Транспорт Сибири. Сибавтосалон-2001:
Меньше автомобилей, больше инструмента!
Лозунга, вынесенного в заголовок заслуживала нынешняя выставка,
где автомобильных новостей оказалось совсем мало, о чем мы уже
рассказали в прошлом номере. Зато в области сервиса и запчастей
прогресс бил ключом. Несмотря на плотно "упакованный" рынок во
многих его секторах, добровольцев побороться за место под солнцем
еще оказалось предостаточно.
ЗАПЧАСТИ
Начнем
с автомобильных компонентов, принадлежностей и запчастей, коих на рынке
всегда много, но по мнению некоторых, всегда "чего-то не хватает". И
в первую очередь это касается смазочных материалов.
Новичков в этой области, по сути, оказалось не много. Даже можно сказать,
один. "Компания "Регион-СМТ" устроила презентацию российских
масел молодой еще марки ТНК (Тюменская нефтяная компания), которые
производятся на базе реконструированного Рязанского нефтеперерабатывающего
завода при участии американской корпорации Texaco. Первая партия масел
ТНК была выпущена только в прошом году и ассортимент пока довольно скромный.
Из моторных масел на сегодня имеются два минеральных и два полусинтетических.
Скоро к ним должен добавиться новый минеральный сорт Super Oil с синтетическими
компонентами, отвечающий требованиям SAE 10W40 и API SG/CC. Региональный
представитель марки намерен развернуть в области сеть оптово-розничной
торговли маслами и считает, что свое место продукция ТНК займет без
труда. К тому же, скоро ожидается поступление и специальных дизельных
масел.
То есть, в секторе недорогих масел в Иркутске серьезно обосновывается
еще один российский производитель. Правда, пока качественный диапазон
новичков довольно узкий и далеко не самый современный (API SF/CC и SG/CD)
и говорить о полном охвате потребительского рынка не приходится. В основном
это парк отечественных автомобилей. Однако представители ТНК намерены
в ближайшее время начать работать и с маслами самой корпорации Texaco,
которые уже видят в одном ряду с Shell, Mobil и Castrol.
А вот масла Lukoil у нас в представлении не нуждаются, да и
ассортимент здесь приличный, от простой минералки до синтетики высшего
качества. Тем не менее продукцию Lukoil с большим размахом представил
официальный дилер Lukoil-Пермнефтепродукт, фирма "Пик-Франс" из...
республики Алтай. Сейчас фирма организовала в Иркутске оптовый склад
и в дальнейшем планирует открыть магазин розничной торговли. Цели таковы:
предоставление самого полного и, главное, подлинного ассортимента продукции
Lukoil, включая новинки из автохимии (стеклоомыватель, шампунь, антифриз
и др.), с которыми можно было познакомиться на стенде.
Новый отсчет дан в продвижении на рынок и масел ВР. После объединения
этого концерна с Castrol продукция ВР официально представляется фирмой
"Интеравто" и позиционируется на меньшем ценовом уровне, нежели
Castrol. Модернизированная линейка масел ВР выступает в очень широком
ассортименте, куда входит до 8 моторных сортов (от высокотехнологичной
синтетики 0W40 до недорогой минералки 20W50), до 7 трансмиссионных,
и другие эксплуатационные продукты, включая те, что специально предназначены
для сервисов.
Сектор аккумуляторов на выставке занимали, в основном, местные
производители. Здесь и традиционные "черные" батареи, которые предлагал
"Свирский аккумуляторный завод" N 5 в лице своего представителя,
фирмы "Бафорс", и аккумуляторы современного поколения, которые
демонстрировала фирма "Аккумуляторные технологии". И если первые
сегодня рассчитаны на самый широкий автопарк, то вторые сходят с конвейера
пока в трех видах - емкостью 55, 60 и 66 А.ч. Однако аккумуляторами
с фирменным лэйблом "АкТех" (многие называют на английский манер "Актекс")
сегодня комплектуется 33% сходящих с конвейера ВАЗ автомобилей, а изготовитель
дает самую высокую среди российских аккумуляторов гарантию - на 2 года,
что соответствует европейским нормам. Столь оптимистичные данные фирма
объясняет постоянным совершенствованием технологии производства и характеристик
аккумуляторов, в котором непосредственное участие принимают, между прочим,
лучшие иркутские ученые-химики. Из конструктивных особенностей, в частности,
отмечалось внедрение новой формы решеток и конвертация пластин, что
повышает эффективность и надежность батарей. Сегодня фирма работает
над новым уникальным аккумулятором емкостью 77 А.ч, который по размерам
соответствует "шестидесятке", а также готовит к выпуску батарею емкостью
90 А.ч.
К
слову сказать, фирму "АкТех", как своего спонсора, личным участием в
выставке поддерживал Александр Пушкарь со своей боевой "восьмеркой".
