ТЕМА НЕДЕЛИ
Ни с одним представителем закона, а по большому счету государства
в целом, мы не сталкиваемся так часто, как с сотрудниками ГИБДД. И чаще
всего такое общение доставляет мало удовольствия. Отсюда неприязнь со
стороны автовладельцев к сотрудникам дорожной инспекции. С другой стороны
- убери "гаишников", и на дорогах начнется настоящий хаос.
Да, сегодня организация работы дорожных служб далека от идеала.
"Какое общество - такая и милиция" - резюмировал в частной беседе
с нами один высокопоставленный сотрудник ГИБДД. Непоследовательные реформы,
скудность финансирования со стороны государства, падение престижа профессии
в глазах общества тяжело ударили по четкой системе безопасности дорожного
движения, существовавшей во времена СССР. Поставьте себя на место гаишника
- смогли бы вы безукоризненно исполнять свои обязанности, когда едва
ли не каждый второй нарушитель уходит от ответственности из-за несовершенства
правовой базы, а за каторжный труд на дороге в лучшем случае получите
пару тысяч рублей. И кто пойдет работать в инспекцию за такие деньги
(которые, к тому же, неизвестно когда выплатят), и не возникнет ли у
него соблазн нарушить закон, на что его провоцируют по несколько раз
в день?
Понятно, газета не в силах решить все эти проблемы. Готовя материал,
мы ставили своей задачей максимально объективно посмотреть на работу
сегодняшнего ГИБДД, чтобы понять -
Как служится человеку с жезлом?
СТРУКТУРА
Областная ГИБДД имеет в регионе разветвленную структуру подразделений.
Управляет службой областное Управление ГИБДД, базирующееся в центре
Иркутска на ул. Урицкого, кроме того, в областном центре есть городской
отдел ГИБДД, РЭО (регистрационно-экзаменационный отдел), отдельная рота
ДПС, которая помимо плановых дежурств осуществляет эскорт-услуги, отдельный
батальон ДПС, пять районных отделений и отдел Иркутского района. В каждом
городе области и крупном районном центре существуют отделы ГИБДД при
управлениях или отделах внутренних дел. Такими силами госавтоинспекция
пытается наводить порядок на дорогах области.
Самым крупным и боеспособным подразделением ГИБДД считается батальон
дорожно-патрульной службы (штаб на ул. Тимирязева), насчитывающий около
трехсот сотрудников, половина из которых офицеры. Отдавая должное батальону,
начальник городской ГИБДД как-то сказал, что без этого подразделения
работа по организации дорожного движения в Иркутске невозможна. Батальон
вполне может скоро стать полком, так как штат инспекторов рассчитывается
в зависимости от количества зарегистрированного в городе транспорта,
но на дополнительные штаты пока нет средств, поэтому в праздники или
в других нештатных ситуациях на дорогах дежурит весь личный состава.
Служба в батальоне по внутренней иерархии считается менее всего привлекательной
в отличие, к примеру, от райотделов, где меньше народа и более кастовые
коллективы.
По той же внутренней иерархии самой перспективной считается работа
в Регистрационно-экзаменационном отделе (РЭО), в недрах которого происходят
таинства по оформлению документов на транспортные средства, сдача всевозможных
квалификационных экзаменов, но сюда просто так не попадешь. Почему -
вопрос особый. На него изредка пытаются ответить ответственные комиссии,
проверяющие эту службу, которые результаты своих рейдов не афишируют.
КАДРЫ И ЗАРПЛАТА
Правда, и в любое другое подразделение ГИБДД устроиться достаточно
сложно. Прежде всего надо обратиться в отдел кадров отдельного батальона
ДПС ГИБДД с заявлением о приеме на работу. Условия при приеме - как
минимум законченное среднее образование, служба в армии, возраст до
35 лет, отсутствие судимости. Затем кандидат направляется на медицинскую
комиссию, он должен быть здоров не только физически, но и психически
- здесь происходит самый большой отсев. Существуют определенные ограничения,
когда человек не может быть допущен к оружию, это и выясняет психолог.
