искать через яндекс: 
 
Автомаркет + Спорт. Лучшая автомобильная газета Восточной Сибири. Только авторский материал.  
стартовая | редакция | автомобили сибири | реклама | автогид | гостевая книга

Опыт эксплуатации.
ЛуАЗ-968М

НАШ "ХАММЕР": ГОД СПУСТЯ

Прочитав недавно рассуждения на страницах "А+С" хозяина луцкого вездехода, хочу вернуться к ЛуАЗу моего друга, с которым читатели знакомы по статье "Наш Хаммер" почти годичной давности.

С тех пор к 58 тыс. километров (напомню, одометр, скорей всего, был скручен) хозяин добавил еще десять. За это время машина не раз вставала на ремонт. В основном - из-за халатности владельца, не желавшего тратить средства на восстановление и профилактику своего автомобиля. Его можно понять: не каждый будет вкладывать деньги в агрегат, стоящий как дешевый китайский велосипед. Но подобное отношение к транспортному средству, когда не приобретаются даже копеечные, остро необходимые детали, порой ведет к необратимым последствиям. Например, такая мелочь, как шплинт, коих в машине полным полно, зачастую меняется ленивыми автолюбителями на гвоздь, имеющий одну очень нехорошую особенность ломаться в неподходящий момент. Грешил подобной "модернизацией" до определенного времени и мой друг. Он шплинтовал гвоздями рулевые наконечники. Однажды, поехав со мной в лес, друг принялся гонять по узким песчаным дорожкам. На одном из поворотов, когда дорога уходила влево, "луазик" вырвался в лесополосу и начал рубить просеку. Благо, нам не попалось крупных деревьев да водитель успел вовремя дать по тормозам. Для него такие приключения в порядке вещей, я же испытал легкий шок.

Виноватым, естественно, оказался срезанный гвоздь и открутившаяся с рулевого наконечника гайка, которую мы потеряли по пути. Около часа, лазая по придорожным кустам, искали виновницу гибели молодых сосенок, но все тщетно. Не нашлось ее и в огромном запасе запчастей, постоянно присутствующем у друга в автомобиле. В конце-концов, скрутили рулевое хозяйcтво проволокой и осторожно двинулись домой. С тех пор хозяин использует исключительно шплинты.

Другой пример наплевательского отношения к машине - аккумулятор. Я уже упоминал, что в ЛуАЗе он расположен в салоне и у друга однажды взорвался. Выплеснувшийся электролит вместе с постоянными испарениями здорово подточил пол кузова под батареей. В один прекрасный момент, когда друг выезжал с дачи, отправляясь на очередную лесную прогулку, трухлявая металлическая площадка не выдержала тяжести свинцового агрегата и аккумулятор, оторвавшись от проводов, покинул отсек, оросив землю кислотой. При этом друг еще умудрился переехать его задним колесом. На счету знакомого это уже вторая "убитая" батарея. Тут впору хоть звезды на дверке рисовать по их числу.

Другое электрическое оборудование тоже не балует своей долговечностью. Полетела расположенная под передней панелью релюшка поворотников. Произошло это из-за негерметичности уплотнителя лобового стекла. В образовавшуюся щель попадала вода, которая щедро заливала реле. Вояж по ангарским магазинам запчастей ожидаемого результата не принес - электрический узел не попадал на прилавки еще с социалистических времен. Но ездить-то надо! И друг ездил. А чтобы не создавать аварийных ситуаций и не привлекать внимание ГИБДД, хозяин "луазика" наловчился замыкать контакты поворотников вручную. На поворотах и перекрестках друг напоминал фокусника, жонглирующего сразу несколькими предметами: правая рука на рычаге коробки передач, два пальца левой сжимают руль, остальные, зажав провода, с ритмичностью метронома замыкают поворотники. В общем, картина не для слабонервных. А если добавить сюда еще и постоянно глохнущий на холостом ходу двигатель, который приходилось оживлять с помощью выключателя, какие стоят в квартирах, то можно лишь позавидовать ловкости рук моего друга. Правда, сейчас он достал реле и больше не разрывается между органами управления.

