МОЙ "ГОРОДСКОЙ АС"
Все получилось неожиданно: как-то раз вечером осенью
1995 года пришлось мне на попутке добираться до дому. На
беду мою или на счастье, машиной оказался микроавтобус Toyota
TownAce выпуска конца 80-х. Водитель, общительный седой
мужчина лет пятидесяти, обстоятельно ответил на все мои
вопросы, которых ему я задал множество, потому что машина
мне очень уж понравилась. "Стоит меньше "Волги", но гораздо
лучше" - сразу же уверенно заявил словоохотливый хозяин.
Внутри
было удобно, уютно и просторно - настоящий дом на колесах. Вагонная
компоновка, сработанная хитроумными японцами, поразила: при габаритах
обычного легкового автомобиля машина имела просторный 8-местный
салон-трансформер, и уж что совершенно непривычно русскому человеку,
- выпуклости мотора не было видно! Все знают, что в родном "уазике"-"буханке"
или в "рафике" между передними сиденьями расположена огромная
глыба моторного отсека, ворующая жизненное пространство как у
водителя, так и у переднего пассажира.
В салоне было гораздо тише, чем в любом отечественном
авто. Работающая на средних оборотах вентиляция не издавала звука
реактивного самолета (как, например, бывает в "Ниве"), а почти
бесшумно выдавала упругие струи воздуха. Плавность хода была гораздо
выше, чем у любой из вазовских моделей. Сочетание удобств легкового
автомобиля с большим внутренним пространством автобуса произвело
на меня огромное впечатление, и с той памятной поездки я заболел
идеей покупки такого микроавтобуса для семейных путешествий.
Зимой 1996 года у меня с божьей помощью появились
деньги, которые я мог потратить на машину, и я начал методично
обходить иркутские торговые площадки в поисках свой мечты. В это
время в городе все больше и больше появлялось японских машин second
hand, среди которых было немало микроватобусов и минивэнов. Машины
"без пробега по СНГ" были мне не по карману, - я искал автобус,
походивший по городу, но прилично сохранившийся. Всем этим требованиям
мало что отвечало, цены были высокими, потому мои поиски затянулись
почти до весны.
В апреле я, наконец, увидел то, что искал - красавец
Town Ace с пробегом по Иркутску и потому по приемлемой цене. Бросилось
в глаза то, что его внешний вид не соответствовал цене. Очень
красивый двухцветный кузов, стеклянная крыша типа skylight roof,
велюровый салон Super Extra и всего 40 тогдашних "лимонов" (докризисные
$7500). Продавец сказал, что автобус стоит всего неделю, и просил
поторопиться. На следующий день я собрал "консилиум" из двух друзей,
которые для меня были большими авторитетами в области автомобилей,
и отправился на "диагностику" возможного кандидата в члены семьи.
При ближайшем знакомстве оказалось, что краска на кузове машины
уже не родная, кроме этого было найдено несколько мест с толстым
слоем шпатлевки. Двигатель завелся только, наверное, с 20-й попытки,
причем из выхлопной трубы капали маслянистые выделения. Под днищем
тоже мало что порадовало: сразу бросились в глаза подтеки из гидроусилителя,
заднего моста и амортизаторов. Последнее, что было сделано - снята
маслозаливная пробка при работающем моторе, причем невооруженным
глазом были замечены выхлопные газы, выходящие через горловину.
Двигатель весь был покрыт потеками масла - "отпотел". "Консилиум"
поставил диагноз: возможный кандидат скорее мертв, чем жив. Пробег
по одометру у этой машины был 150 тыс. км, а год выпуска - 1987.
Удрученные, мы отошли в сторону покурить и принять решение.
И тут к нам неуверенно подошел мужчина, который
со стороны наблюдал наш процесс исследования автобуса. "Ребята,
а может, посмотрите мой автобус? Я сейчас хотел сдать его в магазин,
да увидел, что вы этот гоняете, решил посмотреть: сравнить цену
и состояние", - робко проговорил незнакомец. Разгоряченные, мы
вышли за ворота площадки, где припарковался незнакомец. Невзрачный
серый автобус, ни одного молдинга. Я был разочарован: ни тебе
суперсалона, ни тебе люков, ни шторок на окнах, ни противотуманок.