В последнее время введено ограничение по росту - он не должен быть меньше
170 сантиметров.
Обязательны тесты, в которые включено около 400 вопросов на самые разные
темы, зачастую непосредственно не связанные с предстоящей работой. Попадаются
с подтекстом: "случалось ли вам переходить дорогу на красный сигнал
светофора", или "бывали ли у вас в детстве мысли присвоить себе чужую
игрушку" - отрицательный ответ может говорить о том, что кандидат неискренен.
Проводятся цветовые тесты, тесты на уровень реакции, психологическую
раздражительность. Обязательным условием является наличие водительского
стажа.
Но и многие из тех, кто оказался годен к службе, не устраивают руководство.
Из-за падения престижа милицейской службы в органы идут, в основном,
сразу после службы в армии здоровые парни, не имеющие профессии, связей
в обществе и не желающие заниматься физическим трудом. Естественно,
что интеллектуальный уровень многих из них невысок. Поэтому в процессе
службы идет очень интенсивный отсев инспекторов ДПС. Сейчас человек,
прослуживший в ГИБДД полтора года на линии (так называется работа на
дороге), считается старослужащим. За пять лет подразделения обнавляются
едва ли не на 100 процентов. Причем многих попросту увольняют из органов
за различные проступки или по каким-то иным причинам. Самые распространенные
нарушения: пьянство на службе, попытки вымогательства. При первом же
нарушении командир старается избавиться от новобранца: ясно, что дальше
с ним будут только проблемы. Иногда случается, что новоиспеченного инспектора
самого ловят пьяным за рулем, он пишет сам на себя протокол о нарушении,
а стоящий рядом командир тут же лишает его водительского удостоверения.
На место уволенного тут же заступает новобранец на ставку инспектора
ДПС, которая со всеми накрутками и компенсацией за продовольственный
паек гарантирует ему зарплату в 2000 рублей. Инспектор, проработавший
три года, получает в среднем 2200-2300 рублей. Младшие офицеры (до старшего
лейтенанта) получают чуть больше инспекторов ДПС благодаря надбавкам
за звание. Но и эти деньги сотрудникам ГИБДД не платят вовремя. Сейчас
практикуются выплаты по частям с опозданием на месяц: сначала оклад,
затем продпаек (600 рублей). Ситуацию усугубляет то, что милиция общественной
безопасности (МОБ), к которой относится и ГИБДД, финансируется из местного
бюджета, тогда как другие подразделения регулярно получают деньги из
федерального бюджета. В 1998-99 годах на федеральном уровне в МВД были
повышены оклады за звание, должности, и наш регион-донор, один из немногих,
серьезно к этому не отнесся. Получилось так, что все подразделения ОВД
области финансирующиеся из федерального бюджета, эти прибавки получили,
а те, кто сидит на местном бюджете, нет. И сейчас областной бюджет недоплатил
каждому милиционеру от 5000 до 15000 рублей.
Для ГИБДД характерна высокая текучка кадров, прежде всего из-за низкой
для столь тяжелой и ответственной работы зарплаты, особенно в начале
карьеры (зарплата стажера в первые месяцы работы около 1200 рублей).
Другой серьезный неблагоприятный фактор - значительно упавший престиж
профессии, выбор которой зачастую становится предметом насмешек родственников
и друзей.
КАРЬЕРА
Как таковой стройной системы обучения новичков раньше не существовало
- принятые на работу в ГАИ, поработав на нескольких должностях, набирались
опыта и двигались по служебной лестнице. В лучшем случае удавалось попасть
в учебный центр через год-два. Сейчас начальное обучение в специализированных
центрах подготовки стало обязательным. В течение полугода стажера направляют
в Учебный центр управления УВД ИО на очное обучение. Курсы длятся 4,5
месяца для офицерской группы и 6 месяцев для группы ДПС. Еще пять лет
назад такое обучение удавалось "проскочить" за 2 месяца: требования
ужесточаются, и по всей видимости такая тенденция сохранится и в дальнейшем.
