ОТ ДЕРЕВЯННОГО КУЗОВА
ДО
"КОРОЛЕВСКОЙ КОРОНЫ"
Будучи деревенским мальчишкой и грезя таким чудом,
как автомобиль, мне удалось построить его из дощечек и снабдить
колесами от отпиленных березовых чурок и сладострастно кататься
со сверстниками, издавая вместо мотора гортанные звуки,
лучшими из которых были сигналы "пип-пип".
ИСТОРИЯ ПОД КОЛЕСАМИ
Первым же настоящим автомобилем, порулить которым
имел счастье, сидя на коленях у родного дяди, был... газогенераторный
грузовик, работающий именно на березовых чурках.
К
концу учебы на машиностроительном факультете политехнического
института, где-то в 1971 году приобрел основу самоделки - мотоколяску
с укороченным и обрезанным кузовом - фаэтоном от ЗАЗ-965.
Достроенный мой первый личный "железный" автомобиль
резво бегал по дорогам лесных опушек Академгородка, где сейчас
стоят корпуса факультетов университета. Вместе с тем, первый серьезный
пробег Иркутск-Слюдянка показал всю тяжесть эксплуатации такой
машины.
В 1972 году, получив права и приобретя аварийный
"Москвич" - М-407 с ручным управлением, восстановив и переоборудовав
его, теперь уже с семьей, вдоволь попутешествовали на нем на Байкал
- в Листвянку, Слюдянку, Аршан. Но мотор с пробегом за 100 тыс.
км из-за приличного дымления и заброса свечей пришлось впервые
в жизни своими руками перебрать со шлифовкой коленвала и заменой
поршней.
Затем
был ушастый ЗАЗ-968 А с 40 тыс. пробега, горбатый ЗАЗ-965 А, потом
"Москвич-412".
Хорош и мягок был этот "Москвич", но взгляд уже
смотрел на тогдашний шедевр советского автостроения - "Жигули",
и вскоре новенький белый ВАЗ-21013 поражал не только моих домочадцев,
но даже меня. Долги заставляли разбавлять "93-й" бензин "левым"
семьдесят шестым и к 80 тысячам пробега пришлось на СТО сменить
поршни (прогар перегородок), кольца и клапаны.
Через десяток лет пришлось осваивать плюсы и минусы
переднего, в ту пору необычного для нас привода - ВАЗ-2109. Да,
это была сильная машина! Даже 1300 куб. см двигателя в городе
нагоняли страху разным там "Волгам" тех лет. Без единой поломки
с комфортом "девятка" провезла нас летом по маршруту Иркутск -
озеро Котокель на восточном берегу Байкала и обратно через Иркутск
на Курму - западный берег священного моря, а весной мы вместе
с ней рыбачили на льду Малого моря.
Но
получилось так, что в дальнейшем пришлось обустраивать свою жизнь
на селе. В жертву была принесена трехлетняя "девятка", обмененная
на ВАЗ-2101 1973 г. вып. Доплата к ней позволила построить дом,
а из-за ржавой с неизвестно каким кругом спидометра "копейки"
руки снова вспомнили труд "эксплуататора" автомобилей. То контакты,
то сам распределитель, то кулачки распредвала, то колпачки, то
сайлент-блоки, то даже коробка передач и редуктор заднего моста
- все ремонтировалось сполна и "Жигуленок" в целом исправно служил
"эксплуататору".
Сказав "копейке" спасибо за помощь в трудную минуту,
купил с рук действительно рабочую лошадку - "Ниву"-2121. Включишь
пониженную передачу, а при необходимости и блокировку, и вот ты
уже прямо на ягоднике или орешнике, или можешь на речушках рыбачить
прямо из салона, не замочив ноги. А уж прицеп с сеном везет отлично.
Дороговизна запчастей, повышенный расход бензина, жесткость на
ходу - эти факторы были отрицательными больше для жены, чем для
меня.
Пришлось вернуться к малолитражкам, на сей раз
к бывшему в употреблении ВАЗ-21063 1982 г. вып., с пробегом 180
тысяч км! Который, впрочем, меня не смущал, так как бывший владелец
- мой товарищ, эксплуатировал автомобиль бережно.
Продав через несколько лет "шестерку" соседу, сели
с сыном в электричку и вот они - иномарки стройными рядами на
рынке в Рабочем. Сумма в 18000 рублей позволяла выделить из имеющихся
только 4 машины. Бегая от одной до другой, остановили единогласно
(здесь с нами был еще брат) выбор на седане Mazda-Family 1986
года выпуска, с механической пятиступенчатой коробкой передач
серебристого цвета.