Он также сообщил приятную новость, что впервые в истории Слюдянских
горных гонок эти соревнования получили статус Кубка России и теперь
на них можно выполнить нормы мастера спорта, что раньше в Сибири было
невозможно в принципе (нынешние гонки под организацией Пушкаря состоятся
24 июня. - Прим. автора).
Свои аккумуляторы представлял и завод из Комсомольска-на-Амуре.
Качество поршневых колец для автомобилистов до сих пор остается
больным вопросом при капитальном ремонте двигателя, особенно для владельцев
японских автомобилей, для которых оригинальные кольца дороги, а дешевые
долго не служат. В этой связи было интересно пообщаться с представителями
Ставропольского завода поршневых колец, чья продукция сегодня известна
под маркой Stapri. Известна не только в России. Ставропольские
кольца из чугуна вовсю подделываются китайцами, что говорит об их высоких
котировках на рынке. Есть и более показательные примеры, как закупка
европейскими компаниями продукции Stapri без фирменных упаковок и в
последующем распространение ее под собственными марками! С чего вдруг?
Кольца Stapri сегодня изготавливаются по технологии и на оборудовании
немецких фирм Goetze и Blasberg, имеют международные награды за качество
и при этом дешевле импортных (комплекты для двигателей ВАЗ стоят примерно
от 100 до 240 руб.). Применяемые в изготовлении колец технологии, такие
как покрытие из пористого хрома и фосфатирование, значительно улучшают
приработку колец и увеличивают их рабочий ресурс.
В общем, в России есть качественные кольца, которые выпускаются для
всей гаммы отечественной техники. При этом завод может выпускать кольца
для любых импортных двигателей, но для этого нужен крупный и постоянный
заказчик. А такого как раз не находится. Видимо, сейчас нашим коммерсантам
еще выгодней возить кольца из-за рубежа. Так что вопрос качества этих
изделий для иномарок по-прежнему остается открытым.
Кстати
сказать, качество импортных запчастей на рынке и в целом остается острой
проблемой. В том числе по таким распространенным деталям, как свечи.
Причем, в рамках одной марки. В этой связи характерно участие иркутской
фирмы "Автон", которая официально представляет компанию NGK
и поставляет свечи японского производства. Фирмой обращается внимание
на тот факт, что не всякие свечи NGK, которые сегодня есть в Иркутске,
отвечают настоящим требованиям японских автомобилей. Как известно, эти
свечи выпускаются в разных странах.
Надо сказать, проблема сложная. С одной стороны, если это не подделка,
то продукция марки должна быть качественной независимо от места изготовления.
С другой стороны, примеры реальной эксплуатации действительно неоднозначно
оценивают качество одних моделей свечей, но от разных изготовителей.
СЕРВИС
А вот судя по тому, какое оборудование представляли фирмы для
СТО, качественный уровень наших сервисов должен непременно повыситься
в ближайшее время.
На стенде традиционной в области обеспечения сервисов фирмы "ТЕП"
можно было узнать о многих новых тенденциях. Сейчас, например, фирма
активно предлагает специальную пластиковую мебель (шкафы, столы, ящики),
с которой сервисы должны приобрести законченный профессиональный вид.
Появились новые диагностические приборы для двигателей, для линий инструментального
контроля, новые краскопульты, сварочные полуавтоматы, вулканизаторы
отечественного производства, которые по исполнению красивее импортных.
Конечно, это радует, что сервисная индустрия уделяет внимание эстетической
стороне дела. Здесь даже видится некий философский смысл перевоспитания
человека через предметы. Наивно звучит, но в это хочется верить. Ведь
многие сервисы сейчас еще выглядят как девятый круг ада для автомобилей.
Если
же рассматривать перемены на основе уже накопленного практического опыта,
то здесь можно отметить продвижение на рынок фирмой "ТЕП" моечного
оборудования немецкой фирмы Kranzle, которое может вывести
мойки на более продуктивный уровень работы. И конечно, сейчас необходимо
удовлетворять возросший спрос на профессиональный инструмент, который
в "ТЕПе" представлен итальянской продукцией марки Beta.
Теме развития сервисов были посвящены еще два крупных стенда на выставке.
