ДЖИПЫ ЛЮБЯТ ЛАСКУ
Если ты хоть раз сконструировал что-то новое своими
руками - будешь мастерить, изобретать и придумывать всю
свою жизнь. Это относится ко всем - к изобретателям, конструкторам,
и к простым "самоделкиным", которые в своем гараже зачастую
делают аппараты, ничем не уступающие по качеству и характеристикам
заводским моделям, а то и превосходят их.
Идея своими руками создать чтото стоящее пришла
в голову Юрию Граховскому еще в 70-х годах. Вместе со своим другом
Владимиром Самохваловым в гараже начали конструировать вездеход,
равных которому на тот момент не должно было быть. Во всяком случае
в Иркутской области. Четырехосевой, восьмиколесный, двухместный
вездеход на траках, с V-образным двигателем на основе мотоциклетного
- такого ни один уважающий себя гаишник вытерпеть не мог. Когда
работа находилась в стадии завершения, Юрий пошел в ГАИ, и там
ему просто-напросто запретили конструировать подобный "аппарат".
Это сейчас он, скорее всего, плюнул бы на все запреты,
и завершил начатое. Ездил бы на вездеходе на даче или по тайге.
Но тогда менталитет советского законопослушного гражданина не
позволил закончить работу - ее забросили. Друг уехал на родину
в Ростов, и Граховский остался один, однако с мечтой создать собственный
джип не расстался. В то время он выписывал практически все существующие
журналы по автомобилизму и изобретательству. Откуда пришла к нему
идея своими руками создать ГАЗ-69, он объяснить не может. Однако
появилась возможность для ее реализации - Граховский работал (да
и сейчас работает), слесарем-инстументальщиком на ангарском электро-механическом
заводе. Решил оргвопросы с директором, выписал необходимые материалы,
железо, все оплатил и начал работу.
Несущий
кузов из 2-х миллиметрового железа, сваренный и согнутый по чертежам
Юрия, несколько отличался от заводского, однако испытания, которым
подверглась во время эксплуатации эта машина, показали, что по
прочности кузов превосходит заводские образцы. Двигатель от ГАЗ-69
приобрел по случаю, у товарища. От прародителя же была взята коробка
передач, "раздатка", рулевая колонка и панель. Мосты подошли от
УАЗа. Цельный (без тента) кузов обил пенопластом и обтянул кожзаменителем.
Передние кресла подошли от "Москвича", задние сделал сам. Чтобы
закончить работу, оставался на заводе до 11-12 часов ночи. Позже,
когда автомобиль уже своим ходом перебрался в гараж, сутками пропадал
там. Автомобиль был практически готов к эксплуатации через 10
месяцев. Однако это чудо техники нужно было еще зарегистрировать...
Сперва Юрий Граховский обратился в ангарскую ГАИ.
Оттуда его направили в Иркутск, в ДОСААФ.
Со
всеми чертежами, фотографиями, выкладками Граховскому пришлось
почти два месяца мотаться в другой город. Завершилось все это
испытаниями автомобиля - пришлось покатать по Иркутску специалистов
из ДОСААФ и ГАИ. После чего автомобиль был признан соответствующим
всем существующим требованиям. Граховскому выдали техпаспорт:
"автомобиль самодельный - джип, кузов безномерной". Номер был
лишь на двигателе.
Преимущества самодельного джипа перед заводским
ГАЗом были очевидны: более высокий просвет позволял ездить там,
где другие машины застревали. В салоне было тепло - самодельная
печка и пенопласт сделали свое дело. Юрий использовал свой "джип"
в сугубо утилитарных целях - ездил на дачу, перевозил грузы, таскал
на нем волоком бревна. Малооборотистый двигатель позволял практически
по полному бездорожью тащить сразу три-четыре бревна.
Через
год Граховский отдал машину другу, а сам стал конструировать совершенно
другой автомобиль - аппетит приходит во время еды. Теперь ему
хотелось создать нечто совершенно оригинальное. Несущим элементом
нового автомобиля стала рама, которую Граховский сделал сам. Двигатель
- от УАЗ-469. Новый автомобиль был шире УАЗа - 1800 мм. А его
база составила 2400 мм. КП и ведущий вал были взяты от УАЗа. Редуктор
от ГАЗ-21. Мягкие, плавающие рессоры подошли от ГАЗ-24. Сиденья
поставил от "Москвича" и КАМАЗа. Сконструировал их так, чтобы
раскладывались.
В автомобиль могло войти... девять человек. Ширина
автомобиля и его увеличенная база позволили машине стать более
устойчивым на дороге. Ухоженный двигатель позволял разгоняться
до 120 километров в час. Большой просвет и использование шин повышенной
проходимости делали из джипа вездеход.
Автомобиль был оборудован двумя баками по 50 литров
каждый, что позволяло без остановки проходить около 500 километров.
На этом авто Граховский ездил и в дальние поездки, например, на
Алтай - 2,2 тысячи километров в один конец, 2,5 тысячи в другой.
С пассажирами и грузом. Серьезных поломок не было, за исключением
одной - через несколько лет нещадной эксплуатации лопнула рама.
Причем долгое время Граховский этого не замечал - на управлении
джипом это никак не сказалось. Обнаружил случайно, потом раму
заварили.
Примерно
в 1995 году Граховский купил битый УАЗ-469, начал восстанавливать
автомобиль. На его "вездеход" в этот момент и положил глаз знакомый,
вместе с которым Юрий работал. Долго тот обхаживал счастливого
владельца джипа, прежде чем Юрий уступил. Автомобиль был продан,
о чем Граховский до сих пор жалеет - такого у него больше не было.
Буквально через несколько дней новый владелец пожаловал
обратно: "Помоги, что-то не так, греется, не могу понять, что
к чему". Оказалось - неполадки с трамблером. Пришлось заменить.
Сейчас хозяин автомобиля живет в деревне, в Ангарске появляется
редко. Однако время от времени джип можно увидеть на улицах города.
Граховский продолжил работать с прежним УАЗом.
Восстановил. И тут же начал переделывать. Сделал новую панель,
поставил тахометр, снова переделал сиденья так, чтобы раскладывались
- в дальней дороге это очень удобно. Не устроили шкворни на переднем
мосту - пришлось переделать, поставил конические подшипники. Переключатели
света есть и на руле, а есть и ножные.
- Наши джипы - ГАЗы, УАЗы были сконструированы
для военных целей, и надежнее машины я не знаю. Другое дело, что
рассчитаны они на небольшую скорость, 70-80 километров в час,
не больше. А иначе можно очень быстро раздолбать даже такую надежную
машину. Техника любит ласку, чистоту и смазку - тогда она и служит
долго. Конструктивные погрешности в автомобилях, конечно, есть,
значит, надо за ней как следует ухаживать".
Я думаю, это мнение Юрия Граховского могут разделить
тысячи других автомобилистов, поклонников советских джипов.
Майкл СТЕПЛЕР.