А МНЕ ЛЕТАТЬ ОХОТА
Превратившись из конкретной "Сибавтосалон"
в обобщенную "Транспорт Сибири", ежегодная "автомобильная"
ярмарка в Сибэкспоцентре спутала все карты. А может, наоборот
- все разложила по полочкам. Оказывается, вовсе не автомобили
занимают умы иркутских инженеров, изобретателей, ученых
и предпринимателей. Надо брать выше, в буквальном смысле.
Аэротехника - вот чем силен исконный мозговой центр. И действительно,
масса автосборочных проектов у нас провалены и вряд ли когда
возможны, зато авиация упорно ищет дорогу к потребителю.
И уже есть определенные успехи, что и показала, причем наглядно,
новая ярмарка.
Но
в первую очередь, спасибо Восточно-Сибирской железной дороге,
которая не забыла напомнить "Транспорту Сибири", что первой дорогой,
по которой можно было ехать быстрее человеческого шага, в Сибири
стала именно железная дорога. Знаменитый Транссиб, построенный
чуть больше ста лет назад. А совсем недавно была построена еще
одна железная дорога. Ученики из школы N 8 за три месяца создали
действующий макет дороги. Огромная "игрушка" стоимостью около
100 тысяч рублей стала настоящим украшением стенда ВСЖД, без чего
он вряд ли привлек бы внимание посетителей. После ярмарки макет
должен разместиться в железнодорожном институте. Найти же что-либо
"популярное" на стенде ВСЖД не удалось ввиду фундаментальности
этого вида транспорта. Совсем иначе обстоят дела в противоположной
транспортной стихии - воздушной. Стоит на сантиметр оторваться
от земли, и пожалуйста, видим буйное развитие идей, которые, к
тому же, находят материальное воплощение.
Возмущение атмосферы, в основном, исходит из ИАПО
(Иркутское авиационное производственное объединение). Объединение
основано еще в 1932 году и до недавнего времени в народе было
известно "закрытым" военным самолетостроением. Сейчас ИАПО расширяет
свои воздушные "владения" за счет работы в области гражданской
авиации. Уже начато серийное производство уникального реактивного
самолета-амфибии Бе-200, о котором уже не раз сообщалось в СМИ.
Но настоящим прорывом на гражданский рынок можно назвать разработку
в области легких летательных аппаратов. Это то, о чем мы еще очень
плохо знаем, но без чего нельзя представить будущее нашей гражданской
авиации.
Сегодня в ИАПО заканчивается рабочее проектирование
и начата сборка первого опытного образца 3-местного летательного
аппарата внеаэродромного базирования Автожир А-002. На ярмарке
был представлен только макет этого весьма интересного "самолета".
На самом деле "Автожир" (autogyre - от греческого autos - сам
и gyros - круг, вращение) как летательный аппарат изобретен еще
в 1919 году и по своей концепции находится между самолетом и вертолетом.
Поступательное движение здесь обеспечивает обычный воздушный винт,
а подъемная сила создается за счет большого "вертолетного" винта,
который вращается свободно, без привода от двигателя, только под
действием набегающего воздуха.
Автожир в безветренную погоду не может "висеть",
как вертолет, но зато при отказе двигателя он не падает камнем,
а плавно спускается, как перышко. В этом его большое преимущество
перед вертолетом. А в сравнении с самолетом аналогичного класса
Автожиру не нужны большие и специально подготовленные взлетно-посадочные
"полосы", и он дешевле в 3-4 раза. Как следует из представленных
ИАПО характеристик, Автожир А-002 развивает скорость более 200
км/час, имеет дальность полета до 1000 км и высоту полета до 3000
метров. Он заправляется автомобильным бензином, может храниться
в автомобильном гараже и транспортироваться легковым автомобилем.
Он имеет закрытую обогреваемую кабину, спаренное управление, простую
пилотажно-навигационную систему. Обучение пилотов и авиатехников
для Автожира планируется проводить в РОСТО. Ориентировочная цена
машины - 100 тысяч долларов. (Окончание. Начало на 4-й стр.)
Более
наглядно выступил Иркутский авиаремонтный завод N 403. Здесь освоили
сборку легкого самолета Х-32 "Бекас", который и представили в
живом виде. Самолет разработан в Харькове и выпускается с 1993
года, а в Иркутске собран пока первый экземпляр. Это двухместный
самолет со 100-сильным двигателем Rotax и крейсерской скоростью
125 км/час, взлетная дистанция которого не превышает 50 метров.
Цена его пока составляет 20 тысяч долларов. Она могла быть ниже
без импортного двигателя, но отечественных моторов аналогичного
класса нет. Все остальные детали самолета можно изготовить в Иркутске,
а при серийной сборке цена должна снизиться в 1,5 раза.