Помимо поворотников, периодически исчезает дальний и ближний свет фар. Причем, достаточно неожиданно, и так же неожиданно появляется вновь.

Очень много хлопот доставил стартер - сверхненадежная деталь на мемзовском силовом агрегате. К счастью, обмотка и якорь из строя не выходили, зато нервы трепал бендикс. Каждая заводка двигателя превращалась в мучительную процедуру прослушивания жужжания муфты свободного хода. Пересадка стартера, взятого с братовского "запорожца", не улучшила положение вещей. "Луазик" продолжал крутить бендикс, не подводя его к маховику. Тогда проверили венец последнего - зубья оказались целыми. Купили бэушный стартер у соседа - та же история. На ангарской барахолке договорились с продавцом запчастей о том, что он достанет новый агрегат. Через пару дней взгляду друга предстал якобы новехонький стартер. По крайней мере, торговец чуть ли не клялся в этом. Но при самом поверхностном осмотре на корпусе были обнаружены множественные царапины, говорящие о долгом использовании детали, а роликовая муфта покрылась толстым слоем ржавчины.

- На складе долго лежал, - оправдывался продавец.

Естественно, покупать откровенную "залепу" друг не стал. Нашел у знакомого бэушный, но вполне работоспособный стартер, с которым ЛуАЗ, наконец, начал заводиться с пол-оборота. Хотя и он сейчас нет-нет да и прожужжит бендиксом, не желая крутить маховик.

Позволю себе не согласиться с автором статьи "Самый доступный джип", в которой он утверждает, что независимая подвеска мало пригодна для асфальта. Как раз независимая схема на ровном покрытии, не говоря уж о бездорожье, обеспечивает наилучшее сцепление колес с дорогой. А никудышная управляемость "луазика" объясняется лишь типом применяемых упругих элементов и их откровенно плохой настройкой. Ведь торсионы, пришедшие в легковые автомобили из бронетанковых войск, хотя и чертовски надежная конструкция, но совсем не приспособленная для скоростного маневрирования. Правда, используется она и в достаточно современных машинах (Mitsubishi Pajero, Renault 19), но ее уровень уже совсем другой, нежели в ЛуАЗе, который создавался еще в 1978 году.

Главная же проблема, из-за чего луцкий вездеход управляется немногим лучше телеги, в рулевом механизме с огромным люфтом. Бронзовые втулки маятниковых рычагов и рулевой сошки еще при покупке машины были изрядно изношены, а в процессе последующей эксплуатации пришли практически в полную негодность. Их замена требует определенной квалификации и в общем-то трудоемка. Поэтому друг ограничился несложной процедурой, несколько уменьшившей ужасающий своими размерами, точнее градусами, люфт рулевого управления. С помощью молотка и медного прутка глубже забил втулки в теле картера и рычагов. Еще пару-тройку лишних градусов удалось убрать, поменяв вкладыши и рулевые наконечники. Капроновые полушария протерлись до толщины промокательной бумаги, а некоторые так вообще превратились в лохмотья. У последних пальцы в рулевых тягах работали по металлу, что придало им овальную форму. Вместо пришедших в негодность вкладышей друг поставил широко разрекламированные продавцом пластмасски с добавлением молибденового порошка. Применение подобных технологий в изготовлении деталей стоимостью 20 рублей выглядело весьма сомнительно. Это подтвердилось менее чем через тысячу километров, когда три из шести рулевых наконечников при целых пыльниках опять застучали. Вскрытие, как и в первом случае, показало дырявые вкладыши. Не поддавшись на рекламную кампанию торговца высокими технологиями, друг приобрел обычные капроновые детали.

