ТЕСТ
НА ВЫЖИВАЕМОСТЬ
А ВОТ ОНИ УСЛОВИЯ, А ВОТ ОНА СРЕДА
Бедные,
бедные московские автожурналисты. Для испытаний в условиях низких температур шин,
масла, автомобилей, наконец, - они вынуждены тратить драгоценное время и деньги,
тащиться куда-нибудь за Полярный круг в Лапландию, чтобы потом живописать читателю,
как мучительно заводится двигатель при каких-нибудь плевых -35oС...
Впрочем,
о чем это мы? Право, человек быстро ко всему приспосабливается. Еще каких-нибудь
пару недель назад и нам 35-градусный мороз казался жутким холодом, а сегодня воспринимаем
его чуть ли не как оттепель. Буквально накануне наступления морозов мы написали
о том, как эксплуатируются автомобили в Якутии - тогда все это казалось дикой
экзотикой, сегодня материал пришлось бы выбросить в корзину, как потерявший актуальность.
Десять дней сверхнизких температур - впервые на памяти большинства иркутян, в
прямом смысле слова закалили всех нас. Ведь по большому счету ничего в жизни города
не изменилось - уличные продавцы газет уже с утра сетуют, что разобрали "Спорт-Экспресс",
мальчишки режутся в хоккей и даже мороженщица в уличном киоске ранним утром деловито
выкладывает свой богатый ассортимент.
Мы же в редакции восприняли
столь жуткий для иркутян период как своеобразный подарок небес. Еще в праздничный
понедельник автомобильные репортеры "А+С" были собраны редактором по тревоге на
экстренную летучку. Еще бы - нам предоставился уникальный шанс наблюдать за автомобильным
Иркутском в столь экстремальных условиях. Так сказать, все мы - и автовладельцы,
и их собственность - от "копейки" до Land Cruiser, и вся окружающая нас инфраструктура
- от автозаправок до служб техпомощи, прошли тотальный длительный тест на выживаемость
в условиях низких температур. И не рассказать о нем было бы верхом непрофессионализма.
С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА
Запуск двигателя
на открытой стоянке - а именно здесь в основном в Иркутске хранятся автомобили,
первичная проблема, с которой сталкиваются в эти дни автовладельцы. Большинство
из них не смогли, а чаще всего не захотели ее решать - выезд автомобилей со стоянок
сократился в 5 раз. Мы специально обзвонили и объехали несколько платных парковок
и получили такую картину: если до температуры -20оС согласно журналу регистрации
за ворота на день выезжает не менее половины автомобилей, то с 3 января в самом
лучшем случае - только каждый десятый. Вот конкретный пример: на стоянке ВДОАМ
на ул. Пискунова из 170 машин в зимние дни выезжает не менее 90, а когда стукнули
морозы - 16. Как правило, это те владельцы для которых проблема ехать или не ехать,
скорее вопрос жизни и смерти, чем простая необходимость - ведь в такой мороз идет
колоссальный износ автомобиля, а каждый пройденный километр можно смело умножать
на 10.
Объезжая стоянки, мы пытались разыскать автовладельца, который в такой
мороз заводит свой автомобиль, пусть и не с полпинка, но, так сказать, в автономном
режиме - без применения специальных средств. Опросив с десяток сторожей, мы одного
такого нашли - его Corona завелась после ночной стоянки за несколько попыток,
на большее он не осмелился и стал оставлять ключи сторожам для прогрева. Видимо,
запуск двигателя при температуре -40оС при помощи только ключа зажигания - это
скорее из области теории.
Зато практика оказалась куда как богатой. Право,
иркутяне за эти дни обогатили автомобильную науку в части, рассказывающей об ухищрениях
при пуске двигателя в мороз.
Меньше всего хлопот себе и другим доставили владельцы
различных предпусковых подогревателей - автономных (типа Hydroniс, о котором мы
не раз писали), электрических или новомодных систем прогрева двигателей, периодически
самостоятеыльно запускающих и прогревающих мотор. В последнем случае владельцу
надо позаботиться о запасе бензина - на автостоянке "Элита" в Солнечном нам поведали
о двух случаях, когда во время периодических пусков двигателя кончился бензин
и теперь машины встали на прикол. Кстати, расход топлива при таком режиме достаточно
велик - так один из владельцев 4,2-литрового Land Cruiser поделился с нами, что
на ночь для поддержания автомобиля в боевом состоянии требуется 5 литров топлива
Аи-95. Зато утренний выезд таких товарищей больше похож на триумф - они просто
приходят на стоянку, садятся в разогретую машину и, повернув ключ, победоносно
скрываются в утреннем тумане.
