить его потоки по новым магистралям
с соответствующими развязками и обустройством. Мы уже подготовили один
вариант проекта, который рассматривался на архитектурно-техническом
совете при городской администрации и обсуждался депутатами городской
думы. С учетом замечаний мы подготовили второй вариант, который в меньшей
степени задевает интересы горожан, связанные с выносом трамвайных путей
с ул. Степана Разина на ул. Марата и заменой трамвайного сообщения по
ул. Депутатская и Декабрьских событий от ул. Пискунова до Тимирязева
на троллейбусное сообщение. По первому варианту за счет выноса трамвайных
путей предполагалось на ул. Степана Разина и Декабрьских событий ввести
дополнительно по две полосы движения. И хотя этот вопрос полностью не
снят (он будет обсуждаться при утверждении скорректированного генплана
города), но в число первоочередных мероприятий реконструкция этих улиц
не вошла. Если ул. Декабрьских событий останется в нынешнем виде, то
в будущем необходимо будет пробивать объездную Ушаковскую магистраль
параллельно ул. Баррикад, которая соединяется с ул. 5-я Советская.
Второе: центр архитектурно-исторического наследия выступил против выполнения
Маратовской развязки в районе Знаменского монастыря в двух уровнях.
Собор является памятником архитектурного наследия федерального значения.
Проект поднятия существующего нынче кольца на 6-7 метров закрыл бы вид
на Знаменскую церковь. Мы учли это замечание. В новом варианте предусматривается
реконструкция и поднятие существующего кольца развязки только на 2 метра.
Под кольцом производится углубление дороги, насколько позволят инженерные
сети - там будет проходить магистраль с ул. Сурнова на Баррикад.
В число же первоочередных мероприятий входит, как я уже сказала, организация
автомобильных потоков с учетом ввода в действие нового Ангарского моста.
С мостовой развязки транспорт должен быть направлен на ул. Седова и
5-ю Советскую и Байкальскую. В связи с этим возрастает роль ул. Партизанской,
Софьи Перовской и Энгельса, которые становятся магистральными. Таким
образом, у нас появляется магистральный поток в обход исторической части
центра города с выходом на средний (реконструированный) Ушаковский мост
и далее по ул. Баррикад или по новой объездной Ушаковской трассе на
Маратовскую развязку. Это решение направления транспортных потоков автоматически
требует реконструкции ул. 1-й Советской в месте примыкания к ул. Байкальская
и спуска к рынку.
Чтобы
был более удобный выезд на магистральную ул. Софьи Перовской, предусматривается
пробивка ул. Чехова. Вообще, вокруг Центрального рынка, где плотность
автомобильных потоков превышает все допустимые уровни и практически
невозможна парковка, предусматривается уменьшение доступности как общественного
транспорта, так и легкового личного. Поэтому должны быть запрещены стоянки
в районе рынка всего общественного транспорта. Автобусы только высаживают
пассажиров по ул. Депутатской, на которой сохраняется одностороннее
движение. Легковому же транспорту на отрезке ул. Литвинова до Чехова
проезд должен быть закрыт. В то же время, на магистральной ул. Софьи
Перовской, не доезжая ул. Карла Либкнехта, должна быть организована
большая парковка. Вторую парковку предлагается организовать на месте
нынешнего вещевого рынка, известного иркутянам как "Шанхайский".
Если останется трамвайное сообщение по ул. Степана Разина, то возрастает
необходимость более плотно задействовать ул. Российскую и пробить Цесовскую
набережную, чтобы не объезжать ТЭЦ-2.
Это только основные направления по изменению транспортной схемы города,
которые необходимо осуществить, чтобы в полной мере задействовать строящийся
Ангарский мост и разгрузить центр города от транзитных потоков.
ТРАНСПОРТНАЯ ИНСПЕКЦИЯ :
ЧТОБЫ СДЕЛАТЬ ДОРОГИ КАЧЕСТВЕННЫМИ, НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО ТРАТИТЬ БОЛЬШИЕ
ДЕНЬГИ
Транспортная инспекция - не последняя инстанция, отвечающая за состояние
иркутских дорог. Поэтому нам интересно было узнать мнение о состоянии
иркутских транспортных магистралей заместителя начальника отдела автотранспорта
Государственной транспортной инспекции Виктора ЕВСЕЕВА.