После всех проведенных работ люфт не исчез, а лишь принял менее угрожающие значения, при которых уже можно было без особой опаски передвигаться по дорогам общего пользования. Хотя друг этим не злоупотребляет. На таком рыдване, как ЛуАЗ, если еще принять во внимание его техсостояние, ездить по городу и загородным трассам, мягко говоря, страшновато. Однажды, взяв меня с собой в довольно-таки дальнюю поездку (для героя этой статьи 50 километров - рекордное расстояние, на которое приходилось удаляться от гаража. Дальше хозяин ехать не рискует, боясь возвращаться на галстуке), друг продемонстрировал мне чудеса разгонной динамики, достигнув рекордной скорости 80 км/ч. На большее "луноход" не способен. Но и при этой скорости водителю приходится далеко не сладко. Руль и рычаг КПП вырываются из рук, чтобы что-то сказать, надо рвать голосовые связки, а чтобы услышать, нужно уметь читать по губам, на швах асфальта потряхивает, как будто едешь по булыжной мостовой и т.д. Короче говоря, малоприятно да и страшновато.

Казалось бы, в отношении проходимости ЛуАЗ, кстати, единственный из российских джипов, оснащенный блокировкой заднего межколесного дифференциала, должен взять свое. В принципе, так оно и есть. В грязи автомобиль ведет себя достойно. Даже без подключения заднего моста машина уверенно форсирует бездорожье, а уж на всех ведущих колесах способна творить чудеса. Тридцатисантиметровый слой снега для нее не проблема, как и такой же глубины вязкая жижа. Друг, испытывая свой "луазик" на прочность и проходимость, не раз залезал в труднодоступные места и всегда выбирался своим ходом. Хотя, как-то утопив автомобиль по самые пороги, все же пришлось обратиться за помощью.

КрАЗ-"лаптежник", управляемый не совсем трезвым водителем, так рванул джип из болота, что тут же получил оторвавшейся буксирной проушиной по бамперу. А уж сколько раз приходилось другу вытаскивать застрявшие на подступах к дачному садоводству иномарки и "жиги"...

Но была одна ситуация, закончившаяся для хозяина и его машины полнейшим конфузом, хотя в их успех уверовали практически все. Мы с другом поспорили о том, преодолеет ли "луазик" подъем градусов этак в 28-30, по которому раньше взбирались кроссовые мотоциклы. Я сказал нет, он - да. И чтобы доказать боеспособность своего автомобиля, тут же ринулся вниз. ЛуАЗ успешно скатился с горки и, развернувшись, занял стартовую позицию. Хрустнула шестеренками раздаточная коробка и машина двинулась вверх. Проползла метров пять, застыла на месте и начала зарываться в песок, обильно покрывавший косогор. Вторая попытка, сопровождавшаяся диким скрежетом в трансмиссии, также закончилась неудачей. Друг скатился вниз и поехал искать выход из поймы Китоя, в которой проходили наши импровизированные соревнования.

Вечером, потягивая пиво, проспоренное другом, мы обсуждали причины, из-за которых луцкий внедорожник, по заводским характеристикам обязанный преодолевать тридцатиградусный подъем с запасом, столь позорно повел себя в довольно простой ситуации. И пришли к выводу, что, во-первых, шины не соответствовали типу покрытия (зубастая узенькая "снежинка", эффективная в грязи, для песка совсем не подходит - нужны более широкие покрышки с менее агрессивным рисунком протектора), а во-вторых, у "луазика" друга очень велики трансмиссионные потери, то есть трение в ступичных и других подшипниках, в зацеплении шестерен коробки передач и "раздатки", в приводах. Все это из-за того, что ходовая и трансмиссия ЛуАЗа находится далеко не в лучшем состоянии. К тому же, замененное два года назад сцепление опять нормально не выполняет своих функций. У мемзовских агрегатов оно не отличается особой долговечностью. Дело в том, что диски сцепления рассчитаны на базовую 28-сильную установку, а двигатель МеМЗ-968 мощностью 40 л. с. быстро гробит феродо. Тем более, друг часто ездит по бездорожью и таскает волоком бревна. Подобная нещадная эксплуатация, особенно методы преодоления грязи, не добавляют сцеплению ресурса. Так что в скором времени потребуется его очередная замена.

