искать через яндекс: 
 
Автомаркет + Спорт. Лучшая автомобильная газета Восточной Сибири. Только авторский материал.  
стартовая | редакция | автомобили сибири | реклама | автогид | гостевая книга

Самое-самое.

Большое путешествие

Там, за горизонтом...

ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИЖЕНИЯ, ДОРОГИ

Заблуждение, что на дорогах России самые дикие порядки в мире - они ничем не хуже, чем, скажем, в Турции или Египте, и уж намного лучше, чем в Таиланде. Эта страна, вернее, ее самый известный курортный городок Паттайя выдержана в соответствии с рекламным слоганом - "Шокирующая Азия": 30-градусная жара в начале января (за 6 часов полета температура меняется на 65 градусов - из Иркутска мы вылетали при -35), сплошь - рестораны, шикарные бордели и "отели любви" попроще, жареные жучки-паучки, продающиеся стаканами на манер наших семечек. О правилах дорожного движения можно говорить в той же степени, как о порядке перемещения в большой закусочной "Макдональдс" в часы пик (за что их прозвали "муравейниками") - все снуют туда-сюда с молекулярной интенсивностью, но опрокинутый поднос скорее исключение. На всю 70-тысячную Паттайю всего пара светофоров и немногим больше дорожных знаков, в числе которых такие экзотические, как "движение слонов запрещено" (где нибудь на периферии они такие же равноправные участники движения, как у нас колхозный трактор). Дорожный поток - замысловатые пикапы, внедорожники в стиле "биг-фут", мельтешащие "такси-маршрутки", в тентованный кузов типа "фургон" которых пассажиры запрыгивают (и выпрыгивают) едва ли не на ходу, большие туристские лайнеры - все это сдобрено висящим в воздухе и буквально застывающим в ушах духом адреналина от мелькающего грома и молнии мощных японских двухколесных болидов. Тут пешеходом надо сноровку иметь - движение левостороннее и ступая на проезжую часть, по привычке смотришь в другую сторону. К тому же не рекомендуют брать автомобиль и гиды, несмотря на потрясающую дешевизну (сутки проката Toyota Corolla обойдутся примерно в $25) - говорят, договор аренды составляется настолько каверзно, что в случае повреждения автомобиля придется возместить все расходы по ремонту. Поэтому русские в основном и не рискуют. В отличие от оккупировавших курорт жизнерадостных пожилых немцев, раскатывающих на открытых джипах типа "биг-фут", обвешанные, как виноградом, путанами, поддерживая руль одной рукой, но крепко держа кружку пива второй. Может быть, это и образ, но от истины он не далек.

Позже на Кипре пришлось убедиться, что само по себе левостороннее движение - небольшая помеха для вождения. Сложно говорить о каком-то привыкании - ты просто садишься в автомобиль и принимаешь новые для себя правила игры - в дорожном потоке сложностей не возникает. По большому счету неприятные ощущения появлялись лишь пару раз. Петляя по пустынным улицам старой части города кипрской столицы Никосии, после очередного "слепого" поворота я автоматически брал правую сторону (движущихся машин в поле зрения не было) и таким образом оказывался на встречной полосе, но быстро спохватывался. Неприятно было ночью преодолевать петляющий вдоль моря небольшой участок трассы, не имеющий разделительной полосы - при разъезде с редкими встречными автомобилями постоянно пытаешься лихорадочно сообразить - не по встречной ли полосе кто-то из нас едет.