Более детальное знакомство с чужестранкой показало
- это тот же ВАЗ-21099 в японском исполнении, т. е. более качественном
и продуманном. Двигатель Е5 1500 куб. см, цепной, с системой зажигания,
аналогичной "Самарам", карбюратор. Уже стояли новые передние стойки
от "Самар". Откидывающаяся дробно спинка заднего сидения позволяла
возить длинномерные вещи. Знакомый размер шин на 13 дюймов и изученное
поведение переднеприводного автомобиля. Почти все, "как у нас"
- только иногда звонит колокольчик, да руль справа. Приличный
клиренс (160 мм) позволил объездить на рыбалке многие берега Иркута,
Байкала, пройти ночью берегом до Курмы и успешно съезжать на весенний
лед.
Годичная эксплуатация этой понравившейся, особенно
жене, иномарки была в целом безмятежной, но хотелось (годы, видимо!)
большего комфорта и большей надежности. Mazda была передана брату
в Ангарск, а мне полузнакомый подогнал прямо под окна дома белоснежный,
перламутровый лимузин - Toyota Crown 1988 года выпуска, в 121-м
кузове, двигатель IQ с суперчаджером.
Выглянув на сигнал, я понял - этот автомобиль будет
моим. Но выйдя и увидев "кочергу" автомата, вздрогнул, но потом
успокоился на том, что в нашем селе уже есть четыре "автомата",
о которых плохих слов не доводилось слышать.
ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОГО РЕМОНТА
Сразу
о плюсах: стильный и богатый салон, сильный (130 л. с.) и тихий,
достаточно плавный и легко управляемый кузов, с великолепными
тормозами и легко читаемым цифровым табло. Но главное для нас
- деревенских - кузов на цельной раме, полное отсутствие макферсоновских
стоек и ШРУСов в обычном понимании. Ведущий задний редуктор высоко
и жестко закреплен на раме. Четыре цилиндрических пружины и четыре
простых амортизатора. Рулевой червячный редуктор.
Минусы: малый клиренс, усугубленный большой базой.
Знакомая вялость при проходе поворотов. Занятость части багажника
для холодильника и прочих благ, которые нами еще не востребованы.
Первая эйфория быстро прошла. Оказалось, что двигатель
чуть перебоит, а заметить это труднее при 6 цилиндрах и 24 клапанах.
Компрессометр указывает на клапан. Райцентровская СТО в лице частного
предпринимателя запросила 1000 рублей за снятие головки, еще 1000
руб. за ее постановку. Почесали мы с сыном своим "умные" затылки
и решили сами залезть под иностранный капот, где были для нас
настоящие глухие дебри с непонятным впрыском, обилием датчиков,
шлангов, проводов, ремней и прочих составляющих.
Клапан мы сменили на другой бывший в употреблении,
который был приобретен за 50 рублей вместе с прокладкой головки
блока (150 рублей) у моториста в одном из областных "сервисов".
И мотор стал работать гораздо веселее, но нам до этого периода
было весьма невесело.
Начнем с того, что в деревенских гаражах не водятся
многие виды специнструментов. Если шило успешно помогало справиться
с электроразъемами, то болты головки блока с потайным шестигранником
были недоступны до тех пор, пока из весьма крепкой стали, с использованием
электронаждака, не был изготовлен нужный шестигранник. Все болты
сняты, а головку "кто-то" где-то упорно держал в одном месте.
Только на другой день, сняв объемный нагнетатель (суперчаджер)
и его крепления, положили головку на верстак. А чем рассухарить,
если жигулевское приспособление не годится? С одним клапаном справились,
ударив молотком по свечному ключу. Общей притирки не потребовалось,
новая прокладка, протяжка болтов от центра по спирали, удобство
в электросоединении, крепеж шлангов и шланчиков, подготовка к
запуску. Пуск! Иностранный мотор работает! Но где показания тахометра,
почему температура воды полезла в красную зону?
Стоп! Приехали! Тосол, кипящий с выхлопными газами,
приказал делать повторное вскрытие.
Теперь вдвоем за 3,5 часа прямо во дворе на солнышке
была снята головка блока! Прокладка вся была в дырах!!! "Спасибо"
безымянному иркутскому мотористу и, может быть, тайваньскому кооперативу.
