искать через яндекс: 
 
Автомаркет + Спорт. Лучшая автомобильная газета Восточной Сибири. Только авторский материал.  
стартовая | редакция | автомобили сибири | реклама | автогид | гостевая книга

Самое-самое.

ПОЛОСАТЫЕ СТРАНИЧКИ

Острова невезения

Арестплощадка - только одно это слово наводит страх на многих владельцев автомобилей. Желающих попасть сюда добровольно нет - но, однако, места эти никогда не пустуют. В будние дни сюда доставляются как минимум десяток автомобилей за сутки, в праздничные от "клиентов" вообще нет отбоя - "гостеприимные" ворота любой из штрафплощадок порой за одну только ночь способны принять по 30 машин, а то и больше.

Когда понятие "арест транспортного средства" вошло в нашу жизнь, не узнает уже, наверное, никто. Если вспомнить вошедшие в историю случаи, то очень давно. В газетах прошлого века можно было запросто наткнуться на текст примерно следующего содержания: "на территорию городской управы была доставлена пролетка, наемный извозчик которой, управляя в пьяном виде, допустил наезд на граждан, всячески сопротивлялся действиям полицейских. Все расходы по содержанию лошади и уплаты штрафа будут определены на счет законного владельца".

Вряд ли в те годы кого-то особенно интересовало техническое состояние транспорта, и хотя сейчас это одно из основополагающих составляющих работы дорожной инспекции, все же главной причиной посещения арестплощадки остается управление в нетрезвом состоянии.

ТЫ ПОМНИШЬ, КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ...

Допустим, вы выпили кружечку пива. Ну а самое правильное пиво, как известно - это водка. Хорошенько надравшись, вы сели в машину с неисправными тормозами и рулевым управлением, с негодными или подложными государственными номерами и, вдобавок ко всему, забыли дома документы. С этой минуты - вы особо опасный преступник, совершивший сразу четыре действия, подлежащих наказанию. Врочем, даже наличия одного фактора из перечисленных вполне достаточно, чтобы машина была отправлена работниками ГИБДД на арестплощадку, а ее владельцу был гарантирован приличный штраф - так предписывает наше законодательство.

На основе историй, которые рассказывают сотрудники ДПС и работники штрафплощадок, можно начать писать романы. Бывает, из машины выгружают человека в таком состоянии, что становится непонятным, как он вообще смог попасть на водительское место. Анекдоты, в которых поддатый водитель приглашает инспектора потанцевать, думается, срисованы с натуры. Есть даже постоянные клиенты, для которых впору выписывать абонемент на внеочередное плановое обслуживание.

Но сама жизнь диктует свои законы, потому что потенциальных клиентов штрафплощадок на дорогах в десятки раз больше, чем тех, кто туда попадает. Можно говорить о фатальном невезении, ведь инспекторы не в состоянии поймать всех нарушителей, да и в выявленных случаях все будет зависеть от самой личности человека с "ружьем", то бишь с жезлом.

Можно попытаться избежать наказания. Но здесь советов нет, ведь даже попытки не привлекать к своей персоне интерес со стороны людей в форме могут закончиться печальным результатом. Как рассказал один инспектор, его крайне заинтересовал субъект, который на небольшом участке дороги, насыщенном знаками и пешеходными переходами, умудрился соблюсти все их тонкости. Остановил он его только из любопытства, хотя подозрение все же имелось - уж больно вежливым оказался водитель, пропуская пешеходов, еще не успевших ступить на проезжую часть. Так и есть - "НС" (нетрезвое состояние, иногда шутливо и вполне справедливо расшифровывается как "несчастный случай"). Нарушение, как говорится, налицо, и после составления протокола об административном правонарушении и протокола о задержании транспортного средства человека отправляют на освидетельствование, а машину - на штрафплощадку.

ПРИЮТ ДЛЯ ЖЕЛЕЗНЫХ КОНЕЙ

Согласно законодательству, порядок задержания и доставки транспортных средств устанавливает МВД, а порядок хранения и оплаты хранения - местными органами исполнительной власти.

В регионах страны действуют по разному. В одних случаях охрану машин на специально отведенных площадках несут работники милиции, в других - коммерческие структуры. В некоторых областях вообще не существует специально созданных штрафплощадок, а арестованные машины ставятся на платные автомобильные стоянки общего пользования.

