Ваше горючее
ГДЕ ПРОИЗВОДЯТ ТОПЛИВО
Недавно "А+С" при поддержке директора по производству АНХК
Дмитрия ШЕКЕРА удалось заглянуть в святая святых регионального
топливного царства - за ворота Ангарского нефтехимического комбината.
Мы даже прошли экскурсию в этом городе различных видов топлива
и смазки.
Наши
похождения начались с нефтеперерабатывающего завода. Именно сюда
по трубопроводу поступает сначала нефть, где и проходит ее первичная
переработка на одной из пяти установок ЭЛОУ/АВТ-6 (одна такая пропускает
6 млн. тонн нефти в год при максимальной возможности 8 млн. тонн). В
результате недавней реконструкции теперь, не нарушая технологического
режима, установка может эффективно работать в вилке 3-5.5 млн. тонн
нефти в год. Всего же АНХК перерабатывал раньше до 23 миллионов тонн
нефти в год, сейчас его возможности снижены до 16 млн. тонн, хотя в
прошлом году переработано 7,3 млн. тонн, а в этом запланировано переработать
еще на 100 тыс. тонн меньше. В первую очередь это связано с количеством
поступающего на комбинат сырья, а объемы поставок регулирует нефтяная
компания ЮКОС. АНХК ведь только переработчик - объемы поставок, цены
готовых продуктов и рынки сбыта регулирует ЮКОС. Так называемые давальцы
- независимые поставщики нефти, значительной роли в поставках сырья
не играют. Об объемах работы ЮКОС говорит тот факт, что он имеет крупнейшую
сеть российских АЗС и поставляет больше всех светлых нефтепродуктов
- пятую часть российского бензина и дизтоплива.
Все процессы на НПЗ идут непрерывно, полностью в автоматическом режиме
и контролируются с диспетчерского пульта. Все, что происходит в недрах
установки, отражается на экранах мониторов, операторы все необходимые
изменения вносят, нажимая пальцами на экран монитора (от чего экраны
выглядят не очень-то эстетично). Контроль за качеством получаемых нефтепродуктов
постоянный, пробы берутся и отправляются в лабораторию минимум четыре
раза в смену.
С
НПЗ отделенные фракции нефти по трубопроводам поступают на другие заводы
компании для дальнейшей переработки. Непосредственно товарные бензины,
а именно так называется на языке профессионалов то, что мы заливаем
в баки автомобилей, получаются на производстве компаудирования.
Здесь смешивается множество составляющих различных степеней переработки,
при необходимости в бензин может добавляться антидетонационная присадка
для повышения его октанового числа. Сейчас эта процедура упразднена,
так как качественные бензины получаются путем смешивания необходимых
компонентов. Любопытно, что есть автовладельцы, по-прежнему признающие
только этилированный бензин, для них прямо в железнодорожные цистерны
добавляют краситель - так по цвету они и признают горючее. Столь же
курьезные требования у монгольских потребителей, которые как знак качества
на своих колонках вывешивают табличку "ангарский". Монголы даже паспорту
верят меньше, чем цвету бензина.
Октаноповышающие добавки сейчас держатся на периоды профилактического
ремонта - для получения бензина соответствующего качества. Такой профилактический
ремонт (длится он примерно месяц) каждой установке завода необходим
раз в год.
Сейчас бензины, выпускаемые компанией, отвечают требованиям "Евро 2"
и не могут выйти на более высокий, предъявляемый сейчас в Европе, уровень
из-за повышенного содержания серы - 0,05 процента против требуемых 0,01.
Запланированная на ближайшие 2-3 года реконструкция производства на
выделяемые ЮКОС средства позволит перейти на выпуск бензинов, отвечающих
нормам "Евро 3" и "Евро-4", а значит, поставлять топливо на рынки Восточной
и Западной Европы.
Но
не только бензины выпускаются на АНХК: это и дизтопливо (которое, к
сожалению, пока не соответствует современным экологическим параметрам
- уровень серы превышает европейские нормы в 5 раз, современное дизельное
топливо также значится пока в перспективе), и топочный мазут, известный
своими высокими морозоустойчивыми свойствами, и даже ракетное топливо,
которым, в частности, заправляют корабль-челнок "Буран" (однако объемы
его ограничены и заказы нечасты).
Процесс переработки нефти постоянно совершенствуется, сейчас заканчивается
программа, рассчитанная на 1995-2003 годы, и все чаще службы развития
задумываются о новой программе.
Кроме того, компания из нефти получает различные полимеры -
как в готовом виде, так и в полуфабрикатах - этим занимается одно из
самых технологичных предприятий страны - завод полимеров. Продукция
завода по трубопроводу поступает в Саянск на комбинат "Химпром" и на
завод бытовой химии. Изделия последнего хорошо известны в регионе -
полиэтилен, стиральные порошки, различные моющие средства, ассортимент
автомобильной химии.
Нефтеперерабатывающее
и химическое производство связывает цепь трубопроводов, похожая на сложную
кровеносную систему. Возникни тромб на каком-нибудь участке - и под
угрозой окажется жизнь всего организма. Нынешняя зима стала как для
трубопроводов, так и для всего производства компании настоящим испытанием
на прочность, которое она в целом выдержала. Ведь оборудование проектировалось
и изготавливалось по СНиПам, рассчитанным на бесперебойную работу при
температуре окружающего воздуха не ниже -37°С. Какое-то время оно может
работать и при -45°С, но эти периоды должны измеряться часами, а не
днями. Суперморозы нынешней зимы показали, что запас по прочности был
весьма большой. Вот если бы еще не воровство - на некоторых участках
трубопроводов отсутствовали участки теплоизоляционной оболочки, изготовленные
из алюминия, так любимого сдатчиками цветных металлов.
На АНХК входит одна труба, по которой подается нефть, а выходит две,
одна, как уже говорилось, в Саянск, а вторая в иркутский аэропорт, по
ней туда перекачивается авиационный керосин. Общая длина трубопроводов
компании составляет около 40000 километров и если их вытянуть, они могут
опоясать земной шар.
Н. РУДЫХ. Фото Сергея ПОДБЕРЕЗКИНА.