Но, право, эти беспокойства не стоят тех положительных эмоций, которые получаешь от прекрасных дорог этого островного государства, из конца в конец которое запросто можно преодолеть за три часа. Все пять городов карликовой страны (население ее сопоставимо с одним Иркутском) соединены скоростным автобаном, проложенным вне населенных пунктов строго по две полосы в разных направлениях с разделительным рвом посередине и огороженным сеткой (не дай бог животное выбежит). Скоростному передвижению здесь не мешает ничто! Широкая обочина, но останавливаться на ней запрещено, чтобы не создавать помех. Ограничение скорости - 65 км/час минимум, 120 максимум (впрочем, последнее никто не соблюдает, мы шли 160 км/час по правому, то есть ближнему к обочине ряду - больше не позволяли возможности арендованного автомобиля, - и не успевали разглядывать номера обгоняющих нас автомобилей, большей частью такси). Никаких пересекающих дорог - только развязки с обязательными примыкающими или отделяющимися полосами разгона и торможения. Огромные щиты-указатели, нависающие над дорогой перед каждой развязкой - за 1000, 500 метров и непосредственно перед ней (что, впрочем, однажды не помешало нам, увлекшись дорогой, проскочить нужный съезд, развернуться оказалось очень большой проблемой). Заблудиться в стране, имея самую примитивную карту, просто невозможно - все дороги (в зависимости от своего значения именующиеся индексами A, B и C) и развязки пронумерованы - и каждый указатель не только сообщает конечный пункт движения, но и индекс дороги. Это при том, что любой киприот знает свой остров, как наш мальчишка родной двор! Признаться, такая забота о гостях подкупает. На машине с прокатными номерами, растерявшись - куда двигаться дальше, запросто можно встать посреди перекрестка - вас не только не обругают и не покажут часть руки или вздернутый палец, а скорее участливо постараются помочь. Отношение же кипрских водителей к пешеходам просто трогательное. Однажды получилось так, что ожидая спутников, я остановился у пешеходного перехода спиной к потоку и стал просматривать газету. Каково же было мое удивление, когда, обернувшись, увидел выстроившуюся вереницу автомобилей, ожидавших, когда я ступлю на проезжую часть. Впрочем, был я свидетелем и другого эпизода, когда пожилая англичанка, по-хозяйски ступившая на "зебру", едва успела отпрыгнуть от Pajero с красными прокатными номерами. То, что за рулем был соотечественник, сомневаться не приходилось.

В странах Востока (Турция, Тунис, Египет) больше всего запомнилась какафония на дорогах - сигналить здесь принято по любому случаю - к примеру, попросту догоняющий тебя автомобиль обязательно заявит о себе протяжным гудком. Для нашего водительского менталитета, воспринимающего сигнал как окрик "Уступи, козел, дорогу!", все это создает некоторую нервозность, хотя в целом отношения между водителями, а особенно по отношению к туристам, здесь достаточно доброжелательные. Вообще-то на дорогах здесь достаточно сумбурно - мельтешащие такси и маршрутки, многочисленные скутеры, норовящие залезть под колеса (последнее характерно и для Кипра). Как и в России, очень много старых рыдванов - довелось встречать японские автомобили еще 70-х годов (у нас такие столько не ходят, вот что значит теплый климат и хорошие дороги), а в Турции запросто можно увидеть надраенные американские дрендоуты образца 50-х.

Заблудиться где-нибудь при наличии карты довольно сложно - в приморских городах всегда ориентируешься на берег моря, на трассе, даже самой заурядной, обязательны дорожные указатели на английском (исключение - Таиланд, где большинство надписей выполнено на тайском языке). Сложнее всего было в Тунисе (не в городе, а одноименной столице страны) - в 3-х миллионном восточном мегаполисе соориентироваться посложнее, чем в 9-миллионной Москве с ее понятной радиально-кольцевой системой. Проблемой оказалась и парковка в центре города - пришлось вставать под запрещающий знак с табличкой с изображением эвакуатора. И потом долго искать машину - не потому, что ее увезли на штрафплощадку, а попросту из-за того, что улицы оказались похожими друг на друга. Правда, позже пришлось услышать от знакомых леденящую душу историю, как они, поставив автомобиль утром под таким же знаком в Париже, весь оставшийся день вместо прогулок по французской столице потратили, не зная ни языка, ни города, на поиск автомобиля по отстойникам, и на финише были вознаграждены огромным штрафом (а я грешным делом думал, что такие знаки - пугающая бутафория). Веселей всего пришлось парковаться в Анталии - там в "проблемных" местах развит институт "парковщиков" - солидных дядек с огромными усами, которые бегут перед автомобилем, прокладывая путь в какую-нибудь хитрую подворотню, где можно без проблем поставить автомобиль. В благодарность нужно посетить "уполномоченный" магазин (будьте уверены - без покупки вы не уйдете, а "парковщик" получит свои комиссионные), но я посчитал, что проще будет отделаться от зазывалы чаевым долларом.