Мудрый дед посоветовал "макнуть" нашу родную прокладку
в солидол, которым тележные оси смазывал, и, правда, помогло.
Но одной беды в наших краях не бывает. Вскоре появился неприятный
стук в моторе. В райцентре слушали мотор и фонендоскопом, и с
помощью метровой слуховой масленки. И дед слушал, и мы тоже. Общий
диагноз, как в больнице, - где-то, что-то. Демонтаж и разборка
двигателя это не снятие головки. Беремся? Да.
Сняли двигатель вверх вместе с коробкой и, подставив
доски на переднюю панель, спустили эту тяжесть на пол. Разборке
и ремонту уже помогала книга "Ремонт двигателей зарубежных автомобилей",
выписанная из издательства "За рулем". Бракуем один поршень с
задирами по причине перегрева из-за недостаточной смазки, как
раз там, где долго не менялся сгоревший клапан. Решили и коленвал
шлифануть, зная, что в продаже есть ремонтные вкладыши.
Найти в Иркутске поршень удалось только с более
тонким пальцем. В райцентре точим бронзовую втулку под него и
запрессовываем в родной шатун. Осмотр масляного роторного насоса
показал износ главной оси. Точим новую ось с увеличенным размером
и перепрессовываем шестерню. Меняем сальники коленвала, маслонасоса,
распредвалов. Сборка двигателя много времени не потребовала. Состыковав
его с коробкой на ходу, единым агрегатом ручной талью поднимаем
и опускаем на место.
На сей раз мотор (и даже тахометр) заработал как
надо, однако, в течение года самодельную бронзовую втулку разбило
(слабая посадка? дисбаланс?) и снова снимаем двигатель. Если раньше
мучались с разъемами до снятия и после постановки, то на этот
раз отсоединили весь жгут от компьютера. Оказалось удобно. В СТО
на ул. Ширямова нашелся нужный "родной" поршень (200 руб.), купили
в магазине маслосъемные колпачки (500 руб.). Дома изготовили свое
устройство для рассухаривания, притерли все клапаны, подрегулировали
зазоры в них путем перетасовки шайб (как в "Самаре", но диаметром
меньше). Без двигателя стало удобно "перетрясти" переднюю часть
ходовой. 2 шаровые опоры опрессовали в "Гидравлике" на Трактовой
в Иркутске, из транспортерной ленты вырубили проставки. В маятниковом
рычаге сменили втулки, оставив на "потом" только наконечники рулевых
тяг. А так как раньше подняли зад машины путем таких же проставок
и закрепления дополнительных 3,5 витков пружины, не меняя ее общей
длины, то появилась настоящая осадка двигателя и возможность не
тормозить перед каждой кочкой.
Сделаем главный вывод. Многие виды ремонта иномарок
можно осуществлять своими руками, если есть некоторый опыт ремонта
отечественных, сноровка и смекалка, которые нашлись, например,
у моего сына. Он может на Crown многое снять, разобрать, собрать,
поставить, найти неисправность по кодам с использованием самодельной
перемычки на диагностическом разъеме и лампы Check, а уж водить
этот лимузин он может классно и надеется, что будет водить его
всегда.
Другой вывод: свои руки сберегают многие сотни
и даже тысячи рублей, которые значатся в устных прейскурантах
разных СТО в диких для нашей деревни у. е., особенно тогда, когда
у тебя автомобиль из вторых или последующих рук.
В этом месяце сын проехал за рулем на новом "Святогоре"
и сказал: "Лучше "Крауна" машины нет!" Ну как с ним поспоришь!
Тем более, что про "королевскую корону" - так переводится Crown,
в вашем "Автомаркете" в N 5 за 1999 год, автор В. Ларин отзывался
с восхищением, применяя такие бесподобные эпитеты, как "технический
бриллиант", "Аристократ, знаете ли!" и обещал в 2000 году рассказать
о жизни того Crown в более жестких условиях. Мы же уже описали
часть этих жестких условий: деревенские проселки, работа со сгоревшим
клапаном, с "неродным" поршнем. Добавляем другие: в бак нами ни
разу не заливался 95-й бензин, только 93-й, в его отсутствие добавлялся
76-й. Летом везде были перебои с 93-м, и мы, прослушав, что на
76-м бензине нет детонации, по острой необходимости поехали в
Байкальск. Снижения мощности, детонации не замечали, но где-то
на середине пути в горе мотор потерял мощность, обороты и совсем
заглох. Знаете, страшно стало, ведь у нас еще не было ни одного
случая, чтобы двигатель сам останавливался. В мыслях - проблемы
буксировки. Но после паузы мотор снова заработал, и мы осторожно
поехали дальше. Вывод один: 76-й бензин "бриллианту" не подходит,
умные мозги - компьютер, знаете ли, не позволяет насиловать его.
