Ваше горючее
Откровения бензиновых королей
ВЛАДЕЛЕЦ: ЦЕНОВЫЕ СГОВОРЫ? ЭТО В ПРОШЛОМ
Кухня "бензинового" бизнеса всегда интересовала рядового владельца.
Но работающие в этой сфере люди, в отличие от представителей многих
других профессий, не спешат раскрыть перед журналистами свои секреты,
несмотря на то, что со многими из них нас связывают деловые отношения.
Как-то с неимоверным трудом нам удалось уговорить владельца одной из
известных иркутских АЗС на интервью, но в последний момент, когда номер
уже был готов к печати, свои откровения он настоятельно отозвал. Готовя
эту подборку, мы вновь обратились за информационной поддержкой и консультациями
к "бензиновым королям". И пока разговор касался вопросов отвлеченных,
они были интересными собеседниками. Но стоило затронуть какие-то острые
темы, касающиеся местного топливного рынка, отделывались общими фразами.
И все-таки, кое-что любопытное (правда, при сохранении условий анонимности)
нам выяснить удалось.
- В отличие от Москвы, где разные АЗС имеют своих поставщиков (у многих
нефтяных компаний есть свои заправки, отсюда и различия в качестве топлива
на разных станциях), подавляющее количество иркутского бензина берется
в одном месте - на Жилкинской нефтебазе, принадлежащей "Иркутскнефтепродукту"
(естественно, это продукт АНХК) - вот почему в вашем тесте все пробы
во многом похожи. В Ангарске есть несколько фирм, занимающихся продажей
бензина оптом, но все они подконтрольны владельцу АНХК - нефтяной компании
ЮКОС, полностью контролирующей топливный рынок региона. Да, в Иркутск
можно привезти бензин из Ачинска, Омска, Перми, но, во-первых, вряд
ли несколько цистерн сделают погоду на рынке, во-вторых, даже если привозной
бензин оптом будет дешевле (не секрет, что в Иркутске, несмотря на наличие
по соседству нефтеперерабатывающего завода, довольно высокие, по сравнению
с западными регионами, цены на топливо), эту разницу съедят транспортные
расходы. В Иркутске нет столь мощных альтернативных "Иркутскнефтепродукту"
и "Ангарскнефтепродукту" сетей АЗС, чтобы организовать поставку составами
(в лучшем случае одна сеть частных АЗС, а именно в этом случае можно
говорить о серьезных объемах продаж, объединяет пару-тройку станций)
- вот тогда-то можно было сыграть на понижение. Так что, по сути, региональный
рынок сегодня монополизирован московской компанией.
Читателям, наверное, любопытно будет узнать, как формируется розничная
цена топлива. Берем за основу оптовую цену, если поставка ведется издалека,
добавляем железнодорожный тариф, накладные расходы (хранение, перевалка),
доставка до АЗС, затраты на электроэнергию, заработную плату персонала,
налоги и, естественно, прибыль. Судя по рекламе оптовых цен, может сложиться
впечатление, что они почти не отличаются от розничных. Это, так сказать,
обман зрения - ведь оптовые цены даются в рублях за тонну, а на АЗС
нефтепродукты продаются литрами. Пересчитывая вес в объем с учетом плотности
продукта и добавив все расходы, о которых говорилось выше, и получаем
розничную цену на конкретной АЗС.
Не раз довелось слышать разговоры о тайном сговоре владельцев АЗС,
неких "вечерях", где и устанавливаются единые цены на всех АЗС - мол,
этим и объясняется поразительная идентичность иркутских ценников. Дыма
без огня не бывает - подобное в Иркутске было несколько лет назад, но
сейчас вся ценовая политика, в том числе и розничная, находится под
контролем ЮКОСа. А у него есть главный рычаг воздействия на тех, кто
посмеет ослушаться - перекрыть топливный краник.
Поговаривают и о том, что владельцы АЗС не платят налоги, мол, там
правит "черный нал". Скажите, часто ли вы видели, чтобы на АЗС не пробили
чек? То-то. Хотя не исключен тот вариант, что у нас также будет введен
воронежский вариант (после того, как недавно в Воронеже был введен вмененный
налог на АЗС, исчисляемый с заправочного пистолета, владельцы АЗС объявили
забастовку, спровоцировав топливный кризис - Ред.). Все зависит от благоразумия
властей - ведь если сумма такого налога будет завышенной, владельцы
АЗС попросту поднимут цены и платить налог придется рядовому клиенту.
