искать через яндекс: 
 
Автомаркет + Спорт. Лучшая автомобильная газета Восточной Сибири. Только авторский материал.  
стартовая | редакция | автомобили сибири | реклама | автогид | гостевая книга

Опыт эксплуатации.
ЗАЗ-1102

ЗАЗ-1102:
"ТАВРИЯ" "ТАВРИИ" РОЗНЬ

Моя автомобильная жизнь началась в 1989 году, когда, получив вожделенные "права", сел за руль дедушкиного "Москвича"-412. Про этот автомобиль в вашей газете было много сказано, поэтому останавливаться на нем не стану

. Мечта иметь собственный автомобиль, осуществилась только в 1996 году, и это была "Таврия". К тому времени я уже окончательно обосновался в Слюдянке, обзавелся семьей, жильем, поэтому автомобиль был естественным дополнением в семье молодого специалиста. О покупке новой "Таврии", цена которой в то время была 22 тысячи рублей, речи быть не могло - не позволяли доходы. Как альтернативу на рынке и по объявлениям можно было подыскать автомобиль за 10-11 тысяч, накопленных к тому времени. Наконец, подходящий вариант подвернулся, и я стал владельцем транспортного средства ЗАЗ-1102 1989 года выпуска с пробегом на одометре 48 тысяч километров.

Автомобиль эксплуатировался круглый год, хранился под открытым небом, работал большей частью в качестве такси, несмотря на ограниченное количество дверей, что, впрочем, не мешало, так как маршруты извоза были значительны -от 40 до 360 км. Ровно через год автомобиль был продан с пробегом 82 тысячи километров. За пройденные 34 тысячи, конечно, не определишь все достоинства и недостатки машины, тем не менее, хочется поделиться своими оценками о ней.

Двигатель, укомплектованный карбюратором "Солекс", не доставлял никаких хлопот за все время эксплуатации. Достаточно приемистый, он разгонял полностью груженую машину до 135 км/ч. При старте на светофорах в Иркутске машина позволяла оставлять позади даже некоторые "девятки", уже не говоря о "классике". Все работы сводились к плановой замене масла и фильтра (через 10 тыс. км). Применение масла Elf 10W30 (дело было до кризиса) позволило запускать двигатель после ночной стоянки на улице в 25-градусный мороз без дополнительных манипуляций. Замена масла и фильтра - через 10 тысяч, между сменой доливал не более одного литра. Единственной проблемой, обнаруженной сразу после покупки, оказалась оторванная подушка третьей, верхней опоры, на устранение которой потребовалось две приличные шайбы и полчаса возни в гараже. Эту неполадку объективности ради нужно отнести на счет кузова, так как болт вырвало из брызговика. Расход бензина не превышал 8 литров зимой и держался в пределах 6-7 литров летом, экономичность двигателя особенно ощущалась при дальних поездках в Мысовую, Улан-Удэ, Черемхово.

КПП кроме одного долива масла и замены троса сцепления также сразу после покупки внимания не требовала. Переключение передач после "Москвича"-412 показалось идеальным, за исключением задней передачи, - слишком велико усилие.

Ходовая часть - боль и слезы всех владельцев "Таврии". Без замены 34 тысячи отработали амортизаторы, передние опоры оказались новыми и не потребовали замены до продажи автомобиля. Проблему вызвал лишь подшипник заднего колеса, загудевший в конце весны, заменил оба и внешний и внутренний, на всякий случай. Стуки задних амортизаторов, (при осмотре оказавшихся исправными), были устранены затяжкой гаек, крепящих их к кузову. Покрышки использовал стандартные БЛ-85, 155х13, на мой взгляд, одни из лучших на сегодняшний день по соотношению цена/качество. Низкий профиль - недостаток, который вполне компенсируется аккуратной ездой по малознакомым дорогам, что позволило за весь пробег не погнуть ни одного диска. Использование покрышек большего профиля - вариант не самый лучший, как показала эксплуатация следующей "Таврии".

Самая большая неприятность - излом задней балки, который произошел за сто километров от дома. Виноват в случившемся, конечно, только я, так как не обратил внимания на незначительный, как тогда казалось, разрыв металла от большого камня ровно посередине балки, появившийся после поездки по таежной дороге. Просто не придал этому повреждению значения, так как трещина не развивалась, но перегрузки сделали свое дело. Спасли нас тогда дорожные рабочие, строившие в километре от места аварии путепровод, к моему счастью у них оказался автономный сварочный агрегат. Добрался до стройплощадки своим ходом, прикрутив проволокой внутри балки березовое бревнышко. Сварочные работы заняли не более часа, денег с меня не взяли, видимо, пожалев "чайника".

Тормозная система, несомненно, не нуждается в вакуумном усилителе, усилия на педали вполне достаточно, чтобы заблокировать все колеса на сухом асфальте. Самым серьезным "сюрпризом", который преподнесли тормоза, был излом суппорта, точнее, одного из его зубьев. И снова мне повезло - все произошло на скорости 25-30 км/ч после проезда железнодорожного переезда. Правое колесо заблокировало намертво застрявшим между суппортом и диском зубом. За день до того машина стала странно подергиваться при трогании с места и переключении передач. По легкомыслию и неопытности решил, что причина в карбюраторе или в чем-то другом, но такого исхода даже представить себе не мог. Страшно подумать, что могло произойти при заклинивании колеса при движении с большой скоростью. Суппорт заменил новым, и с тех пор при каждом снятии переднего колеса внимательно осматривал этот узел.

