"МОСКВИЧ" - ПРИГОВОР. BESTA -
ПРОФЕССИЯ
Как и многие будущие автовладельцы, в один прекрасный
день я понял - жить дальше без машины невозможно. К моменту
просветления мне было уже тридцать лет и почти все друзья-сверстники
имели собственные автомобили: у одного была "тройка", у
другого "Москвич". Я понимал, что на что-то "крутое" мне
не замахнуться (а по понятиям середины 80-х, когда все начиналось,
таковыми были только что появившиеся "восьмерки" и "девятки"),
и в качестве цели я обозначил бывшую в употреблении недорогую
отечественную машину. Взял 1000 рублей в кассе взаимопомощи
(все помнят, что тогда существовали такие), надавил на родителей,
немножко снял с книжки в Сбербанке. То есть на какую-нибудь
поезженную машину (а тогда можно было купить только отечественное
авто) у меня уже хватало.
Выбор, хоть и небогатый, но был - "копейки", "тройки",
"шестерки", 412-й и 41-й "Москвич". Как всегда, все решил случай.
Мой хороший знакомый предложил свой "Москвич-412". Машина
устраивала меня прежде всего по цене и понравилась по своему техническому
состоянию - в отличие от сегодняшних времен тогда было принято
автомобиль буквально лелеять. К тому же были на автомобиле кое-какие
приятные мелочи -прежний хозяин установил вольтметр и тахометр
собственного изготовления, а также поставил обогреватель на заднее
стекло. Весь этот электропакет приводился в действие нажатием
двух клавиш. Автомобиль почему-то не имел ремней безопасности,
но каким-то образом проходил каждый год техосмотр. За такой недочет
хозяин мне порядочно скинул от стоимости авто, а я вставил на
место, где должны быть ремни безопасности, две пластины с отверстиями,
приварил их и натянул ремни.
Имея права, но не имея водительского опыта, первое
время я разминался по окрестным улицам. Затем осторожно выехал
в город (машин на дорогах тогда было несравненно меньше, чем сейчас).
Через полгода я полностью освоил автомобиль - мог даже зарядить
аккумулятор, выставить зажигание и заменить масло. Труднее всего
пришлось зимой, когда автомобиль заводился только с кривого стартера
или "прикуривался" от другого авто. Летом решился на отчаянный
с моей стороны поступок: поездку на отдых на Байкал, где в конечном
итоге машина меня подвела - заднее правое колесо в дороге прокололось
два раза. В итоге до Малого моря ехал часов восемь. Приехал на
место уже за полночь, но был счастлив - доехал!
Отдохнул, загорел - пришло время возвращаться назад.
На обратном пути установил рекорд скорости, разогнавшись под горку
до 130 км/ч. Но все же автомобиль ехал очень тяжело и натужно,
и меня не покидало ощущение, что вот-вот в нем что-то окончательно
крякнет и путешествие печально закончится.
Зимой мне пришлось перебрать машину до гайки. Заменил
буквально все: колеса, аккумулятор, с друзьями переварил пороги,
зашпаклевал дно. Вдвоем с механиком даже перебрал двигатель. За
300 рублей перекрасил "Москвич" в мастерской, итогом остался очень
доволен. Впоследствии сам сшил чехлы на сиденья. Трудности возникли
только с проводкой: сделал вроде все грамотно, но при повороте
загорались габариты, а при нажиме на педаль тормоза - огни заднего
хода. Когда разобрался с электрикой (не без посторонней помощи),
сгорел диск сцепления. Замена его в "Москвиче" - целое дело. Первое
- надо полностью снять защитный поддон. Второе - разобрать систему
выхлопов газов, затем снять коробку передач. С помощью руководства
по ремонту, работу я выполнил за два дня.
Конечно, постоянные неисправности радости не доставляли,
но тогда других машин мы не знали и считали, что так все и должно
было быть. В общем, не машина для человека, а человек для машины.
Наконец, автомобиль, как мне казалось, был полностью
исправен и я собирался первый раз за весну выехать на дачу. Вечером,
перед отъездом, долго копошился в гараже: в багажник сложил весь
дачно-огородный инструмент, помыл машину и долго думал, куда же
поставить рассаду. Решил снять переднее правое кресло. Пока шел
домой, в душе какая-то тревога была. Да и наутро было недоброе
предчувствие. Вот и гараж - вроде на месте. Подхожу ближе, вижу
- а машины-то нет, ворота распахнуты настежь. Сразу позвонил в
милицию. Потом меня долго терзал следователь. В общем, все закончилось
моим нервным срывом. Впоследствии долго ходил на барахолку, рассчитывая
опознать свой автомобиль. А со временем пришел к такой мысли -
все, что случилось - к лучшему. На память от "Москвича" мне осталось
кресло, которое до сих пор пылится в гараже.
