"МОСКВИЧ" - ПРИГОВОР. BESTA - 
					ПРОФЕССИЯ
				
			  
					 Как и многие будущие автовладельцы, в один прекрасный 
					  день я понял - жить дальше без машины невозможно. К моменту 
					  просветления мне было уже тридцать лет и почти все друзья-сверстники 
					  имели собственные автомобили: у одного была "тройка", у 
					  другого "Москвич". Я понимал, что на что-то "крутое" мне 
					  не замахнуться (а по понятиям середины 80-х, когда все начиналось, 
					  таковыми были только что появившиеся "восьмерки" и "девятки"), 
					  и в качестве цели я обозначил бывшую в употреблении недорогую 
					  отечественную машину. Взял 1000 рублей в кассе взаимопомощи 
					  (все помнят, что тогда существовали такие), надавил на родителей, 
					  немножко снял с книжки в Сбербанке. То есть на какую-нибудь 
					  поезженную машину (а тогда можно было купить только отечественное 
					  авто) у меня уже хватало.
			   Выбор, хоть и небогатый, но был - "копейки", "тройки", 
				"шестерки", 412-й и 41-й "Москвич". Как всегда, все решил случай. 
				Мой хороший знакомый предложил свой "Москвич-412". Машина 
				устраивала меня прежде всего по цене и понравилась по своему техническому 
				состоянию - в отличие от сегодняшних времен тогда было принято 
				автомобиль буквально лелеять. К тому же были на автомобиле кое-какие 
				приятные мелочи -прежний хозяин установил вольтметр и тахометр 
				собственного изготовления, а также поставил обогреватель на заднее 
				стекло. Весь этот электропакет приводился в действие нажатием 
				двух клавиш. Автомобиль почему-то не имел ремней безопасности, 
				но каким-то образом проходил каждый год техосмотр. За такой недочет 
				хозяин мне порядочно скинул от стоимости авто, а я вставил на 
				место, где должны быть ремни безопасности, две пластины с отверстиями, 
				приварил их и натянул ремни. 
			  Имея права, но не имея водительского опыта, первое 
				время я разминался по окрестным улицам. Затем осторожно выехал 
				в город (машин на дорогах тогда было несравненно меньше, чем сейчас). 
				Через полгода я полностью освоил автомобиль - мог даже зарядить 
				аккумулятор, выставить зажигание и заменить масло. Труднее всего 
				пришлось зимой, когда автомобиль заводился только с кривого стартера 
				или "прикуривался" от другого авто. Летом решился на отчаянный 
				с моей стороны поступок: поездку на отдых на Байкал, где в конечном 
				итоге машина меня подвела - заднее правое колесо в дороге прокололось 
				два раза. В итоге до Малого моря ехал часов восемь. Приехал на 
				место уже за полночь, но был счастлив - доехал! 
			  Отдохнул, загорел - пришло время возвращаться назад. 
				На обратном пути установил рекорд скорости, разогнавшись под горку 
				до 130 км/ч. Но все же автомобиль ехал очень тяжело и натужно, 
				и меня не покидало ощущение, что вот-вот в нем что-то окончательно 
				крякнет и путешествие печально закончится. 
			  Зимой мне пришлось перебрать машину до гайки. Заменил 
				буквально все: колеса, аккумулятор, с друзьями переварил пороги, 
				зашпаклевал дно. Вдвоем с механиком даже перебрал двигатель. За 
				300 рублей перекрасил "Москвич" в мастерской, итогом остался очень 
				доволен. Впоследствии сам сшил чехлы на сиденья. Трудности возникли 
				только с проводкой: сделал вроде все грамотно, но при повороте 
				загорались габариты, а при нажиме на педаль тормоза - огни заднего 
				хода. Когда разобрался с электрикой (не без посторонней помощи), 
				сгорел диск сцепления. Замена его в "Москвиче" - целое дело. Первое 
				- надо полностью снять защитный поддон. Второе - разобрать систему 
				выхлопов газов, затем снять коробку передач. С помощью руководства 
				по ремонту, работу я выполнил за два дня. 
			  Конечно, постоянные неисправности радости не доставляли, 
				но тогда других машин мы не знали и считали, что так все и должно 
				было быть. В общем, не машина для человека, а человек для машины. 
			  
			  Наконец, автомобиль, как мне казалось, был полностью 
				исправен и я собирался первый раз за весну выехать на дачу. Вечером, 
				перед отъездом, долго копошился в гараже: в багажник сложил весь 
				дачно-огородный инструмент, помыл машину и долго думал, куда же 
				поставить рассаду. Решил снять переднее правое кресло. Пока шел 
				домой, в душе какая-то тревога была. Да и наутро было недоброе 
				предчувствие. Вот и гараж - вроде на месте. Подхожу ближе, вижу 
				- а машины-то нет, ворота распахнуты настежь. Сразу позвонил в 
				милицию. Потом меня долго терзал следователь. В общем, все закончилось 
				моим нервным срывом. Впоследствии долго ходил на барахолку, рассчитывая 
				опознать свой автомобиль. А со временем пришел к такой мысли - 
				все, что случилось - к лучшему. На память от "Москвича" мне осталось 
				кресло, которое до сих пор пылится в гараже. 
			  Прошло несколько лет - у меня появились деньги 
				на новый автомобиль. К этому времени в Иркутске стал популярен 
				маршруточный бизнес, и я решил попробовать себя в нем. Помня о 
				всех трудностях эксплуатации "Москвича", решил больше не подвергать 
				себя столь сомнительному удовольствию, как отечественный автомобиль, 
				и купил весьма интересный по цене (дело было до кризиса) корейский 
				микроавтобус Kia Besta в отличном состоянии и с пробегом 50000 
				километров. Машиной я доволен до сих пор. Двигатель дизельный 
				- надежный, экономичный и тяговитый, объем 2,1 литра. Гидроусилитель 
				руля доставляет удовольствие от вождения и не утомляет, даже если 
				за рулем проводишь целый день. Цвет автомобиля для меня понятие 
				второстепенное, но все же отмечу, что это был серый металлик. 
				А вот что едва ли не важнее всего - то, что кроме водителя машина 
				может принять 11 пассажиров. В общем, стал микроавтобус моим кормильцем. 
			  