Альтернативой такому методу был и остается другой
способ периодического прогрева, известный со времен, когда об электронных подогревателях
и не слышали - дежурными стоянки, которые, почувствовав конъюнктуру, резко подняли
цены на свои услуги - со стандартных 15 до 30 рублей. Один из сторожей, делившийся
практикой с "А+С", долго сетовал на отвратительное техническое состояние подотчетных
машин - то контакт в замке зажигания теряется, то клеммы аккумулятора окислились,
да контакта опять же нет - а ответственность за замороженный двигатель никто не
снимает. Доходит до того, что на повторное обслуживание такие машины не берут.
Как
исключение отметим варианты, когда к автомобилю от дежурки подтягивали электрический
тэн, такая услуга, учитывая, что расход электроэнергии на стоянках лимитирован,
оценивалась в 50 рублей, зато два часа электроподогрева гарантировали мотору жизнь.
Другая экзотика - работающая на керосине тепловая пушка - по двум рукавам теплый
воздух от нее подавался в укутанное подкапотное пространство и через десять минут
район мотора прогревался до благоприятствующих пуску температур. Твердая такса
- 70 рублей.
Отмечены нами и единичные случаи, когда двигатель на стоянке просто
не глушился. И если для дизеля это распространенная практика, то владельцы бензиновых
моторов шли на это, выбирая между износом мотора вкупе с огромным расходом топлива,
и страхом наутро остаться без автомобиля.
Традиционные способы - пуск с буксира
и разогрев паяльной лампой, применялись довольно часто, однако ввиду их банальности,
как и варварского характера и опасности для окружающих, особенно при сверхнизких
температурах, когда возрастает опасность пожара, а промерзший автомобиль с заглушенным
двигателем по сути неуправляем, мы останавливаться не будем.
Хотя об одном
оригинальном случае расскажем. На одной автостоянке мы поинтересовались у бегущего
с раздобытой где-то паяльной лампой мужичка - не опасен ли такой способ? Его ответ
ввел нас в недоумение: а у меня мол труба на штативе. Экскурсия к автомобилю выявила
необычную конструкцию: толстая водопроводная труба действительно имела ножки.
В один конец ее вставляется сопло паяльной лампы, а другой, немного загнутый кверху,
подставляется под картер. Получается, что источник огня находится более чем за
метр от машины, и сторожа к такой конструкции равнодушны.
Дальнейшие трудности
- застывшая смазка в коробке передач, мостах, редукторах, "деревянный" руль, отсутствие
каких-либо демпфирующих свойств подвески - передвижение на автомобилях в эти дни
напоминало скачки на табуретке, все это казалось пустяком: вопреки злобе природы
- едем! Один из авторов материала, рискнув на выезд, уже преодолев сопротивление
мотора, обнаружил, что три колеса оказались спущенными, но даже накачанные, они
приняли нормальную форму только через пару километров (все это время автомобиль
по плавности хода больше походил на луноход). Да и потом в течение всего дня -
и во время поездок, и при стоянках шины требовали подкачки. В конце концов пришлось
вставить в шины камеры.
А наш хороший знакомый посетовал на проблему застывших
мостов, которые не отпускали его Pajero с места, несмотря на устойчиво работавший
двигатель, который всю ночь грелся от розетки.
КОМУ - МОРОЗ, КОМУ - ОТЕЦ
РОДНОЙ
Те немногие, кто был доволен наступившими холодами - работники
шиномонтажных мастерских и техпомощи на дорогах - число заказов у них выросло
в несколько раз. Причем непосредственно о техпомощи на дороге и речи быть не могло
- при прикосновении к металлу голой рукой обморожение гарантировано, а в рукавицах
под капотом вряд ли что-то сделаешь. Так что все сводилось к эвакуации в тепло.
На одной из улиц мы заметили столпотворение возле шиномонтажной мастерской,
тут же была машина-эвакуатор. Причина активности оказалась обычной для этих дней
- колесо стравило воздух, а закачать его невозможно. Смазка в насосах дубеет и
можно хоть до ряби в глазах пыхтеть над упавшей на колени машиной - толку не будет.
Один из пострадавших, тот, чью машину грузит эвакуатор, ругается на чем свет стоит:
- Третьего числа черт дернул меня оставить машину на стоянке, да не на своей,
на которой постоянно ставлю - там ключи не боюсь давать для прогрева. А тут, уроды,
постоянно с пьяными харями, разве ж доверишь технику. Ну и все. Замерзла, да еще
два колеса спустило. А сегодня пришлось вызывать "тележку". Сейчас поедем к знакомому
в теплый гараж оттаиваться. По деньгам что выходит? Да рублей 900 придется выложить
- за монтаж и эвакуацию.
Службы техпомощи оказывают и такую услугу, как прикуривание
"умершего" двигателя в любой точке города. Сама услуга недорогая - 25-30 рублей,
куда дороже обойдется вызов "технички" - это зависит от пройденного до машины
клиента расстояния и стоимость начинается от суммы 60 рублей.