И в первую очередь, размахом отличался стенд "Интеравто". Вообще-то,
здесь были и новинки в секторе автомобильных принадлежностей. Например,
состоялась презентация новых моделей газонаполненных амортизаторов
Monroe Avdenture, которые предназначены для джипов и которые пришли
на смену амортизаторам Monroe Gaz-Magnum. А также шин Bridgestone,
систем выхлопа Walker и нового ассортимента продукции Lucas
TRW. Теперь кроме колодок, "Интеравто" в полном объеме будет поставлять
и другие элементы тормозной системы этой фирмы: диски, шланги, вакуумные
усилители, цилиндры, а в дальнейшем и элементы ABS. Кстати, такие запчасти
будут поставляться не только в розницу, но и в сервисы. Специальная
программа для СТО существует и по упоминавшимся уже Castrol и ВР. И
тем не менее, особое внимание на стенде заострялось на новом оборудовании
для СТО. В частности, демонстрировались аппараты для маслораздачи и
маслозамены, которые сегодня весьма востребованы. В том числе был аппарат
фирмы Wynn'S для полной замены масла в АКП без разборки, к тому
же с возможностью промывки системы. Как показал уже имеющийся опыт,
спрос на такой способ замены "дексрона" у наших автомобилистов растет
день ото дня. Работает аппарат по схеме, схожей уже с известной установкой
Wynn'S по замене и промывке в системе охлаждения двигателя.
Кроме
того, были представлены новые принадлежности в области кузовного
ремонта, которая и без того плотно занята, но "Интеравто" выступил
с новыми козырями. Во-первых, для правки кузовов был показан отечественный
стенд "Евросивимпорт", который отличается универсальностью (все
автомобили весом до 2 тонн) и значительно меньшей стоимостью. Так, если
финский аналог стоит $5000, то этот в два раза дешевле. Стенд оснащен
механизмом подъема, можно работать с кузовом на удобной высоте. Гидравлика
отмечается как очень надежная.
Во-вторых, материалы для внешнего кузовного ремонта с новыми для нас
именами. Это французские автоэмали R-M Basf (система HD, уменьшенное
содержание растворителей и увеличение сухого остатка), шведские абразивные
материалы SIA (в Европе N 1, предназначены для ремонта по мокрому
и сухому), шпатлевочные массы Solid (вплоть до шпатлевок со стекловолокном
и алюминием), краскопульты и влагомаслоотделители Devil biss
(старейший производитель), а также все прочие необходимые материалы,
включая возможность поставить французские окрасочно-сушильные камеры
OMIA с инфракрасной системой сушки.
То есть, налицо смелая попытка внедрить в Иркутске новые высокие технологии
в ремонте кузова. При этом упор делается не на цены, поскольку они не
низкие, а именно на качество.
Еще одна изюминка стенда "Интеравто" - профессиональный инструмент,
только здесь это изделия японской марки Kamasa-Tools.
Крупный
стенд, посвященный сервису, принадлежал и фирме "Орон-Иркутск".
Здесь представляли, опять же, профессиональный инструмент, только немецкой
марки Stahlwille, и немецкий же пневмоинструмент Rodcraft.
Кроме того, фирма предлагала запчасти и расходные материалы для всех
автомобилей европейского, японского и американского производства, а
"живьем" более всего были выделены выхлопные системы фирмы Bosal.
Таким образом, прогоревшие выпускные тракты владельцы иномарок сегодня
могут не латать газосваркой или обматывать ремонтными лентами, а заменить
на новые, и не китайские, а на детали двух известных в мире фирм. При
желании можно заказать и какой-нибудь спортивный глушитель с характерным
дизайном и звуком выхлопа.
Но это уже тюнинг, который возможен при сугубо индивидуальном подходе
к делу. А есть ли сегодня в регионе фирмы, которые занимаются тюнингом,
так сказать, в промышленном масштабе? Оказывается, есть!
ТЮНИНГ
Только
этот тюнинг не совсем обычный и касается тяжелой грузовой техники. А
именно, интересную тему в области сервиса предлагала фирма "Братск-Авдис",
соответственно, родом из Братска. Уже несколько лет эта фирма успешно
меняет родные двигатели у бензиновых грузовиков ЗИЛ, "Урал" и ГАЗ на
дизели Ярославского и Минского производства, повышая, тем самым, эксплуатационные
характеристики машин. Кроме того, на те же дизели меняют родные дизели
у КАМАЗов и даже тракторов Т-150К, двигатели которых хуже тех, что предлагает
фирма. При замене владельцам выдаются соответствующие документы, с которыми
обновленная техника без всяких проблем регистрируется в ГИБДД. На перестановку
двигателей есть официальные разрешения от всех инстанций.
Спрос на подобную услугу у северных транспортников высокий. Теперь
"Братск-Авдис (Автодизель-сервис)" намерен заинтересовать им и областной
центр. Причем, для "операции на сердце" принимаются как новые, так и
старые машины.
Интересно, а будут ли фирмы, которые смогут двигатель отечественной
легковушки поменять хотя бы на японский двигатель second hand? Может,
следующий "Сибавтосалон" на этот вопрос тоже даст ответ.
В. ЛАРИН. Фото автора и С. ПОДБЕРЕЗКИНА.