СПЕЦИАЛЬНЫЙ РЕПОРТАЖ
Транспорт Сибири. Сибавтосалон-2001:
Наш дом - леспром
Тенденции
очевидны - с каждым годом иркутский "Транспорт Сибири. Сибавтосалон"
становится все более корпоративным и профессиональным, и меньше
всего "автолюбительским". По большому счету, выставка-ярмарка
носила специализированный характер, касающийся промышленного освоения
региона и развития станций техобслуживания. Десятки местных и
приезжих фирм, представляющие грузовики, спецтехнику и сервисное
оборудование, занимали основную часть экспозиций. Простым автомобилистам
с их мелкособственническими интересами было скучновато. Выплеснуть
эмоции особо не удавалось - каких-то диковинок в области автоновинок
никто не представил, а многие стенды носили сугубо информационный
характер.
АВТОСАЛОН
Новые
легковые автомобили просто потерялись. А те, что удалось обнаружить,
не являлись каким-то открытием. Дилер Subaru "Территория А" показал
уже известные на рынке Legacy Outback и Forester 2000 модельного
года. Слов нет, отличные автомобили. К летнему сезону особено выгодно
смотрелся белый Outback с двумя люками и багажным креплением на крыше.
И все же это типичный Outback с 2.5-литровым двигателем. Куда было бы
интересней взглянуть на такой
же автомобиль с 3.0-литровым двигателем, поставки которого в Россию
начались только с этого года. На выставку привезти автомобиль не удалось,
но в мае он все же должен появиться в Иркутске. Предположительная цена
- $45000. Кроме того, "Территория А" продолжает работать с автомобилями
Nissan и как в подтверждение этому сообщила о скором приходе новой Maxima
QX с 3.0-литровым двигателем.
Легковые Subaru в этом году смогли дополнить только автомобили Renault,
которые представлял дилер "Сибирские автомобили и принадлежности". Можно
сказать, что французские автомобили уже закрепились на иркутском рынке,
независимо от того, какой сборки они поставляются дилером: французской,
турецкой или московской (известный "Автофрамос"). На сегодня официально
к нам поставляются шесть моделей фирмы, хотя на выставке были показаны
только две - седан Clio Symbol и обновленный компакт-вэн Scenic.
Об этих машинах тоже много сообщалось и подробно рассматривать их нет
смысла. К первому публичному показу в Иркутске эти модели тоже нельзя
отнести, поскольку они давно выставлены на широкое обозрение в ТЦ "Автоград".
Здесь интересно отметить, что Clio Symbol стал предметом выбора преимущественно
у женщин, и в целом на иркутском рынке пока не стал тем хитом, каким
является на рынке московском. Что, в общем-то, и прогнозировалось. Однако
стоит заметить, что наши покупатели предпочитают более дорогую и лучше
оснащенную версию за $11500, где есть привычные на нашем рынке вещи:
16-клапанный двигатель мощностью 98 л. с., электропакет, магнитола,
кондиционер и др.
Scenic был стандартный, а жаль. Ведь и здесь мог бы оказаться более
интересный его последователь, полноприводный Scenic 4RX с ярко выраженной
внедорожной внешностью. Пусть не ахти какой уникум, все-таки мы знаем
Mitsubishi RVR Sports Gear, но по-своему это бы стало ярким выступлением,
прибавившим очков дилеру. Scenic 4RX в Иркутске, конечно, появится,
и произойдет это опять же скоро. Более того, "Сибирские автомобили"
готовят собственный автосалон и сервис (сейчас они размещаются на базе
Toyota-центра), который будет отвечать фирменным требованиям Renault
и с которого начнется более серьезная работа по продвижению марки в
Иркутске.
Новые
зарубежные внедорожники единолично представлял только "РоссоКапитал"
со своим Mitsubishi Pajero III. Один из двух, которые удалось
пока завезти в Иркутск. Оба с турбодизелями 3.2 литра, но если экземпляр
с более богатым салоном (кожа, отделка под дерево и т. п.) был продан
еще задолго до ярмарки, то вариант с отделкой попроще пока остается
свободным. Клиенты никак не могут в джипе за $52000 принять за должное
обычное оформление салона - ткань и черно-серый пластик. А как же передовая
техника, увеличенные габариты, самый функциональный салон, супервнешность?