А вот таксисты,
вопреки логике, холодам не очень-то рады. Казалось бы, для них наступило золотое
время - ведь большинство автомобилистов поставили машины на прикол, многие из
них - люди небедные и в общественном транспорте ездить не приученные. Как нам
сообщили в "Автопилоте" и "Дилижансе", за последние дни количество вызовов увеличилось
в три раза, диспетчерам даже приходится отказываться от многих заявок - выполнить
все невозможно. Но даже если заявка принимается, ждать машину приходится куда
дольше обычных 10-20 минут. На самих же таксистов нагрузка возросла неимоверно
- многие машины оказались не готовы к столь экстремальным холодам или сломались
уже на линии, так что оставшимся приходится работать чуть ли не круглые сутки
- за себя и за того парня. Расценки на перевозку поднялись от 25 до 50 процентов
сверх обычного тарифа. Так, в фирме "Кабриолет" стоимость километра выросла с
6 до 10 рублей, а стоимость минимального заказа с 35 до 55. Причем по традиции
произошло это в новогоднюю ночь, а потом грянули морозы, объемы заказов не снизились,
так что возвращать стандартный тариф не пришлось. Сами таксисты говорят, что вряд
ли что-то серьезно заработают - повышенная прибыль впоследствии пойдет на восстановление
тающих буквально на глазах автомобилей. Довольны будут разве хозяева, ведь большинство
водителей работает по найму. Еще сетуют водители, что частники в эти дни особенно
усердно уводят у них из-под носа замерзающих пассажиров, да и цены сбивают.
Зато
накапливается опыт интенсивной эксплуатации автомобилей в условиях экстремально
низких температур. Вот что рассказал нам Михаил Гаврилов, водитель фирмы "Дилижанс":
"Живу я за городом и далеко уже не новые "Жигули" шестой модели держу в гараже,
который хотя и утеплен, но без системы отопления. К зиме специально автомобиль
не готовил. Как использовал отечественное минеральное масло, так и оставил на
зиму - срок замены не подошел, да и аккумулятор пока рабочий. До нынешних морозов
проблем с запуском двигателя не было. Когда грянули морозы, стал ставить на ночь
под картер электроплиту - разогреть масло, да и температуру в гараже повысить.
Подольше - километра три, увеличил начальный пробег на пониженных передачах. Весь
день на колесах, двигатель не глушишь, поэтому в салоне комфортно. А вот ездить
стараюсь тише обычного, чтобы снизить нагрузку на амортизаторы.
Другой вид
такси, на который легла повышенная нагрузка - маршрутное. Весь парк маршруток
зимой содержится, как правило, в гаражах - так что проблем с пуском у них не бывает.
Зато они часты на линии, особенно в муниципальных организациях, где порядка поменьше.
Даже в 43-градусный мороз некоторые РАФики ездили с водой в системе охлаждения.
Естественно, вентилятор охлаждения в таком случае снимается вовсе, а под капотом
укрывается все, что только можно, особенно радиатор, потому как некоторые водители
умудряются ездить даже с рабочим термостатом, который, как известно, в зависимости
от температуры двигателя перекрывает движение охлаждающей жидкости по большому
кругу - через радиатор. Чем может кончиться замерзание воды в трубках радиатора,
объяснять не стоит. Шофера борются с холодом не только утеплением. Для лучшей
работы тормозов они подливают небольшое количество спирта (примерно миллилитров
20) в тормозную жидкость.
ЗДРАВСТВУЙ, СТРАНА ГЕРОЕВ
Несмотря
на то, что дорожный поток снизился в несколько раз (на Байкальской, где всегда,
чтобы пересечь дорогу, нужно было дожидаться светофора, теперь можно свободно
перейти), тем не менее автомобили ездят, и им нужно топливо. Ладно старое доброе
оборудование, а как быть с красивыми блестящими колонками, прибывшими к нам из-за
морей, которые, казалось бы, должны рассыпаться от мороза, как замерзшая бутылка.
Хозяина одной такой красивой АЗС - "Пулойл" на Южной - Александра Зубовича мы
застали в бодром расположении духа:
- Не так давно мы поменяли все раздаточное
оборудование. До этого у нас стояли топливо-раздаточные колонки одной из американских
фирм, изготовленные в Турции. В морозы такая электроника просто двигалась умом.
Пошли на затраты и поставили колонки Adonis, в разработке которых принимали участие
канадские специалисты - известно, что на севере Канады тоже бывает очень холодно.
Так вот у этих колонок изнутри прогревается вся система электроники, что исключает
сбои в работе. Их в эти дни и не было.
В принципе о том, чтобы колонки отказывали
качать бензин вообще, нам не известно, но вот время заправки кое-где заметно увеличилось
- бензин поступал в бак как бы внатяг, да и помощников-заправщиков в основном
выдуло. Не пустовали даже дизельные колонки, хотя визуально было видно, как тягуче
и неохотно стелется в бак солярка. Работники Жилкинской нефтебазы рассказали,
что боялись, не лопнут ли резиновые рукава в сорокаградусный мороз при перекачивании
нефтепродуктов из железнодорожных цистерн в емкости для хранения. Вроде обошлось.
