искать через яндекс: 
 
Автомаркет + Спорт. Лучшая автомобильная газета Восточной Сибири. Только авторский материал.  
стартовая | редакция | автомобили сибири | реклама | автогид | гостевая книга

Самое-самое.

Ваше горючее

МЫ СНОВА НЕ НАШЛИ ПЛОХОЙ БЕНЗИН

Приступая к подготовке этой подборки мы надеялись собрать обилие сенсационных фактов. К счастью, этого не получилось - перебоев поставки, обмана и попросту некачественного топлива на наших АЗС за последние год-два стало меньше. А еще прекратился постоянный рост цен (хотя от этого мы вовсе не застрахованы). И тем не менее бензиновая тема и для нас, журналистов, и для вас, читателей, остается самой интересной - ведь горючим пользуются все. Поэтому мы собрали в этом специальном выпуске самые разные материалы на бензиновую тему - от теста иркутского топлива до экскурса по заправкам разных стран. Будем надеяться, что они окажутся для вас не только интересными, но и полезными.

"А+С".

Задание редактора было однозначным - нужно отыскать в Иркутске плохой бензин, сколько можно смешить людей? Для несведущих поясним - мы уже не первый раз приступаем к экспертизе топлива, реализующегося на городских АЗС, но оба предыдущих опыта завершались триумфом владельцев заправок - отклонений от нормы мы не нашли. Правда, оба предыдущих теста независимыми можно было назвать с натяжкой - проводили мы их под крылом нефтеинспекции, а некоторые скептики считают, что эта организация уже давно на дружеской ноге с "бензиновыми королями", которые совместно "расписывают" все рейды.

НЕЗАВИСИМЕЕ НЕЗАВИСИМОГО

Так это или иначе, судить не будем - фактов у нас нет. Но после тех наших материалов, в которых мы на все лады расписывали, какой прекрасный бензин мы взяли на анализ на иркутских заправках, нам звонили читатели и рассказывали о разных ужастиках, случившихся с ними после посещения АЗС, вплоть до выведенных из строя моторах. И хотя даже в гаражном трепе рассуждений о плохом качестве бензина все меньше (конкуренция, господа!), теоретически даже сложно представить, чтобы на всех без исключения иркутских АЗС продавали распрекрасное топливо. Предположим, хозяину сегодня нет смысла распугивать клиентов - выгоднее зарабатывать честно, но почему бы не пободяжить какому-нибудь заправочному Али-Бабе: на зарплату не проживешь, риск минимальный - навар максимальный.

Но все это теория! Как поймать того же Али-Бабу за разведением "бензина ослиной мочой"? Чтобы быть полностью уверенными в качестве топлива, нужна абсолютно независимая экспертиза, проведенная только силами редакции в независимой лаборатории. Наконец, после долгих согласований мы взяли в союзники одного крупного игрока на иркутском нефтяном рынке, который предоставил нам аттестованную на техническую компетентность и зарегистрированную в Государственном реестре Системы сертификации ГОСТ Р лабораторию. Сам он в этой лаборатории постоянно проводит испытания образцов проб, взятых на собственных АЗС, сюда же привозят пробы другие продавцы нефтепродуктов и иногда нефтеинспекция. И чего греха таить, был в его альтруизме (анализы мы проводили бесплатно) и косвенный интерес - если что, то пусть "Автомаркет" выведет на чистую воду зарвавшихся конкурентов. Где будут проводиться испытания, мы хранили в строжайшей тайне - об этом знали только автор материала и непосредственный руководитель лаборатории. При этом мы были полностью свободны - сами выбирали время теста и проверяемые АЗС. Так что, как выразилась анонсировавшая этот тест газета "СМ Номер Один", наше испытание было "независимее независимого".

При этом мы постарались сохранить максимально возможную объективность: ведь отрицательный результат может попросту разорить АЗС - разве что только неосведомленный захочет заправляться там после того, как заправка публично будет уличена в бодяжничестве. И вполне естественно, что ее владелец захочет отстаивать свое честное имя в суде (а может быть, и более простым криминальным порядком). Как нам это удалось - об этом следующая глава.

