Я ЛЮБЛЮ ЛИШЬ ТЕБЯ И МАШИНУ
Когда Юрий Николаевич Протопопов в первый раз взял
в руки гаечный ключ и начал что-то ремонтировать и конструировать,
он не помнит. "Кажется, это было еще в детстве".
Права
он получил в 1942-м году, в 1943-м ушел на фронт. Судьба его оказалась
связана с техникой - собирал мотоциклы, мотовелосипеды. Работал
механиком в автотранспортом цехе. Сколько за годы работы прошло
через его руки автомобилей - никто, наверное, не сосчитает: от
"Москвичей" и "Побед" до современных иномарок, в которых электроники
больше, чем в иных самолетах. Однако самым любимым автомобилем
Протопопов считает свою отреставрированную "Эмку".
Впрочем, все по порядку. Юрий Николаевич увидел
этот автомобиль в 1979 году в поселке Одинск, который находится
в двадцати километрах от Ангарска. Хозяин использовал его... под
курятник. До сих пор Юрий Николаевич не может объяснить, почему
ему понадобился именнно этот автомобиль - вид у машины был крайне
непривлекательный. Если не принимать во внимание такое вполне
естественное последствие курятника, как невыносимый запах, у автомобиля
было много недостатков - отсутствовали колеса, рулевое для эксплуатации
было непригодно, а от салона не осталось ничего.
Уговоры жены и матери: "Ну зачем тебе нужен этот
металлолом?" не остановили. Пришлось долго торговаться с хозяином.
Его совершенно железный аргумент: "А где будут жить мои куры?"
перевесили две тысячи рублей, на которые тот мог построить своим
курам виллу. А Юрий Николаевич стал обладателем автомобиля "М-1"
1936 года выпуска, который нужно было долго реставрировать...
При ближайшем рассмотрении Юрий Николаевич понял, что в целости
остались лишь кузов, рама и двигатель. В техпаспорте машины было
написано " ГАЗ-М-1-11".
- Такой машины я, честно говоря, не знаю. Есть
М-1 с сорокасильным четырехцилиндровым двигателем, есть ГАЗ-11,
который укомплектовывали шестицилиндровым двигателем, 76 лошадиных
сил, объемом 3480 кубиков. Именно такой двигатель стоял на моей
"Эмке". Конечно, сперва я хотел поставить новый двигатель - однако
достать его не было никакой возможности. Мне по-своему повезло
- тогда этим движком укоплектовывали ГАЗ-51, и с запчастями проблем
не было - я сразу же нашел и поршни, и вкладыши, и кольца. Двигатель
перебрал полностью. Надо сказать, что с автомобилями такой надежности
судьба столкнула меня впервые - сейчас машине уже 63 года, но
до сих пор не было сделано ни одного капитального ремонта. Два
раза я менял поршни и вкладыши - и все. До сих пор стоит родной
коленвал и коробка передач.
Кузов сохранился хорошо: полуторамиллиметровое
железо так и не успело проржаветь за то время, которое М-1 был
курятником. На полу железо было еще толще, возле коробки передач
толщина достигала пяти (!) миллиметров. Такое и не снилось современным
автомобилестроителям. Правда, было в кузове несколько трещин,
которые явно свидетельствовали о том, что машина подвергалась
нещадным нагрузкам. Их пришлось заварить. Передний мост сохранился
хорошо, задний пришлось поменять. Юрий Николаевич скомбинировал:
часть осталась от прежнего моста, часть поставил от моста ГАЗ-69.
Рулевую установил от "Волги". - Если хочешь сделать - всегда сделаешь,
- такого правила я придерживаюсь всегда, и в жизни, и на работе.
Через полтора года реставрация автомобиля стала приближаться к
концу. Проводку полностью сделал сам, старая сгнила. Оригинальные
фары с хромированными ободками сохранились, мне осталось лишь
найти стекло, это было нетрудно. Пришлось изрядно повозиться с
ветровым стеклом - раньше вместо пленки использовали слюду, она
сильно потемнела от времени, нужно было подумать о новом. Купил
триплекс от ГАЗ-51. По высоте оно не вошло - пришлось резать стекло,
а по бокам я расширил проем, от чего лишь выиграл - улучшилась
обзорность.