Практически везде транспортные развязки выполняются в виде кольца, в самых напряженных случаях регулируемых светофорами. Причем правила выезда на кольцо в разных странах трактуются по-своему. Чтобы окончательно не запутаться, я стараюсь подъезжать к кольцу с "поводырем" впереди - и проблем не возникает.

В Тунисе впервые пришлось столкнуться с платной магистралью, по качеству сопоставимой с кипрскими автобанами. Въезд ($2) на 80-километровый участок, ведущий от курортной зоны к столице, как и выезд ($1), производится через специальные турникеты, наподобие тех, что стоят в метро, только гораздо шире - с расчетом на автомобиль. Оплачиваешь проезд - отдельные турникеты есть для бумажных купюр, жетонов и кредитных карт - и шлагбаум поднимается. В целом же дороги везде довольно приличного качества (самый глухой проселок все равно заасфальтирован), а яму или колдобину найти невозможно, хотя качество асфальта необязательно может быть высоким (что особенно характерно для Турции).

АРЕНДА АВТОМОБИЛЯ

За границей России аренда машины такая же обычная услуга, как, скажем, для нас прокат видеокассет, а офисы фирм и фирмочек с надписью rent-a-car на улицах встречаются ничуть не реже, чем в центре Иркутска газетные лотки. Условно их можно разделить на две большие категории - отделения транснациональных международных сетей (Badget, Avis, Hertz) и мелкие местные частные фирмочки. Достоинство первых - разветвленная сеть филиалов (поэтому автомобиль можно взять в одном городе и без всяких доплат сдать в другом или оставить в аэропорту), качественный парк (как правило, машины возрастом до 2-х лет и пробегом до 30000 километров), большой выбор моделей (если вам по средствам дорогой автомобиль, к примеру, Mercedes E-класса, его доставят из гаража головного офиса), скидки постоянным клиентам, предварительное бронирование, к примеру, из Росии, и максимально возможный страховой пакет, техпомощь на дороге, замена поврежденного автомобиля. Но при этом у крупных фирм может быть большой минус, который для русского туриста важнее всех прочих плюсов - более высокая, чем у мелких фирм, цена аренды. И если хочется сэкономить, то все перечисленные выше нюансы можно оговорить (в туристических центрах без труда можно найти контору, где кто-нибудь говорит на русском). По крайней мере, взяв однажды машину в Badget, никаких особых преимуществ я не ощутил, если не считать того, что пришлось больше заплатить. Маловероятно, что в частной фирме вам подсунут за нормальные деньги откровенную рухлядь (впрочем, в Турции за $10-15 в сутки можно взять в аренду Fiat-124, по-русски говоря, обычную "копейку", или какой-нибудь иной раритет), да и о наличии страховки лучше поинтересоваться сразу. Как правило, страховка является при аренде обязательной, но какие нюансы в ней прописаны, без знания языка и юридических тонкостей разобраться невозможно. Поэтому, если вы выбрали все-таки мелкую фирму, остается понадеяться только на русское авось - ведь ездим же мы у себя дома без всяких лишних условностей в виде страховок, и - ничего!