КРИТЕРИИ ИСТИНЫ

Перво-наперво мы решили пригласить поучаствовать в испытаниях еще одного независимого эксперта - руководителя "Общественного союза потребителей" Алексея Рахматулина, который без колебаний согласился. Государственная подобная служба вежливо отказалась.

Сама процедура взятия бензина на анализ требует соблюдения некоторых юридических и технических формальностей. Первое - забор пробы не должен происходить инкогнито - при этом должен присутствовать работник АЗС. Второе - берутся две пробы, одна контрольная, другая арбитражная, в случае разногласий о результатах анализа арбитражная может быть сдана на экспертизу в любую другую лабораторию. На всякий случай мы предлагали сотрудникам АЗС взять для себя третью пробу - так поступили на АЗС "Кузьмиха", остальные или отнеслись к этому скептически, или попросту доверились нам.

На каждую пару емкостей составлялся акт отбора проб нефтепродуктов, с указанием номера пробы, марки бензина, ГОСТа или ТУ, по которому он изготовлен, номера раздаточной колонки, номера резервуара, с которым соединена эта колонка, названия АЗС, объема отобранной пробы и наименования поставщика нефтепродукта. Эти же данные, но уже без названия АЗС, заносились на этикетки, которые наклеивались на бутылки с бензином поверх пломбировочного шнура, опоясывающего полиэтиленовую пленку на пробке. Естественно, на каждой бумаге ставились три подписи - правда, иногда работники заправки расписываться отказывались, ссылаясь на отсутствие полномочий. Арбитражные пробы хранятся в течение 45 суток в специальном помещении, так что те, кто будут сомневаться в результатах наших анализов, могут их затребовать.

Еще немного о том, как производился отбор проб. Известно, что по предписаниям пожарников АЗС не имеют права отпускать нефтепродукты в стеклянную и пластмассовую посуду: стекло легко разбить и, естественно, разлить нефтепродукт, а пластмасса электризуется и может дать искру (хотя не всегда - пластиковые бутылки этому не подвержены). На практике, при малой скорости налива статики не возникает и поэтому пробы на анализ нефтепродуктов берутся и в бутылки из-под напитка, и в стеклянные бутылки, но через воронку, носик которой изготовлен из медной трубки - медь не дает искры. Естественно, бутылки для забора проб в лаборатории были подготовлены: вымыты специальным составом и высушены.

Чтобы упростить процедуру - главным было проверить качество бензина, мы исключили проверку на соблюдение точности объема заправки (в этом случае брать надо не менее 10 литров и обязательно после прокачки насоса колонки), как и исключили из списка наших интересов бензин А-80 и дизтопливо - к этим темам мы еще вернемся. При этом постарались охватить как можно больше АЗС, расположенных в разных районах города, а проверку ограничить наиболее массовыми сортами высокооктановых бензинов Аи-92, Аи-93, Аи-95, Аи-96 и Аи-98.

Кстати, о привычном всем бензине Аи-93 - как уже не раз сообщал А+С, в Ангарске такой сорт сейчас не выпускают, везти его с других мест, где он производится, в небольших количествах нерентабельно. Но некоторые водители по устоявшейся привычке стремятся заправиться "93-м", считая, что единичка в индексе в лучшую сторону влияет на качество. На некоторых АЗС такой бензин до недавнего времени продавался, поэтому нам хотелось выяснить - действительно ли это "93-й" или просто подкрашенный "92-й", который многие в силу предрассудков воспринимают с недоверием. Но ни на одной из проверенных нами АЗС мы не нашли псевдо-"93-й".

ГЕРОИ БОЕВИКА

Если кому-то из читателей процесс подготовки этого материала кажется этаким романтическим приключением, спешим разочаровать - дело это было достаточно рутинное, потребоваввшее много сил и времени. На забор проб мы потратили целый световой день. Естественно, за все пробы мы платили обычным порядком - через кассу, с получением чека. На всех заправках к нам относились по-разному - кто безразлично, кто настороженно, кто с явным недоверием. И все-таки одно забавное приключение, разнообразившее наш монотоннный объезд, было.

