искать через яндекс: 
 
Автомаркет + Спорт. Лучшая автомобильная газета Восточной Сибири. Только авторский материал.  
стартовая | редакция | автомобили сибири | реклама | автогид | гостевая книга

Раритет.
Джипы

ДЖИПЫ ЛЮБЯТ ЛАСКУ

Если ты хоть раз сконструировал что-то новое своими руками - будешь мастерить, изобретать и придумывать всю свою жизнь. Это относится ко всем - к изобретателям, конструкторам, и к простым "самоделкиным", которые в своем гараже зачастую делают аппараты, ничем не уступающие по качеству и характеристикам заводским моделям, а то и превосходят их.

Идея своими руками создать чтото стоящее пришла в голову Юрию Граховскому еще в 70-х годах. Вместе со своим другом Владимиром Самохваловым в гараже начали конструировать вездеход, равных которому на тот момент не должно было быть. Во всяком случае в Иркутской области. Четырехосевой, восьмиколесный, двухместный вездеход на траках, с V-образным двигателем на основе мотоциклетного - такого ни один уважающий себя гаишник вытерпеть не мог. Когда работа находилась в стадии завершения, Юрий пошел в ГАИ, и там ему просто-напросто запретили конструировать подобный "аппарат".

Это сейчас он, скорее всего, плюнул бы на все запреты, и завершил начатое. Ездил бы на вездеходе на даче или по тайге. Но тогда менталитет советского законопослушного гражданина не позволил закончить работу - ее забросили. Друг уехал на родину в Ростов, и Граховский остался один, однако с мечтой создать собственный джип не расстался. В то время он выписывал практически все существующие журналы по автомобилизму и изобретательству. Откуда пришла к нему идея своими руками создать ГАЗ-69, он объяснить не может. Однако появилась возможность для ее реализации - Граховский работал (да и сейчас работает), слесарем-инстументальщиком на ангарском электро-механическом заводе. Решил оргвопросы с директором, выписал необходимые материалы, железо, все оплатил и начал работу.

Несущий кузов из 2-х миллиметрового железа, сваренный и согнутый по чертежам Юрия, несколько отличался от заводского, однако испытания, которым подверглась во время эксплуатации эта машина, показали, что по прочности кузов превосходит заводские образцы. Двигатель от ГАЗ-69 приобрел по случаю, у товарища. От прародителя же была взята коробка передач, "раздатка", рулевая колонка и панель. Мосты подошли от УАЗа. Цельный (без тента) кузов обил пенопластом и обтянул кожзаменителем. Передние кресла подошли от "Москвича", задние сделал сам. Чтобы закончить работу, оставался на заводе до 11-12 часов ночи. Позже, когда автомобиль уже своим ходом перебрался в гараж, сутками пропадал там. Автомобиль был практически готов к эксплуатации через 10 месяцев. Однако это чудо техники нужно было еще зарегистрировать...

Сперва Юрий Граховский обратился в ангарскую ГАИ. Оттуда его направили в Иркутск, в ДОСААФ.

Со всеми чертежами, фотографиями, выкладками Граховскому пришлось почти два месяца мотаться в другой город. Завершилось все это испытаниями автомобиля - пришлось покатать по Иркутску специалистов из ДОСААФ и ГАИ. После чего автомобиль был признан соответствующим всем существующим требованиям. Граховскому выдали техпаспорт: "автомобиль самодельный - джип, кузов безномерной". Номер был лишь на двигателе.

Преимущества самодельного джипа перед заводским ГАЗом были очевидны: более высокий просвет позволял ездить там, где другие машины застревали. В салоне было тепло - самодельная печка и пенопласт сделали свое дело. Юрий использовал свой "джип" в сугубо утилитарных целях - ездил на дачу, перевозил грузы, таскал на нем волоком бревна. Малооборотистый двигатель позволял практически по полному бездорожью тащить сразу три-четыре бревна.

Через год Граховский отдал машину другу, а сам стал конструировать совершенно другой автомобиль - аппетит приходит во время еды. Теперь ему хотелось создать нечто совершенно оригинальное. Несущим элементом нового автомобиля стала рама, которую Граховский сделал сам. Двигатель - от УАЗ-469. Новый автомобиль был шире УАЗа - 1800 мм. А его база составила 2400 мм. КП и ведущий вал были взяты от УАЗа. Редуктор от ГАЗ-21. Мягкие, плавающие рессоры подошли от ГАЗ-24. Сиденья поставил от "Москвича" и КАМАЗа. Сконструировал их так, чтобы раскладывались.

В автомобиль могло войти... девять человек. Ширина автомобиля и его увеличенная база позволили машине стать более устойчивым на дороге. Ухоженный двигатель позволял разгоняться до 120 километров в час. Большой просвет и использование шин повышенной проходимости делали из джипа вездеход.

Автомобиль был оборудован двумя баками по 50 литров каждый, что позволяло без остановки проходить около 500 километров. На этом авто Граховский ездил и в дальние поездки, например, на Алтай - 2,2 тысячи километров в один конец, 2,5 тысячи в другой. С пассажирами и грузом. Серьезных поломок не было, за исключением одной - через несколько лет нещадной эксплуатации лопнула рама. Причем долгое время Граховский этого не замечал - на управлении джипом это никак не сказалось. Обнаружил случайно, потом раму заварили.

Примерно в 1995 году Граховский купил битый УАЗ-469, начал восстанавливать автомобиль. На его "вездеход" в этот момент и положил глаз знакомый, вместе с которым Юрий работал. Долго тот обхаживал счастливого владельца джипа, прежде чем Юрий уступил. Автомобиль был продан, о чем Граховский до сих пор жалеет - такого у него больше не было.

Буквально через несколько дней новый владелец пожаловал обратно: "Помоги, что-то не так, греется, не могу понять, что к чему". Оказалось - неполадки с трамблером. Пришлось заменить. Сейчас хозяин автомобиля живет в деревне, в Ангарске появляется редко. Однако время от времени джип можно увидеть на улицах города.

Граховский продолжил работать с прежним УАЗом. Восстановил. И тут же начал переделывать. Сделал новую панель, поставил тахометр, снова переделал сиденья так, чтобы раскладывались - в дальней дороге это очень удобно. Не устроили шкворни на переднем мосту - пришлось переделать, поставил конические подшипники. Переключатели света есть и на руле, а есть и ножные.

- Наши джипы - ГАЗы, УАЗы были сконструированы для военных целей, и надежнее машины я не знаю. Другое дело, что рассчитаны они на небольшую скорость, 70-80 километров в час, не больше. А иначе можно очень быстро раздолбать даже такую надежную машину. Техника любит ласку, чистоту и смазку - тогда она и служит долго. Конструктивные погрешности в автомобилях, конечно, есть, значит, надо за ней как следует ухаживать".

Я думаю, это мнение Юрия Граховского могут разделить тысячи других автомобилистов, поклонников советских джипов.

Майкл СТЕПЛЕР.

"Автомаркет+Спорт" №12 31.03.00




стартовая | редакция | автомобили сибири | реклама | автогид | автомобили | вокруг автомобиля | подшивка | все автофирмы региона | фотогалерея | справочное бюро | фестиваль автотюнинга | гранд европа | сша
Copyright © 2003-2006 "Автомаркет+Спорт". Иркутск Все права защищены.
Воспроизведение материалов или их частей
в любом виде и форме без письменного согласия запрещено.
веб-мастер: info@asjornal.ru
редакция: postmaster@automarket.irkutsk.ru

Яндекс.Метрика