Для кого и чего предназначены "легковые" летательные
аппараты, загадки не представляет. Патрулирование, скорая помощь,
служебное "такси" или воздушный туризм - круг применения достаточно
широк, во всяком случае, потенциально широк. Маркетинговые исследования,
проведенные ИАПО, свидетельствуют, что в подобных аппаратах нуждаются
такие крупные предприятия, как "Русиа Петролеум", "Электросвязь"
или "Труд", где специфика работы требует нестандартного решения
транспортного вопроса.
Ближе к земле находятся другие иркутские аэропроекты.
Речь идет об экранопланах и экранолетах, также представляющих
из себя нетрадиционный вид транспорта. Это аппараты, для движения
которых необходим "экран", поверхность воды, льда, снега или ровной
суши. Экранолеты еще отличаются тем, что могут использоваться
и в режиме самолета, поднимаясь над поверхностью достаточно высоко.
На выставке был живой экранолет "Иволга", созданный московской
фирмой "Комет эл". Это довольно внушительный аппарат на 6 персон,
который комплектуется двумя автомобильными двигателями и способный
развивать скорость до 180 км/час. Над поверхностью может подыматься
до трех метров.
Свой экранолет "Байкал-2" представила и кафедра
самолетостроения ИрГТУ. Пока, правда, в макете. Однако существует
экспериментальный образец, который сейчас проходит испытания.
Это трехместный аппарат с амфибийным шасси на воздушной подушке,
оснащенный двигателем Rotax и способный развивать 120 км/час.
Конструктивные особенности "Байкал-2" позволяют использовать его
и в самолетном режиме, а по назначению он может быть и грузопассажирским,
и грузовым. Машина пока оценивается в 20 тысяч долларов.
Очевидно, что общая проблема для всех проектов
- стоимость. При серийном изготовлении цена аппаратов должна снизиться,
но для этого нужен устойчивый круг заказчиков, а для завершения
полноценных испытаний нужны большие средства, что требует помощь
инвесторов. В поисках тех и других, собственно, и выступали конструкторские
коллективы.
И наконец, еще один аэропроект, представленный
на выставке, можно назвать самым близким к автомобильному миру.
Как по конструкции, так и по доступности для широкого потребителя.
В том же ИАПО рассматривается возможность производства скоростного
снегохода-амфибии "Аэроглиссер АГ-4", который существует, правда,
только на чертежах и дизайнерских рисунках. Но это вполне перспективный
проект. Аэроглиссер АГ-4 представляет из себя четырехместный аппарат
на воздушной подушке баллонного типа, который комплектуется двигателем
ВАЗ-2105. Автомобильный двигатель и малошумный двухлопастной вентилятор
позволяет передвигаться Аэроглиссеру сравнительно тихо, а закрытый
автомобильный салон гарантирует определенный комфорт для ездоков.
По снегу Аэроглиссер с полной нагрузкой может "летать" со скоростью
90 км/час, по воде - 70 км/час.
Но самое поразительное - цена. При серийном производстве
себестоимость машины должна составить 3,5-4,5 тысячи долларов,
что сразу причисляет Аэроглиссер к разряду частных транспортных
средств. Но это в случае, если годовой выпуск машины будет около
1000 штук. Пока же для реализации проекта нужны средства. В регионах
с обширной водосистемой всесезонный Аэроглиссер по цене недорого
автомобиля мог бы действительно стать популярным средством передвижения,
но хотелось бы поскорей увидеть "товар лицом".
Автомобильный мир на выставке не был таким зрелищным,
но далеко идущие планы и любопытные новости обнаружились. Из дилеров
иностранных автомобилестроителей на этот раз полновесно выступил
"Сибэлектро", устроив презентацию своего автосалона с новым названием
"Территория А" и автомобилей нового модельного ряда. Речь идет
о Subaru и Nissan, дилером которых и является "Территория А".
И если автомобили Subaru уже участвовали в выставках, то Nissan
экспонируется впервые. Как показало время, к новым автомобилям
этой марки в Иркутске интерес есть, и дилер уже принял заказы
на поставку моделей Primera, Maxima QX и Terrano II. К выставке
подготовили новую модель Primera, за которую Nissan получил главный
приз от журнала "За рулем" на Московском автосалоне. Автомобиль
в комплектации Elegance был с новейшим 1,8-литровым двигателем,
оснащенным фирменной системой изменения фаз газораспределения
и многими другими хитростями. Этот двигатель по мощности и тяговитости
не уступает 2,0-литровому мотору, и по экономичности сравним с
1,6-литровым. В комплектации Elegance автомобиль имеет 4 подушки,
электропакет, подогрев зеркал и сидений, бортовой компьютер, климат-контроль,
ABS, литые диски, омыв фар, отделку кожей, хромом, аудиоподготовку
и др. Цена такой машины составляет $24500, и это говорит о том,
что на иркутском рынке Nissan может серьезно конкурировать не
только с Toyota, но и с Volkswagen.
