САМЫЙ РУССКИЙ АВТОМОБИЛЬ
Toyota Corolla в 90-м кузове, хит иркутских дорог каких-нибудь
три годаназад потихоньку уходит со сцены -- "безпробеговыми"
такие машины ужепочти не продаются, а те, что предлагаются уже
как следует измочалены местнойэксплуатацией. Мой такой автомобиль
по меркам японских машин уже ветеран-- куплен в далеком уже
96-м году, когда было его золотое время. Все этигоды он находился
в одних руках, что позволило накопить достаточно интересныйопыт
эксплуатации.
Выбор
С чего все начиналось? Автомобиль был заветной целью все моистуденческие
годы, и, начав зарабатывать, первой своей крупнойпокупкой я хотел
видеть только собственную машину. Как толькоопределенная сумма была
накоплена, остро встал вопрос выбора. Причемхочу напомнить, это был
1996 год, и если даже сейчас есть люди (инеобязательно в возрасте),
которые упрямо покупают изделияотечественного автопрома, то тогда
покупка подержанного "японца"воспринималась многими как весьма рискованный
шаг. Помнится, термин"одноразовый автомобиль" тогда имел довольно
широкое хождение. "Купи"семерку", и горя знать не будешь" -- так советовали
многие. Но мне,уже успевшему поездить за рулем "праворуких" машин
своих друзей, акроме того, имевшему довольно большой опыт эксплуатации
классических"Жигулей", хотелось иметь именно иномарку.
Какую? Этот вопрос мучительно решался в течение всего лета. Аксиомао
том, что Toyota -- самая надежная и "русская" среди японских марок,тогда
еще не была так бесспорна. Поэтому выбирали мои друзья изнакомые "японцев",
исходя только из внешних симпатий и интуиции.Соответственно, и судьба
этих машин оказалась очень разной. У одногомоего друга был Nissan-Laurel
1985 года с автоматом, удругого -- Honda-Integra 1986 года (1600,
автомат), утретьего -- Subaru-Leone 1986 года. Угловатый и неказистый
внешне"Субарик" показал себя хорошей рабочей лошадкой, честно отмотав
поддвумя хозяевами полторы сотни тысяч километров по дорогам области.
Даон и сейчас в здравии, правда, слегка помят по периметру. КрасавицаHonda
начала "сыпаться" на втором году жизни, причем практическився и сразу.
Двигатель, АКП, бензонасос, глушитель, почему-то шкивкондиционера
-- всего не перечесть. В очередной раз отремонтировав машину,хозяин
все же решился на продажу любимицы. Исключительно вовремя,надо признать
-- через неделю, уже у нового хозяина, двигатель показал"братскую
руку", пробив шатуном блок. Nissan не успел себя как-тозарекомендовать
-- хозяин неаккуратно разбил его "морду" о столб, неудержав машину
на гололеде. В общем, учиться на ошибках друзей былосложновато. Методом
исключения была выбрана Toyota, тем более, чтоее активно лоббировал
один из моих знакомых, успевший в свое времяпоработать в "Баргузине-авто".
Примерно за месяц до покупки я парудней покатался на Toyota-Corona
1988 года, с двигателем 5А и АКП.Машина очень понравилась, и ощущением
надежности, и динамикой, икомфортом, и это окончательно оформило выбор.
И вот в августе 1996года мой приятель, имеющий родню во Владивостоке,
отягощенный суммойв $6000, вылетел из иркутского аэропорта, имея конечной
цельюлегендарный "Зеленый угол". Заказ был таким: Corolla или Corona,
88-89год, 5А, МКП, "хороший" металлик, суперсалон. В субботу мне позвонилииз
Владивостока, сказав, что машина куплена, а уже в понедельниксверкающая
лаком Corolla 1989 года рождения стояла на моейстоянке (приятель ухитрился
доставить машину грузовым самолетом, навсе 100 процентов использовав
связи родни). В завершение темы выбора скажу,что покупка европейского
автомобиля не рассматривалась вообще, ввидутехнического отставания
и несравнимо худшего состояния "леворуких"автомобилей в данном ценовом
диапазоне.
Первые впечатления
Все слишком хорошо. Красивый кузов цвета "серый металлик",неправдоподобно
чистый, тихий и уютный салон, покрытый тонким слоемпыли абсолютно
сухой двигатель, кондиционер, гидроусилитель...Все это непохоже на
правду, и тем не менее... Патриот в душеи автомеханик по образованию,
я долго искал хоть какие-то аргументы впользу покупки отечественного
автомобиля. Бесполезный труд. Последнийшанс российского автопрома
-- адаптация к нашим дорогам -- растаялкак дым после того, как я впервые
увидел Corolla снизу, загнав наэстакаду. Первое, что мне пришло в
голову: японцы знали, что этамашина будет эксплуатироваться в России.