На севере области, например, в Жигалово, оборудование нормально работало и при
температуре ниже -50оС, хотя по паспорту температурный диапазон ограничен -40оС.
Кое-где наблюдались сложности при работе с электронными картами - контактные системы
"обмораживались" и не распознавли штрих-код. Но о возникновении подобной трудности
было известно заранее и находился какой-нибудь обходной маневр. На большинстве
АЗС резко снизилось поступление наличных - сказывается, что большинство частников
морозы проигнорировали. А вот по безналичному расчету, со скидкой в праздничные
дни объемы заправки остались прежними - значит, все службы города работали в штатном
режиме.
НА ПЕРЕДОВОЙ
Известно,
что пик сезона у продавцов шин наступает с первым снегом и гололедом. По такой
логике сейчас аккумуляторы и масла должны разбираться чуть ли не с заднего хода,
а в пунктах замены масла наблюдаться давка.
Но это в теории. На практике особого
ажиотажа нет, но оживление и там, где продается и меняется масло, заметно. Причем
особенным спросом пользуется морозоустойчивая синтетика. На СТО ИГАЛ и в магазине
"Автомасла" нам сказали, что клиенты просят почти исключительно дорогое масло
Shell с вязкостью по SAE 5W40 или 0W40 - обычно такие масла продаются не часто,
да и берут их владельцы только дорогих машин. В "Кузьмихе-сервис" спросом пользуется
экстремальное Castrol RX 0W40, а в "Сант и К" - Mobil 1 5W50. В "Кузьмихе" раз
в 10 выросла реализация синтетической жидкости для автоматических коробок передач
Castrol, а ведь стоит она 470 рублей за литр, многие берут ее для гидроусилителя
рулевого управления.
В пункты замены масел автомобили часто притаскивают на
буксире - машина сначала отогревается, затем меняется масло, а уж потом, казалось
бы, навеки уснувший двигатель пускается. Если кто-то из читателей "А+С" хочет
поступить так же, советуем обратиться в ИГАЛ или в "Экспресс-замену масла на Трактовой",
в любом случае лучше позвонить на СТО заранее - как бы не пришлось тащиться на
галстуке и в обратную сторону.
В торговле почти истощен запас различных аэрозолей
для зимнего пуска, средств для размораживания замков, от запотевания стекол, антигидранты
и антигели, предназначенные для удаления воды и льда из бензина и для предотвращения
застывания дизельного топлива.
Оживление наблюдается и в специализированных
на торговле аккумуляторами фирмах, к примеру, Centra-Иркутск и АКБ, причем в основном
интерес не покупательский - кто-то пришел выяснить причину отказа батареи, другие
просят поднять плотность электролита, а третьи нуждаются в подзарядке батареи.
А вот продажи идут на обычном уровне - их пик пришелся на первые, пусть не такие
сильные морозы.
Любопытно было посмотреть на всегда оживленный - в жару, снег
или дождь рынок Знаменский - все-таки простоять в такой холод в железном контейнере
продавцу надо иметь мужество, да и пойдет ли сюда покупатель. Так и есть - большинство
контейнеров оказались закрытыми. Открытых универсальных контейнеров почти не было,
единственная продавщица рассказала, что работает и будет работать каждый день,
да вот только выручка в отдельные дни не превышает 500 рублей, берут в основном
тосол (качество которого можно было лицезреть прямо на прилавке - все емкости
были без признаков кристаллизации, в отличие от канистр с маслом "Ангрол", которое
напоминало мягкое мороженое), паяльные лампы, зарядные устройства для аккумуляторных
батарей да всякую мелочевку.
На рынке продолжают работать продавцы аккумуляторных
батарей, правда, аккумуляторов больше покупать не стали, хотя когда морозы только
грянули - 2 и 3 января, - небольшой всплеск был. Ожидается, что он повторится,
как только пригреет - большинство замерзших аккумуляторов вряд ли удастся реанимировать.
Продавцы масел на рынке, где принято брать демократичные сорта, отмечают повышение
спроса на полусинтетику "Лукойл" и ZIC (вязкость по SAE 5W40). А вот синтетика
с такой вязкостью идет хуже. Продавцы шинных прилавков выглядят бойко, несмотря
на практически полное отсутствие спроса - пока расставишь товар, уже согрелся.
Кстати, греются все кто на что горазд - физкультурой, протянутым электричеством
в салон автомобиля, даже костры не редкость, отчего рынок стал напоминать прифронтовую
полосу. А вот согревающихся вовнутрь или пьяных увидеть не довелось.
И уж совсем
пустынно на комиссионных площадках - вряд ли кто в такой мороз отважится на покупку
(хотя сами продавцы утверждают, что "машины уходят"). И в более благоприятную
погоду январь считался "мертвым" месяцем. Тем не менее менеджеры уверяют, что
потенциальному покупателю покажут по полной программе любой автомобиль - машины
разогревают авиационными тепловыми пушками, на час-полтора подкладывают под двигатель
электроплитки или тэны, используют мощные зарядные устройства.