Меня не удивляют результаты вашего теста, где практически весь бензин,
продающийся в городе, признан кондиционным. Время "бодяжников" проходит
- сегодня выгодно работать честно, иначе моментально растеряешь клиентов,
земля-то ведь слухами полнится. К тому же, в последнее время активизировалась
работа различных контролирующих органов - и качество бензина постоянно
проверяют, и точность отпуска - и нефтеинспекция, и общества защиты
прав потребителей, и даже РУБОП, вот и "Автомаркет" за это дело взялся.
Специально продавать некачественное топливо владелец АЗС не будет, но
есть ряд субъективных факторов - исходное качество на нефтебазе, да
и от вмешательства персонала в процесс никто не застрахован. Но такие
случаи скорее исключение - ведь пойманный за руку будет моментально
уволен, а это крах всей жизненной стабильности. Правда, нынешней зимой
были проблемы с дизельным топливом - оно попросту застывало в колонках,
приходилось приостанавливать реализацию. Температура застывания зимнего
дизельного топлива - -35°С, при нынешних морозах надо было бы реализовывать
арктическое, но оно раза в два дороже и вряд ли бы пользовалось спросом.
"Иркутскнефтепродукт" как-то выходил из положения, но при его объемах
реализации и развитой производственной и лабораторной базе это решать
проще.
Как становятся владельцами АЗС? Скажу, что большинство моих коллег
начинали с малого. Мы, например, - с бывшего военного бензовоза, купленного
по случаю в складчину. Тогда рентабельность продаж была выше, чем сейчас.
Был соблазн деньги прогулять, но мы решили строить АЗС. Едва ли не сложнее,
чем заработать первоначальный капитал, было пробить место под АЗС -
дело хоть и забюрократизированное, но решаемое законным путем. К современным
АЗС предъявляются определенные требования и просто так, без создания
определенной инфраструктуры, заправку сейчас не построишь.
Конечно же, топливный бизнес дело выгодное, хотя продажа нефти оптом
рентабельнее на порядок. Что касается розничной продажи, то выгоднее
всего заниматься бензином Аи-92, так как на него несравненно высокий,
по сравнению с другими сортами, спрос. Правда, ни одна АЗС не позволит
торговать только этим видом топлива (редкие уже сейчас бензовозы не
в счет) - все-таки ассортимент, как и прочие параметры цивилизованной
торговли, надо выдерживать. Постепенно увеличивается доля продаж высокооктановых
бензинов Аи-95, 96, активнее в ближайшее время будет продвигаться Аи-98,
хотя резкий скачок здесь вряд ли произойдет: есть определенные сложности
при их производстве, да и сознание людей перестраивается медленно -
даже многие владельцы иномарок предпочитают сэкономить рубль на литре,
надеясь на русский авось. А вот что не исключено - так это газовый бум,
сегодня такое топливо намного выгоднее, чем бензин. Хотя возможно, что
вместе с ростом спроса вырастет и цена на "голубое топливо".
Сложно говорить о ближайшей перспективе роста цен на горючее - все
зависит от политики ЮКОСа. Пока на май оптовые цены не изменились, а
значит, еще недели две розничные точно будут стабильными.
Записал Н. РУДЫХ
ОПЕРАТОР: НЕДОЛИВ БУДЕТ ВСЕГДА
Никто так хорошо не знает технологию работы АЗС, как непосредственно
люди, на ней работающие. Наш сегодняшний собеседник - Сергей, на заправках
проработал уже 20 лет, так что его без всякой натяжки можно назвать
профессионалом своего дела.
- Что сейчас, что при СССР устроиться на работу на АЗС было чрезвычайно
сложно - место это всегда было "хлебным". Тогда мне удалось получить
место в системе "Иркутскнефтепродукта" по хорошему знакомству, хотя,
говорят, нужно было давать взятку. Вначале работа мне не нравилась -
высидеть сутки у пульта сложно даже физически, но постепенно притерся
и о другой работе и не помышляю.