На этом этапе также происходит отсев, особенно если это группы специального
набора, не прошедшие стажерского этапа работы, как минимум четверть
таких курсантов в будущей профессии разочаровывается еще в процессе
обучения.
Обучение не прекращается и во время несения службы - предусмотрены
учебные дни, когда инспекторы изучают нормативные акты, сдают зачеты
по знанию правил дорожного движения и тому подобное.
Подняться по служебной лестнице достаточно сложно. Для того, чтобы
рассчитывать даже на самую младшую офицерскую должность, нужно иметь
как минимум среднее специальное образование. Для этого многие инспекторы
поступают на заочные отделения учебных заведений. Имея диплом, необходимо
пройти курсы в учебном центре УВД, после этого можно рассчитывать на
звездочку на погонах. А для того, чтобы получить старшие офицерские
звания, инспектор должен иметь высшее образование и пройти обучение
в Высшей школе МВД. Но одного желания мало - нужны вакансии, направление
на обучение может дать только высшее руководство ГИБДД и УВД. Если есть
звание, появляется возможность занять соответствующую ему руководящую
должность и наоборот - заняв освободившуюся хорошую вакансию, появляется
шанс занять соответствующую должность. Вот какая основная иерархия должностей
и соответствующих ему званий существует в ГИБДД: инспектор ДПС/прапорщик
- старший инспектор ДПС/старший лейтенант - старший группы дознания
или административной практики/капитан - командир батальона или рукводитель
другого крупного подразделения/подполковник и выше.
Встретить инспектора ДПС старше 45 лет практически невозможно - большинство,
если не продвинулось по карьерной лестнице, увольняется по выслуге лет.
Здесь год идет за полтора и когда появляется возможность получить первую
пенсию - после 12,5 лет работы 30 процентов оклада (около 800 рублей),
многие ставят на службе крест. Если моральных сил хватает тянуть лямку
дальше, часть этой пенсии плюсуется к окладу. После 20 лет стажа пенсия
составит уже 70 процентов оклада, за каждый год службы добавляются дивиденты
за выслугу лет. Прослуживший 23 года ДПСник признался нам, что получает
пенсию 2200 рублей - практически в 2,5 раза больше и намного раньше,
чем "гражданский" пенсионер.
СЕМЕЙНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
Семейные проблемы для ГИБДДшников младшего и среднего звена стоят очень
остро. Редко какая жена полностью поймет мужа, постоянно отсутствующего
в семье и приходящего домой в лучшем случае раздраженным. Поневоле семья
привыкает жить без своего главы и нарушение этого порядка вещей вновь
ведет к отрицательному эффекту. Супруга одного ДПСника поделилась следующим
откровением: "Если у мужа выходной, отпуск или он рано приходит домой,
то меня даже начинает раздражать его постоянное расхаживание по квартире,
я уже привыкла, что провожу время в одиночестве, сама себе хозяйка,
а тут он вторгается и приходится ломать устоявшиеся привычки, только
уже в другую сторону".
МАТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА
Как и оклады, материальная база в ГИБДД тоже убогая: всем достаются
только полосатые жезлы, а безнадежно устаревших стареньких радаров и
разваливающихся на ходу ВАЗовских шестерок, которые пытаются гоняться
за современными иномарками, на всех уже не хватает. Только в этом году
автомобильный парк ГИБДД обновился двумя десятками "Жигулей", вызвав
удивление у ветеранов, не помнящих подобных акций за всю службу. С 2001
года стали выделяться средства на техническое обслуживание и ремонт
служебных машин, чего раньше также не было. Единственным, наверное,
подразделением, не знающим проблем с получением машин и обслуживанием
их, является отдельная рота, получившая для сопровождения разных делегаций
даже два новых Mercedes.