КАК-ТО УТРОМ,
НАРАССВЕТЕ
С одним из наших сотрудников несколько лет назад произошел
неприятный случай - у него от мороза заклинило сигнализацию и автомобиль напрочь
отказался заводиться. Выручило то, что машина была оснащена предпусковым подогревателем
- включив его, и самому удалось согреться, и противоугонка отошла и разомкнула
цепь двигателя. Мы обзвонили фирмы, продающие сигнализации, чтобы разузнать, как
ведут себя тонкие электронные системы, почти всегда изготовленные в теплом климате,
при столь ужасных температурах. Естественно, сами продавцы о рекламации на свою
продукцию рассказывают неохотно. Но, судя по косвенным фактам, такая проблема
существует.
Часто в отказе электроники противоугонной системы виноват аккумулятор,
вернее, падение напряжения в нем, на что система, как и предусмотрено параметрами,
реагирует включением аварийного режима. Проблема решается элементарным прикуриванием
от другого аккумулятора. Тем не менее специалистам серьезных фирм-установщиков
в эти дни приходилось постоянно выезжать, чтобы решить такую проблему (тем более,
что желающих установить систему сейчас немного) и не бросать своего клиента в
западне. Кроме того, в эти дни отмечалось уменьшение дальности действия брелока,
иногда он срабатывал только с близкого расстояния.
В одну из фирм было несколько
обращений с просьбой отремонтировать итальянскую сигнализацию, установленную в
лопнувшей фирме. С системой пришлось расстаться, так как у нее был очень высокий
для нашего региона температурный предел и при наступлении морозов она в буквальном
смысле слова навсегда "крякнула". Совет клиентам на будущее - обращайте внимание
на нижнюю температуру, при которой производитель гарантирует работу системы и
не связывайтесь с фирмами-однодневками.
В одной из фирм клиент рассказал любопытный
случай. В Балаганске при морозе ниже -50оC его система MS-320, имеющая функцию
периодического прогрева двигателя, утром не запустила очередной цикл. Пришлось
отогревать блок феном, после чего все заработало. Но на всякий случай реле было
заменено.
Все специалисты уверяют в надежности установленных ими систем, а
причины отказов советуют искать во вторичных факторах. Если, к примеру, не сработал
центральный замок, то вполне вероятно, что просто сгорел предохранитель этого
замка, так как застыла смазка в самом замке или его тягах.
ВСТАВАЙ, ПРОКЛЯТЬЕМ
ЗАКЛЕЙМЕННЫЙ
Холода заморозили и угонщиков - с 1 по 6 января в областном
центре зарегистрировано всего семь преступлений, связанных с автомобилями: 2 кражи,
3 угона и 2 разбойных нападения на автовладельцев. Один угон автомобиля и разбойное
нападение на водителя Toyota-Caldina раскрыты сотрудниками по горячим следам (подробнее
об этом на 8-й стр.). С 7 по 9 января в Иркутске "ушло" еще 5 автомобилей. Подобных
преступлений за то же время прошлого года (когда тоже было не очень тепло, но
все же не так холодно, как нынче) было раза в два больше.
Доходит до курьезов.
7 января сотрудники отдела розыска транспорта (ОРТ) Иркутска почти полдня занимались
эвакуацией обнаруженного во дворе дома по ул. Аэрофлотской Toyota-Land Cruiser-70,
зарегистрированного в Бурятии. Автомобиль простоял брошенным почти трое суток.
Завести его оказалось неразрешимой задачей - возможно, такой же она оказалась
и для угонщиков и они бросили машину. Правда, салон оказался разграбленным - то
ли угонщиками, то ли мародерами. Автомобиль удалось сдвинуть только эвакуатором.
Сейчас стоящий возле ОРТ джип больше напоминает осколок айсберга.
Снизились
и зафиксированные нарушения правил дорожного движения. Как вследствие уменьшения
потока, так и из-за того, что ДПС-ники меньше останавливают машины - заметно,
что из патрульных автомобилей инспекторы лишний раз на улицы не высовываются.
Да и на дорогах почти нет "чайников", а все больше профессионалы, которым выезжать
надо в любую погоду. Как следствие всех этих причин, резко снизилась и аварийность.
Служебный автопарк ГИБДД укомплектован в основном отечественными автомобилями
ВАЗ, которые ничем не отличаются от гражданских. На дорогу выходят в основном
те машины, которые хранятся в теплых боксах, а на дороге их двигатели "молотят"
без остановки - только так в салонах удается поддержать хоть какое-то тепло. Поездив
по происшествиям на дежурных автомобилях батальона ГИБДД, корреспондент "А+С"
только в одном из них - ВАЗ-2105 нашел более менее комфортные условия. Другая
"пятерка" была уже заметно холоднее, а в дежурной "ГАЗели" было откровенно холодно.