			  Теперь о некоторых особенностях маршруточного бизнеса. 
				Главное и "золотое" правило - не обгоняй автомобиль своего же 
				маршрута, иначе скандал, а то и потасовка гарантирована. Лучше 
				поддерживать среди коллег дружеские отношения, а чрезмерная тяга 
				к деньгам и наглость могут закончиться плачевно - таких не прощают. 
				Если требуется помощь, остановись, помоги, чем сможешь, тебе когда-нибудь 
				отплатят тем же. В багажнике, в укромном месте, обычно держу 10-15 
				литров солярки, а также немного масла и различный инструмент. 
				Очень важно, чтобы в рабочем состоянии была запаска, обычно при 
				замене пассажиры недовольно ворчат, а то и кое-кого не досчитаешься. 
				Скорость лучше особо не превышать - и пассажиры недовольны, и 
				до добра это не доведет. 
			  В нашей фирме существует денежный план, который 
				ты обязан отработать, все остальное - твой доход. Стоимость проезда 
				- 5 рублей. Народ недоволен, но садится и платит. Бывает, что 
				когда одновременно расплачиваются три пассажира, один, при этом 
				постояв для приличия у двери, спокойно уходит. Если я твердо уверен, 
				что он не платил, пытаюсь заставить его заплатить и в крайнем 
				случае угощаю хорошей затрещиной - в следующий раз без денег не 
				полезет. Мой примерный доход за маршрут составляет 40-65 рублей, 
				многое зависит от дня недели (будни или выходные), времени суток 
				(вечер, день, утро) и погоды. Третий фактор играет очень важную 
				роль - в сильный мороз или ливень долго общественный транспорт 
				не прождешь. 
			  Как только начал работать на маршрутке, сразу заменил 
				ворсистое покрытие в салоне на обыкновенный линолеум - так гораздо 
				практичнее. Последняя зима была для меня неудачной - полетела 
				печка. Деваться некуда - надо работать. Пришлось завести машину 
				в теплый бокс, полночи проковырялся, а проблема в результате оказалась 
				ерундовой. А вообще техническое обслуживание прохожу у знакомого 
				в автосервисе. Стараюсь все делать сам; но бывает и так, что без 
				помощи механика не обойтись. Техосмотр прохожу без проблем (и 
				без всяких взяток) - лучше держать машину в порядке, контроль 
				к нам со стороны ГИБДД очень жесткий. Главное, чтобы выхлопы не 
				превышали норму, тормоза и свет были в порядке. 
			  На моем микроавтобусе 5-ступенчатая механическая 
				КП, по городу в основном работает третья, реже четвертая передача. 
				Переднее стекло уже имеет несколько порядочных трещин - дали о 
				себе знать обильно рассыпанные зимой мелкие камни. Салон со временем 
				от огромного пассажиропотока пришел в ужасное состояние - въевшаяся 
				грязь, промятые до безобразия сиденья, оторванные "карманы". Все 
				чаще приходит мысль - пора менять машину, ведь и снаружи былой 
				лоск она потеряла: треснутые фары заклеены скотчем, промята задняя 
				дверь. На остановке не редкость - толчок сзади, еще одна вмятина. 
				Выйдешь, а там озадаченный коллега, мол, извини, на дороге скользко... 
				Достается еще от общественного транспорта. Ничего не боятся, посигналят 
				и - удар! Не будешь же по всякому случаю ГИБДД вызывать. 
			  Машину мою раз в неделю - не в своей тарелке чувствую 
				себя в грязной. 
			  Недавно предлагали мне на два месяца поменяться 
				автомобилями, предложив "Газель". Вновь вспомнил времена, когда 
				у меня был "Москвич". Жесткая подвеска, неумеренный аппетит, постоянно 
				выходящая из строя печка, хронические проблемы с коробкой передач 
				(машина дергается, когда двигаешься с места). Единственный, на 
				мой взгляд, плюс - большая вместимость. На рынке залезает аж 17 
				человек и ничего - машина едет без проблем. Когда садишься в родную 
				Besta, поневоле отмечаешь и удачную КП, и мягкую подвеску, и плавность 
				хода, да и качество сборки отличается от российского. 
			  Александр САЛТЫКОВ.  
					 Мы по-прежнему ждем от читателей подробных писем с 
					  рассказами о ваших автомобилях. Опубликованные письма (фото 
					  весьма желательны)будут оценены гонораром. Присылайте по 
					  адресу редакции или электронной почте E-mail: postmaster@automarket.irkutsk.ru 
					  
"Автомаркет+Спорт" №10 17.03.00