Мощные рычаги, оченьсерьезного вида сайлент-блоки, аккуратный и вместе
с тем внушительныйподрамничек, на котором смонтирован силовой агрегат,
ни малейшихследов ржавчины или масла, защита бензопровода и тормозных
трубок,абсолютно ровное днище и "размазанный", спрятавшийся в углублениибензобак,
которым при всем желании не зацепишься... Остаетсяпроцитировать Жванецкого:
"И как эти сволочи продумали все так хорошо?"
Окончательно "добили" меня поперечная и продольная балки подвески,прикрывающие
своими мощными телами двигатель и коробку. Вы будетесмеяться, но эти
балки -- самые нижние детали моторного отсека. То естьвсе хрупкое
и ценное находится выше. И что тут особенного, спроситевы, и будете
неправы. Просто загляните под классические "ВАЗы".Картер двигателя
находится ПЕРЕД балкой по ходу движения и НИЖЕ ее, априемная труба
выхлопной системы ("штаны") еще ниже! И если двигательеще можно попытаться
защитить металлическим листом, "штаны" неспасает никакая защита, и
их деформируют рано или поздно всевладельцы "Жигулей".
Силовой агрегат
Двигатель 5А-FE, 1500 см, распределенный впрыск, 16 клапанов, 105
л.с., 4-ступенчатая МКП. Сухое однодисковое сцепление с гидравлическимприводом.
Отсутствие 5-й передачи -- единственный, хотя и не смертельный,недостаток
машины. Двигатель очень хорош. Многие, включая "широкоизвестного в
узких кругах" Сергея Корниенко, указывают на высокуюнадежность двигателей
серии 4А и 5А. Полностью согласен с этим. Припробеге (по спидометру)
более 150000 км расход масла отсутствует какявление, компрессия по
цилиндрам колеблется от 13,2 до 13,5 кгс/см2,СО не превышает 0,1%,
расход бензина от 6,8 л на трассе до 8,5 л вгороде, уверенный запуск
до -35-С. За все время эксплуатациизапомнилась лишь замена ремня ГРМ,
проведенная на отметке 100000 км.Кроме этого, помимо банальных замен
масла, фильтров и свечей, сдвигателем никогда ничего не делалось.
Прекрасно работает системавпрыска, несмотря на использование в первые
годы этилированногобензина(а другого тогда и не было). В ней даже
фильтр тонкой очисткиеще не менялся. Так же никогда ничего в топливной
системе непромывалось, исходя из разумного принципа -- "не чешется
-- не чеши".Перегреть или заморозить двигатель невозможно ни при каких
условиях.
Кузов
Мне очень нравится стиль японских автомобилей, выпущенных в конце80-х
-- начале 90-х годов, поколения, предшествующего "мыльномудизайну".
Особенно удачными, на мой взгляд, получились ToyotaCorolla, Toyota
Mark II и Toyota Crown 88-91 годов. Автомобили не"цепляют" взгляд,
но это именно потому, что эта дизайнерская линияочень близка к "золотой
середине" -- силуэт пропорционален, строг,стремителен и закончен.
Наиболее выигрышно смотрятся автомобили этогосемейства в профиль.
Если же перейти от лирики к технике, стоит отметить поразительнуюкоррозионную
стойкость автомобиля -- двенадцатилетняя Corolla неимеет ни одного,
даже точечного участка коррозии. Защитная мастика варках колес и на
днище прекрасно сохранилась, но даже на техучастках, где она сбита
камнями, коррозии тоже нет! Качествоокраски -- японское, ежегодная
полировка и мойка с хорошими шампунямипозволяют сохранять "стеклянный"
блеск кузовных панелей. Салонэргономичен, как и положено японской
технике, а просторен ровнонастолько, насколько может быть просторен
4-метровый седан. Малыйкласс есть малый класс, и если впереди комфортно
размещаются дажегабаритные люди, то сзади при этом троим явно тесновато,
да и места дляног не хватает. Но особых разочарований по этому поводу
не было,результат соответствовал ожиданиям. При этом в салоне до сих
порничего не скрипит, двери закрываются легко, плотно и без дребезга,летом
в машине прохладно, зимой тепло, вся электрика в полномпорядке. По
разу менялась передняя и задняя акустика на более мощныеи свежие модели,
а стоявший с Японии Kenwood заменил только попричине катастрофического
безвкусия, творящегося на иркутских среднихрадиочастотах. Возиться
с FM-конвертером было лень, поэтому магнитолурешено было поменять,
и прилично навороченный Alpine, вставший настарое место, украсил салон
изысканной зеленой подсветкой и неплохимзвуком. Руль обшил светло-серой
кожей (ох, и нелегкая это была работа,но результат получился очень
неплохим, и кожа смотрится именно каккожа, а не заменитель, как это
выглядит на более дорогих Toyota,увы), а заднюю полку -- плотной серой
тканью, это сделало салон болеецельным и дорогим внешне, а также помогло
справиться с легкимпопискиванием, появившимся после замены задней
акустики. В целомможно отметить салон как весьма уютный и комфортабельный,
конечно,насколько это возможно на массовой и не самой дорогой модели.