По некоторым данным, в самой Японии новый Pajero находится на пике
популярности, тогда как Land Cruiser 100, например, сдал позиции. У
нас пока совсем не так. То ли традиции сильны и мы не поспеваем за новой
волной джипостроения, то ли раскрутка Paiero III не совсем правильная.
Но пока баланс спроса на джипы остается прежним. Это подтверждает ситуация
и у дилера Nissan ("Территория А"), который пока реализовал парочку
New Terrano II и ни одного нового Patrol. Еще трудней найти клиентов
на Isuzu Trooper, который "Территория А" также может поставлять.
ПОЧТИ ЖЕНЕВА
Новых или экспериментальных отечественных автомобилей на "Сибавтосалоне"
не было, ни от ГАЗа, ни от ВАЗа. В отсутствии легковой группы ГАЗ автосалон
даже как-то осиротел. Непривычно это и подозрительно. А ведь выставку
могла украсить настоящая отечественная автодива - новая "Нива" ВАЗ-2123.
По предварительному соглашению машину должен был выставить региональный
дилер ВАЗа "Сибирь Лада Брокер", но в силу известных причин в ситуацию
вмешались американские партнеры "ново-нивовского" проекта из GM, которые
не только временно запретили выпускать джип, но и как-либо его рекламировать
и демонстрировать. Пока, стало быть, машину не доведут до ума. То есть,
в Иркутске нынче точь-в-точь повторилась ситуация Женевского автосалона
полуторамесячной давности, когда автозавод по тем же причинам не смог
привезти уже анонсированную машину.
Но
отечественные джипы выставлялись двумя фирмами, и в обоих случаях УАЗы.
Больший интерес вызывали две модели УАЗ-3160, которые планомерно
продвигает на рынок "Техресурс". В них действительно много нового, не
только снаружи и в салоне, но и в конструктиве. Вместо жалюзи радиатора
вязкостная муфта в приводе вентилятора, фары с очистителем и электрокорректором,
новые мосты и подвеска, гидроусилитель в стандарте, 2.9-литровый 100-сильный
двигатель УМЗ без гильз с обещанным пробегом до ремонта в 250 тыс. км.
Свободно предлагается вариант 31605 с впрыском, где система впрыска
адаптирована от двигателя ЗМЗ-406 и мощность увеличена до 110 л. с.
Джип в последний год подешевел на 25-60 тыс. рублей в зависимости от
комплектации, что говорит о намерениях изготовителя поставить машину
на обещанный широкий поток. С другой стороны, как говорят продавцы и
чего не услышишь от официальных лиц, никуда не денешь снижение благосостояния
народа, которому новые дорогие версии не по карману. И все-таки один
только "Техресурс" уже продал около 30 различных моделей УАЗ-3160 (самая
дешевая стоит сегодня 212 тыс. руб.) и накопил пакет отзывов от покупателей.
Кроме того, что это по-прежнему автомобиль для "настоящих мужчин", УАЗ-3160
оказался недостаточно устойчивым на скоростях выше 80 км/час. Этот конструктивный
прокол устранен на длиннобазной модификации УАЗ-3162, но о продажах
этой модели в ближайшее будущее можно говорить только в однозначных
цифрах. Кстати, обещаннный для ярмарки длиннобазный экспонат так и не
успел вовремя добраться до Иркутска. Вроде как задержала железная дорога.
Что и говорить, "Сибавтосалону" нынче категорически не повезло с легковыми
автомобилями. Что касается УАЗ с дизелем, то сейчас возможен вариант
с итальянским мотором, который по характеристикам не соответствует высокой
цене и на самом деле не пользуется спросом. О новых минивэнах УАЗ вообще
пока не принято говорить, это что-то далекое и не ясное даже для самого
завода.
ТРАНСПОРТ СИБИРИ
На этом раздел выставки под названием "Сибавтосалон" заканчивается.