...На известной АЗС "ИГОЛ-НЕФТО" (это та, что под старым Ангарским мостом) все начиналось, как обычно - было многолюдно, бичеватые пистолетчики сшибали дань с насупившихся по столь ответственному поводу клиентов, и мы, чтобы не мешать этому выверенному процессу, поставив "экспертный автомобиль" в сторонку, решили взять пробу 95-го бензина: один из нас направился к емкости, второй к кассе - объявить о цели визита. Принявший "первый удар" слесарь (его функция выяснилась позже) объявил, что для столь важной процедуры обязательно присутствие механика, которого вызовут по телефону. Столь солидный антураж в наши планы не входил и пришлось попросту направиться в кассу, чтобы увидеть там вмиг появившуюся табличку "нет энергии". Рядовые участники этого действия, недовольно ворча, стали разъезжаться; стоявший перед нами водитель BMW, заметивший у нас емкости и потому догадавшийся о причине "веерного отключения", в сердцах бросил: "Хуже заправки не знаю" (хотя не совсем понятно, зачем же он тогда сюда приехал). Журналистский кодекс в данной ситуации требует: не пускают в дверь, лезь в окно. Поэтому, отъехав в удобное для наблюдения место, мы не выждали и четверти часа, как АЗС снова весело заработала. Пора сменить тактику. Подъезжаем к заправке, как говорил известный герой, "без шуму и пыли" к колонке с тем же Аи-95: и оказывается, что она "не работает" - пистолет опущен в ведро.

Наш маневр не остался незамеченным - похоже, на АЗС была объявлена команда "Сбор", так как за нашими действиями внимательно наблюдала стоявшая в сторонке серьезная по виду "группа товарищей". "Москвич" у 95-й колонки и вправду смотрится неестественно, поэтому переезжаем к той, что отпускает "92-й" бензин. Оплачиваю 5 литров (лицо кассира не вижу - оно за зеркальным стеклом) и едва начинает бежать бензин в бак, быстро достаю бутылки и воронку и перекидываю пистолет. Кульминация!

От "группы товарищей" отделяется "гражданин в кожаном" и хозяйским жестом отключает колонку - "братан, так бензин наливать нельзя!". К этому времени мне удалось вырвать уже 4 литра топлива - именно столько зафиксировал счетчик, из них в бутылки я залил требуемые 2 литра. Дальше пошло то, что в определенных кругах называется "тереть базар", в переводе на литературный язык аргументы группы товарищей были таковы: бутылки ваши с помойки, вы нарушаете правила, такие пробы надо брать в ведро и аккуратно в сторонке разливать во что угодно. Мы осмелились попросить ведро, на что нам любезно посоветовали привезти свое. Скромно, но, похоже, по вызову подъехал "курирующий" автомобиль ДПС, кто-то из "группы" быстро доложился, но представители закона не решились выступить на чьей-либо стороне и, ограничившись рядовой заправкой, гордо уехали. Потом "группа товарищей" удалилась на "планерку" - дать ли нам долить оставшийся литр или вернуть деньги. Остановились на последнем. "Девяносто пятого" купить нам так здесь и не удалось - колонка не заработала.

Но составить документы на полученную с таким трудом пробу все же пришлось, это действие происходило в более благодушной, почти дружеской атмосфере. Нам даже предоставили паспорт на приобретенный бензин, в котором, впрочем, отсутствовал поставщик, на что "гражданин в кожаном" остроумно пошутил, что он получен с Луны, назвав нас при этом безграмотными. Номер колонки, с которой была взята проба, мы при всей своей безграмотности зафиксировать смогли, но вот с какого резервуара туда поступает бензин - так и осталось тайной, хотя нам все в том же "лунном" стиле сообщили, что "с 23-го" (ни на одной из иркутских АЗС их и десятка не наберется). В акте расписался "Иванов" (встреченный нами первым "слесарь"), которого на это уполномочил "гражданин в кожаном". Уезжали мы далеко не победителями - классики в данном случае писали что-то про "теплый, дружеский взгляд великого комбинатора".