Когда микроавтобус стоит, тепло в нем еще как-то аккумулируется, но стоит ему
поехать, как оно моментально выдувается, а из дефлекторов вентиляции идет почему-то
холодный воздух - поэтому они заклеены скотчем, но холодом все равно откуда-то
тянет. Так что работа инспекторов ГИБДД в эти дни поистине проходит в экстремальных
условиях.
ЭКИПАЖ МАШИНЫ БОЕВОЙ
Машины здравотдела работали
в обычном праздничном ритме - вызовов в такие дни даже больше, чем обычно. Автомобили
привычно эксплуатировались в самом тяжелом ритме - разными бригадами круглые сутки.
Только Центральная станция городской помощи имеет гаражи для хранения автомобилей,
на подстанциях такой роскоши нет, поэтому с машинами обходятся так же, как на
открытых стоянках - прогревают.
По словам водителей, лучше всего морозы переносят
УАЗы и "Газели". В УАЗе теплее всего, особенно когда он новый, а в "Газели" в
салоне помимо обычного отопителя дополнительно стоит бензиновая печка, но пользоваться
ею шоферам запрещают - были два случая, когда автомобили из-за ее неисправностей
сгорели. В остальном "морозные" проблемы на скорой те же, что у других автомобилистов
- замерзшее рулевое, "деревянные" амортизаторы.
Куда
сложнее приходилось в эти дни пожарным, из-за специфики перевозимого объема -
вода на таком морозе обнаруживает естественную тягу к замерзанию. По словам главного
специалиста УГПС УВД Владимра Демиденко, при температуре ниже 30 градусов эксплуатация
пожарных рукавов возможна в течение 10-15 минут, после чего магистрали перемерзают
и отогреть их очень сложно. При тушении пожара приходится организовывать подвоз
горячей воды из городских котельных, из-за чего значительно снижаются возможности
пожарных подразделений. Характерный пример - чрезвычайное происшествие в Красноярске,
где в эти холода полностью сгорел автобусный парк - 24 машины. Там у пожарных
перемерзли рукава и они не смогли эффективно противостоять стихии.
Когда рукава
у пожарных перемерзают и встают, что называется, колом, специально приезжает грузовой
автомобиль, их складывают в кузов и везут в часть. Там в течение трех-четырех
часов держат на сушильной башне. На случай экстренного вызова имеется двойной
запас рукавов. Есть еще одна сложность. Части Иркутска располагают четырьмя автомобильными
лестницами, предназначенными для спасения людей. По условиям эксплуатации, а также
по правилам охраны труда, применение выдвижных пожарных лестниц при температуре
ниже 30 градусов не рекомендуется. Так, с очень серьезной проблемой караулы столкнулись
во время тушения гостиницы "Сибирь". Лестницу едва успели развернуть, как перемерзло
масло в гидравлике и работать стало невозможно. В таких случаях ответственность
по спасению людей полностью ложится на личный состав. В третьей пожарной части
ОГПС-8 Иркутска на вооружении находится финский коленчатый подъемник-бронтолифт,
он служит для эвакуации людей с высотных зданий. Эту установку также не рекомендуется
эксплуатировать при морозах ниже 30 градусов.
ДОРОГИ ЖИЗНИ...
Удивительно,
но общественный транспорт в эти дни работал более-менее удовлетворительно, а ведь
в отличие, скажем, от морозных 70-х он значительно постарел, добрая половина автобусов
и троллейбусов выработала свой ресурс и подлежит списанию, а в парках постоянные
проблемы с запчастями. По словам начальника департамента транспорта и связи городской
администрации Иосифа Рафаэляна, до наступления экстремальных температур на линию
выходило 215 автобусов, 60 троллейбусов и 49 трамваев, а сегодня эти показатели
составили соответственно 203, 54, 49 - иркутский муниципальный транспорт оказался
живуч. В каждом транспортном предприятии были организованы дежурства руководства,
усилены бригады ремонтников. Ночью дежурные прогревали автобусы, так что с пуском
мотора проблем не было.
Зато они преследовали на линии. На иркутских автобусах
используются недорогие отечественные смазки и жидкости, которые не рассчитаны
на низкие температуры. Чтобы не замерзла тормозная система, в нее добавляли авиационный
антиобледенитель, что в основном позволило исключить замерзание тормозной жидкости
в системе. Зато постоянно из-за образования конденсата замерзали амортизационная
пневматическая система подвесок и механизмы открывания дверей, что приводило к
сходу автомобилей с линии. В каждом из трех автобусных парков дежурят тягачи,
которыми автобусы доставляются в теплые боксы. 10-15 минут в тепле - и конденсат
оттаивает и исчезает, а автобус снова выходит на маршрут.
