искать через яндекс: 
 
Автомаркет + Спорт. Лучшая автомобильная газета Восточной Сибири. Только авторский материал.  
стартовая | редакция | автомобили сибири | реклама | автогид | гостевая книга

Опыт эксплуатации.

ОТ ДЕРЕВЯННОГО КУЗОВА
ДО
"КОРОЛЕВСКОЙ КОРОНЫ"

Будучи деревенским мальчишкой и грезя таким чудом, как автомобиль, мне удалось построить его из дощечек и снабдить колесами от отпиленных березовых чурок и сладострастно кататься со сверстниками, издавая вместо мотора гортанные звуки, лучшими из которых были сигналы "пип-пип".

ИСТОРИЯ ПОД КОЛЕСАМИ

Первым же настоящим автомобилем, порулить которым имел счастье, сидя на коленях у родного дяди, был... газогенераторный грузовик, работающий именно на березовых чурках.

К концу учебы на машиностроительном факультете политехнического института, где-то в 1971 году приобрел основу самоделки - мотоколяску с укороченным и обрезанным кузовом - фаэтоном от ЗАЗ-965.

Достроенный мой первый личный "железный" автомобиль резво бегал по дорогам лесных опушек Академгородка, где сейчас стоят корпуса факультетов университета. Вместе с тем, первый серьезный пробег Иркутск-Слюдянка показал всю тяжесть эксплуатации такой машины.

В 1972 году, получив права и приобретя аварийный "Москвич" - М-407 с ручным управлением, восстановив и переоборудовав его, теперь уже с семьей, вдоволь попутешествовали на нем на Байкал - в Листвянку, Слюдянку, Аршан. Но мотор с пробегом за 100 тыс. км из-за приличного дымления и заброса свечей пришлось впервые в жизни своими руками перебрать со шлифовкой коленвала и заменой поршней.

Затем был ушастый ЗАЗ-968 А с 40 тыс. пробега, горбатый ЗАЗ-965 А, потом "Москвич-412".

Хорош и мягок был этот "Москвич", но взгляд уже смотрел на тогдашний шедевр советского автостроения - "Жигули", и вскоре новенький белый ВАЗ-21013 поражал не только моих домочадцев, но даже меня. Долги заставляли разбавлять "93-й" бензин "левым" семьдесят шестым и к 80 тысячам пробега пришлось на СТО сменить поршни (прогар перегородок), кольца и клапаны.

Через десяток лет пришлось осваивать плюсы и минусы переднего, в ту пору необычного для нас привода - ВАЗ-2109. Да, это была сильная машина! Даже 1300 куб. см двигателя в городе нагоняли страху разным там "Волгам" тех лет. Без единой поломки с комфортом "девятка" провезла нас летом по маршруту Иркутск - озеро Котокель на восточном берегу Байкала и обратно через Иркутск на Курму - западный берег священного моря, а весной мы вместе с ней рыбачили на льду Малого моря.

Но получилось так, что в дальнейшем пришлось обустраивать свою жизнь на селе. В жертву была принесена трехлетняя "девятка", обмененная на ВАЗ-2101 1973 г. вып. Доплата к ней позволила построить дом, а из-за ржавой с неизвестно каким кругом спидометра "копейки" руки снова вспомнили труд "эксплуататора" автомобилей. То контакты, то сам распределитель, то кулачки распредвала, то колпачки, то сайлент-блоки, то даже коробка передач и редуктор заднего моста - все ремонтировалось сполна и "Жигуленок" в целом исправно служил "эксплуататору".

Сказав "копейке" спасибо за помощь в трудную минуту, купил с рук действительно рабочую лошадку - "Ниву"-2121. Включишь пониженную передачу, а при необходимости и блокировку, и вот ты уже прямо на ягоднике или орешнике, или можешь на речушках рыбачить прямо из салона, не замочив ноги. А уж прицеп с сеном везет отлично. Дороговизна запчастей, повышенный расход бензина, жесткость на ходу - эти факторы были отрицательными больше для жены, чем для меня.

Пришлось вернуться к малолитражкам, на сей раз к бывшему в употреблении ВАЗ-21063 1982 г. вып., с пробегом 180 тысяч км! Который, впрочем, меня не смущал, так как бывший владелец - мой товарищ, эксплуатировал автомобиль бережно.

