искать через яндекс: 
 
Автомаркет + Спорт. Лучшая автомобильная газета Восточной Сибири. Только авторский материал.  
стартовая | редакция | автомобили сибири | реклама | автогид | гостевая книга

Самое-самое.

Большое путешествие

Особенности прогулки в национальном парке

Личным внедорожником могут похвастаться многие иркутяне, но далеко не все знают его предельные возможности именно на бездорожье. А вместе с этим - собственные джиперские способности. Бывает, конечно, что люди случайно попадают в жуткие переделки и выходят из них героями. Но есть и такая категория джиперов, кто сам ищет и находит дикие приключения, снимая стрессы, агрессию и заряжаясь эликсиром здоровья. Здесь внедорожник не для престижа, а для пользы тела и духа.

К таким экстремалам, безусловно, относятся все, кто когда-нибудь собирался под флагом иркутского джиперского клуба "4WD", председателем которого является Валерий Гаращук. На своем уже знаменитом "Красном деде" он достаточно перелопатил и монгольского, и нашего бездорожья, каждый год увлекая за собой старых и новых единоверцев.

В этом году сезон решено было открыть "прогулкой" местного масштаба, коротенькой программой выходного дня с ночевкой, где по традиции можно было бы совместить спокойный познавательный отдых и super off-road drive. Получилось? Еще бы! Щедра иркутская земля на такие программы, причем больше всего удалась именно вторая ее часть. Конечно, без тех колоритных машин и людей, что пошли в поход, он не был бы таким интересным.

Шок

"Подвижной состав" джиперского рейда оказался небольшим, всего три автомобиля. Два из них постоянным читателям "Автомаркета" хорошо известны. Это командорский Land Cruiser-60 1981 года, тот самый "Красный дед", и Jeep Wrangler 1992 года, получивший в прошлогоднюю монгольскую кампанию прозвище "Черный". А вот третьего участника, думаю, мало кто знает даже среди автофанов. Когда он подъезжал к месту сбора еще в Иркутске, для всех это оказалось настоящим шоком. Военная амфибия марки Ford выпуска начала 40-х годов нарисовалась в утреннем эфире, будто пересекла границу времени прямиком из Великой Отечественной. Потертый зеленый кузов, четыре красных звезды на боках, водитель и его штурман в танкистских шлемах, у одного настоящий чекистский кожан. Из полуоткрытого кузова - без лобового стекла, с откинутыми окнами-дверками, крышевым люком, из которого по пояс торчал штурман, зычно разносились фронтовые куплеты. Настоящее шоу, еще бы "Дегтярева" на крышу или "Максима". Весь экипаж "машины боевой" составил четыре человека, и часть из них были работники "Кузьмихи-сервиса", станции, выступающей постоянным спонсором джиперских рейдов "4WD".

Амфибия производит неизгладимое впечатление: высокая, узкоколейная, сурово-неуклюжая, с брезентовыми бровями-воздухозаборниками на капоте и... задним винтом! Водитель и нынешний владелец амфибии Сергей Сазонов пока смог научить машину ездить, водрузив кузов на полноприводное шасси ГАЗ-69 и двигатель ГАЗ-21, но плавать она еще не может. Этот рейд был ничем иным, как ходовым испытанием после первого этапа реставрации. И надо сказать, испытания предстояли серьезные, хотя внешне амфибия не выглядит матерым наземным вездеходом. А если учесть, что и по трассе амфибия едет не больше 60 км/час, к тому же из-за недоработанной системы охлаждения двигатель любит кипеть, то сей агрегат поначалу воспринимался серьезной помехой рейду. Какого-то определенного имени амфибия Ford-ГАЗ-69 не получила, поэтому в походе ее называли по-разному: броневик, лодка, субмарина и даже "Пепелац".

Что касается технических данных двух первых участников, то они подробно (по мнению иных, даже слишком) были рассмотрены еще в прошлом году. К этому рейду ничего особенно не изменилось. Так, с учетом прошлого опыта, у Wrangler усилили рессоры, приподняли кузов, а главное, переделали саму подвеску мостов так, что погнуть или выбить крепление теперь совсем не просто. Кстати, идейным вдохновителем переделки крепления стал не кто иной, как УАЗ. И еще небезынтересная деталь: родные крестовины шарниров передних колес Wrangler (они здесь открытые) после поломки были заменены на карданные крестовины "Москвич"-412 - подошли один в один.