И начинается другой - "Транспорт Сибири". Именно здесь можно было видеть
отражение по-настоящему свежих потребительских идей и решений, включая
эпохальные. Сюрпризы ждали, начиная с малотоннажного коммерческого транспорта.
Фирмой "Агат Байкал-Авто" (она же региональный склад ГАЗа) впервые в
Иркутске широкой публике была показана серийная "ГАЗель"
с турбодизелем ГАЗ-560, который производится по лицензии Steyr.
Первая партия из 20 дизельных фургонов "ГАЗель" поступила в эту фирму
незадолго до ярмарки, поэтому здесь состоялась полноценная презентация
новой модели, о которой раньше ходили больше слухи. Теперь это полноправный
член многочисленного семейства "ГАЗелей". Правда, сама презентация получилась
какой-то не яркой, будто никто ее не ждал и не особо хотел. Из бесед
вообще складывалось впечатление, что дизельную "ГАЗель" пока побаиваются
даже сами продавцы-дилеры. И дело не только в цене на машину, которая
на $1000 дороже бензинового аналога, но и в отсутствии сервисной базы
и опыта работы таких автомобилей.
Фирма "Савант+" из всей обширной гаммы грузовой техники, с которой
занимается, решила показать ЗИЛ "Бычок" с изотермическим фургоном,
что тоже является ключевым направлением на рынке коммерческих автомобилей
грузоподъемностью до 3.5 тонн. Был выставлен симпатичный и наиболее
дорогой вариант фургона на основе так называемых сэндвич-панелей, который
отличается лучшими изоляционными характеристиками. В комплектации с
модернизированным тракторным дизелем минского производства такой "Бычок"
сегодня предлагается за 310 тыс. рублей, а всего гамма возможных кузовных
модификаций насчитывает четыре варианта, из которых самым дорогим является
цельнометаллический.
Среди
более тяжелой техники относительных новинок было еще больше. В первую
очередь это касается КамАЗа, интересы которого были представлены
как самим заводом, так и иркутскими дилерами. Из демонстрационных моделей
больше всего выделялись две на полноприводном шасси с формулой 6х6.
Это телескопический автокран грузоподъемностью 25 тонн
и вылетом стрелы 21.7 метра, а также 10-тонный топливозаправщик. Но
если первый "обут" в обычные дорожные колеса, то второй - в настоящие
вездеходные "лапти" внушительного размера. Очень интересно было наблюдать
за реакцией "заинтересованных" клиентов. Вокруг заправщика долго ходил
один из известных в Иркутске "бензиновых королей" и как можно было понять
из его заключений, особого смысла в "прифронтовом" заправщике сегодня
нет. Впрочем, одно дело частные городские АЗС, и другое - крупные нефтекомпании
с их периферийными интересами. Для них такой автомобиль и предназначен.
Кстати, современные КАМАЗы комплектуются модернизированными дизелями,
отвечающими нормам Euro-I. Они оснащены одним или двумя турбонаддувами
и развивают мощность 240 и 260 л. с.
Еще
один полноприводный монстр был показан фирмой "РоссоКапитал". Это сортиментовоз
"Урал-4320" с колесной формулой 6х6. Впечатляющий работяга для
нашего безмерного лесохозяйства. Предназначен для самопогрузки и перевозки
леса строго определенного сорта, что как раз актуально для экспортных
операций. Заехал на таком на просеку, без промежуточных потерь уложил
отборные стволы и прямиком куда-нибудь в Китай. Огромный гидроманипулятор
сортиментовоза так и напрашивается на сравнение с рукой, загребающей
деньги. Но чтобы "грести" их с ее помощью, сначала нужно вложить без
малого 1.2 млн. рублей - столько стоит данная машина.
Для
перевозки пассажиров вне дорог общего назначения иркутская фирма "ГАЗ-АА"
представила новый "вахтовый" автобус КАВЗ-422990 капотной компоновки,
сделанный на базе полноприводного ЗИЛ с дизельным двигателем. Пассажирский
салон рассчитан на 26 мест и оснащен автономным отопителем на случай
отказа двигателя в холодное время года. Цена такой вахтовки - 980 тыс.