Продав через несколько лет "шестерку" соседу, сели с сыном в электричку и вот они - иномарки стройными рядами на рынке в Рабочем. Сумма в 18000 рублей позволяла выделить из имеющихся только 4 машины. Бегая от одной до другой, остановили единогласно (здесь с нами был еще брат) выбор на седане Mazda-Family 1986 года выпуска, с механической пятиступенчатой коробкой передач серебристого цвета.

Более детальное знакомство с чужестранкой показало - это тот же ВАЗ-21099 в японском исполнении, т. е. более качественном и продуманном. Двигатель Е5 1500 куб. см, цепной, с системой зажигания, аналогичной "Самарам", карбюратор. Уже стояли новые передние стойки от "Самар". Откидывающаяся дробно спинка заднего сидения позволяла возить длинномерные вещи. Знакомый размер шин на 13 дюймов и изученное поведение переднеприводного автомобиля. Почти все, "как у нас" - только иногда звонит колокольчик, да руль справа. Приличный клиренс (160 мм) позволил объездить на рыбалке многие берега Иркута, Байкала, пройти ночью берегом до Курмы и успешно съезжать на весенний лед.

Годичная эксплуатация этой понравившейся, особенно жене, иномарки была в целом безмятежной, но хотелось (годы, видимо!) большего комфорта и большей надежности. Mazda была передана брату в Ангарск, а мне полузнакомый подогнал прямо под окна дома белоснежный, перламутровый лимузин - Toyota Crown 1988 года выпуска, в 121-м кузове, двигатель IQ с суперчаджером.

Выглянув на сигнал, я понял - этот автомобиль будет моим. Но выйдя и увидев "кочергу" автомата, вздрогнул, но потом успокоился на том, что в нашем селе уже есть четыре "автомата", о которых плохих слов не доводилось слышать.

ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОГО РЕМОНТА

Сразу о плюсах: стильный и богатый салон, сильный (130 л. с.) и тихий, достаточно плавный и легко управляемый кузов, с великолепными тормозами и легко читаемым цифровым табло. Но главное для нас - деревенских - кузов на цельной раме, полное отсутствие макферсоновских стоек и ШРУСов в обычном понимании. Ведущий задний редуктор высоко и жестко закреплен на раме. Четыре цилиндрических пружины и четыре простых амортизатора. Рулевой червячный редуктор.

Минусы: малый клиренс, усугубленный большой базой. Знакомая вялость при проходе поворотов. Занятость части багажника для холодильника и прочих благ, которые нами еще не востребованы.

Первая эйфория быстро прошла. Оказалось, что двигатель чуть перебоит, а заметить это труднее при 6 цилиндрах и 24 клапанах. Компрессометр указывает на клапан. Райцентровская СТО в лице частного предпринимателя запросила 1000 рублей за снятие головки, еще 1000 руб. за ее постановку. Почесали мы с сыном своим "умные" затылки и решили сами залезть под иностранный капот, где были для нас настоящие глухие дебри с непонятным впрыском, обилием датчиков, шлангов, проводов, ремней и прочих составляющих.

Клапан мы сменили на другой бывший в употреблении, который был приобретен за 50 рублей вместе с прокладкой головки блока (150 рублей) у моториста в одном из областных "сервисов". И мотор стал работать гораздо веселее, но нам до этого периода было весьма невесело.

Начнем с того, что в деревенских гаражах не водятся многие виды специнструментов. Если шило успешно помогало справиться с электроразъемами, то болты головки блока с потайным шестигранником были недоступны до тех пор, пока из весьма крепкой стали, с использованием электронаждака, не был изготовлен нужный шестигранник. Все болты сняты, а головку "кто-то" где-то упорно держал в одном месте. Только на другой день, сняв объемный нагнетатель (суперчаджер) и его крепления, положили головку на верстак. А чем рассухарить, если жигулевское приспособление не годится? С одним клапаном справились, ударив молотком по свечному ключу. Общей притирки не потребовалось, новая прокладка, протяжка болтов от центра по спирали, удобство в электросоединении, крепеж шлангов и шланчиков, подготовка к запуску. Пуск! Иностранный мотор работает! Но где показания тахометра, почему температура воды полезла в красную зону?

Стоп! Приехали! Тосол, кипящий с выхлопными газами, приказал делать повторное вскрытие.

Теперь вдвоем за 3,5 часа прямо во дворе на солнышке была снята головка блока! Прокладка вся была в дырах!!! "Спасибо" безымянному иркутскому мотористу и, может быть, тайваньскому кооперативу.