Чужие здесь не ходят

Надо признать - дорог в области прибавляется, в том числе хороших. И теперь до многих точек региона можно доехать разными путями, нормальными и не совсем. Вот как Большое Голоустное на Байкале, которое было запланировано рейдом конечным пунктом. Туда ведет одна дорога общего назначения, через Горячий Ключ и Малое Голоустное, а другая "резервная" по лесной "медвежьей" грунтовке, с заездом от Большой Речки и далее через Нижний Кочергат. Надо ли уточнять, какой именно маршрут был выбран клубом "4WD" для рейда?

Все шло по плану только до Большой Речки. Немного задерживала амфибия, но на "путь истинный" встали без проблем. Отсыпанная проселочная дорожка от Байкальского тракта все глубже уводила в дебри Прибайкальского национального парка, величественного, малообитаемого и покрытого тайнами. Всего в нескольких километрах от Б. Речки, едва различимое среди густого леса, встретилось старое кладбище, где хоронили еще ссыльных сталинского режима. Некоторые могилки совсем ветхие и заброшенные, некоторые, по всему, регулярно посещаются. Остановились, помянули соотечественников и поехали дальше.

А что дальше? Несмотря на частые дождики, отсыпанная дорожка выглядела какой-то сухой и "несерьезной" для искателей бездорожья. В глазах командора появилась грусть и растерянность.

Ну вот, наконец, встретилась первая большая лужа, хоть и не очень глубокая. Был сухой объезд, но все с дикой жадностью, будто никогда не видели воды, плюхнулись именно в эту лужу. Ой, хорошо. Освежились, взбодрились, расплескав пол-лужи по обочинам. Тут еще амфибия подкинула сюрприз - закипела. У нее хоть и два радиатора, но лобового обдува (лодка ведь) нет. Засос воздуха на капоте. К радиаторам прилажены электровентиляторы, но они еще не были подключены. В общем, после нагрузок на малой скорости двигатель закипал и система охлаждения гудела, как паровозный котел.

Встали, что ли? Только на минутку, успокоил Сергей. Достал канистру с запасенной водой, плеснул в радиаторы (они соединены общей "рампой"), система угомонилась и все тронулись дальше, как ни в чем не бывало. Но стоп. Зачихал и застрелял глушителем Wrangler! Видимо, поднятая на скорости вода залила систему зажигания. Прочихался, прокашлялся своими 6 цилиндрами и 240 силами (стандартный 4.0-литровый двигатель здесь форсирован немецким тюнинговым ателье!) и спокойно поехали. А дальше был лесничий кордон Черемшанка, где командор предъявил пропуск на право въезда на территорию ПНП. Отсыпанная дорожка здесь кончилась, начиналась естественная просека на Кочергат, через который и предполагалось выйти в Б. Голоустное. А там отдых, купание в Байкале и ночевка. Но, как говорится, джипер предполагает, а Бог располагает.

Дело в том, что кордон вместе с нами пересекал по своим делам ГАЗ-66 с двумя лесничими, Виктором Рожковым и Александром Абакумовым. Пожаловались им на сухенькие дорожки. Дескать, хотели грязи помесить, а тут такой облом. Нет проблем, ответили ребята, айда за нами, будет вам грязь. Колея 66-го не пугает? Нет. Ну тогда вперед.

Позабыв обо всем, последовали за "русским унимогом", чья вездеходная притягательность не может не пленить. Начало было положено форсированием брода небольшой речки, где Wrangler вдруг и вовсе заглох. Выдернули, обсушили двигатель, завели, прочихали и полезли в лес за своим неожиданным сталкером.

Формула успеха

Что сказать о размытой лесной грунтовке, тесно петляющей между деревьями, с редким выходом на опушки, с разбитыми гатями через ручейки и болотинки, с колеями "под" 66-й, киселеобразными бассейнами, трясиноподобными лужицами? У джиперов есть очень емкое определение - это полная ж...

Направление, как по заказу, раскрывалось с постепенным усложнением программы. Первые грязевые "допы" не без труда, но тертые в схватках джиперы проскочили без посторонней помощи, сходу, на скорости. А где отстала тихоходная амфибия? Застряла уже, поди? Нет, ползет! В одной кашице села, но враскачку выгреблась даже "без рук". Правда, система охлаждения после этого опять вовсю бурлила, но здесь это дело легко поправимое. Кидаться в неизвестные грязевые ловушки с безотчетным азартом, без всякой на то нужды - это, наверное, не каждому понятно, но большего кайфа еще надо поискать! Особенно, если выныриваешь оттуда победителем. Одно слово - экстрим.