К тому же год выпуска более давний - 1985. Самый дешевый вариант
кузова. Кроме того, еще и коробка-автомат, которой я так боялся.
Завели мотор - как и положено у японки, он заработал после первого
оборота стартера. Из выхлопной трубы никакого конденсата. Сняли
маслозаливную пробку: тоже все нормально. Двигатель сухой, чистый.
Под днищем все o'key: нигде ничего не подтекает. А прокатиться?
"Пожалуйста! Если хотите, сами за руль садитесь. Ездили когда-нибудь
с автоматом?" Совершили огромный круг через весь город. Машина
порадовала резвостью и управляемостью. В этой поездке я испытал
почти те же ощущения, что и тогда в той памятной попутке. Друзья
были лаконичны: этот автобус просто гораздо лучше того, что стоит
на площадке. Пробег 127 тыс. км. Всего 30 "лимонов" (тогда это
было около 6 тысяч долларов). Смущал только "автомат". Решил подумать
сутки.
А назавтра совершил еще более грандиозный поход
по всем площадкам города. Однако альтернативы не было. После обеда
позвонил продавцу: мол, беру. Пока продавали-покупали, снимали-ставили,
удалось вдоволь покататься на машине. Окрепли нежные чувства,
но были замечены и первые "косяки": аккумулятор умирает, колодки
уже скрипят. Поближе познакомился с продавцом. Это был пилот "Боинга"-757
авиакомпании "Байкал". Кто помнит - был у нас тогда "свой" Боинг.
К сожалению, местная авиакомпания не смогла содержать лизинговый
самолет, и его пришлось отдать. Пилоты, чтобы не терять сертификаты
и квалификацию, решили подаваться в Москву, в "Трансаэро", что
и послужило причиной продажи автомобиля. Машину пилот привозил
для себя с Сахалина, где она вроде бы была куплена у моряков.
В Иркутске машина прожила год и прошла около 10000 км.
Такова была предыстория. Итак, через три дня предварительных
процедур я стал законным владельцем микроавтобуса Toyota TownAce
модели YR20 с бензиновым 4-х цилиндровым двигателем 2Y-C(U) объемом
1,8 литра, год выпуска 1985, пробег - 127 тыс. км.
Первые поездки были робкими - еще не привык к машине,
боялся "автомата" и возможных "косяков". У одиннадцатилетней машины
"косяки", конечно, должны были быть - и я стал их искать. Первое,
что было сделано - заменены все жидкости, о чем далее по порядку.
Была произведена промывка двигателя и замена моторного масла.
Летчику подолгу задерживали зарплату, в связи с чем в моторе было
"жигулевское", которое я сменил на синтетику ELF 5W50. С коробки
автомата был снят поддон, очищен фильтр заборника и слита старая
жидкость, которая была уже почти коричневого цвета, однако "горелым"
не пахла. На лобовом стекле я нашел марку японского техобслуживания,
из которой понял, что Dexron меняли на пробеге 97 тыс. км. Судя
по показаниям спидометра, на момент покупки этот Dexron не прошел
и 40 тыс. километров, а уже изменил цвет. Из этого наблюдения
я сделал грустный вывод о том, что, может быть, спидометр на моем
автобусе был "скручен". Итак, был залит новый Dexron-II фирмы
Mitsubishi Oil. Содержимое гидроусилителя произвело самое грустное
впечатление: просто черная грязь - похоже, что-то не родное. Вся
гидросистема была слита и промыта свежим Dexron-II, после чего
и заполнена им же. В редукторе заднего моста тоже была какая-то
странная жидкость, которую заменили на японское трансмиссионное
масло Mitsubishi 80W90. Ну и наконец - замена тосола с промывкой
системы охлаждения. Прежнее содержимое системы охлаждения имело
ржавый цвет, в связи с чем в новый тосол добавили антикоррозионную
присадку. Да, чуть не забыл - еще была заменена тормозная жидкость.