Собственно, на территории Иркутска действует только две арестплощадки. Одна находится на Аэрофлотской улице между 4-й Советской и Трилиссера, другая - в поселке Жилкино на самом въезде в Ленинский район, в районе остановки общественного транспорта "Угольная". Есть еще одна загородная - в поселке Молодежный, относящаяся к Иркутско-сельскому УВД. Коммерческими структурами, осуществляющими охрану этих стоянок, заключен договор с городской администрацией.

Штрафплощадка Октябрьского округа, что на Аэрофлотской, изначально была в муниципальной собственности, жилкинская когда-то находилась в ведении ГИБДД, но сейчас охранные функции выполняет частная организация, а высвободившиеся инспекторы поступили в распоряжение ДПС. Площадка в Молодежном вообще находится непосредственно на территории отделения.

Транспорт везде принимают круглосуточно (можно сказать, встречают с распростертыми объятиями), при этом составляется акт приемки, в котором расписывается водитель или два свидетеля в случае, если водитель по каким-либо причинам отсутствует (задержан или пострадал в результате ДТП). В акте приемки кроме причины, времени и места задержания указываются: комплектность машины, участки деформации (вмятины, царапины, разбитые стекла), тип жидкости в системе охлаждения (тосол/вода), наличие ценных вещей. Чтобы не было потом "мучительно больно", нужно постараться вспомнить и учесть все нюансы.

В ситуациях, когда машина находится на площадке после ДТП или в ожидании судебного решения, ее хранение осуществляется бесплатно. Во всех остальных случаях (непосредственно относящихся к статье 245 КоАП) действуют следующие расценки.

Ставки за хранение транспортных средств (руб./час) Арестплощадки Октябрьского округа и в поселке Жилкино:

Личный автотранспорт:

легковой - 5, грузовой - 15;

государственный автотранспорт:

легковой - 10, грузовой - 15.

Арестплощадка на территории Иркутско-сельский ГИБДД :

Личный автотранспорт:

легковой - 4,18, грузовой - 8,35;

государственный автотранспорт:

легковой - 8,25, грузовой - 12,53.

Установленные правила таковы, что по истечении первых 5 суток хранения машины ставка увеличивается и составляет уже 150 % от начальной, спустя 10 суток хранения - уже 200% и далее неизменна.

Выдается транспорт только после того, как владелец приносит квитанцию, подтверждающую оплату услуг. Пришедшему владельцу машины или доверенному лицу выдается счет с указанием всех реквизитов. С этого момента время хранения автомобиля "замораживается". Оплатить квитанцию можно в ближайшем отделении Сбербанка. Лучше этот счет взять заранее, чтобы уже без лишних проволочек забрать машину, но обычно проштрафившиеся бывают в таком состоянии, что такая мысль редко кому приходит в голову. Надо помнить, что хотя площадки и работают круглосуточно, автомобили выдаются только в определенные часы.

Режим выдачи транспорта

На арестплощадке Октябрьского округа: с 9 до 18 часов, обед с 13 до 14. В Жилкино: с 10 до 18, обед с 13 до 15; в Молодежном: с 10 до 17, обед с 13 до 14. В выходные дни везде график сокращенный - до 16 часов.

Отметим еще один момент. Только на штрафплощадке Октябрьского округа можно получить машину по доверенности в простой письменной форме, на других не так давно введено новое положение (законное или незаконное - об этом судить юристам) - автомобиль может получить только непосредственно владелец или человек, имеющий нотариально заверенную доверенность. Поэтому, если хозяин машины в настоящий момент уехал в командировку или в отпуск, настоятельно советуем воздержаться от употребления спиртных напитков и вообще соблюдать ПДД - если вы попадете на одну из этих площадок (в Жилкино и Молодежном), дело может принять очень длительный оборот.

И СМЕХ, И ГРЕХ

Народ на штрафплощадки попадает настолько разный, что реакция на арест автомобиля может быть совершенно непредсказуемой. Редко кто к сложившейся ситуации относится с хладнокровием и уж во всяком случае это не те люди, которых сюда доставляют в нетрезвом состоянии.