С бюрократическими формальностями - права международного образца, залоговая сумма, водительский стаж, наличие кредитной карточки - о которых предупреждают путеводители, сталкиваться не пришлось. Сама процедура оформления аренды достаточно проста - выбираешь прокатную контору с понравившимися ценами и автомобилями (эту процедуру можно доверить принимающей турфирме или портье отеля, но, право, не хочется лишать себя права выбора, да и за услугу придется доплатить), в течение пары минут оформляешь документы, и вперед. Условия аренды могут быть самыми разными - автомобиль может быть с пустым или полным баком (с таким же его придется вернуть или доплатить за использованный бензин), без ограничения пробега или с таковым (последнему пункту в Египте я не придал значения, в результате пришлось раскошелится на $0,5 за каждый сверхлимитный километр). Показалось, что обычное водительское удостоверение (до замены - картонная книжка старого образца) для прокатчика пустая формальность, с таким же успехом ему можно показать проездной на трамвай. Наконец, оплатив оговоренную сумму и место возврата (как правило, проще всего оставить автомобиль на стоянке отеля, отдав ключи портье, больше прокатчика вы не увидите), получаешь ключи от ожидающего автомобиля - и вперед.

Как свидетельствует мой опыт, автомобиль лучше брать во второй части поездки - осмотреться, обзавестись путеводителями и картами, составить примерные маршруты (да к тому же в первые дни так хочется просто полежать на пляже). Автомобиль лучше заказать заранее - это не только ничего не стоит, но даже можно получить скидку. На Кипре прошлым июлем мне пришлось обегать пару десятков контор, прежде чем найти автомобиль с кондиционером (в Европе это считается опцией) - кажущееся изобилие фирм оказалось обманчивым. Оптимальный срок аренды - 3-5 дней, этого вполне хватит, чтобы объехать все интересное вокруг на расстоянии 100 километров или совершить дальний вояж. К тому же с третьего дня прокатчики неизменно предоставляют скидки - чем больше срок аренды, тем дешевле обходится один день. В мелких фирмах, особенно на Востоке, принято торговаться - в Турции, к примеру, цену можно снизить процентов на тридцать. Вот в какие суммы за день мне в итоге обходились машины в разных странах. Турция - Tofas Sahin (что-то вроде нашей 99-й, но с задним приводом): $28,5 ($200 за семь дней + 2 дня подарок от фирмы); Тунис - Renault Clio (маленькая "букашка"-хэтчбек) - $67 ($200 за три дня); Египет - Mitsubishi Lancer (кондиционер) - $70 ($140 за два дня); Кипр - Nissan Primera (кондиционер, автомат) - $55 ($165 за три дня). Как видно, цены с учетом разного класса и комплектации автомобилей (первые два - с "деревянными" салонами) весьма отличаются. Вывод: самые низкие цены в Турции (и не только на автомобили!), весьма интересны они и на Кипре. А вот в Африке аренда машины обходится дорого (в Тунисе автомобиль с кондиционером дешевле $90 в сутки не найти). Причем, на египетском курорте Хургада ездить по большому счету некуда - на сотни километров вокруг только пустыня, к тому же иностранцам за пределы городов без охраны выезжать не рекомендуется (года три назад местные то ли революционеры, то ли религиозные фанатики обстреляли туристический автобус, с тех пор передвижения гостей из города в город сопровождают военные).

Может быть, мы испорчены хорошими японскими автомобилями, но ни один из прокатных автомобилей мне не понравился. Кондовый салон (ручные регулировки, "весла", в лучшем случае простенькое радио), "зажатый" двигатель, примитивные характеристики подвески - в общем, потребительский стандарт. Правда, их техническое состояние нареканий не вызывало и с главной своей задачей - доставить туристов из пункта A в пункт B они с успехом справлялись.

Стоимость бензина везде разная - от $0,70 в Турции и на Кипре до $0,30 в Египте. Заправок много - как мировых брэндов (самые мелькающие марки BP, Shell, Mobil), так и местных нефтяных фирм. Впрочем, и здесь могут быть исключения - на 60-километровом пути из Хургады до единственного ближайшего городка нам не встретилось не то что заправки, но даже деревца - лишь пара дорожных указателей. Риск встать посреди пустыни с пустым баком был весьма велик...