Итак - все жидкости новенькие, свеженькие. Первые
недели показали, что аккумулятор нужно менять, так как он крутил
мотор только в том случае, если не далее как три дня назад машина
выезжала из гаража. Если же ей удалось простоять, скажем, четыре
дня, то аккумулятор приходилось заряжать. Это был диковинный на
вид, очень маленький по размерам (похож на мотоциклетный) аккумулятор
Mitsubishi с узкими клеммами на 55 А.ч., судя по году выпуска,
прослуживший уже семь лет. Вместо него был куплен новый Bosch
на 60 А.ч. Примерно через месяц после покупки появился металлический
звон задних колодок - они стерлись до металла. Что послужило причиной
для расточки тормозных барабанов и наклепывания новых накладок,
подошедших от "Москвича". После этого с тормозами не было проблем
вот уже четыре года.
Началось лето 1996 года, которое прошло в незабываемых
поездках на природу. Обычный экипаж: я, жена, дочка и собака.
Машина в будни почти не эксплуатировалась, так как я жил и работал
в центре города. Главное ее назначение было - в выходные дни подъехать
к реке, съездить на Байкал, к родственникам на дачу и так далее.
Очень хорошо, как оказалось, в микроавтобусе ночевать: все задние
сиденья раскладываются горизонтально, в результате чего получается
огромное плоское ложе на троих-четверых. Летняя эксплуатация показала
расход топлива по трассе - около 11 литров, в городе - 14 литров.
По крайней мере, не хуже, чем у "Волги", и лучше, чем у "Уазика".
Полгода жизни микроавтобуса прошли спокойно. Новые
"косяки" дали о себе знать лишь зимой 1996-1997 года. Ближе к
новому году стал уходить тосол. Причем, если преобладала езда
по городу - все нормально, если же "прохватил" по трассе - уровень
тосола падал. Стал искать течь - и не нашел! Так в поисках течи
я проездил почти до самой весны, постоянно доливая тосол. Заливал
в тосол всякие герметики: ничего не помогало. Постепенно понял
- тосол уходит через расширительный бачок. Обратился к специалистам
и они сказали, что это "нарушение циркуляции": сняли радиатор,
промыли, проверили помпу - все o'key. Немного проездил - то же
самое, но все хуже и хуже. Как-то раз заглушил горячий двигатель,
когда температура полезла вверх, обмотал руку тряпкой и снял пробку
радиатора. Когда облако пара рассеялось, увидел страшное: из горловины
лезли синие пузыри с выхлопными газами! Все понятно: прокладка.
Пришлось купить за 340 тысяч неденоминированных рублей ремкомплект
с прокладками и маслосъемными колпачками, благо в Иркутске все
это уже было свободно в продаже. Поставили новую прокладку и проблема
была решена.
При замене прокладки удалось заглянуть внутрь,
где все оказалось замечательно. Прокладка начала прогорать только
у одного цилиндра. Авторитетный спец, который менял прокладку,
сказал, что клапанный механизм в отличном состоянии, родные колпачки
как новые, в цилиндрах никакой выработки не видно и родные кольца
на замену еще не просятся. Кроме истории с прокладкой, в первую
зиму эксплуатации машины была еще пара неприятностей, о которых
стоит упомянуть. Итак, первое - как-то раз, выезжая утром из гаража,
пришлось преодолеть снежные наледи на выезде из гаражного кооператива.