Рулевое управление - легкое и удобное, в эксплуатации никаких стуков рейка не издавала, наконечники рулевых тяг не менял, родные сохранились в полном порядке. Управляемость автомобиля на трассе, и особенно на скользкой дороге, исключительная. Небольшой вес и короткая база позволяет проходить зимой повороты быстрее, чем на ВАЗ-2109.

Кузов. С первого дня доставала задняя дверь, бывший хозяин решал проблему неисправного замка притягиванием ее изнутри салона с помощью жгута из аптечки. Такой вариант меня не устраивал, так как покупка нового замка не сильно облегчала карман. После замены замка стуки ослабли, но полностью избавиться от них удалось лишь проклейкой створа двери губчатой резиной. Вообще на трассе при скорости даже более 120 км/ч в салоне было тихо, скорость по субъективным оценкам знакомых не ощущается, как, например в классических "Жигулях" из-за обтекаемой формы кузова, и соответственно, отсутствия шума воздушного потока. Не радовали глаз трещины между боковинами и крышей в створе задней двери, как выяснилось, такие имеются на большинстве украинских машин, имевших пробег более 20 тысяч. Чашки передних амортизаторов были усилены до меня довольно качественно, сваркой полуавтоматом, трещины в этих местах не появились на протяжении всего пробега. Двери закрывались с трудом, регулировки замков ощутимого эффекта не дали, пришлось с этим смириться. Пластмассовые панели добавляли шума в салоне, однако их грохот был не таким утомительным, как в новой "девятке" друга, на которой приходилось иногда совершать поездки. Следов коррозии снизу и на видных местах кузова не видно, вообще антикоррозионная обработка кузова выполнена отменно. Даже после "пескоструйной" зимней обработки порогов практически до металла отсевом, которым щедро посыпают дорожники трассу Слюдянка-Иркутск, весной пороги пришлось только подкрасить, ибо коварных рыжих пятнышек почти не было.

Электрооборудование - замечаний нет. Система зажигания работала безотказно весь период, никаких затруднений с пуском не возникало. Отечественные фары, которыми был укомплектован автомобиль, неплохо освещали дорогу ночью. Отказов приборов, электрических моторов и генератора в процессе эксплуатации не было. Переднему стеклоочистителю не хватает прерывистого режима работы, - это мнение разделяют все знакомые мне владельцы такой машины.

Эргономика "Таврии" заслуживает похвал. Более удобного по посадке водителя автомобиля, по моему мнению, на территории бывшего Союза не выпускали. Здесь свободно можно вытянуть ноги человеку выше среднего роста, не отрывая спины от водительского кресла переключать все передачи, включая пятую и заднюю. Панель приборов функциональна и проста: ничего лишнего, ее не закрывает рулевое колесо, как на некоторых "девятках", хорошо читаема в темное время суток. Удачно расположены кнопки включения общего освещения, противотуманных фонарей, обогревателя заднего стекла, только включатель омывателя и стеклоочистителя заднего стекла хотелось бы иметь на подрулевом переключателе, как это сделано на моделях "люкс". Перчаточный ящик большой и удобный, его крышка в открытом положении превращается в небольшой столик, на котором умещаются пара бутербродов и стаканчики с кофе. Конечно, пассажиры задних сидений такими удобствами и обилием свободного места похвастаться не могут, но по оценке многих пассажиров, места там больше, чем в 412-м "Москвиче". Выражение "внутри он больше, чем снаружи" - как раз про салон "Таврии".

Расстался с машиной в 1997 году, когда за нее предложили, по моему мнению, неплохие деньги, а перспективы неизбежного ремонта в ближайшем будущем замаячили все отчетливей. Через год с небольшим, совершенно случайно, прочитав объявление, приобрел еще одну "Таврию" ЗАЗ-11022, с легкой руки друзей получившую кличку "голубая устрица". Экземпляр был 1991 года выпуска, укомплектован такими приятными мелочами, как омыватель заднего стекла, чешские фары, тканевая черного цвета обивка и почти неизношенный комплект резины. Пробег машины - 25 тысяч, внешне и в салоне - идеальна, черный дым богатой смеси из выхлопной трубы не испугал, а цена 8,5 тысяч рублей развеяла последние сомнения. Автомобиль подтвердил распространенную теорию о том что качество продукции ЗАЗ (впрочем, и других заводов бывшего СССР) с годами становится все хуже. Второй машиной был разочарован.