Внешне эта АЗС ничем не выделяется - колонки старого образца, зарешеченные и затонированные стекла касс, из дополнительных услуг только добровольные помощники за чаевые. Подъезды к заправке удобные, но узкие и в случае одновременного посещения сразу несколькими автомобилями, особенно автобусами и грузовиками, возникают мини-пробки.

На других заправках "романтики" было меньше. На АЗС "Эдельвейс" (ул. Трактовая) "пистолетчик" с удовольствием сам наполнял наши контрольные емкости, причем как 92-м, так и 95-м бензином, правда, подписать акт здесь никто на себя смелость не взял.

Внешне эта заправка респектабельна, удобные подъезды, на территории вольготно, у колонок работают штатные "пистолетчики", "чаевые" которым не обязательны, но не возбраняются. Рядом с АЗС целый комплекс: кафе, магазин расходных материалов, автомойка, СТО.

Благодушно нас встретили на АЗС N 2 ТД "Ангарскнефтепродукта" - помогли наполнить емкости и даже запустили в служебное помещение, где были заполнены все документы (хотя делать это в целях безопасности не рекомендуется). Заправка эта большая, просторная и, можно сказать, с идеальным подъездом и выездом, только вот оператор где-то запрятался - за тонированным стеклом, да еще и за мощной решеткой.

На АЗС N 1 "Иркутскнефтепродукта" на ул. Маяковского нам немного попеняли по поводу тары, но потом во всем помогли и даже дали ветошь обтереть облитые 92-м бензином бутылки, впустили в служебное помещение и любезно разрешили вымыть руки.

На АЗС СПК (ул. Ракитная, 15, пос. Мельниково) оператор нас встретила на улице, предоставила паспорт на неэтилированный 93-й бензин и помогла оформить все необходимые бумаги. Эта заправка - небольшая, здесь часто дежурят добровольные помощники, подъезд и выезд удобен только при движении к центру города, в обратном направлении часто возникают аварийные ситуации.

На АЗС "Кузьмиха" сначала были куда менее гостеприимны: подходя к кассе, там видишь только большое тонированное стекло - как будто разговариваешь со стеной. После некоторых возражений по поводу тары, нам все же помогли ее наполнить, как уже говорилось выше, здесь единственное место, где оставили для себя контрольные пробы "92-го" и "95-го" и даже впустили в офис, где были оформлены все формальности. АЗС нам понравилась - большая современная заправка с удобным расположением и подъездом, да вот нет дополнительных услуг: кафе, мойки, магазина.

На АЗС ЧП "Рупасова" (ул. Старокузьмихинская, 58) механик помог нам наполнить бутылки и в это время нас обмыло струйкой топлива - в шланге оказалась трещина, но утечка была оперативно ликвидирована. Формальности улаживали в стоящем на территории автобусе. Заправка эта в стадии строительства, территория не асфальтирована, весной и в дождь грязно, из дополнительных услуг - продажа масел. На территории АЗС есть магазин подержанных запчастей для японских автомобилей "Бабр".

На АЗС "СКИФ А" у релейного завода (ул. Ширямова) "кругом вода" - около колонок и капающая на голову в районе кассы. Операторы отнеслись ко всему равнодушно, подписывать ничего не стали, но свой экземпляр акта взяли. Типичная АЗС с удобным подъездом, но несмотря на асфальтированную территорию, в дождь и во время таяния снега (как раз во время нашего визита) воды столько, что желательны резиновые сапоги.