Был случай, когда поддатый клиент далеко не слабой комплекции, не согласный с действиями инспекторов, решил выместить всю свою злобу на сторожах. Он полез в драку, естественно, сторож позвал подмогу, нападавшего пытались вразумить, но он плевал на численное преимущество, в результате чего ему хорошо навесили и выгнали за ворота. Так он перелез через них обратно на территорию и снова бросился в драку. В конце-концов пришлось вызывать наряд милиции.

Люди хамят, грозят всевозможными карами. Однажды на площадку доставили родственника одного весьма высокопоставленного лица. Еще до прибытия на арестплощадку он показал силу инспекторам и тем пришлось надеть на него наручники. Невероятные угрозы сыпались одна за другой, но особого эффекта ни на сторожей, ни на инспекторов не возымели.

Обычно машины забирают достаточно быстро - в течение суток, но бывают случаи более длительного хранения. Как курьезный пример можно привести такой случай. Клиент отправился в сберкассу платить за 12 часов хранения автомобиля на площадке, по пути куда-то забрел, видимо, встретил друзей, вместе с ними ушел в запой. В общем, за машиной он снова пришел только через три дня.

Больше всего досаждают и инспекторам, и сторожам представительницы слабого пола, естественно, нетрезвые - другие сюда не попадают. Практически у каждого человека в такой ситуации срабатывает укоренившийся стереотип, что сильно пьяным однозначно может быть только мужик, поэтому женщина, позволившая себе напиться до неадекватного состояния - это по-настоящему жутко неприятное зрелище. Ладно если все обходится приставаниями с непреодолимой целью всех расцеловать, обнять. Чаще как раз наоборот - особо истеричные натуры так и наровят расцарапать лицо, плюнуть. Была ситуация, когда распсихованная дама вскочила в собственный автомобиль и специально ударила его об ворота, бросила деньги и пошла прочь.

Доходит до того, что после неумеренного употребления алкоголя люди порой забывают, где оставили автомобиль. Приходят на площадку, начинают с пеной у рта доказывать, что были здесь вчера ночью, требуют показать им все машины. Потом выясняется, что это было совсем в другом месте и даже не вчера. Так получилось, что автору пришлось стать очевидцем подобного поиска автомобиля. Человек, управлявший им, был задержан, а машину отправили на арестплощадку с его спутницей, которая тоже была не в лучшем состоянии и никак не могла вспомнить, где была вчера. Машину пришлось объявлять в розыск и попутно объезжать арестплощадки.

БОГАТСТВО ВЫБОРА

Каких только машин тут нет. И самых дешевых, от которых за длительные сроки хранения давно отказались хозяева, до невероятно престижных авто, вроде Toyota Crown Majesta (аналог Lexus GS300), нескольких моделей Mercedes разных годов выпуска, включая и S600. Дорогие машины, как правило, ждут судебного решения своей дальнейшей участи, но бывает, попадают сюда по банальной причине - пьянство водителя.

Если походить по рядам, то среди прочего "барахла" можно отыскать настоящий эксклюзив, вроде кабриолета Mercedes 300SL-24, невесть каким образом попавший на площадку года полтора назад (даже сторожа не смогли точно припомнить, по какому случаю он сюда "залетел", кажется, по судебному разбирательству).

Территории площадок нельзя назвать большими. Самая маленькая - Октябрьского округа. Чуть ли не треть ее занимают наполовину сгнившие бесхозные "Запорожцы" и "Москвичи". Для того, чтобы списать и избавиться от них, необходимо преодолеть невероятную рутину бюрократического бумаговорота.

Много здесь автомобилей, ожидающих окончания какого-либо судебного процесса, будь то гражданский (муж с женой при разводе не поделили имущество), до уголовных, когда арестовывается имущество подсудимого или требуется провести судебную экспертизу или следственные эксперименты с автомобилем-участником ДТП с тяжелыми последствиями, вплоть до смертельного исхода.

Был прецедент года два назад, когда автомобили в более-менее приличном состоянии прошли стадию долгого переоформления и через комитет по имуществу были проданы новым хозяевам. За это время уже скопились новые и процедуру можно начинать заново. Причем от желающих отбоя нет. Сторожа даже жалуются - постоянно приходят люди и спрашивает, не продают ли здесь машины? Но дело это двигается с мертвой точки крайне тяжело и удачно проведенный эксперимент еще неизвестно когда получит продолжение. Пока же приходится даже штабелевать некоторые машины, чтобы хоть как-то освободить пространство.