А вот попытки "Сибэлектро" приобщить к иркутскому
рынку фирму Isuzu потерпели неудачу. Официальная деятельность
Isuzu в России выглядит странно - цены не снижают, дизель не предлагают.
Отсюда отсутствие спроса. Так что на "Территории А" осталось место
только для Subaru и Nissan.
Что касается Subaru, то в этом году будут продаваться
обновленные Legacy и Forester, а в 2001 году должна появиться
новая Impreza, которая основательно изменится внешне.
Дилер Mitsubishi, фирма "Россокапитал" на этот
раз показала один из тех Pajero, которые может предложить иркутским
покупателям. Это была пятидверная модель еще с дорестайлинговым
кузовом, которая весьма забавно адаптирована к нашим условиям.
Кроме усиленной подвески и рамы машина с 4-цилиндровым бензиновым
двигателем оснащена карбюраторной (!) системой питания, а нестандартной
ширины литые диски были обуты в нижнекамские шины. Цена такого
Pajero с оптимальным опционом составляет $35000. К слову, "Россокапитал"
может предложить любые автомобили в лизинг.
Ну и скромная сенсация. На иркутскую землю, теперь
уже окончательно, легла тень трехлучевого знака. На выставке официально
заявил о себе дилер Mercedes (а сегодня правильно говорить DaimlerChrysler)
в лице известной фирмы "Байкалит". Жаль, что участие новоявленного
дилера оказалось "пустым", без автомобилей, но в мае в подготовленном
автосалоне должны появиться первенцы. Планируется поставлять и
обслуживать как легковые, так и легкие коммерческие автомобили
Mercedes. Для этого под контролем Mercedes уже полностью подготовлен
сервис, а его работники прошли специальную стажировку в Германии.
В общем, как видно, и на авторынке есть свои новости "высокого
полета". Что же касается Skoda, то работу с этой маркой "Байкалит"
не свернул, но автомобили будут поставлять пока только на заказ.
Из дилеров отечественных автозаводов выступил,
как всегда, ИркутскавтоГАЗсервис. На этот раз привезти диву ГАЗ-3111
тоже не удалось, не говоря уж о новом джипе, но под крылом генерального
дилера нижегородская тюнинговая фирма "Техносервис" представила
свою шокирующую разработку - полноприводный универсал "Волга Cross-Terra",
который впервые был показан еще на Московском автосалоне. Концепция
автомобиля уже набила оскомину во внеконвейерных автосборках.
Кузов от "Волги", рама и мосты от нового УАЗа, двигатель и коробка
Toyota, салон под дерево и кожу. В данном экземпляре двигатель
стоит бензиновый 2,7-литровый мощностью 152 л. с., какой устанавливается
на новых HiLux Surf или на Prado. Умиляет то, как об этом автомобиле
отзываются его создатели: "На ходу - сказка. По трассе 160 запросто.
Проходимость отменная". Иркутская же публика смотрела на машину
с ценой более $18000 с нескрываемым негодованием. За такие деньги
мы видели и получше джипы. Впрочем, в базовой комплектации Cross-Terra
с "волговским" двигателем и коробкой, с простым салоном, будет
стоить $8500, но это мало успокаивает.
Машиной представившие ее люди очень дорожили и
время от времени отгоняли от нее назойливых и едких на слово зрителей.
Но когда кто-то с первого раза не мог захлопнуть дверь, ему кричали:
"Хлопни сильней, это же "Волга" все-таки". А заглянувшие под двигатель
обнаруживали, что там все в масле. Но двигатель Toyota не виноват,
просто потек отечественный гидроусилитель. Впрочем, главное, что
этот автомобиль в различном уровне оснащения уже можно заказать,
а обслуживать можно на СТО дилера ГАЗ.
Автомобили ГАЗ на выставке также представляла фирма
"Агат-Байкалавто", а упор делался на полноприводные модификации
"ГАЗЕлей". Трехместный фургон с постоянным приводом на оба моста,
блокировкой межосевого дифференциала и понижающей передачей (как
в "Ниве") посетители выставки могли изучить подробно. Сегодня
возможно приобрести практически любую модель "ГАЗели" в полноприводном
варианте и с 406 двигателем, оснащенным карбюратором. Полноприводные
примерно на 20 тысяч рублей обойдутся дороже, чем заднеприводные
аналоги.