Проблемы со служебным транспортом привели к такой негласной практике,
как "вызов такси": совершившего грубое правонарушение вместо штрафа
привлекают к работе в качестве разъездной машины. Допустим, инспектор,
заступающий на дежурство во вторую смену, заканчивает работу в час ночи.
Как ему попасть домой - вопрос. А некоторые водители с радостью соглашаются
подъехать куда нужно и развести по домам, нежели бегать потом за документами
и по сберкассам. Начальство, естественно, таких действий не поощряет,
но увы, у нас не Запад, где у каждого полицейского есть служебная машина
или на худой конец собственный автомобиль. У нас другие реалии - многие
постовые не в состоянии приобрести что-либо лучше подержанного "Москвича"
или стареньких "Жигулей", хотя не редкость и рядовые инспекторы, раскатывающие
на новых иномарках. Видимо, у каждого свои методы работы.
Служебная форма совершенно не соответствует условиям работы: зимой
в ней холодно, так что приходится одеваться кто во что горазд, особенно
в лютые морозы, летом слишком жарко. Этот фактор только на первый взгляд
кажется незначительным, на самом деле нагрузка на организм сильно зависит
от одежды - это подтвердит любой врач.
РЕФОРМЫ
Основной головной болью госавтоинспекции является не прекращающееся
вот уже несколько лет реформирование этой службы, начатое бывшим министром
МВД Степашиным, который возложил всю ответственность за это на своего
зама Латышева. Ни тот, ни другой сегодня в милиции не работают, а без
них, очевидно, не знают, что необходимо делать дальше. Наибольших успехов
реформаторы достигли в переименовании ГАИ в ГИБДД, запрещении останавливать
водителей за пределами стационарных постов и отмене штрафных баллов.
Однако в проведении реформ постоянно прослеживается непоследовательность.
Последние дерганья с временными разрешениями - яркий тому пример. Сначала
отменили записи об изъятии прав во "времянке" и тут же эти записи восстановили.
Отменили срок действия временного разрешения в 30 суток, сделав их бессрочными,
и теперь штрафы можно не платить. Пусть права хранятся до лучших времен
в ГИБДД, раз можно ездить без них, а что будет, когда запретят изымать
права, инспекторы и думать не хотят. По их заявлению, наши водители
еще не готовы к подобным мерам и воспринимают любые послабления со стороны
ГИБДД, как вседозволенность.
Безусловно, очень важно соблюдать права человека, но ситуация в российской
действительности доходит до абсурда - сегодняшняя правовая грамотность
часто позволяет нарушителю уйти от ответственности - в наших реальных
условиях невозможно найти двух свидетелей нарушения, а в отличие от
заокеанских копов, фиксирующей нарушение техники у наших гаишников нет.
Что касается непререкаемого авторитета инспектора, то он ушел в вечность
вместе с тоталитарным строем и любым подавлением государством прав личности.
Сегодняшнее законодательство не позволяет останавливать автомобиль
за пределами стационарных постов "просто так" - только в случае нарушения
правил. А как же вылавливать пьяных или управляющих без документов?
У опытных инспекторов, как правило, очень развита интуиция, хоть и без
всякого повода тормозить продолжают, а особо дотошным объясняют, что,
к примеру, было подозрение на угон.
За смену инспектору, как правило, порядком достается от водителей -
нормой стало кричать и оскорблять его, пугать всеми смертными грехами
- сорваться на перепалку он не имеет права. Бывает, что инспекторы отыгрываются
на другом, более покладистом водителе. Накопившиеся за смену раздражение
часто снимается обычным российским путем, отчего в порядке вещей в ГИБДД
пьянство и алкоголизм или тиранство в семье.
В то же время работа ГИБДД покоится на старых дедовских принципах.