И все бы хорошо, да вот машина японская низковата, клиренса не
хватает - ударился чем-то снизу и довольно звучно. Приехал на
работу. До обеда машина стояла у конторы. Выхожу на обед: передо
мной длинный ряд припаркованных машин на небольшом уклоне, моя
машина в самом верху. Гляжу, из-под нижней машины ручеек масла
бежит. Ну, думаю, кто-то из ребят "залетел". Иду выше, гляжу,
а ручеек-то под всеми машинами протекает, а заканчивается, вернее,
начинается - под моей! Как оказалось - утренний удар пришелся
на поддон "автомата", вытекал драгоценный Dexron! Делать нечего:
завелся и поехал на сервис Toyota на самом краю города. Ехать
до него от моей работы 20 километров, или около того. Еду и думаю:
хватит дексрона или нет? Когда до места оставалось около 2-х километров,
коробка перестала переключаться. Только вторая передача. Как ни
странно - доехал своим ходом. Залатали поддон, залили Dexron и
все опять стало нормально. Однако этот случай так потряс мое воображение,
что я стал бояться любых ухабов. Ездить, поверьте, было невмоготу.
Пришел к выводу, что эту проблему нужно решить радикально, принимая
во внимание то, что денег на джип или микроватобус Mitsubishi
4WD у меня нет и еще долго не будет. Посоветовался со спецами
и решил: машину нужно поднять.
Знакомый спец-надомник сделал это за 2,5 "лимона".
Ушки амортизаторов переместились вниз, на максимально возможное
расстояние, такое, чтобы подвеска срабатывала. Под задние пружины
положили толстые прокладки. Впереди подвеска торсионная: торсионы
были подтянуты на нужный угол. Всего удалось поднять машину на
4,5 сантиметра. По-моему, это отличный результат. Кстати, с тех
пор прошло уже три года и аномалий, вызванных этой операцией,
в подвеске не наблюдается. Визуально машина стала выглядеть стройнее,
моложе. Конечно, главный результат всей этой процедуры скорее
психологический - я перестал бояться ухабов на дороге.
Третье приключение за первую зиму произошло, опять-таки,
по моей собственной вине: дал "прикурить" одному страдальцу в
тридцатиградусный мороз, не выключая мотора. Страдалец был на
автомобиле марки Toyota и горячо убеждал меня, что он всегда дает
"прикурить", не выключая двигатель - и ничего. Мол, Toyota это
запросто переносит: на улице 30 градусов мороза, просадим аккумулятор
на моей, потом и твою не заведем... Кстати, это было 31-го декабря,
я делал покупки к Новому году. Ну вроде все хорошо - дал прикурить
и уехал. Красные лампочки на щитке приборов загорелись только
через неделю, в январе: отказал генератор. Вроде ерунда, только
щетки оплавлены. Заменили щетки, больше ничего не заметили. Через
неделю генератор опять отказал: перегорела обмотка ротора у самого
крепления. Был вынут последний виток из обмотки ротора, конец
заново припаяли к коллектору, а обмотку залили эпоксидной смолой.
Еще через неделю генератор опять отказал: сгорел весь диодный
мост и регулятор заодно вместе с ним. Тут уж пришлось искать генератор
в сборе. Новый, как оказалось, стоит 600 долларов: не по карману.
Объехал все "разборки" и нашел генератор той же марки Nippon Denso
и даже с теми же цифровыми марками на статоре, но для навески
на другой двигатель. "Ушки" у него, понимаешь, по-другому растут.
Купил его за триста тысяч рублей и все его нутро (блок выпрямителя
и щеткодержатель) переставил в корпус родного генератора. Получилось
нормально - все заработало.
Да, чуть не забыл о регуляторе. Регулятор у этой
машины, как это ни странно, оказался обыкновенным электромагнитным
контактным реле (как на старой "копейке") и располагался он под
"торпедо". Вместо него там нашел свое место транзисторный регулятор
для ВАЗ-2101, по цене 34 рубля (то есть тысячи рублей, тогда еще).
Короче говоря, после того "прикуривания" система постепенно выгорала
в течение трех недель. Полная замена системы генератор-регулятор
обошлась весьма дешево, что несколько утешило. На почве всего
пережитого родился следующий лозунг: "Ребята, перед тем как дать
прикурить несчастному товарищу, выключите мотор и снимите с аккумулятора
клемму!".