Салона практически не существовало, и мне пришлось
самому делать сиденья. Сделал деревянные рамы, как на ЗИС-5, навил
пружин. Обтянул мешковиной, потом кожзаменителем. Спинка на заднем
сиденье получилась съемная - я ее подстилал под спину, когда надо
было залазить под машину. Из-за мелких деталей пришлось даже покопаться
на свалках старых машин - там я нашел ручки для дверей и стеклоочистители.
Механизм стеклоочистителей и бамперы поставил от "Волги". Потом
осталось лишь отшпатлевать и покрасить в "райкомовский" черный
цвет - эту марку с другим цветом не выпускали.
С 80-го года восстановленная "Эмка" верой и правдой
служила семье Протопоповых. Они ездили в ней и на Байкал, и на
дачу, и в тайгу. Юрий Николаевич рассказал, что проходимость у
машины хорошая, а ширина колеи (1500) позволяла автомобилю уверенно
держать дорогу. Автомобиль побывал в Голоустном, в Усть-Куте,
в Тальянах. Если "Эмку" останавливали работники ГАИ, то до просмотра
документов дело не доходило почти никогда - инспекторы начинали
рассматривать сам автомобиль и расспрашивать владельца о том,
где и как он раздобыл такое чудо.
- Поломок у меня практически не было, - Юрий Николаевич
улыбается. - Шаровые пальцы на "Эмке" стоят саморегулирующиеся,
не разбалтываются. Все жиклеры в карбюраторах тоже регулируемые
- и главного хода, и холостого, и воздушный. Была, правда, одна
авария. Поехал я в Новый Ясачный, на дачу. Увидел, что недалеко
от дороги в болоте застряла "Волга". Остановился, чтобы помочь.
Когда тащил из болота "Волгу", немного не рассчитал, автомобиль
занесло, и он задом врезался в березу. Повалил. Бампер, правда,
немного помяло. Мужик, которому я помог, тут же вылез из машины,
прибежал. Давай, говорит, я тебе оплачу ремонт. Но я отказался.
Зачем? Я ведь все сам сделаю...
Общий пробег я никогда не фиксировал, поэтому точно
не скажу, сколько "Эмка" прошла - она была в постоянной эксплуатации.
Я ездил на ней обычно со скоростью 80-90 км/ час, и при этой скорости
расход бензина составлял 12-14 литров на 100 километров. Иногда
в дальних поездках за руль садился мой друг - ему очень нравилось
водить "Эмку". Он ездил побыстрее - километров 120. Расход топлива
увеличивался.
Юрий Николаевич никогда не заливал в радиатор тосол
- это у него принципиальное. "Если машина стоит на морозе в -30°С,
- объяснил он мне. - ее необходимо 10-15 минут прогревать. В этот
момент идет максимальный износ двигателя. Поэтому я делаю по старинке:
если машина стоит на морозе, воду из радиатора я сливаю. Утром
прихожу, кипячу воду, заливаю ведро в радиатор, завожу так же
легко, как "Жигули" - и все в порядке, душа не болит за двигатель".
- Не холодно в машине?
- Сперва было холодновато. Какие только печки я
не ставил - и от "Волги", и от грузовых машин - салон большой,
с обогревом они не справлялись. Теперь стоит самодельная. Поставил
сзади от радиатора воздухозаборники - все тепло идет в машину.
В салоне жарче, чем во многих иномарках.
В семье Протопопова есть еще одна машина - "Москвич-комби",
и жена Юрия Николаевича Жанна Александровна вроде бы и не против
продать "Эмку", однако на это Протопопов лишь решительно и упрямо
мотает головой: "Никогда! Я в эту машину всю душу вложил... Я
и люблю-то только ее и тебя. Все." Прошедшая зима - первая, когда
"Эмка" оказалась не на ходу: осенью, перед техосмотром пробило
прокладку под головкой цилиндра, в масло стала попадать вода.
Так как последний ремонт был 8 лет назад, Юрий Николаевич поставил
автомобиль в гараж, снял мотор, однако до ремонта руки пока так
и не дошли - классный механик, он нарасхват в гаражах. Но весной
надежная "ЭМка", скорее всего, снова выйдет из гаража, будет верно
служить Протопопову и по-прежнему удивлять инспекторов.
Майкл СТЕПЛЕР. Фото Виктора ГРИГОРЬЕВА.