Прошло несколько лет - у меня появились деньги
на новый автомобиль. К этому времени в Иркутске стал популярен
маршруточный бизнес, и я решил попробовать себя в нем. Помня о
всех трудностях эксплуатации "Москвича", решил больше не подвергать
себя столь сомнительному удовольствию, как отечественный автомобиль,
и купил весьма интересный по цене (дело было до кризиса) корейский
микроавтобус Kia Besta в отличном состоянии и с пробегом 50000
километров. Машиной я доволен до сих пор. Двигатель дизельный
- надежный, экономичный и тяговитый, объем 2,1 литра. Гидроусилитель
руля доставляет удовольствие от вождения и не утомляет, даже если
за рулем проводишь целый день. Цвет автомобиля для меня понятие
второстепенное, но все же отмечу, что это был серый металлик.
А вот что едва ли не важнее всего - то, что кроме водителя машина
может принять 11 пассажиров. В общем, стал микроавтобус моим кормильцем.
Теперь о некоторых особенностях маршруточного бизнеса.
Главное и "золотое" правило - не обгоняй автомобиль своего же
маршрута, иначе скандал, а то и потасовка гарантирована. Лучше
поддерживать среди коллег дружеские отношения, а чрезмерная тяга
к деньгам и наглость могут закончиться плачевно - таких не прощают.
Если требуется помощь, остановись, помоги, чем сможешь, тебе когда-нибудь
отплатят тем же. В багажнике, в укромном месте, обычно держу 10-15
литров солярки, а также немного масла и различный инструмент.
Очень важно, чтобы в рабочем состоянии была запаска, обычно при
замене пассажиры недовольно ворчат, а то и кое-кого не досчитаешься.
Скорость лучше особо не превышать - и пассажиры недовольны, и
до добра это не доведет.
В нашей фирме существует денежный план, который
ты обязан отработать, все остальное - твой доход. Стоимость проезда
- 5 рублей. Народ недоволен, но садится и платит. Бывает, что
когда одновременно расплачиваются три пассажира, один, при этом
постояв для приличия у двери, спокойно уходит. Если я твердо уверен,
что он не платил, пытаюсь заставить его заплатить и в крайнем
случае угощаю хорошей затрещиной - в следующий раз без денег не
полезет. Мой примерный доход за маршрут составляет 40-65 рублей,
многое зависит от дня недели (будни или выходные), времени суток
(вечер, день, утро) и погоды. Третий фактор играет очень важную
роль - в сильный мороз или ливень долго общественный транспорт
не прождешь.
Как только начал работать на маршрутке, сразу заменил
ворсистое покрытие в салоне на обыкновенный линолеум - так гораздо
практичнее. Последняя зима была для меня неудачной - полетела
печка. Деваться некуда - надо работать. Пришлось завести машину
в теплый бокс, полночи проковырялся, а проблема в результате оказалась
ерундовой. А вообще техническое обслуживание прохожу у знакомого
в автосервисе. Стараюсь все делать сам; но бывает и так, что без
помощи механика не обойтись. Техосмотр прохожу без проблем (и
без всяких взяток) - лучше держать машину в порядке, контроль
к нам со стороны ГИБДД очень жесткий. Главное, чтобы выхлопы не
превышали норму, тормоза и свет были в порядке.
На моем микроавтобусе 5-ступенчатая механическая
КП, по городу в основном работает третья, реже четвертая передача.
Переднее стекло уже имеет несколько порядочных трещин - дали о
себе знать обильно рассыпанные зимой мелкие камни. Салон со временем
от огромного пассажиропотока пришел в ужасное состояние - въевшаяся
грязь, промятые до безобразия сиденья, оторванные "карманы". Все
чаще приходит мысль - пора менять машину, ведь и снаружи былой
лоск она потеряла: треснутые фары заклеены скотчем, промята задняя
дверь. На остановке не редкость - толчок сзади, еще одна вмятина.
Выйдешь, а там озадаченный коллега, мол, извини, на дороге скользко...
Достается еще от общественного транспорта. Ничего не боятся, посигналят
и - удар! Не будешь же по всякому случаю ГИБДД вызывать.
Машину мою раз в неделю - не в своей тарелке чувствую
себя в грязной.
Недавно предлагали мне на два месяца поменяться
автомобилями, предложив "Газель". Вновь вспомнил времена, когда
у меня был "Москвич". Жесткая подвеска, неумеренный аппетит, постоянно
выходящая из строя печка, хронические проблемы с коробкой передач
(машина дергается, когда двигаешься с места). Единственный, на
мой взгляд, плюс - большая вместимость. На рынке залезает аж 17
человек и ничего - машина едет без проблем. Когда садишься в родную
Besta, поневоле отмечаешь и удачную КП, и мягкую подвеску, и плавность
хода, да и качество сборки отличается от российского.
Александр САЛТЫКОВ.
Мы по-прежнему ждем от читателей подробных писем с
рассказами о ваших автомобилях. Опубликованные письма (фото
весьма желательны)будут оценены гонораром. Присылайте по
адресу редакции или электронной почте E-mail: postmaster@automarket.irkutsk.ru
"Автомаркет+Спорт" №10 17.03.00