Мудрый дед посоветовал "макнуть" нашу родную прокладку в солидол, которым тележные оси смазывал, и, правда, помогло. Но одной беды в наших краях не бывает. Вскоре появился неприятный стук в моторе. В райцентре слушали мотор и фонендоскопом, и с помощью метровой слуховой масленки. И дед слушал, и мы тоже. Общий диагноз, как в больнице, - где-то, что-то. Демонтаж и разборка двигателя это не снятие головки. Беремся? Да.

Сняли двигатель вверх вместе с коробкой и, подставив доски на переднюю панель, спустили эту тяжесть на пол. Разборке и ремонту уже помогала книга "Ремонт двигателей зарубежных автомобилей", выписанная из издательства "За рулем". Бракуем один поршень с задирами по причине перегрева из-за недостаточной смазки, как раз там, где долго не менялся сгоревший клапан. Решили и коленвал шлифануть, зная, что в продаже есть ремонтные вкладыши.

Найти в Иркутске поршень удалось только с более тонким пальцем. В райцентре точим бронзовую втулку под него и запрессовываем в родной шатун. Осмотр масляного роторного насоса показал износ главной оси. Точим новую ось с увеличенным размером и перепрессовываем шестерню. Меняем сальники коленвала, маслонасоса, распредвалов. Сборка двигателя много времени не потребовала. Состыковав его с коробкой на ходу, единым агрегатом ручной талью поднимаем и опускаем на место.

На сей раз мотор (и даже тахометр) заработал как надо, однако, в течение года самодельную бронзовую втулку разбило (слабая посадка? дисбаланс?) и снова снимаем двигатель. Если раньше мучались с разъемами до снятия и после постановки, то на этот раз отсоединили весь жгут от компьютера. Оказалось удобно. В СТО на ул. Ширямова нашелся нужный "родной" поршень (200 руб.), купили в магазине маслосъемные колпачки (500 руб.). Дома изготовили свое устройство для рассухаривания, притерли все клапаны, подрегулировали зазоры в них путем перетасовки шайб (как в "Самаре", но диаметром меньше). Без двигателя стало удобно "перетрясти" переднюю часть ходовой. 2 шаровые опоры опрессовали в "Гидравлике" на Трактовой в Иркутске, из транспортерной ленты вырубили проставки. В маятниковом рычаге сменили втулки, оставив на "потом" только наконечники рулевых тяг. А так как раньше подняли зад машины путем таких же проставок и закрепления дополнительных 3,5 витков пружины, не меняя ее общей длины, то появилась настоящая осадка двигателя и возможность не тормозить перед каждой кочкой.

Сделаем главный вывод. Многие виды ремонта иномарок можно осуществлять своими руками, если есть некоторый опыт ремонта отечественных, сноровка и смекалка, которые нашлись, например, у моего сына. Он может на Crown многое снять, разобрать, собрать, поставить, найти неисправность по кодам с использованием самодельной перемычки на диагностическом разъеме и лампы Check, а уж водить этот лимузин он может классно и надеется, что будет водить его всегда.

Другой вывод: свои руки сберегают многие сотни и даже тысячи рублей, которые значатся в устных прейскурантах разных СТО в диких для нашей деревни у. е., особенно тогда, когда у тебя автомобиль из вторых или последующих рук.

В этом месяце сын проехал за рулем на новом "Святогоре" и сказал: "Лучше "Крауна" машины нет!" Ну как с ним поспоришь! Тем более, что про "королевскую корону" - так переводится Crown, в вашем "Автомаркете" в N 5 за 1999 год, автор В. Ларин отзывался с восхищением, применяя такие бесподобные эпитеты, как "технический бриллиант", "Аристократ, знаете ли!" и обещал в 2000 году рассказать о жизни того Crown в более жестких условиях. Мы же уже описали часть этих жестких условий: деревенские проселки, работа со сгоревшим клапаном, с "неродным" поршнем. Добавляем другие: в бак нами ни разу не заливался 95-й бензин, только 93-й, в его отсутствие добавлялся 76-й. Летом везде были перебои с 93-м, и мы, прослушав, что на 76-м бензине нет детонации, по острой необходимости поехали в Байкальск. Снижения мощности, детонации не замечали, но где-то на середине пути в горе мотор потерял мощность, обороты и совсем заглох. Знаете, страшно стало, ведь у нас еще не было ни одного случая, чтобы двигатель сам останавливался. В мыслях - проблемы буксировки. Но после паузы мотор снова заработал, и мы осторожно поехали дальше. Вывод один: 76-й бензин "бриллианту" не подходит, умные мозги - компьютер, знаете ли, не позволяет насиловать его. Кстати, замеренный расход зимой и при полной загрузке по трассе Слюдянка - Выдрино показал: 13 литров на 100 км.