На постоянно ломающийся
в холода механизм открывания дверей посетовал и директор троллейбусного депо Григорий
Кренов. Отечественные смазочные материалы не рассчитаны на экстремальные температуры
и застывают. Как и на автотранспорте, перемерзают трубки пневмосистемы. Чисто
троллейбусная проблема - отказы в работе электрики в системе управления. Так же
в постоянной готовности все дни находились бригады буксировщиков, доставлявшие
троллейбусы в парк, где их пытались быстро реанимировать и вернуть на маршрут.
В трампарке нам посетовали на промерзание в вагонах, во время ночной стоянки,
аккумуляторных батарей - их КПД в ночной мороз теряется наполовину, а сама зарядка
становится затруднительной. В Усолье, к примеру, с этими трудностями бороться
не смогли и поставили трамваи на прикол, была близка к этому ситуация и в Ангарске.
В Иркутске смогли удержать ситуацию под контролем. Так, была создана специальная
бригада, которая занимается утренним "прогревом" стоящих на холоде трамваев. За
два часа до выезда вагонов на линию (а это происходит в 5.15 утра) кроме включения
отопителей в кабине водителя, реаниматоры первым делом пускают зарядное устройство
аккумулятора - ТЗУ. Когда через какое-то время малые токи его расшевелят, начинается
полноценная зарядка. Причем, иркутяне действовали вопреки инструкциям, и повышали
плотность электролита до 1,3 против положенных 1,27, а ТЗУ выдает 30 Вольт против
обычных 28. В аккумуляторы добавляют специальные присадки, препятствующие замерзанию.
Только такими мерами, несколько сокращающими срок жизни аккумулятора, удается
обеспечивать город транспортом. В механизмы на зиму заливается авиационное масло
МС20 с крайне низкой температурой застывания, поэтому "стартовых" проблем у трамваев
нет. Как было уже сказано выше, на линию выходят все вагоны, вряд ли где-нибудь
в таких условиях смогут повторить подобное достижение - максимальный паспортный
температурный режим работы вагона - не ниже -40 градусов.
Главная проблема
на маршруте - скользкие от мороза рельсы - остановиться трамваю очень трудно.
На колесах набиваются "лыски" - при блокировке в момент торможения стачивается
металл. От этого, а также от того, что в такой мороз рельс как бы сжимается в
длину и увеличиваются зазоры на стыках, при движении чувствуется сильная вибрация.
Да еще происходит вспучивание грунта и один рельс на стыке может подняться над
другим. Правда, сходов с рельсов в прошедшие дни не наблюдалось, хотя теоретически
они возможны.
Если муниципальные транспортники работают в режиме чрезвычайного
положения, то дорожники взяли тайм-аут. По словам начальника управления коммунального
хозяйства городской администрации Алексея Радюка, с наступлением сильных морозов
подсыпки улиц почти не требуется, поэтому сейчас дорожная техника стоит на приколе.
Половина ее поставлена в теплые боксы - чтобы если что, задействовать ее на серьезных
авариях или нештатных ситуациях. Зато на мусороуборочную технику, в связи с чередой
праздников, нагрузка резко возросла - город выдает двойные нормы мусора. На линии
у мусоросборных машин из-за замерзания шлангов часто выходят из строя гидравлические
системы. Водителям приходится возвращаться в теплые боксы гаражей и прокачивать
системы гидравлики.
ПЕРВЫМ ДЕЛОМ САМОЛЕТЫ...
Столь низкие температуры
не выдерживают даже самолеты, чья жизнь большей частью проходит при низких температурах
(даже летом на высоте температура ниже -40оС). Сам аэропорт из-за сильного тумана,
вызванного морозами, в эти дни работал с перебоями. Как рассказал нам технический
директор иркутского аэропорта Альберт Лодыгин, теплая стоянка здесь рассчитана
всего на 17 мест, двигатели остальных автомобилей, которые обслуживают воздушные
суда, водители не глушат круглые сутки. Техники в аэропорту очень много: автобусы
для перевозки пассажиров, погрузчики, автолифты для подвоза питания к самолетам,
тягачи, буксирующие суда на предварительный старт, техпомощь, кислородная и машина
сопровождения, вышки для обработки гидросистем самолета, обдувочная установка
против обледенения, установка воздушного запуска на случай отказа стартера и многое
другое. Больше всего в эти дни достается электротраповому хозяйству. Теплого ангара
для трапов нет, щелочные аккумуляторные батареи, на энергии которых они работают,
несмотря на большую емкость, после двадцати градусов мороза резко слабеют. При
благоприятном режиме установка способна передвигаться со скоростью до 15 километров
в час, сейчас же трапы сами ездить не могут и их буксируют по летному полю трактора.
Вместе с трапом самолеты встречает установка моторного обогревателя. Причина проста:
зачастую у воздушных судов намертво примерзают входные двери и люки, открыть их
без обогрева замков и по контуру просто невозможно.