рублей. Это одна из пяти пассажирских моделей КАВЗ, которые сегодня
может предложить "ГАЗ-АА".
В целом с предложением тяжелой техники отечественного производства
пробелов не было, вплоть до БЕЛАЗов. Конечно, основной ассортимент в
натуральном виде не представлялся и все было ограничено иллюстративным
планом. Особенно это касалось гостей, коих на ярмарке собралось больше
обычного. Целью многих является, в основном, "прощупывание" нашего рынка,
для оценки возможных перспектив сотрудничества. К таковым, например,
можно отнести Курганский машиностроительный завод, который сегодня выпускает
и легкую коммунально-строительную машину (по типу известного Bobcat),
и тяжелый плавающий транспортер на гусеничном ходу с турбодизелем ЯМЗ.
Ранее "Курганмашзавод" выпускал только боевую технику.
Вместе с тем крупные машиностроительные предприятия сегодня тоже ориентируются
на частные хозяйства и стараются создавать больше "приусадебной" техники.
Так, на обширном стенде "ЧТЗ-сервис" можно было познакомиться с таким
любопытным транспортом, как мини-трактор "Уралец" с гибридным
колесно-гусеничным движителем (т. е. можно ехать на колесах, а можно
надеть на них гусеницы). Трактор оснащен 12-сильным дизельком и способен
работать с кучей навесного оборудования. Его цена, учитывая комфортабельную
кабину, составляет 120 тыс. рублей, что, по мнению самих же создателей,
пока ограничивает желаемый спрос.
АЛЬТЕРНАТИВА
Нашлось
на выставке место и неназемным видам транспорта, а что особенно приятно,
в этой области выступал местный производитель, да еще какой.
Подтвердились серьезные намерения "Иркутского авиационного производственного
объединения" о создании и промышленном освоении уникального транспортного
средства - "Автожира". В прошлом году мы подробно останавливались
на его особенностях, но сам аппарат был только в макете. Сейчас, через
год, уже представлен готовый на 70% опытный образец, который уверил
всех потенциальных потребителей в том, что ИАПО доведет свое детище
до серийного производства.
А
потенциальные заказчики есть, иначе в проект бессмысленно вкладывать
силы. В принципе, в подобных аппаратах нужда назрела очень давно. Сегодня
в стране эксплуатируется несколько тысяч МИ-8, которые составляют основу
вертолетного хозяйства. Эта машина вмещает 30 человек, а час ее работы
стоит не менее $500 независимо от загрузки. При этом часто МИ-8 летают
пустыми. В общем, ситуация та же, что была по части наземных грузоперевозок.
Иркутский трехместный "Автожир" будет стоить не более $100 за час работы,
при этом он гораздо безопаснее вертолета (напомним, что при отказе двигателя
он не падает камнем, а спускается плавно).
В качестве силовой установки на опытном образце установлен поршневой
6-цилиндровый оппозит американской фирмы Teledine, мощность которого
210 л. с. на 95-м автомобильном бензине. В перспективе "Автожир" можно
комплектовать и отечественными моторами, а также приборами, что получится
подешевле.
Уже летом должны состояться первые испытательные полеты. Затем последуют
испытания эксплуатационные и сертификационные. При благоприятном развитии
проекта первая серийная машина может быть выпущена в 4 квартале 2002
года. Начальный объем производства может составить 12-15 "Автожиров"
в год, но в целом объемы возможно значительно увеличить. Для этого,
конечно, местным рынком сбыта ИАПО не ограничится и будет демонстрировать
свой аппарат на выставках в других регионах.
Новинки для другой транспортной стихии - водной, представляли уже гости:
Костромской судомеханический завод. Правда, без натурных демонстраций.
На сегодня этот завод выпускает большую гамму "мелкосидящих" водометных
катеров, которые используются на реках и озерах, в том числе мелких.