Добираемся до Байкальского тракта - АЗС ЧП "Зенин", что на объездной дороге из аэропорта, известна тем, что бензин сюда завозят из Омска и Перми (на всех других он был либо из Ангарска (АНХК), либо с "Жилкинской нефтебазы" - она выступает как самостоятельный поставщик нефтепродуктов). Здесь та же ситуация, что и на "Кузьмихе": с оператором разговариваешь через зеркальное стекло - несколько неуютно. Здесь мы взяли пробы сразу трех бензинов Аи-92, Аи-96 и Аи-98. Руководство АЗС высказало нам сомнения в объективности возможных результатов анализов - мол, при любой анонимности скрыть происхождение бензина все равно невозможно, а у потенциальных конкурентов есть большой интерес к дискредитации чужих результатов. Мы все же возьмем на себя смелость утверждать, что эти сомнения оказались напрасными, на нашу объективность и нейтральность никто повлиять не смог. Что касается внешних впечатлений, то это тихая, чистая заправка, с колонками старого образца. На территории работает автомойка, очередь на которую редкость. Подъезд к заправке очень удобный, в разделительной полосе шоссе есть места для разворотов, левый поворот с пересечением противоположного потока исключен.

На АЗК ИГАЛ (ул. Братская, у вещевого рынка), где на редкость было малолюдно, механик помог нам взять две пробы. Это современный заправочный комплекс, наверное, самый крупный в Иркутске, как по количеству современных колонок, так и количеству оказываемых услуг: кафе, магазин, СТО и шиномонтажная мастерская. Подъезд удобный, но не исключено пересечение встречного потока.

Не было возражений у оператора на АЗС ЧП "Гончаров" (ул. Сурнова) - правда, там он был в единственном лице и помочь нам не мог, хотя внимательно познакомился с документами. Заправка в старом "советском" стиле, но просторная и с удобным подъездом.

Последней из посещенных нами АЗС была N 2 "Иркутскнефтепродукта", где мы взяли Аи-95, что нам помог сделать механик, а потом за столом в помещении оформили документы. Одна из самых старых иркутских заправок, на территории которой работает СТО, и удобна расположена при выезде из города.

Похоже, в Иркутске стало традицией наглядно информировать водителей о цене продаваемого на АЗС топлива - все посещенные нами заправки имели красочные щиты с указанием цен.

ЧТО В ИТОГЕ

Всем взятым нами пробам был проведен полный анализ, то есть каждый бензин исследовался по двенадцати параметрам (см. справку на стр.4 ), два из которых делились на несколько подпунктов. Лаборатория имела пробы с проставленными номерами, марками бензинов и номерами ГОСТов или технических условий, по которым выпущен каждый конкретный бензин. Для сохранения анонимности и чтобы исключить вероятность внесения каких-либо изменений в акты, они были запечатаны сургучо-вой печатью, которую вскрыли только по завершении всех анализов. После чего и внесли данные об АЗС в паспорт качества каждого бензина. С формой этого паспорта можно познакомиться на любой заправке, где они, как правило, висят либо на стене, либо в окне около кассы.

Сразу скажу: с заданием редактора мы не справились - откровенно отрицательных результатов нам обнаружить не удалось. Подавляющее большинство образцов уложились в требуемые параметры и только два имели отклонения, причем нестандартным признан только один бензин - неэтилированный Аи-93, приобретенный на АЗС СПК на Ракитной. В норму не уложился только один параметр - октановое число по моторному методу, которое вместо положенных 85 единиц имело 84. Здесь надо оговориться, что допустимая погрешность измерения -1,6 единицы, зависит от конкретной испытательной установки и чувствительности прибора, то есть в иных условиях этот бензин вполне мог быть признан стандартным. На практике ощутить такую разницу невозможно, тем более, что большинство бензинов Аи-92 имели по результатам экспериментов октановое число по моторному методу от 83 до 84,9 при норме 83. Октановое число, определенное по исследовательскому методу, у того же бензина Аи-93 получилось равным 93,1 единицы. Бензины Аи-92 имели разброс показателей от 92 до 95,6 (последний показатель, отмеченный на АЗС ЧП "Рупасова", просто удивил, лаборанты даже перепроверили, не 95-й ли бензин мы купили). На этой АЗС моторное октановое число Аи-92 и Аи-95 равнялось соответственно 84,9 и 85,1, а исследовательское - 95,6 и 95,1. Можно даже предположить, что один и тот же бензин разлит в разные емкости, но прочие показатели это не подтверждают. В общем, такой "92-й" все же ближе к "95-му", чем к заявленному - редкий по нынешним временам альтруизм.