ДОРОЖНАЯ ПОЛИЦИЯ

Люди в форме на дорогах не столь навязчивы, как в России, но они все-же встречаются. В Турции в каком-то заповедном месте мы бросили на обочине заведеннный автомобиль и увлеклись поиском интересного ракурса для съемки, а когда вернулись, обнаружили около машины человека в форме. По совковой привычке я стал совать ему все имеющиеся документы, на что получил извинения за беспокойство и совет не оставлять машину с ключами в пустынном месте.

В Тунисе на выезде из столицы страны с таким же названием по каким-то причинам нас остановил дорожный патруль. Что им было надо, я так и не понял, но после фразы I be go from Siberia они, явно испугавшись, поспешили раскланяться.

На Кипре - привычная картина: цветной автомобиль и люди в форме на обочине с каким-то предметом - то ли видеокамера, то ли фотоаппарат. Скорость - километров на 30 больше разрешенных 120 км/час. Удивило: никто по встречной не мигал фарами, а соседи по потоку по правой стороне шли еще быстрее и не пробовали притормаживать. Честно говоря, возвращая машину, ожидал неприятностей (останавливать автомобиль там считается опасным, поэтому штраф с подтверждающей нарушение фотораспечаткой присылают по почте), но вроде пронесло - гид позже пояснил, что к иностранцам в таких случаях относятся лояльнее, чем к местным.

МОДЕЛЬНЫЙ РЯД

Несмотря на различие в модельном ряду в каждой из стран, две основные тенденции все же выделить можно. Первая - засилье небольших экономичных машин (хит сезона - Toyota Yaris). Вторая - японские автомобили захватили мир - где бы я ни был, модельный ряд удивительным образом будет напоминать иркутский. Corolla, Lancer, Sunny, Civic - эти автомобили в исполнениях для разных рынков можно встретить всюду. Большие автомобили типа Mersedes S-класса - большая редкость (хотя Mercedes E-класса очень любят кипрские таксисты). Джипы - эксклюзив, хотя плеяда SUV (Toyota RAV4 и компания) все активнее завоевывают мир. В Тунисе большие джипы (Land Cruiser, Patrol) вместе с реанемобилями возведены в ранг спецтранспорта (льготная растаможка, особая раскраска) - на них возят туристов по пустыне Сахара.

Российские автомобили можно встретить повсюду, кроме Таиланда (даже на праворульном Кипре), но встречи эти - скорее исключение, чем правило, и машины все далеко не первой свежести - экспортная программа ВАЗа в последние годы терпит фиаско. Любопытный случай произошел в Тунисе - там "Нива" стояла у входа... в пещеру. Дело в том, что в этой стране есть деревня Матмата, где живут пещерные люди - троглодиты. У каждой семьи - своя пещера. И ведь неплохо живут - внутри может быть телевизор, видеомагнитофон, сбоку от "главного входа" - гараж. Гостям здесь очень рады - каждый турист считает своим долгом за определенную сумму сфотографироваться с аборигеном или купить какую-нибудь безделушку. Вот, и на Ниву" скопили... Пейзаж столь фантастичен, что именно здесь режиссер Джордж Лукас снимал свои знаменитые "Звездные войны"...

...Познание мира, - как знаменитый афоризм "Чем больше я знаю - тем больше понимаю, сколько я не знаю". Как здорово, что на земле есть другие миры и новые страны - нам их только предстоит узнать. Продолжим этим летом?

Ефим НЕЗВАННЫЙ.

"Автомаркет+Спорт" №27




стартовая | редакция | автомобили сибири | реклама | автогид | автомобили | вокруг автомобиля | подшивка | все автофирмы региона | фотогалерея | справочное бюро | фестиваль автотюнинга | гранд европа | сша
Copyright © 2003-2006 "Автомаркет+Спорт". Иркутск Все права защищены.
Воспроизведение материалов или их частей
в любом виде и форме без письменного согласия запрещено.
веб-мастер: info@asjornal.ru
редакция: postmaster@automarket.irkutsk.ru

Яндекс.Метрика