Ходовые качества
Ну что можно сказать: Corolla -- это не Porsche и не Supra TwinTurbo,
но это далеко и не "девятка". Причем это "далеко" начинаетсяна оборотах
двигателя выше 3000, поэтому смею утверждать, чтолюбителю драйва Corolla
с механикой доставит гораздо большеудовольствия, чем с банальным автоматом,
когда в городе диапазонработы мотора колеблется от 1500 до 2500 об/мин.
Максимум крутящегомомента у 5A-FE приходится на 4800 об/мин, и владелец
машины савтоматом может так никогда и не узнать, на что способен егоавтомобиль.
Двигатель легко и с удовольствием крутится, а его работана оборотах
выше 3500 начинает сопровождаться басовитым, "мужским"звуком, который
очень способствует выделению адреналина в крови. Япрактически никогда
не использую в городе 3-ю передачу, алгоритмпереключения на светофорах
выглядит как 1-2-4. После трогания напервой передаче вторая используется
для "разборок" в потоке.Благодаря большому диапазону рабочих оборотов
двигателя на второйпередаче можно двигаться в диапазоне 10-80 км/час,
а большое тяговоеусилие позволяет получать вполне приличное ускорение.
При этом, если"гоняться" не с кем или нет желания, на 4-ю ступень
можно переходитьуже на 40 км/час, на "низах" тяга хоть и не тракторная,
но вполнедостаточная для легкого кузова Corolla. Третья передача используетсяв
основном на затяжных подъемах, либо на скользкой дороге приторможении
двигателем, при обычной езде в городе она просто "лишняя".А вот пятой
передачи, увы, нет.
Подвеска имеет довольно большой ход, устойчивость автомобиля надороге
вполне достойная, а управляемость на скользком покрытиизаслуживает
высоких оценок, как и положено хорошо спроектированномупереднеприводному
автомобилю -- машина прощает разгон или торможение научастках с разным
коэффициентом сцепления для левых и правых колес, асорвать ее в занос
на радиусе возможно либо сознательно заблокировавзадние колеса "ручником",
либо пробуксовкой передних колес принажатой педали "газа". Все согласуется
с теорией -- недостаточнаяповорачиваемость, как она есть. Не очень
люблю зимнюю резину,предпочитаю хорошую "всесезонку" круглый год.
После изучения таблицтестовых испытаний различных моделей резины решено
было остановитьсяна И-391, о чем впоследствии не довелось пожалеть
-- хорошие сцепныесвойства и низкий уровень шума на сухом асфальте
хорошо сочетаются сдовольно приличным поведением на льду. Все детали
подвески, заисключением амортизаторов и пыльников рулевой рейки, не
потребовалиникакого вмешательства на протяжении всех 5 лет. Передниеамортизаторы
были заменены на первом же году жизни машины вИркутске, старые подтекали,
да и немного денег оставалось в запасе,поэтому купил патроны Monroe-Gazmatic
и вставил их в старые корпусастоек. Новые амортизаторы показали себя
просто великолепно, напротяжении всех 80000 км по нашим дорогам, в
морозы и жарупрактически не изменив свои рабочие характеристики и
не потеряв никапли масла. Что касается задних стоек, то они стали
создаватьопределенные проблемы на третьем году жизни -- в сильные
морозы выбилосальники амортизаторов, и значительная часть масла вытекла.
Покупатьновые импортные не стал, ограничился ремонтом в "Интеграле",
заодноустановил пыльники от "восьмерки", которые защищают штоки гораздолучше
родных за счет большей длины.
Немного приподнял автомобиль установкой проставок между кузовом ичашками
стоек -- на 2 см впереди и на 3 см сзади. Углы установки заднихколес
после этого остались в пределах нормы, а вот схождение переднихпришлось
корректировать.
Пыльники рулевой рейки рвутся примерно раз в два года -- все-таки
резинане выдерживает наших морозов. Винить в этом японцев глупо, посколькупыльники
делают где-то в Иркутске. Здесь главное -- не опоздать сзаменой, пыльник
стоит недорого, а вот рейка и гидроусилитель,которые он защищает,
значительно дороже.