Кстати, замеренный расход зимой и при полной загрузке по трассе
Слюдянка - Выдрино показал: 13 литров на 100 км.
Маслом использовалось Mobil 10W30, всесезонная
минералка, - мотору оно нравилось (вскрытие показывало), да и
нам было по карману. После Кризиса (все пишут с маленькой, а мы
- с большой буквы, т. к. нам оказалось гораздо больнее) залили
Ангрол в упаковке по 2,3 л неизвестной подлинности. Потемнело
оно быстрее, чем Mobil, давление на холостых оборотах к концу
срока его использования стало ниже. Другое полное вскрытие показало,
что поршни, камеры сгорания, клапаны с гораздо большим нагаром.
Двигатель внутри стал, как отечественный - темный, мрачный. Все
отчистили, вымыли, после ремонта залили снова Ангрол, поездили
чуть-чуть, слили, промыли промывкой и снова перешли наш "родной"
Mobil, теперь уже за 240 рублей на одну замену.
Согласны с предыдущим автором и по тепловому режиму
двигателя - без термостата ездить даже опасно! Ни разу не меняли
свечи зажигания. Стоят "платиновые", поизносились, но работают.
На спидометре за 150000 км, а может, и больше.
Состарился ли наш Crown? Да - и морально, и физически,
ведь ему уже 12 лет. Тесное общение с ним показывает, что периодически
менялись амортизаторы, тормозные колодки, электролампочки, а вот
"резинки", узлы и агрегаты вряд ли. Замена же в моторе клапана
и поршня - это результат жестких и неумных условий его эксплуатации.
Но мы отчетливо знаем, с какой скоростью изнашивается многое,
например, в "Жигулях", и поэтому говорим - да, с запасом прочности
у Crown все в порядке.
По шинам (у нас 14") трудно что-либо добавить.
Подбираются они по индивидуальным особенностям и вкусу водителя.
А вот узкую "докатку" мы выбросили. В огромную нишу для нее в
багажнике легко входит колесо от "Москвича"-403 или 412-го! Колесо
от "Москвича"-403 (402, 407), с 15-дюймовыми размерами, от М-412
в 13-дюймов вместо запаски выручит на короткой дистанции, а поставленные
парой на любую из осей возили нас и на большие расстояния, при
этом на диске "Москвича"-412 эффективнее и выше была известная
"Снежинка" 6,45х13. Следует лишь быть осторожней со скоростью,
ведь грузоподъемность и качество дисков ниже, а на шоссе нужны,
естественно, родные диски.
Машина была приобретена с неисправным автоматическим
краном отопителя типа пневмоклапана. Поставили на его место кран
от М-412, трос для управления ввели в салон, чем не полуавтомат!
А вообще автор хотел бы иметь Crown 4WD. Пусть
даже без суперчарджера, кондиционеров, холодильников, электропакетов
и других наворотов. Для души бы оставил кондиционер и автоматическое
включение света (при въезде в тоннель, темный гараж) и выключении
при выезде из темноты, и не нужен колокольчик, который, как говорят,
умеет и более грустные вещи исполнять. Так вот, у нас он уже выброшен
- давайте жить весело! А чтобы сегодня жить с трудягой-краунягой
было действительно веселее, надеемся прикупить к нему где-нибудь
на разборках бывшую в употреблении автомагнитолу (родная вышла
из строя).
А вообще наш Crown еще и допинг - когда после трудового
дня на различных тракторах садишься за руль этого произведения
инженерного ИССКУСТВА и чувствуешь, что такое настоящий
АВТОМОБИЛЬ.
С уважением, отец и сын. Паспорт N 746488. Слюдянский
р-н.
Мы по-прежнему ждем от читателей подробных писем с
рассказами о ваших автомобилях. Опубликованные письма (фото
весьма желательны) будут оценены гонораром. Присылайте по
адресу редакции или электронной почте E-mail: postmaster@automarket.irkutsk.ru
"Автомаркет+Спорт" №12 31.03.00