Бензины Аи-95, взятые в разных местах, оказались очень стабильны, только вот на АЗС "Эдельвейс" (ул. Трактовая) октановые числа почему-то высокие, моторное и исследовательское соответственно 86 (при норме 85) и 95,9 (норма 95), что опять несколько странно, водителям же и двигателям будет приятно.

У взятых нами проб бензинов Аи-96 и Аи-98 октановые числа по моторному методу соответственно равны 85 и 88 (при норме 85 и 88) и по исследовательскому 96 и 98,5.

А что же АЗС "Игол-Нефто", где нас так агрессивно принимали? Оказалось, взятый там на пробу бензин полностью соответствует требованиям к этому бензину. Однако разыгранный спектакль навевает грустные и нехорошие мысли, но без фактов в руках говорить об этом не будем.

Немного о задействованных нами лабораторных установках. Октановое число по исследовательскому методу определялось на таком портативном приборе, как октанометр, который настраивается по моторной установке. На его показания влияет еще и состав нефти, из которой выработан бензин. Октановое число по моторному методу определялось на моторной установке УИТ-65, представляющей из себя одноцилиндровый двигатель с регулируемой степенью сжатия.

Все остальные показатели бензинов уложились в нормы и в основном с большим запасом, и если у Аи-96 плотность составила вместо 770 килограммов на кубический метр 772,2, то в худшую сторону это ни на что ни повлияет.

Содержание свинца во всех бензинах не должно превышать 0,013 граммов на кубический дециметр, фактически его величина не превышала 0,011, а у одной пробы оказалась даже 0,002 (на АЗС СПК, интересно, здесь октановое число чуть-чуть не дотянуло до нормы). Эти сотые и тысячные доли граммов вредного металла изначально содержатся в нефти, как многие другие металлы и микроэлементы, а не появляются в бензине от добавок антидетонатора.

Все бензины, которые мы исследовали, соответствуют ГОСТу 2084-77 и ТУ 38.-1165-97, 38.401-58-122-95 и 38.401-58-156-96. Подводя черту, скажем, что все исследуемые нами бензины оказались качественными, что вовсе не исключает, что на заправки не может попасть плохой бензин: как в результате "бодяжничества" персонала, так и нарушения правил транспортировки, налива и хранения нефтепродуктов. Распространенный случай, когда гарантированно можно заправиться плохим топливом - сразу после очередного заполнения резервуара неминуемо всплывет часть грязи, которая и смешается со свежим бензином. Вот вам и проблемы. Но мы их не встретили, что уже вселяет оптимизм.

Н. РУДЫХ. Фото автора.
Где мы покупали бензин
Название
Место расположения
Взятые сорта бензина
Номер пробы
Эдельвейс ул. Трактовая, 16 Аи-95 1
    Аи-92 2
ТД "Ангарск- ул. Трактовая Аи-95 3
нефтепродукт" (ост. Угольная) Аи-92 4
АЗС N2    
"Иркутскнефте- ул. Маяковского, 65-А Аи-92 5
продукт" АЗС N1      
СПК ул. Ракитная, 15 Аи-93 не/э 6
Кузьмиха ул. Старокузьмихинская Аи-95 7
    Аи-92 8
ЧП "Рупасова" ул. Старокузьмихинская, 58 Аи-95 9
    Аи-93 10
Скиф ул. Ширямова Аи-95 11
  (релейный завод) Аи-92 12
ЧП "Зенин" 5 км объездной дороги Аи-92 13
  аэропорт - Байкальский Аи-96 14
  тракт Аи-98 15
ИГАЛ ул. Братская, 7-А Аи-95 16
    Аи-92 17/1
Игол-Нефто ул. Сурикова, 2 Аи-92 17
  (Ангарский мост)  
ЧП "Гончаров" ул. Сурнова, 20 Аи-92 18
"Иркутскнефте-    
продукт АЗС N2 ул. Рабочего Штаба, 106 Аи-95 20