Первое время ко мне присматривались и только спустя некоторое время
взяли "в долю" - позволили подзаработать помимо зарплаты. То, что операторы
получают по ведомости, всегда были мизерные суммы, зато есть неограниченный
простор для "творчества", во много раз перекрывающий официальные зарплаты.
Естественно, все это дело рискованное, но бдительность я никогда не
терял, как и не зарывался, вот и сохранил свое место под солнцем.
Когда появились первые альтернативные АЗС с современным оборудованием
и с вполне конкретным, а не абстрактным, как при социализме, хозяином,
я решил устроиться на такую АЗС. Круг моих знакомых в топливной сфере
был широк, и это мне не составило труда. Вскоре я уже работал на частной
АЗС - зарплата значительно выше, есть премиальные, чувство спокойствия
и стабильности. Накопленный за время работы опыт позволяет мне раскрыть
некоторые вопросы работы АЗС изнутри.
КАЧЕСТВО
Раньше на это никто не обращал внимания: запросто один бензовоз мог
после солярки или масла везти девяносто третий, хотя последовательность
должна быть такой: масло, дизельное топливо, семьдесят шестой и только
потом девяносто третий. Сейчас у многих владельцев для каждого сорта
топлива свой бензовоз, так что потери качества при транспортировке значительно
уменьшились. Раньше же бывало, что в одну емкость на заправке сливались
разные сорта бензина, регулярно чистить емкости тоже забывали, бывало,
в топливо попадало такое... Известно, что после слива топлива в емкость
АЗС оно должно отстояться - но кто же будет этого ждать, если нет другой
емкости? Если же слив производится в почти пустую емкость, да еще давно
нечищенную, со дна поднимается столько всего, что и полдня не хватит
для нормального отстоя. Сейчас это уже почти все в прошлом - клиент
запросто обнаружит подвох, объемы продаж упадут, хозяину - прощай, прибыль,
нам - премии. Да и разные проверки участились. Около года назад по Иркутску
ходили слухи, что в высокооктановый бензин подмешивали газовый конденсат.
Клиенты ничего не замечают (разве что расход возрастает), а продавец
чуть ли не 100000 рублей прибыли с большого бензовоза имеет. Но вряд
ли так можно было зарабатывать постоянно: у многочисленных проверяющих
есть портативные приборы, сразу определяющие октановое число.
Другой аспект улучшения качества - АНХК стал выпускать очень приличный
бензин, новый девяносто второй ничем не хуже прежнего девяносто третьего,
но при этом в нем нет присадок, повышающих октановое число, что означает
стабильное качество. Да и "восьмидесятый" сегодня вполне качественный.
Из других городов топливо везут тоже хорошее - другое неконкурентоспособно,
даже если дешевле по цене. Хотя поставки из других городов погоды не
делают.
КОЛИЧЕСТВО
При прежней моей работе запросто можно было недолить 2 литра на каждые
10 заправляемых. Пока недолив на АЗС по-прежнему существует, хотя и
не в таких пропорциях. Парадокс, но недолив - это дело не только святое,
но и вполне законное. Любое оборудование имеет погрешность измерения
(топливораздаточные колонки не исключение), определенную стандартами.
Так, у топливораздаточных колонок допускается отклонение плюс-минус
50 мл на 10 литров заправки, эта величина контролируется и регулируется
и, естественно, всегда со знаком минус - кто же будет продавать больше
положенного. Этими 50 милилитрами компенсируются ошибки, обман поставщиков,
ловкость бензовозчиков (это отдельная тема) и, естественно, увеличивается
дополнительная прибыль, а она даже при такой маленькой дозе весьма существенна.
Но так работают только "честные" заправщики, остальные регулируют оборудование
на недолив со знаком минус больше - на свой страх и риск, иногда в сговоре
с контролерами. Госстандарт колонки проверяет и опечатывает, но ведь
пломбу можно подделать или заменить на уже готовую, купленную у контролера.
Хотите проверить заправщика на честность - попросите заправить в мерную
канистру. Если вам откажут под благовидным предлогом - дело нечисто,
колонка отрегулирована со знаком минус.