Но дальше, как нам и обещали, дела пошли покруче. Плюс к этому уже долгое время вокруг нас коршуном ходила гроза, пугая раскатами и готовясь подсластить внедорожное меню. И без нее-то джипы уже начали вовсю "ложиться на дно", а точнее на мосты. Увы, этого и следовало ожидать. Характер дороги особо не ограничивал автомобили по свесам и длине базы. По весу и мощности двигателя тоже - тяги на колесах хватало всем. Но предъявлял строгие требования к клиренсу, схеме полного привода и шинам. А что было у нас?

Хорошие грязевые покрышки на всех колесах имел только Wrangler. У "Деда" на задних колесах стояли очень серьезные внедорожные шины, но передние колеса были обуты в шоссейки. Что касается амфибии, у нее была резина ГАЗ-69, но только почти лысая.

Схема "предельного" полного привода у всех была схожая: жесткая связь между осями, понижающая передача в раздатке, но без межколесных блокировок. Хотя у Wrangler имеется самоблокирующийся дифференциал заднего моста, но в данных условиях он ему мало помогал.

Потому что цельные мосты родоначальника джипов на стандартном диаметре колес отличались скромным клиренсом, а нестандартно широкая колея джипа (машина-то тюнинговалась под спортивную езду) только усугубляла геометрию проходимости. Цельные мосты были и у двух других участников. Однако в силу характерных особенностей все джипы проходили сложные участки совершенно по-разному. Легкий и мощный Wrangler на широких колесах запросто проскакивал вязкий грунт и бревнышки гати, но мог "расписаться" в беспомощности в луже с глубокой колеей. Амфибия, наоборот, могла застрять узенькими колесами между бревнами гати или провалиться в болотце без твердого дна, но в лужах с колеей от 66-го шла уверенно! Видимо, узкая колея ГАЗ-69 на это и рассчитывалась. С опасным креном, одной стороной в колее, а другой на гребне, амфибия "проплывала" эти местечки под уверенный рык старенького двигателя и восторженные крики зрителей: "Молодца-а! Ой, молодца-а!" Причем, надо было видеть, с каким антуражем эта техника вообще шла. Как правило, с двумя-тремя членами экипажа на крыше, которые не слазили оттуда даже на самых сложных участках и подбадривали "механика-водителя" боевыми возгласами. Высокую "кибитку" жутко кренило в колеях и подкидывало в ямах, даже с отрывом колес, иногда амфибия прыгала и качалась, как необъезженная лошадь, как настоящий мустанг, но не переворачивалась! При этом крышевых наездников кидало из стороны в сторону, но они клещами держались "в седле". Все это очень походило на ковбойское родео. Да, посмотришь на эту грязь и на этих людей, и понимаешь, почему наша страна непобедима.

"Красный дед" отличался собственной манерой "проходимости". Казалось бы, тучный дизельный джип с длинной базой должен был выглядеть неповоротливым слоном в этих условиях. Но нет, сравнения напрашиваются другие. В грязевые ванны 20-летняя "шестидесятка" ныряла с грациозностью кита в океане. Многие страшные участки, где отсидел и Wrangler, и амфибия, "Дед", разогнавшись, проходил массой, инерцией. Зачастую просто срезая мостами слишком высокий "бордюр" колеи. Где-то и широкие шины выручали, и надежная тяга дизеля. Конечно, и "Дед" сиживал, но в абсолютном зачете меньше всего, замечу. К тому же, он был с лебедкой и часто к потерпевшим бедствие приходил на выручку, либо прокладывая путь по целине, либо с разворотом в невероятных условиях колеи и лесной "обочины". Дизель ревел вентилятором на максимальных оборотах, синхронизаторы коробки едва поспевали за переключениями, деревца гнулись, а вместе с ними и бамперы, но "Дед", не жалуясь, исполнял свои обязанности. Когда садился сам, то нередко выпрыгивал в раскачку, окутавшись клубами пара и разогнав пол-лужи по сторонам. Иногда, намертво уперевшись передним мостом, удавалось осадить и взять "барьер" со второго раза. Ну а когда садился мертво, легко вытягивался лебедкой, зацепившись за дерево. В общем, "Дед" на лесном бездорожье оказался самым мобильным.