Основные недостатки мотора, не принимая во внимание его древнюю, устаревшую еще при начале производства, конструкцию, постоянные перегревания да чрезмерная утечка и угар масла. К тому же, создатели двигателя снабдили свое творение весьма непродуктивным масляным насосом. Поэтому, когда температура смазки достигает 90-100 С° на холостых оборотах давление безбожно падает. Для того, чтобы масло попадало ко всем составляющим поршне-клапанной группы, приходится подгазовывать. С перегреваниями, если не брать в расчет различные технические средства (дополнительные вентиляторы, воздухозаборники), можно бороться при помощи, как это ни странно звучит, больших оборотов. Ведь чем больше обороты, тем больше воздуха засосет в моторный отсек своими лопастями вентилятор.

А вот с утечками масла другу возиться недосуг. Жижа, которую он заливает в картер двигателю, стоит дешево. Проще прикупить ее литр-два вместо замены сальников коленвала и других резино-технических изделий. Синий дымок, идущий из выхлопной трубы, предполагает смену поршневых колец и направляющих втулок клапанов, с чем друг тоже не хочет связываться.

Последняя неприятность, постигшая хозяина ЛуАЗа, был отломившийся правый передний амортизатор. Я уже упоминал, что подвеска "лунохода" очень крепкая и практически непробиваемая. Но и на старуху бывает проруха. Как-то раз, заинтересовавшись неприятным дребезжащим звуком, исходящим из-под моторного отсека, друг заглянул туда и увидел болтающуюся стойку. Оказывается, по какой-то причине срезало болты, крепящие амортизатор к рычагу подвески.

Может, сказалась усталость металла, может, водитель просмотрел колдобину, но так или иначе амортизатор висел, а обрубки болтов остались в отверстиях. Какое-то время владелец ездил без стойки, утверждая при этом, что поведение машины не изменилось. И только благодаря постоянным уговорам взялся за ремонт. Вооружившись электродрелью, он занялся высверливанием обрезков, меняя сверла на все большие по мере увеличения диаметра отверстия. Когда оно уже было достаточно крупное и предполагалось, что остатки болтов можно будет вытряхнуть в виде стружек, у друга дрогнула рука. Сверло, конечно же, пошло криво и задело целую резьбу. Весь день ушел на ее нарезание. Со вторым креплением получилось то же самое, что, в общем-то, странно, так как приятель не пьет. Видимо, это от нервного перенапряжения. Наконец, стопку водрузили на законное место и эксплуатация "луазика" продолжилась.

Кстати, мне кажется, все автолюбители должны сказать моему другу спасибо за то, что он очень-очень редко выезжает на городские улицы, предпочитая кататься по лесу. По крайней мере, я ему за это благодарен.

С уважением, постоянный читатель "А+С".

Мы по-прежнему ждем от читателей подробных писем с рассказами о ваших автомобилях. Опубликованные письма (фото весьма желательны) будут оценены гонораром. Присылайте по адресу редакции или электронной почте E-mail: postmaster@automarket.irkutsk.ru

"Автомаркет+Спорт" №27




стартовая | редакция | автомобили сибири | реклама | автогид | автомобили | вокруг автомобиля | подшивка | все автофирмы региона | фотогалерея | справочное бюро | фестиваль автотюнинга | гранд европа | сша
Copyright © 2003-2006 "Автомаркет+Спорт". Иркутск Все права защищены.
Воспроизведение материалов или их частей
в любом виде и форме без письменного согласия запрещено.
веб-мастер: info@asjornal.ru
редакция: postmaster@automarket.irkutsk.ru

Яндекс.Метрика