Прочие автодилеры представляли тяжелые грузовики
и технику, в том числе "Россокапитал" выкатил "Урал"-лесовоз,
а Иркутский автоцентр КАМАЗ показал новую модель самосвала, с
повышенным объемом кузова, грузоподъемностью и более экономичным
двигателем.
Особое
место на выставке занимала "Эмка" ГАЗ-М1 1936 года выпуска. Представила
ее группа частных лиц, которая на общественных началах решила
организовать в Иркутске что-то вроде клуба старинных автомобилей.
По мнению ребят, в регионах Сибири, Забайкалья и Дальнего Востока
с военных времен осталось много интересной техники, которая либо
гниет, либо корыстными людьми увозится и продается частным коллекционерам
на заказ. А хотелось бы это все сохранить и отреставрировать.
Например, выставленная "Эмка" по преданию принадлежала штабу Жукова
на Халхин-Голе, и сохранилась вполне сносно, если не считать,
что двигатель здесь от ГАЗ-51. Чтобы привлечь к благому делу людей,
а выставка показала неподдельный интерес к этому мероприятию,
ребята намерены 9 мая сделать по Иркутску небольшой пробег старых
автомобилей. Так что следите.
По части сервиса тоже есть новости. Особенно стоит
отметить работу кафедры автотранспорта ИрГТУ. В Центре автомобильной
электроники создан Комплекс оборудования для определения массовых
выбросов вредных веществ автомобилями. Что и было продемонстрировано
в натуральном виде, на автомобиле Toyota Corona. Особенность Комплекса
в том, что он определяет вредные выбросы не в процентах, а именно
по "весу", как давно принято за рубежом. И не только СО, а всех
токсичных компонентов, выбрасываемых автомобилем. И не только
на холостых оборотах, а во всех режимах работы двигателя. Комплекс
может определять соответствие двигателей нормам Euro I, II и III.
Последние данные говорят о том, что в центре Иркутска загрязнение
воздуха от автомобильных выхлопов в 5-7 раз превышает предельно
допустимые нормы. И разработчики Комплекса надеются, что их детище
скоро будет востребовано, учитывая внедрение инструментального
контроля и, все-таки, каких-то мер со стороны городских властей
по экологическому оздоровлению. Нет сомнений, что дело это крайне
важное, но как быть с нашим автопарком и менталитетом? Toyota
Corona, даже великовозрастная, как раз выдерживает жесткие нормы
по токсичности, но иной свеженький "Жигуль" может из трубы столько
выкидывать, что на глаз видно - килограмм в минуту. И дело не
только в конструкции, но и отношении водителя. Как раз с этим
пока очень трудно бороться. Тут либо жесткие непопулярные меры,
либо все оставлять как было, как удобно всем.
И коротко о других новостях из области сервиса.
Порадовал своими планами "Востсибаккумулятор". На базе Свирского
завода по вновь отработанным импортным технологиям скоро возможен
выпуск высококачественных аккумуляторов в диапазоне емкости от
30 до 250 А.ч. В том числе (внимание, владельцы "японцев"!) рассматривается
вопрос о выпуске малогабаритных тонкоклеммных батарей емкостью
40 А.ч и других. Цены на аккумуляторы будут до 40-50% ниже, чем
на импортные аналоги.
Есть новинки в сфере автомобильных сигнализаций,
в частности, были представлены новые разработки питерской фирмы
Magic Systems. Новые услуги появились в области покраски. Так,
фирма "Профиль-Альянс" представила целую группу новых материалов
DuPont. Это краски для кожи и пластика, которыми отделываются
салоны, особо прочные полиуретановые краски Imron, которыми можно
красить грузовики, самолеты или яхты. Появились также новые лаки,
недорогие и качественные.
Представителей рынка смазочных материалов почти
не было. На стенде "Интеравто" можно было впервые увидеть группу
моторных масел Castrol нового поколения, в том числе синтетику
GTX Magnatec 5W40, которая сейчас активно рекламируется. В розничной
торговле новые масла появятся в мае. Кроме того, на выставке состоялась
официальная презентация масел совместной марки Consol, которые
в Иркутске появились только месяц назад.
В целом о выставке хочется сказать теми же словами,
что и в прошлые годы - очень мало участников, которые могли бы
выступить и наполнить это мероприятие большей энергией. Почему
так происходит, надо бы тщательно разобраться организаторам. Но
одно очевидно в первом "Транспорте Сибири" - появилась возможность
заявить о себе самым широким деловым кругам. Судя по всему, новый
статус выставки оправдан в нынешних экономических условиях, и
в следующий раз мы можем увидеть выставку более интересной.
В. ЛАРИН.