Эксплуатация и ремонт
Помимо вышеупомянутых стоек и пыльников, а также сменных расходныхматериалов
и установки новой АКБ при покупке, автомобиль непотребовал за 5 лет
иркутской эксплуатации НИКАКИХ вложений илиработ. Пробег в 80000 не
очень большой, но он получен в результатепрактически ежедневной и
круглогодичной эксплуатации в условияхгорода и нашего жесткого климата,
а это означает частые запуски, втом числе и на морозе, длительную
работу на холостом ходу и в целом"рваный" ритм езды. Назвать это щадящей
эксплуатацией язык неповорачивается. Тем не менее Corolla с честью
выдерживает испытания,выпадающие на ее долю, и чувствует себя прекрасно.
Никаких ремонтыхработ, крупных или мелких, на горизонте не предвидится
(тьфу-тьфу), иотношение к двенадцатилетней машине у меня абсолютно
как к новой. Посубъективным ощущениям, двигатель только прошел обкатку,
егодинамические свойства, пожалуй, даже улучшились. Отчасти это можноотнести
на счет улучшения качества используемого топлива, сейчасCorolla постоянно
потребляет неэтилированный 95-й, и перебоев с егопоставками вроде
бы не предвидится. Надежность автомобиля такова, чтоперед дальней
поезкой максимум, что я делаю -- проверяю уровеньмасла (хотя куда
оно денется) и давление в шинах. Возить в багажникеящик с инструментами,
включающий в себя пару молотков, тиски,напильник, пилу по металлу
и моток проволоки, как это было с"Жигулями", мне и в голову не приходит.
Так же нет в машине ибуксирного троса -- считаю это плохой приметой.
Кстати, о тросе. Однаждымоя Corolla совершила настоящий подвиг, в
30-градусный мороз протащивчерез полгорода на буксире замерзшие насмерть
"Жигули". Причем ВАЗнастолько промерз, что не катился даже под уклон
Кайской горы! Броситьчеловека было никак нельзя, а более подходящего
буксира под рукой неоказалось ("Автопилот" тогда еще не работал),
и хрупкая на видCorolla, особо не напрягаясь, дотащила на второй передаче
вазовскийуниверсал до спасительного теплого гаража. На маслах я никогда
неэкономил. Первые годы в двигателе крутилась эльфовская синтетика5W50,
сейчас более качественное масло Castrol 0W40, замена не реже 10000км.
В МКП используется шелловская синтетика 75W90. Масляныефильтры --
Bosch, Champ или Purolator. Год назад, после долгих раздумийрешился
на использование антифрикционной добавки в масло ER. Причемперед покупкой
перелопатил массу информации в Интернете, где на триположительных
отзыва встречался один отрицательный, а окончательноерешение принял
под воздействием результатов испытаний "За рулем",которые показали
наличие положительного эффекта. И я с этимсоглашусь, улучшение динамики
и снижение расхода топлива не оченьвелики, но вполне реальны.
Если подвести итоги, то можно сказать, что Corolla -- потрясающенадежный
автомобиль за вполне реальные деньги. Она прекрасно подходитдля небольшой
семьи из 2-3 человек, частых поездок по городу иежедневной эксплуатации
в качестве разъездного автомобиля. Ни однуиз рабочих характеристик
Corolla (кроме надежности) нельзя назватьвыдающейся, но при этом нигде
ниже оценки "4" она не опустится. Аучитывая, что улучшение одного
параметра зачастую ведет к ухудшениюдругого, (например, увеличение
мощности улучшает динамику, ноухудшает экономичность), именно большое
количество оценок "хорошо"приведет к отличной совокупной оценке данной
модели, и поэтомусовершенно неудивительна огромная популярность Corolla
во всем мире ив России в частности. Это очень "средний" автомобиль
в самом лучшемзначении этого понятия. Хотя не исключаю, что именно
поэтому он ненравится любителям яркой индивидуальности. Каждому --
свое.
Со временем я планирую пересесть на Toyota выше классом, норасставаться
с моей Короллой не буду -- машина останется в семье. Кхорошему автомобилю
привыкаешь, как к собаке, и продавать его чужомучеловеку рука не поднимается.
С уважением, постоянный читатель "А+С", паспорт
XI-CT 677431.
Мы по-прежнему ждем от читателей подробных писем с
рассказами о ваших автомобилях. Опубликованные письма (фото
весьма желательны) будут оценены гонораром. Присылайте по
адресу редакции или электронной почте E-mail: postmaster@automarket.irkutsk.ru