Надо сказать, дорога была такая, что один раз даже сел 66-й, но быстро выдернул себя лебедкой. Похоже, ребятам было забавно смотреть на наше "тяни - толкай" там, где они ездят постоянно. И они с удовольствием помогали в критических случаях, подбадривая криками: "Давай, следующий!" А было бы интересно посмотреть, как по этой дорожке пошли бы Pajero, "Нива" или УАЗик на редукторных мостах. Жаль, не было таких. Возможно, удалось бы вывести идеальную "формулу проходимости", если, конечно, надежность техники не подведет. В нашем же составе все пока было в порядке.

Между тем, уже изрядно перепачканных и промокших, натаскавшихся с тросами и лебедками, и уже подуставших, накрыла собой гроза. Дождь хлестанул крупнокалиберными очередями. Плотность "огня" - насквозь мокрые футболки за минуту. Кто был до этого только в трусах и босиком, тому было легче. Дождь был непродолжительным, но этого хватило, чтобы остатки дороги и вовсе превратились в нечто невообразимое. Максимальный тяговый режим в трансмиссиях уже никто и не отключал, а движение перешло в режим шахматных ходов.

Если до дождя иные колеи можно было пройти по подсушенным кромкам, гребням и "обочинам", то сейчас все они стали скользкими и шины их не держали. Причем, не только лысые у амфибии, но даже новые грязевые у Wrangler. Последнему, очевидно, на извилистых скользких гребнях было трудно удержаться из-за малого веса и короткой базы. Джип заносило и стаскивало в колею. Там он падал на мосты и зачастую спасти не могли ни резина, ни мощность двигателя, ни самоблокирующийся задний дифференциал.

Зато на зрителей, сидя в луже, Wrangler работал эффектней всего. Форсированная рядная шестерка с ураганным воем легко раскручивала колеса до оборотов, когда мощный протектор выбрасывал воду и грязь фонтанами. Просто насос какой-то.

Кстати говоря, в режиме силовой раскачки всем удавалось выбираться не так уж редко. Преимущества механической коробки в этих условиях были очевидны.

На раскисшем вдрызг грунте самым стабильным опять оказался "Дед". Да и выбирался он без лебедки из такой "дыры", из какой по всем меркам выбраться нельзя было. Как-то его снесло в канаву и запрокинуло набок с креном около 35°. В этом положении даже за рулем сидеть как-то неудобно, не то что пытаться выбраться. Уж думали 66-й подгонять, а он сам вылез. Дизель напрягался, будто сейчас поршни повылетают, колеса бешено драли дерн, но выехал из канавы. Высокий ее барьер с кустами стал и опорой против опрокидывания, и своеобразной направляющей (честно говоря, не всякий лакированный джип представляется на этом месте). В этой ситуации главное, чтобы топлива в баке было достаточно, да уровень масла в двигателе нормальный.

Нежилое

В режиме внедорожного цейтнота наступил вечер, а проехали всего-то километров семь. Ни отдыха, ни перерывов на обед, не говоря о полднике. При этом комары и мошка заедали поедом, клещи тоже нападали. Ближе к сумеркам, наконец, поняли, что наш маршрут лежит вовсе не на Кочергат, а совсем в другую сторону, на заимку Малышкино, местечко, которое на картах обозначено как "нежилое". Туда как раз и направлялись наши друзья-лесничие, любезно пригласив в гости.

Когда до заимки оставалось километра три, глухо засела амфибия. Смеркалось, все плюнули на дальнейшую борьбу, поскольку просто вконец устали и промокли, бросили джипы посреди тайги (кто их отсюда угонит?), загрузились в кузов 66-го и вот так на халяву финишировали в неведомом Малышкино. Когда-то на этом месте было поселение ссыльных, рубивших для сталинского режима лес, сейчас это база егерей, где не просто живут, а держат целое хозяйство. Занимаются поделками из дерева, причем весьма искусно. В загоне для собак отдельно обитает волчица. Электричество - от бензогенератора. В общем, обстановка крайне романтичная, кто зачитывался Песковым и его "Таежным тупиком", тому очень понравится. Понравилось и нам всем. Готовить праздничный ужин, конечно, ни у кого не было ни желания, ни терпения. Не ели целый день. Просто собрали на стол, что было, на большой чугунной сковороде разогрели тушенку кусками, и закатили отличный пир. Никто не пожалел о том, что ночевать пришлось здесь. Правда, были сомнения по поводу одного человека. По частному приглашению с нами поехал гость из Москвы. Ему была обещана легкая внедорожная прогулка, красивые виды и купание в Байкале. Он терпеливо ждал, когда кончится лес и грязь, но ничего из обещанного так и не увидел. Но тем не менее, тоже был счастлив.