 

ТРЕБОВАНИЯ К ВЫСОКООКТАНОВЫМ БЕНЗИНАМ СОГЛАСНО ГОСТ 2084-77 И ТУ 38.1165-97, 38.401-58-122-95, 38.401-58-156-96
Сортбензина
Детонационнаястойкость (октановое число)
Концентрация свинцаг/куб. дм., не более
Массовая доля серы % не более
Исследовательский метод, не менее
Моторный метод, не менее
Аи-92 92 83 0,013 0,05
("Регуляр"-92)        
Аи-93 93 85 0,013 0,1
Аи-95 95 85 0,013 0,1
("Премиум"-95)        
Аи-96 96 85 0,013 0,05
("Премиум"-96        
Аи-98        
("Супер"-98) 98 88 0,013 0,1

 

dfgdf
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ (выборочно)
N пробы
Детонационная стойкость (октановое число)
Концентрация свинца г/куб. дм Массовая доля серы %
Исследовательский Моторный
1 95.9 86 0.007 0.013
2 92.9 83.8 0.008 0.041
3 95 86 0.007 0.032
4 92.8 84 0.01 0.047
5 94.9 84 0.007 0.046
6 93.1 (84) 0.002 0.028
7 95.4 85.6 0.005 0.031
8 92 84.3 0.005 0.026
9 95.1 85.1 0.011 0.019
10 95.6 84.9 0.01 0.03
11 95.3 85.8 0.01 0.029
12 92 84 0.007 0.033
13 92.5 83 0.009 0.03
14 96 85 0.01 0.027
15 98.5 88 0.009 0.02
16 95 85.8 0.01 0.021
17 92.5 83 0.009 0.02
17/1 93 84.3 0.01 0.02
18 92.5 83 0.008 0.021
20 95 85.8 0.009 0.019

ЧТО МЫ ИССЛЕДОВАЛИ

1. Детонационная стойкость - показывает склонность бензина к детонации, появление которой может привести к выходу двигателя из строя. Октановое число по моторному и по исследовательскому методу. Превышение октанового числа выше нормативного говорит о высоком качестве бензина, применение такого бензина положительно влияет на многие его параметры, в частности, приводит к повышению мощности двигателя.

2. Концентрация свинца - показывает наличие экологически вредного компонента. При значительном превышении не только загрязняется атмосфера, но и образуется нагар на деталях двигателя, который может привести к его выходу из строя.

3. Фракционный состав, в котором определяется семь параметров. Каждый из этих параметров влияет на пусковые свойства зимой или летом, образование паровых пробок, на условия и время сгорания топливо-воздушной смеси.

4. Давление насыщенных паров - превышение этого параметра приводит к увеличению вероятности образования паровых пробок при высоких температурах, понижение затрудняет пуск двигателя зимой. Кроме того, характеризует физическую стабильность бензина.

5. Кислотность - превышение этого параметра выше нормы вызывает коррозию приборов системы питания и деталей двигателя, приводит к снижению его надежности.

6. Концентрация фактических смол - превышение нормы этого параметра уменьшает пропускную способность жиклеров и, естественно, вызывает обеднение рабочей смеси карбюраторных двигателей, ускоряет засорение или закоксовывание распылителей и форсунок системы впрыска.

7. Массовая доля серы - большое ее количество при высоких температурах способствует образованию окислов, которые при взаимодействии с влагой вызывают интенсивную коррозию.

8. Испытание на медной пластине - показывает коррозионную активность самого бензина.

9. Наличие водорастворимых кислот и щелочей показывает степень коррозии деталей системы питания и двигателя.