К. ЮРЧЕНКО.

О ЧЕМ ГОВОРИТ ЗАКОН

О существующей законодательной базе в отношении штрафплощадок мы попросили рассказать работников Иркутской областной коллегии адвокатов (ул. Литвинова 20, строение 4, офис 2-20, тел.: 20-51-51).

Задержание транспортного средства регламентируется статьей 245 Кодекса об административных правонарушениях: управляющие транспортными средствами водители (судоводители) или иные лица, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, а равно лица, не имеющие права управления транспортными средствами, или лишенные этого права, или не имеющие при себе документов, предусмотренных правилами дорожного движения, или совершившие нарушения, предусмотренные частями четвертой, пятой и седьмой статьи 114 настоящего Кодекса, подлежат отстранению от управления транспортным средством, а транспортное средство - задержанию до устранения причины задержания.

Задержание транспортного средства должно оформляться отдельным протоколом (копия выдается владельцу) или в протоколе об административном правонарушении производится соответствующая запись.

В примечании к статье также сказано, что "под задержанием следует понимать запрещение эксплуатации транспортного средства с помещением его на специально отведенное охраняемое место".

В пунктах 4, 5, 7 статьи 114 расписаны следующие виды нарушений, при наличии которых транспортное средство может быть задержано с помещением на арестплощадку:

- управление водителями транспортными средствами, имеющими неисправности тормозной системы, рулевого управления или неисправное тягово-сцепное устройство (в составе автопоезда);

- транспортными средствами без государственных регистрационных знаков, а равно без государственных регистрационных знаков на прицепах грузовых автомобилей;

- транспортными средствами с подложными государственными регистрационными знаками.

Так же, в соответствии с ПДД, запрещается движение при "негорящих (отсутствующих) фарах и задних габаритных огнях на дорогах без искусственного освещения в темное время суток или в условиях недостаточной видимости, не действующем со стороны водителя стеклоочистителе во время дождя или снегопада.

Согласно Наставления по техническому надзору ГИБДД, одного из основных документов, регламентирующих действия сотрудников ДПС, задержанное транспортное средство не направляется на специально отведенное охраняемое место, если причина задержания может быть устранена на месте. Можно привести конкретные примеры по каждому случаю.

Часто бывает так, что неисправность может возникнуть в процессе движения и водитель, после того как его остановил сотрудник ДПС, может заняться ремонтом сам или вызвать помощь и, конечно, пока не будет устранена причина, продолжать движение нельзя. В этом случае протокол задержания транспортного средства не составляется, хотя штраф за нарушение все же придется оплатить. Так что инспектор будет неправ, если он все-таки настаивает на задержании и помещении машины на арестплощадку. Если такое все же произошло, водитель может высказать свое несогласие в протоколе о задержании и указать, что причина вполне могла быть устранена на месте.

Если человек, к примеру, забыл "права", или находится в состоянии опьянения, то за руль может сесть его пассажир, имеющий водительские документы. С рулевым управлением и тормозной системой ситуация тоже неоднозначна - для определения этих неисправностей требуется техническое освидетельствование с помощью специальных устройств. Методы определения "на глазок" неприемлемы.

Несовершенство законодательства приводит даже к тому, что уже в России уже были прецеденты, когда водителям удавалось вернуть деньги заплаченные за хранение автомобиля на штрафплощадке. В статье 245 КоАП указано, что порядок хранения и оплаты хранения транспортных средств устанавливается местными органами исполнительной власти.

При задержании ТС сотрудники ГИБДД помещают его на штрафплощадку, при этом с владельца за хранение взыскивается определенная денежная сумма с выдачей квитанции установленного образца. Фактически соблюдаются все формальные условия, необходимые для заключения договора хранения. Сторонами договора являются хозяйствующий субъект, эксплуатирующий штрафплощадку, и владелец транспортного средства. Необходимые условия для заключения договора: транспортное средство помещается на место хранения, услуги по хранению оплачиваются, в подтверждение заключения договора владельцу транспортного средства выдается квитанция (статья 887 Гражданского кодекса РФ).

Очевидно, что данный договор заключается принудительно, без согласия владельца транспортного средства. При этом навязывается одно из существенных условий договора - оплата услуг хранителя. Транспортное средство в случае задержания ставится под охрану без согласия владельца, с взиманием оплаты, явно превышающей разумные пределы (достаточно даже сравнить стоимость услуг хранения на платных автостоянках общего пользования и на штрафплощадках).