После вышеописанных приключений в течение почти
трех лет эксплуатация машины никаких проблем не доставляла. TownAce
показал свою крайнюю надежность и дружелюбность. В дальних поездках
машина ни разу не отказала. Двигатель отлично пускается даже в
самые лютые морозы. В салоне зимой тепло - кроме передней есть
и задняя печка. Затраты - только расходные материалы и фильтры.
Почти за три года на TownAce я всей душой полюбил "автомат", да
и как его можно относиться к другому, когда "балду" дергать не
надо! Еще к этому можно добавить то, что благодаря "автомату"
на машине просто и приятно кататься и девчонкам - им ведь тоже
нужно покататься! Кроме всего прочего, как оказалось, автоматическая
коробка позволяет произвольно переключать передачи - все делается
одной правой ногой. Кстати, я езжу именно в таком режиме: переключаю
произвольно, когда мне нужно, просто качнув педаль газа в соответствующую
сторону, когда обороты достигли, опять-таки, нужного мне значения.
Один мой знакомый сказал, что это очень хорошая практика - давать
"автомату" переключиться на повышенную, отпуская педаль газа в
нужный момент. Якобы при этом экономится ресурс коробки. Не знаю,
так это или нет, но я интуитивно так всегда и делал - как на "механике",
только без педали сцепления.
Впечатляет вместительность машины. Как-то раз я
помогал знакомым при переезде и при этом в мой TownAce были одновременно
загружены: диван-кровать, кресло, тумбочка, холодильник, телевизор
и несколько стульев, плюс бабушка - рядом с водителем! Для этой
загрузки даже не потребовалось снимать сиденья (что возможно)
- они были просто разложены горизонтально, как для ночлега. Сейчас,
весной 2000 года, позади четыре года на TownAce 1985 года выпуска
и более 40 тысяч километров пробега. Что можно сказать в заключение?
Странно, но при общем пробеге около 170 тыс. км машина выглядит
довольно молодо, еще не начала по-настоящему "кушать масло" (расход
на долив около 1 литра между заменами через 10 тыс.км.) и не думает
дымить. За три зимы не потек ни один сальник, не засорился карбюратор
и ни разу не "ушла в баллон" искра. На кузове нет очагов коррозии
- фирменная гарантия Toyota того времени - 6 лет на кузов, перекрыта
в два раза - машине уже 15 лет! Хотя, честно говоря, есть глубокие
царапины со следами ржавчины, залечивать которые не хочется -
старый "Лорен-Дитрих" и так доживет свой век. В последний год
ремонты были только текущие - то, что бывает у каждой машины.
Например, ремонтировали рулевые тяги с заменой втулок, меняли
тормозные шланги и жидкость, резинки стабилизатора поперечной
устойчивости. Год назад я радикально обновил переднюю подвеску:
ради замены поскрипывающих сайлент-блоков поставил относительно
новые рычаги (верхние и нижние), плюс к этому амортизаторы, все
б/у, с "разборки", от аналогичного автобуса 92-го года выпуска.
Кроме этого, были отремонтированы родные шаровые опоры. Все запчасти
обошлись в полторы тысячи рублей. Хороших запчастей б/у сейчас
в городе очень много и цены на них весьма приемлемые.
Со спокойной душой я прожил третью зиму на TownAce,
потому, что знаю: "Городской Ас" не подведет! Надеюсь, что и ему
со мной хорошо, и "домой в Японию" он еще пока не захотел. Немного
о себе: 40 лет, по специальности инженер-программист.
Тимофей МИТИН.
Мы по-прежнему ждем от читателей подробных писем с
рассказами о ваших автомобилях. Опубликованные письма (фото
весьма желательны) будут оценены гонораром. Присылайте по
адресу редакции или электронной почте E-mail: postmaster@automarket.irkutsk.ru
"Автомаркет+Спорт" №13 7.04.00