10. Содержание механических примесей и воды. Первые засоряют фильтры, ускоряют износ деталей системы питания и двигателя. Вода теоретически (если она во взвешенном состоянии) улучшает процесс сгорания и повышает детонационную стойкость бензина. Практически вызывает коррозию, может вызвать гидроудар в цилиндре, остановить работу двигателя или закупорить трубопроводы, замерзнув в них зимой.

11. Цвет бензина. Если нормируется, служит первичным признаком определения качества. Этилированные бензины должны быть окрашены в оранжево-красный цвет. Остальные либо бесцветные, либо бледно-желтые, для некоторых цвет не определен.

12. Плотность при температуре 20°С. Либо не нормируется, либо не должна превышать определенной величины, например, для бензина Аи-92, согласно ТУ 38. 001165-97, она должна быть не более 770 килограммов на кубический метр. Превышение параметра как-либо на работе двигателя не сказывается и важно только при транспортировке и определении стоимости, так как оптом продается по весу, а в розницу - по объему.

КТО СЛЕДИТ ЗА КОНТРОЛЕМ КАЧЕСТВА?

Функции независимого контроля качества нефтепродуктов в Иркутской области возложены на ГУ "Региональная нефтеинспекция". Как нам рассказала инспектор по качеству этой инспекции Ольга Сурина, с марта 1997 года в Иркутске действует специально созданная для этого лаборатория, с 1998 года начали работать еще две подобные лаборатории в Братске и Тулуне. Эти лаборатории аккредитованы как технически компетентные и независимые. С этого года анализы качества топлива проводятся еще в трех лабораториях, принадлежащих ОАО "Иркутскнефтепродукт", также аккредитованных на техническую компетентность.

Лаборатории по результатам проводимых анализов утверждают о прогрессе в качестве реализуемого в области горючюго. Так, в марте 1997 года 50 процентов нефтепродуктов не соответствовали ГОСТам и техническим условиям, в декабре 1997 года эта цифра сократилась до 10 процентов, а в 2000 году она уже составила 2,6 процента. Большинство крупных предприятий, занимающихся продажей нефтепродуктов на сети АЗС, разработали и внедрили систему контроля качества; мелкие, так называемые коммерческие АЗС, которых более 150, добровольно обращаются в нефтеинспекцию для проверки качества их нефтепродуктов.

Нефтеинспекция разрабатывает график отбора проб на АЗС, согласованный с их владельцами, кроме того, она может проверить качество нефтепродуктов внезапно. При обнаружении некачественных нефтепродуктов выписывается предписание на приостановку его реализации с указанием срока устранения. Реализация может быть возобновлена только после устранения недостатков и проведения окончательных анализов. Например, в апреле в области было выписано шесть предписаний на автозаправочные станции различных собственников, из которых две находятся в Иркутске. 17 апреля была приостановлена реализация бензина Аи-80 на АЗС N 1 ОАО "Иркутскнефтепродукт" (ул. Маяковского), где было зафиксировано повышенное содержание смол. На устранение причин было отведено три дня, но уже через два дня продажа качественного бензина была возобновлена. 25 апреля была приостановлена реализация дизельного топлива на АЗС N 2 ТД "Ангарскнефтепродукт" (Иркутск, ул. Трактовая) из-за того, что была занижена температура вспышки. Причину устранили в тот же день, что подтвердил повторный анализ.

"Автомаркет+Спорт" №17 4.05.01




стартовая | редакция | автомобили сибири | реклама | автогид | автомобили | вокруг автомобиля | подшивка | все автофирмы региона | фотогалерея | справочное бюро | фестиваль автотюнинга | гранд европа | сша
Copyright © 2003-2006 "Автомаркет+Спорт". Иркутск Все права защищены.
Воспроизведение материалов или их частей
в любом виде и форме без письменного согласия запрещено.
веб-мастер: info@asjornal.ru
редакция: postmaster@automarket.irkutsk.ru

Яндекс.Метрика