В соответствии со статьей 421 ГК граждане и юридические лица свободны в заключении договора, понуждение здесь не допускается, за исключением случаев, специально предусмотренных ГК или иным законом. В ГК ничего не говорится о возможности принудительного заключения договора хранения вообще и в отношении транспортных средств в частности.

Еще один момент, касающийся того, что на отдельных арестплощадках автомобиль выдается только владельцу или при наличии нотариально заверенной доверенности. Доверенность в простой письменной форме не признается, что является нарушением действующего законодательства. Ведь в доверенности простой письменной формы можно указать все те же полномочия, что и в нотариально заверенной. И тогда, с юридической точки зрения, разницы между этими двумя доверенностями не будет. В принципе, что такое доверенность? Это право выполнять волю собственника. Допустим, владелец не может явиться за машиной лично (он может быть в больнице, в отпуске, в командировке), в таком случае получается, что человек, распоряжающийся в данный момент транспортным средством, вынужден ждать неопределенный срок (неделю, две, месяц или больше), в результате чего стоимость услуг хранения превысит все разумные пределы. Налицо нарушение прав собственника. Наш совет: кроме права управлять транспортным средством в доверености указать более полный список полномочий, выполнение которых владелец доверяет другому лицу: перегонять транспортное средство, быть представителем в ГИБДД при проведении технического осмотра и следить за техническим состоянием, производить замену номерных агрегатов, получать дубликат паспорта транспортного средства, регистрационные знаки и документы взамен утраченных и т.д. и т.п.

А ВЫ НА ШТРАФ-ПЛОЩАДКУ ПОПАДАЛИ?

ВАЛЕНТИН С., водитель с 15-летним стажем:

- Как-то пришлось ремонтировать машину в гараже у приятеля, в самом конце Ново-Ленино. Перед тем как ехать обратно (сам я живу аж в Солнечном), сдуру решили отметить благополучное окончание ремонта. Выпили немножко. Домой добирался крайне осторожно. Если мимо поста еду - стараюсь в левый ряд перестроиться, но и правил не нарушаю. Прокололся уже почти у самого дома. Вместо того, чтобы под проспектом проехать, как положено, надумал срезать путь - через разделительную полосу налево. А там "гаишник" стоял. Ну и все, приехали. С той поры уже не пью за рулем вообще, одного раза хватило.

АЛЕКСАНДР Б., водитель служебного автомобиля:

- С вечера нажрался как свинья, думал, отосплюсь и все пройдет. Не прошло и пяти часов, как спозаранку начальник звонит, требует к себе. Я, конечно, ноги в руки. То, что пил давеча, по лицу видать - рожа красная. Остановили, бдительные наши. Еле упросил их оформить дело не за пьянку, а за отсутствие документов, сказал, что хана мне, если начальник узнает. Поставил я его, правда, в ситуацию, пришлось ему в аэропорт на такси добираться, но удалось оправдаться - сказал, что торопился сильно и документы дома забыл.

НИКОЛАЙ К.:

- Сам-то я за рулем никогда не пью, но один раз оставил "права" дома - переодевался и позабыл из кармана одной рубашки в другую переложить. А перекресток проезжал, пришлось проскочить уже на желтый. Естественно, инспектор остановил. Я по всем карманам начал шарить - нет документов. Один только паспорт. Мужик неплохой попался, запросил по рации - не было ли такой машины в угоне, и велел отправляться домой за документами. Минут через сорок я вернулся, готовый штраф платить, а он только махнул рукой - давай, мол, езжай, с тебя и этого хватит. В следующий раз не будешь таким рассеянным.

"Автомаркет+Спорт" №15 20.04.01




стартовая | редакция | автомобили сибири | реклама | автогид | автомобили | вокруг автомобиля | подшивка | все автофирмы региона | фотогалерея | справочное бюро | фестиваль автотюнинга | гранд европа | сша
Copyright © 2003-2006 "Автомаркет+Спорт". Иркутск Все права защищены.
Воспроизведение материалов или их частей
в любом виде и форме без письменного согласия запрещено.
веб-мастер: info@asjornal.ru
редакция: postmaster@automarket.irkutsk.ru

Яндекс.Метрика