-
По моим данным, сейчас 80 процентов транспортных магистралей города
находятся в разбитом состоянии. В ямах и просадках находятся такие магистральные
улицы, как ул. Баррикад, объездная дорога в Ново-Ленино, Розы Люксембург,
Трактовая, появились промывы и на Байкальской. А о таких улицах, как
Дорожная, Урожайная, Костычева и других, соединяющих основные магистрали
города или представляющих выезды из города в садоводства и пригородные
поселки, и говорить не приходится. Такое состояние, особенно магистральных
улиц, способствует повышению аварийности. Возьмем улицу Трактовую. Ширина
ее достаточна для скоростного движения и водители на отдельных хороших
участках развивают высокую скорость, и тут вдруг выбоина или яма. Торможение
и объезд нередко заставляют выезжать на встречную полосу. А так как
здесь высокая насыщенность оптовых баз, рынков, заправочных станций,
то и движение автотранспорта напряженное. Естественно, что при таких
маневрах, о которых я сказал выше, вероятность столкновений очень высока.
Реконструированный средний Ушаковский мост осенью прошлого года был
сдан в эксплуатацию с недоделками - там не обустроены подъездные пути.
И сейчас этот мост фактически выключен из транспортной схемы, кроме
движения трамваев. Редкие же смельчаки, которые пытаются въехать на
мост, нередко застревают среди трамвайных путей. Мне самому не раз приходилось
видеть, как из остановившихся трамваев выскакивали мужики и вытаскивали
застрявшие автомобили.
Между тем, на реконструкцию многих улиц города не обязательно ежегодно
тратить огромные средства на ямочный или капитальный ремонт, чтобы содержать
их в нормальном состоянии. Известно, что в основном дорожное полотно
разрушается весной, когда талые воды или осадки попадают в трещины в
асфальте и при минусовых температурах ночью замерзают, разрушая его.
В дальнейшем даже небольшие ямки под действием воды размываются и улица
становится непроезжей. Яркий пример тому ул. 30-й дивизии на отрезке
от Байкальской в сторону кирпичного завода. На мой взгляд, на улицах,
где нет ливневой канализации, не нужно ставить бордюры, которые удерживают
водяные потоки на дорожном полотне. Возьмем ул. Сурнова и Рабочего штаба.
Первая была построена без бордюра в 1979 году, когда был сдан в эксплуатацию
нижний Ангарский мост. С тех пор на ней ни разу не проводили капитальный
ремонт, кроме ямочного. За это же время Рабочего штаба несколько раз
ремонтировалась капитально, а находится в худшем состоянии, чем Сурнова.
Когда это решение предлагаешь дорожникам, то они говорят, что без установки
бордюра дорожное полотно будет разрушаться от краев. Мне эта логика
непонятна: может, и будет частично нарушена дорога с краев, но разве
лучше, когда она разрушается по всей ширине полотна при установленных
бордюрах? К тому же, чтобы не разрушались края дорог, можно те же бордюры
ставить вровень с дорожным полотном.
КОМИТЕТ ПО СОХРАНЕНИЮ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ:
ОПАСАЙТЕСЬ "ФАНТОМОВ"
По поводу реконструкции иркутских дорог есть и особое мнение, с
которым выступает Комитет по сохранению историко-культурного наследия.
Многие считают его самой консервативной организацией из имеющих право
голоса в решении вопросов реконструкции города. О своем видении поднимаемой
"А+С" проблемы рассказал заведующий отдела историко-архитектурной службы
А. ПРОКУДИН.
- В этом деле, как и в любом другом, есть две стороны - практическая
и юридическая. Юридическая заключается в том, что по закону все реконструктивные
действия на исторических территориях должны выполняться в соответствии
с проектами зон охраны и историко-архитектурным опорным планом. Практическая
сторона - в результате внедрения новых застроек оптимизируются транспортные
потоки. В первую очередь, конечно, это связано с вступлением в эксплуатацию
нового моста, при этом значительная часть нагрузки снимается с существующего
моста и переходит на новый. Весь транспортный поток перераспределится
на неорганизованные дороги. Получается так, что либо нужно делать совершенно
новые улицы, либо использовать существующую транспортную сеть, но заниматься
ее существенной корректировкой, а это влечет за собой возможные действия
по переноске домов, их сносу. Именно поэтому к данной работе был привлечен
наш центр - реконструкция дорог неизбежно приведет к изменению исторически
сложившихся "красных линий", согласно которым расположены все старинные
дома.
Иркутск входит в Российский союз исторических городов, а в 1998 году
центральная часть города попала в обьявленный ЮНЕСКО список ста объектов
мирового наследия, которые находятся под угрозой разрушения. Правда,
такое внимание ничего за собой не влечет и носит, скорее, рекомендательный
характер - страны, в которых находятся эти объекты, должны действовать
в соответствии с международными хартиями об охране памятников, если
они их подписали, а также согласно собственных законов.
Предыдущий план и проект охранных зон были разработаны в 1983 году,
но не прошли всех необходимых процедур утверждения, прежде всего на
уровне местных властей, хотя были согласованы Министерством культуры.