Маслом использовалось Mobil 10W30, всесезонная минералка, - мотору оно нравилось (вскрытие показывало), да и нам было по карману. После Кризиса (все пишут с маленькой, а мы - с большой буквы, т. к. нам оказалось гораздо больнее) залили Ангрол в упаковке по 2,3 л неизвестной подлинности. Потемнело оно быстрее, чем Mobil, давление на холостых оборотах к концу срока его использования стало ниже. Другое полное вскрытие показало, что поршни, камеры сгорания, клапаны с гораздо большим нагаром. Двигатель внутри стал, как отечественный - темный, мрачный. Все отчистили, вымыли, после ремонта залили снова Ангрол, поездили чуть-чуть, слили, промыли промывкой и снова перешли наш "родной" Mobil, теперь уже за 240 рублей на одну замену.

Согласны с предыдущим автором и по тепловому режиму двигателя - без термостата ездить даже опасно! Ни разу не меняли свечи зажигания. Стоят "платиновые", поизносились, но работают. На спидометре за 150000 км, а может, и больше.

Состарился ли наш Crown? Да - и морально, и физически, ведь ему уже 12 лет. Тесное общение с ним показывает, что периодически менялись амортизаторы, тормозные колодки, электролампочки, а вот "резинки", узлы и агрегаты вряд ли. Замена же в моторе клапана и поршня - это результат жестких и неумных условий его эксплуатации. Но мы отчетливо знаем, с какой скоростью изнашивается многое, например, в "Жигулях", и поэтому говорим - да, с запасом прочности у Crown все в порядке.

По шинам (у нас 14") трудно что-либо добавить. Подбираются они по индивидуальным особенностям и вкусу водителя. А вот узкую "докатку" мы выбросили. В огромную нишу для нее в багажнике легко входит колесо от "Москвича"-403 или 412-го! Колесо от "Москвича"-403 (402, 407), с 15-дюймовыми размерами, от М-412 в 13-дюймов вместо запаски выручит на короткой дистанции, а поставленные парой на любую из осей возили нас и на большие расстояния, при этом на диске "Москвича"-412 эффективнее и выше была известная "Снежинка" 6,45х13. Следует лишь быть осторожней со скоростью, ведь грузоподъемность и качество дисков ниже, а на шоссе нужны, естественно, родные диски.

Машина была приобретена с неисправным автоматическим краном отопителя типа пневмоклапана. Поставили на его место кран от М-412, трос для управления ввели в салон, чем не полуавтомат!

А вообще автор хотел бы иметь Crown 4WD. Пусть даже без суперчарджера, кондиционеров, холодильников, электропакетов и других наворотов. Для души бы оставил кондиционер и автоматическое включение света (при въезде в тоннель, темный гараж) и выключении при выезде из темноты, и не нужен колокольчик, который, как говорят, умеет и более грустные вещи исполнять. Так вот, у нас он уже выброшен - давайте жить весело! А чтобы сегодня жить с трудягой-краунягой было действительно веселее, надеемся прикупить к нему где-нибудь на разборках бывшую в употреблении автомагнитолу (родная вышла из строя).

А вообще наш Crown еще и допинг - когда после трудового дня на различных тракторах садишься за руль этого произведения инженерного ИССКУСТВА и чувствуешь, что такое настоящий АВТОМОБИЛЬ.

С уважением, отец и сын. Паспорт N 746488. Слюдянский р-н.

Мы по-прежнему ждем от читателей подробных писем с рассказами о ваших автомобилях. Опубликованные письма (фото весьма желательны) будут оценены гонораром. Присылайте по адресу редакции или электронной почте E-mail: postmaster@automarket.irkutsk.ru

"Автомаркет+Спорт" №12 31.03.00




стартовая | редакция | автомобили сибири | реклама | автогид | автомобили | вокруг автомобиля | подшивка | все автофирмы региона | фотогалерея | справочное бюро | фестиваль автотюнинга | гранд европа | сша
Copyright © 2003-2006 "Автомаркет+Спорт". Иркутск Все права защищены.
Воспроизведение материалов или их частей
в любом виде и форме без письменного согласия запрещено.
веб-мастер: info@asjornal.ru
редакция: postmaster@automarket.irkutsk.ru

Яндекс.Метрика