Кстати, Байкал не относится к разряду озер и плоскодонные костромские
катера не предназначены для эксплуатации на "священном море". Тогда
где? Представители завода основной упор делали на пассажирскую модель
КС-110, которая ориентирована либо на состоятельного частника, либо
на туристические организации. А ведь у нас основной водный туризм связан
именно с Байкалом.
УВЛЕЧЕНИЯ
Своеобразным
украшением выставки стало выступление Иркутского областного клуба автомотостарины
"Мечта". В прошлом году ребята-энтузиасты скромно подъехали на "Эмке"
ГАЗ-М1 1936 года выпуска, а в этот раз уже выступили большой командой.
Основные задачи нового клуба его директор Александр Анципирович формулирует
просто и понятно: сохранение и реставрация
автомобильного наследия региона. А то, что в регионе старины хватает,
было видно. Кроме "Эмки" выставку почтили своим присутствием такие раритеты,
как "Ганомаг" 1939 года, DKW front 1937 года, Tatra
1936 года, ГАЗ-12 ЗИМ 1951 года и Willys 1942 года.
У каждого автомобиля есть хозяин и у каждого своя интересная судьба.
Например, Willys
успел дойти с 3-м Белорусским фронтом до Кенигсберга, потом был отправлен
на войну с Японией, но не успел дойти, японцев разбили быстро. Эшелон
расформировали в Иркутске и этот джип так здесь и остался. Конечно,
состояние некоторых собранных под флагом клуба автомобилей еще находится
на уровне металлолома, но работа по реставрации уже вовсю идет. Так,
сейчас на реставрации находятся два особо интересных и редких экземпляра:
Mercedes-170 1942 года и Horch-930 1939 года. Кроме автомобилей,
клуб собирает все остальное, что связано с автопрошлым - старинные фотографии,
атрибуты, инструмент и т. п. (связаться с клубом можно по телефону 22-47-54).
В следующий раз ребята обещают выступить более солидно, не только с
отреставрированными машинами, но и с хорошим набором старинных автопринадлежностей.
Другой
"оттяг" для души, уже куда более динамичный, предлагала фирма "Автосервис
на Космическом", выставив подержанные японские мотоциклы. Высокотехнологичная
техника непременно собирала вокруг себя уйму народа. В хорошем состоянии
мотоциклы second hand сегодня можно приобрести по $1400-2900 за спортбайки
с 4-тактными двигателями, по $700 за двухтактные спортбайки или по $2500
за чоппер с 4-тактным двигателем. Что ж, весьма своевременный показ,
как раз с началом мотосезона. В этом же ключе можно отметить и участие
Иркутского парапланерного клуба, для которого сезон тоже наступил.
Тема
сервиса, запчастей, расходных материалов и прочих автопринадлежностей
на выставке занимала львиную часть площадей и ей стоит посвятить отдел
ьный рассказ в следующем номере газеты. Однако сейчас отметим самый,
пожалуй, оригинальный стенд выставки, где автомобиль был главным участником,
да к тому же на вращающемся подиуме. Фирма "Регионтранссервис", ко-торая
занимается установкой газобаллонного оборудования, свою деятельность
демонстрировала на известном у нас купе Toyota Levin. Да не простом.
Из Японии этот автомобиль пришел в спортивном тюнинге от фирмы HKS.
И без того мощный 1.6-литровый двигатель с механическим наддувом (supercharger)
и промежуточным охладителем, который выдавал около 170 л. с., был в
Японии еще доработан и форсирован до 190 л. с. В таком вот "пришпоренном"
виде в Иркутске на машину "надели" итальянское газовое оборудование
Landy Renzo, после чего ничего страшного не случилось. Машина
по субъективным оценкам не потеряла в динамике и без проблем эксплуатируется
всесезонно, даже на нашем некачественном газе. Куда большие проблемы
возникали, оказывается, до этого, когда надо было заливать 98-й бензин!
Вряд ли этот конкретный автомобиль вдохновит на газ всех любителей спортивной
езды, но как пример возможностей газификации фирмой-установщиком выбран
замечательный. Можно сказать, достойный столичных автосалонов.
В. ЛАРИН. Фото автора и С. ПОДБЕРЕЗКИНА.
Продолжение следует