Не утвердили их по той причине, что тогдашним властям показалось, что
памятников слишком много, что ограничения чрезмерны и городу развиваться
будет очень трудно. Раз не был утвержден проект охранных зон - не было
и утвержденного генплана и 18 лет город вынужден был развиваться без
него. Если вдуматься в тогдашние замыслы, то это даже к лучшему.
Согласно старому генплану и транспортной схеме, как приложению к нему,
уничтожалось значительное количество зданий. Например, предусматривалась
пробивка улицы Степана Разина, через улицу Марата, к зданию бывшего
Русско-Азиатского банка (сейчас поликлиника N 2) с выходом на Седова.
За основу были взяты задумки аж 1937 года, когда уничтожалось все подряд,
без особых церемоний.
Один из таких "фантомов" - план создания дороги второго уровня над
развязкой на кольце в Марата. Это безусловно привело бы к тому, что
Знаменский монастырь совершенно исчез бы из городской панорамы, так
как новый объект загородил бы его. Для исторического города это нонсенс.
Что-то подобное замышлялось и перед Крестовоздвиженской церковью. Сейчас
в Марата задумано другое решение - поднять кольцо на два метра, а под
ним проложить тоннель, соединяющий Сурнова и Баррикад.
На новом этапе разработки генплана и плана реконструкции транспортной
схемы мы тесно работали с разработчиками из Гражданпроекта и, надо сказать,
это первый случай, когда мы безусловно понимали друг друга. Они представили
свое видение проблемы, мы - свой вариант. В результате получился вполне
жизнеспособный и, как кажется, оптимальный продукт.
Мы считаем, что представленный проект - самая корректная генплановая
продукция последнего времени. Действительно, меняется часть исторических
линий (к примеру, расширяется улица Подгорная) - там, где нет других
решений. Важно то, что въезд на новый мост будет осуществляться с улицы
3 июля, а въезд в центр - по улице Седова, тогда снимается часть вопросов,
в том числе постоянное скопление транспорта на пересечении Тимирязева,
Седова, Ленина. Одновременно решается вопрос с пробками и снимается
проблема охраны памятников.
Нас абсолютно устраивает идея отвести транзитный транспорт из центра
города. Есть, конечно, отдельные моменты, практическое решение которых
представляют определенные сложности и опасения с нашей стороны (та же
улица Подгорная, где три объекта придется перенести, или пробивка улицы
Каландарашвили к улице Рабочая), но они решаются, конфликтных ситуаций
и полного непонимания друг друга с работниками Иркутскгражданпроекта,
по счастью, нет и, думается, не будет и в дальнейшем.
КАК НАМ ОРГАНИЗОВАТЬ ДВИЖЕНИЕ
Федор ЕРМОЛАЕВ, водитель с 8-летним стажем:
- Я более чем уверен, что и в этом году который раз начнут менять асфальт
на центральных улицах, хотя это, на мой взгляд, не так уж необходимо
- просто в нашем отечестве до сих пор принято пускать пыль в глаза.
Зато периферийные улицы опять оставят без внимания. Получается - блеск
и нищета. Взять хотя бы Рабочее - здесь вообще нет ни одной нормальной
дороги. Даже Баррикад, основная транзитная улица, вполне оправдывает
свое название. Здесь не надо ничего сооружать, все препятствия и так
уже есть, и это место - лучший полигон для слалома. Это ведь один из
вариантов для того, чтобы попасть из Ленинского района в сторону аэропорта,
минуя центр. И дорогу нельзя назвать узкой, просто транспорт стремится
двигаться ближе к середине, особенно во время дождя, когда обочины покрываются
огромными лужами.
Еще считаю, что власти просто обязаны заняться внутриквартальными проездами.
Все они перекрыты злопыхателями из близлежащих домов, как правило, людьми,
не имеющими автомобиля и с ненавистью относящимися к своим более "мобильным"
соседям. Понаставят бетонных блоков, арматуру, просто хлам навалят.
Подъехать к дому невозможно. Люди не понимают - случись страшное, даже
скорая помощь не сможет подъехать. Куда смотрит ГИБДД - есть же в правилах
раздел о движении в жилых зонах. Разберите эти "баррикады", поставьте
знаки, заройте трубы в асфальт, получится простейший "лежачий полицейский",
выставьте экипажи ДПС и спокойно собирайте денежки в казну - нарушителей
будет более чем достаточно. Зато спокойные граждане, понимающие, что
нельзя рядом с домом лететь больше 20 км/ч, будут довольны. Не надо
петлять в поисках проезда. На это уходит время, сжигается лишний бензин
- значит, и экология страдает. Это не шутки - это серьезнейшая проблема.
Об этом скажет любой, кто имеет автомобиль.
Кирилл ЮРЧЕНКО, Николай НАУМОВ