"Сэкономленное" топливо реализуется через те же колонки, без всяких
чеков - многие их не только не спрашивают, но и не ждут. Такие манипуляции
обычно производятся на небольших АЗС, где малочисленному персоналу легко
договориться.
В Иркутске подавляющее большинство топливораздаточных колонок носят
название "Нара" и изготовлены в Серпухове. На старых заправках указатели
отпуска таких колонок стрелочные, на более современных цифровые, типа
тех, что устанавливаются в такси. Пока цифровые, несмотря на относительную
дешевизну, приживаются плохо, и постепенно будут вытесняться колонками
с электронным счетчиком - как современные "Нары", так и аналогичные
им импортные. В Иркутске такие колонки уже не редкость, даже с двумя
топливораздаточными пистолетами. Такими агрегатами обманывать уже значительно
сложнее, к тому же они завязаны в единую сеть с главным процессором
и кассовым аппаратом. Естественно, такое оборудование могут позволить
себе крупные и серьезные фирмы. Правда, и оно не защищено от взлома,
только на этот раз потребуется не слесарь с отверткой, а хакер-электронщик.
Мне эти тонкости не ведомы, но я слышал, что с помощью специального
чипа можно делать с электронным счетчиком все, что угодно, правда, есть
один минус - требуется длительное перепрограммирование и контролер с
простым мерником все моментально выявит. Можно еще взломать центральный
компьютер, который потом командует недоливом, а в случае чего все свалить
на капризы электроники.
Но на старом оборудовании (кроме его регулировки), недоливают старыми
проверенными способами. К примеру, шланг от пистолета к колонке можно
просто проколоть и он начинает подсасывать воздух и в конце заправки
в нем "запирается" 100-200 милилитров топлива.
Длинный шланг, свернутый в кольцо, вмещает в себя до литра топлива,
так что разумно после выключения колонки попытаться слить с него все
остатки. Даже богатые американцы не пренебрегают такой процедурой, хотя
обманы у них значительно реже, да и то если на колонке пристроился наш
бывший соотечественник. Приводят к задержке топлива в шланге и некоторые
искусственные неисправности пистолета.
С пистолетом, который автоматически отключает подачу топлива, манипулируют
и штатные пистолетчики (грязные мальчишки и бомжеватые бесполые существа
к таковым не относятся). Подача отключается, когда топливо касается
кромки пистолета - то есть при полном баке. У большинства иностранных
автомобилей для предотвращения попадания влаги горловины топливных баков
оборудованы диафрагмами. Наличие такой диафрагмы приводит к образованию
вихревых потоков в узкой горловине и подача отключается задолго до заполнения
бака. Когда сам водитель вставляет пистолет слишком далеко в горловину,
такие отключения происходят через каждые несколько секунд. У пистолетчика
же рука набита и глаз наметан, а пистолет стреляет за несколько литров
до оплаченного объема. "Полный бак" - докладывает пистолетчик, клиент
и рад, а за сдачей пойдет не каждый.
На стрелочной колонке обмануть проще простого. Опытный оператор может
оставить себе литр с десяти оплаченных, отключив колонку в тот момент,
когда стрелка только пошла или уже скакнула на "десятку", но этот десятый
литр еще не пошел. То есть на счетчике десять, а в баке девять. Можно
и просто сломать счетчик, так что стрелка проскальзывает часть делений,
но так поступают люди со слабым глазомером и не твердой рукой. Против
таких махинаторов есть хорошее средство - посмотреть на цифровой счетчик,
очень похожий на одометр автомобиля до начала заправки и после ее окончания.
Разница показаний и даст залитый объем, этот счетчик суммирует все прокачанное
колонкой топливо, правда, о точности его настройки уже говорилось. О
том, что обманываются водители грузовиков, заправляющие 100 и более
литров, и говорить не стоит, 3-5 литров при таком объеме - мелочь.
Здесь приведены не все способы обмана клиентов АЗС, многое еще зависит
от поведения покупателя, из окна оператора хорошо виден каждый клиент
и опытный заправщик знает - стоит его обманывать или нет. Так что зная
описанные хитрости, можно немного постоять за себя и снизить свои расходы.
Записал Д. НИКОЛАЕВ.