С утра вместе с нашими проводниками-добровольцами - обратно. Они тоже возвращались на большую землю. Но перед тем, как вернуться к брошенным джипам, по одной лесной "ветке" зарулили к здешнему отшельнику. Посмотрели одинокое жилье, пообщались, отдохнули душой. Анатолий Васильевич филолог по образованию, долгое время работал учителем, был не в ладах с властями по вопросам государства и личности. Живет сейчас без электронных средств массовой информации. Говорит, что всю информацию извне получал из космоса, пока какой-то бандит в Большой Речке не напал с ножом (отобрать пенсию) и не оборвал эту связь. Но полной изоляции от мира нет. Ребята с заимки подвозят продукты, да и охотники захаживают на чаек. Здесь же мы увидели целую коллекцию инструмента ручной работы, оставшегося еще со времен невольных поселенцев. Необычно и интересно.

Проблемы

Ну да вернемся к нашим джипам. После вчерашнего марш-броска оставили их в полной технической исправности, поэтому сразу же без проблем завели. ГАЗ-66 выдернул амфибию из болота, как кувшинку, правда, после этого у тягача заклинило коробку. Не беда, через 20 минут уже сделали и двинулись в обратный путь, по той же самой дороге. Было пасмурно и сыро, но с этой грязью мы породнились и шли веселей. Тем более, нашим добрым провожатым уже было не до шоу и они взяли плотное шефство над продвижением колонны. Зная здесь каждое дерево и куст, показывали наиболее беспроблемный путь в обход самых гиблых мест с колеей. Если надо было, быстро распиливали поваленное дерево - для этого в 66-м припасена хорошая бензопила.

Тем не менее, все так же приходилось сидеть, буксовать и разматывать лебедку. На одном очень тяжелом болотистом участочке, где колеса надо было прокручивать с максимальной силой, вдруг стала подниматься температура у "Деда". Но до красной зоны дело не довели. Встали, открыли капот. За поездку весь моторный отсек зашпаклевался толстым слоем грязи, которая засохла в камень. Тосол, судя по всему, выдавило через прокладку помпы и часть его разбрызгалась по двигателю. Расширительный бачок был сухой. Ну, конечно, где же здесь не попрет температура? Черпанули воды из ручья, залили в радиатор и бачок. Температура нормализовалась. Кстати, этот же самый участок легенький Wrangler проскочил играючи.

Какое-то время температуру "Деда" удавалось поддерживать доливкой воды, но потом она все равно стала подниматься, даже на скорости. Обследовали радиатор и нашли, что он забит грязью, как соты медом. Даже мощный вентилятор был бессилен продуть такую подушку. А ведь в рейд машина пошла совершенно чистая, и снаружи, и внутри. Благо, к тому времени мы уже выбрались из леса и пошли в облегченном режиме. В остальном "Дед" не проронил ни скрипа, ни стона. В последнее время, правда, стала нечетко включаться третья передача, да и сцепление скоро потребует замены. Если присмотреться, на кузове зияют сквозные дыры от коррозии. Но ведь машине 20 годков, где побывала и сколько прошла, просто страшно, при этом 4-цилиндровый 3.5-литровый дизель еще не знал капитального ремонта. В топливную аппаратуру тоже никто не лазил.

С Wrangler, кроме упомянутых капризов в начале пути, вообще ничего не случилось, если не считать обломанный край пластикового расширителя крыла (опять же, проспортивный тюнинг виноват), да порванного троса, когда джип капитально сел в колею 66-го. Амфибия отлично прошла наземные испытания. Теперь ее ждут доработки и подготовка к испытаниям водным. Правда, для полноценного восстановления раритета Сергею Сазонову нужны определенные средства и он будет рад любым спонсорам, кто поможет ему в этом благородном деле.

Так что, проблем-то в рейде по большому счету не было никаких. И техника, и люди оказались просто замечательными. Как говорится, они этот участок сделали. Слабо повторить?

В. ЛАРИН. Фото автора.

"Автомаркет+Спорт" №27




стартовая | редакция | автомобили сибири | реклама | автогид | автомобили | вокруг автомобиля | подшивка | все автофирмы региона | фотогалерея | справочное бюро | фестиваль автотюнинга | гранд европа | сша
Copyright © 2003-2006 "Автомаркет+Спорт". Иркутск Все права защищены.
Воспроизведение материалов или их частей
в любом виде и форме без письменного согласия запрещено.
веб-мастер: info@asjornal.ru
редакция: postmaster@automarket.irkutsk.ru

Яндекс.Метрика