В аэропорту к тому же очень
много различных подъемников, лифтов, гидравлика которых также чувствительна к
холодам. Рабочим приходится следить за зеркальной поверхностью штоков цилиндров,
а в бачок гидросистемы добавляют спиртосодержащую жидкость, которая растворяет
микроскопические кристаллы льда.
А вот взлетная полоса (что характерно и для
дорог общего пользования) находится в прекрасном состоянии. Сейчас коэффициент
сцепления взлетной полосы очень хороший - 0,5, тогда как идеальным считается 0,6.
Полоса обычно начинает покрываться коркой льда при высокой влажности. Чтобы не
допустить обледенения, используются специальные прогревочные и обдувочные машины.
На базе КрАЗа установлен авиационный двигатель, который подает горячий воздух
на взлетку. Но понадобятся они разве что если наступит резкая оттепель.
АЛЬТЕРНАТИВЫ
НЕТ
В предновогоднем номере мы рассказывали о новом виде отдыха иркутян
- катании на снегоходах, организованном компанией "Зеленый экспресс". Любопытно
было узнать - есть ли желающие прокатиться с морозным ветерком, к примеру, по
льду Байкала, и как ведет себя эта техника, часто используемая в районах низких
температур.
Оказалось, что фирма решила не испытывать своих клиентов и даже
если на эти дни были оплаченные заказы, предложила перенести путешествия на более
благоприятное время. Хотя, как нас заверили, запустить двигатель снегохода при
такой погоде труда не составит, да и ходовые качества не пострадают.
И
О ПОГОДЕ
Как сообщили нам в иркутском Гидрометцентре, таких длительных
и устойчивых холодов в Иркутске не было никогда за 100 с лишним лет наблюдений,
хотя бывало, что на короткое время температура опускалась еще ниже. Что-то подобное,
кроме прошлого года, было в январе 1951 и 1969 годов, но опять же эти морозы длились
не больше недели. Зато в 1969 году наблюдалось еще несколько периодов похолоданий,
не исключено, что это повторится в этом году. Маскимально низкая температура в
Иркутске была отмечена 12 января 1915 года - -50,2оС, 4 января 1930 года ночью
фиксировалось -45,9оС, но днем температура повышалась до -27оС.
Последнее испытание
холодом иркутяне проходили прошлым январем - тогда ночью температура опускалась
до -40оС, но днем повышалась до -25-27оС, да и простояла такая погода только неделю.
Нынешнее похолодание началось ночью 2 января, когда столбик опускался до -42оС
и вот такая погода длится уже 11-й день. Причем за все 10 дней днем температура
ни разу не превышала -32оС. А максимально низкая температура отмечена нынче в
ночь с 7 на 8 января - в районе аэропорта -47оC, в центре Иркутска -43оC.
Максимально
низкая температура в эти дни в области зафиксирована в поселке Червянка в Чунском
районе, северо-западнее Тайшета - -54оС. В поселке Жигалово отмечено -50,7оС.
В районе этих мест температура может быть и еще ниже, однако нет метеостанций
и документально это не зарегистрировано. Со скептицизмом следует относиться к
утверждениям, что где-то было холоднее, чем официально сообщалось - показания
бытовых приборов часто бывают далеки от истинных.
Из заметных природных явлений
отметим раннее становление льда на Байкале - на 8-14 дней раньше, чем обычно.
Это привело к тому, что в окрестностях озера холоднее, чем это было бы, если льда
не было. В этом году быстрее и активнее замерзает Ангара - кромка льда сейчас
уже в районе Суховской, то есть выше Ангарска. Что-то подобное после перекрытия
плотины ГЭС, когда Ангара в Иркутске перестала замерзать, наблюдалось все в том
же 1969 году, причем тогда Ангара была перекрыта вплоть до Ангарского моста. Тогда
наблюдался подъем уровня грунтовых вод, особенно в пойме реки Ушаковка, где были
подтоплены подвалы в близлежащих домах и гаражах.
Потепление Гидрометцентр
обещает где-то с 14 января - ночью будет -33-37оС, днем -27-32оС. К 16-17 января
ночной воздух прогреется до -25-30оС, а днем ожидается совсем тепло - -15-20оС.
Ефим НЕЗВАННЫЙ, Николай РУДЫХ, Кирилл ЮРЧЕНКО, Николай НАУМОВ,
Анатолий ЯМБАЕВ, Борис СЛЕПНЕВ, Сергей ПОДБЕРЕЗКИН (фото).
Публикацией этого
материала мы не заканчиваем рассказ об эксплуатации автомобилей в условиях экстремальных
температур. Если вам есть что рассказать читателям газеты о том, как вы пережили
эти дни, мы ждем ваших звонков в понедельник с 10 до 18 часов. Если ваш рассказ
будет представлен в рукописном, печатном или электронном виде и опубликован, мы
гарантируем гонорар. Наши телефоны/факс: 22-87-13, 24-72-О8; E-mail: postmaster@аutomarket.irkutsk.ru.