Результаты рассматриваются, как и раньше, по итогам работы подразделения
за аналогичный период прошлого года. Допустим, сравнивают - сколько
за апрель в Октябрьском районе выявлено водителей в нетрезвом состоянии
и если в прошедшем году их было больше, то работу подразделения ГИБДД
этого района считают неудовлетворительной. Полная нелепица, заставляющая
инспекторов на линии ловить столько пьяных, сколько нужно для отчета,
а превышение подобного показателя весьма нежелательно - через год будут
отталкиваться уже от этой цифры. И так по всем показателям, которые
суммируются и отправляются в виде отчетов о проделанной работе в Москву.
В первопрестольной ждут этих рапортов, радуясь, что в регионах в 2000
году пили чуть больше, чем в 1999 году, а в 2002 пить меньше не станут,
чтобы не нарушать отчетности. С подобным положением дел руководители
среднего звена на местах поделать ничего не могут, поэтому продолжают
гнать негласный план по нарушениям ПДД. К чему это ведет, можно проследить
на одном примере: в Иркутске была закрыта ул. Профсоюзная и некоторые
автомобили спускались к железнодорожному вокзалу против движения по
односторонней ул. Терешковой. Чтобы обеспечить безопасность движения
экипажу ДПС необходимо было встать на перекрестке улиц Пушкина и Лермонтова
и, регулируя транспортный поток, направлять автомобили в объезд, правда,
никаких нарушений ПДД он бы не выявил и получилось бы, что инспекторы
восемь часов проработали вхолостую. Повинуясь системе, инспекторы встали
около вокзала и принялись "казнить" всех, кто ехал против "шерсти",
серьезно увеличив при этом риск возможного лобового столкновения.
В ст.35 Закона о Милиции сказано, что органы внутренних дел финансируются
из федерального, местных и иных внебюджетных фондов. А раз отделам ГИБДД
предоставлена возможность самим изыскивать деньги, то и главы местных
администраций на госавтоинспекцию слишком не тратятся. В тоже время
ГИБДД находится в прямой зависимости у этих глав администраций и случайных
спонсоров, у которых есть многочисленные родственники и знакомые, которые
становятся неприкасаемыми. В случае нарушения "спонсоры" звонят высокопоставленным
руководителям ГИБДД и "строят" инспекторов. Доходит до смешного: случалось,
водители, чтобы не платить штраф, говорили инспекторам, что близко знакомы
с их командирами, каковыми и были их остановившие...
РАБОЧИЙ ДЕНЬ
Вряд ли еще какая служба в России имеет такой график работы, как "работа
на линии", требующая чуть ли не ежедневного выхода на службу. Первая
смена заступает на дежурство с 7 до 16 часов, вторая с 16 до часу ночи.
С одиннадцати вечера до семи часов утра по городу курсируют экипажи
ночного патруля. Когда в городе вводятся операции "Вихрь" и им подобные,
рабочий день инспекторов увеличивается до 12 часов. Часто при подведении
итогов работы выясняется, что по каким-то нарушениям ПДД идет отставание
в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, поэтому усиливается
наработка и инспекторы опять работают по 12 часов. К такой суматошной
жизни они быстро привыкают, тем более, что ни для кого не секрет - у
некоторых работа становится сдельной. Особенно "щедры" представители
Кавказа и Средней Азии, которые, что такое квитанция просто не понимают.
Вот и получается, что изворотливый инспектор уже через пару лет работы
при нищенской зарплате ездит на новом иностранном автомобиле. Вина это
его или беда, что он не может на службе у государства заработать деньги
законным путем - вопрос глобальный. Поэтому не секрет, что с линии инспекторы
уходят неохотно.
ЧТО В ИТОГЕ
Вряд ли можно говорить о том, что ситуация на дорогах кардинально изменится,
пока государство не изменит своего отношения к служителям закона. Пока
в ГИБДД будут нищенские зарплаты и правовая неопределенность, люди,
по идее стоящие на страже безопасности всех участников дорожного движения,
чаще будут героями анекдотов, а не уважаемыми членами общества, как
это принято в других странах.