Двигатель подозрительно отказывался трогать машину с места до полного прогрева. Пускался с трудом, впрочем, причинами такой работы оказались некондиционные высоковольтные провода, что можно объяснить тем, что машина пять лет отстояла в гараже, и неисправный коммутатор, ставший причиной непродолжительной, но позорной поездки на "галстуке". После замены коммутатора двигатель пускался с пол-оборота. Следующая беда проявилась на пятой тысяче пробега - пропал холостой ход, причиной неисправности оказался жиклер электрического клапана холостого хода, очевидно, раздавленный при его затяжке гаечным ключом. Жиклер с большим трудом удалил после демонтажа карбюратора с машины. Однако замена жиклера, продувка и прочистка всех отверстий этого "солекса" не привела к успеху. Проблему решил заменой верхней крышки в сборе на купленную "с рук", бывшую в употреблении, но исправную.

На этом приключения не закончились. В сырую погоду автомобиль решительно не хотел ехать. Двигатель глох и пускался только после манипуляций с ручкой подкачки бензонасоса, работал некоторое время, пока хватало подкачанного бензина, и снова вставал. Специалисты автосервиса разводили руками, продували всю магистраль от бензобака до насоса, разбирали и собирали несчастный карбюратор, измеряли его вдоль и поперек, сменили три бензонасоса. Причину установил самостоятельно, она оказалась до смешного простой - резина, из которой были изготовлены шланги бензопровода моего автомобиля, оказалась не стойкой к агрессивной среде бензина и попросту растворялась в нем. Наступил момент, когда заборный шланг из бензобака забился битумообразной массой, вода с дороги смачивала нити арматуры шланга, которые, намокнув, видимо, "садились", сжимая его, и этого оказалось достаточно, чтобы шланг полностью утрачивал проходимость. После стоянки шланг высыхал, проходимость восстанавливалась. Эти шланги, несомненно, были причиной многих неисправностей карбюратора. Общая оценка этого мотора - неудовлетворительно (не могу ему простить трех буксировок).

В коробке передач при включении четвертой скорости что-то постоянно посвистывало, но не сильно утомительно, поэтому решил не обращать внимания, как впоследствии оказалось, не напрасно. Оценка этой КПП - твердая четверка. Пыльник заменил один внутренний, к сожалению, легкомысленно перепутав иглы трехшиповика, что категорически запрещено руководством по ремонту (иглы на каждом шипе подобраны строго по диаметру). За торопливость был наказан через 1000 километров - пришлось выложить 360 рублей за новый трехшиповик. Самое интересное, что замену внутреннего пыльника проводил и на прошлой машине, тогда, "по неопытности", делал все по инструкции, а с другой машиной, понадеявшись на опыт, этот существенный момент забыл.

Ходовая часть также не порадовала, после пяти тысяч заменил гремевшие опоры и первый подшипник ступицы (левый передний). Всего за 32 тысячи левый подшипник менял дважды, правый передний - аж три раза. Вообще эти замены, так как произошли они зимой, связываю с использованием нестандартной резины размера 165х13 Bridgestone MP-20 Blizzak. Эта так называемая "липучка" прекрасно держала машину при любом гололеде, на рыхлом снегу и снежной целине, однако перегружала ступицу, что стало причиной выхода из строя подшипников. Впрочем, качество запасных частей тоже не стоит сбрасывать со счетов. Задние амортизаторы не мучили своим грохотом, как на предшественнице, однако правый передний уже через десять тысяч полностью вышел из строя, под чашкой левого в брызговике, тем временем появилась небольшая, но постепенно развивающаяся трещина.

Больше никаких проблем по ходовой части не было. Кузов, рулевое управление, тормозная система заслужили только положительные оценки.

Резюме. "Таврия" - прекрасный городской автомобиль для молодой семьи, пенсионера или студента. При спокойной езде по городским улицам, годовом пробеге в пределах 20 тысяч км, своевременном обслуживании она послужит долго. Задумана машина великолепно. Конечно, "Таврия" не рассчитана на частный извоз, запредельные нагрузки горных дорог и езду с груженым прицепом. На перегрузки, длительные поездки в условиях бездорожья, то, что называется "неправильной эксплуатацией" лично я готов принять не более четверти возникших неприятностей. Большинство проблем, возникших в эксплуатации двух моих машин, увы, были связаны с некачественными комплектующими, поставляемыми на конвейер ЗАЗа. Это не оправдывает завод. Рядовому потребителю, в сущности, все равно, что вызвало неисправность его машины: комплектующие, некачественная сборка или ошибки проектировщиков.

Несмотря на все вышесказанное, в "Таврии" я не разочарован, все ее плюсы перекрыли и стерли из памяти неприятности. Динамика, высокая скорость, возможность быстрого маневра, великолепный обзор, "острое" рулевое управление - этого так не хватает классическим "Жигулям", которые эксплуатируются в семье сейчас.

С уважением, ИГОРЬ. Документ АС 937137.

Мы по-прежнему ждем от читателей подробных писем с рассказами о ваших автомобилях. Опубликованные письма (фото весьма желательны) будут оценены гонораром. Присылайте по адресу редакции или электронной почте E-mail: postmaster@automarket.irkutsk.ru

"Автомаркет+Спорт" №17 5.05.00




стартовая | редакция | автомобили сибири | реклама | автогид | автомобили | вокруг автомобиля | подшивка | все автофирмы региона | фотогалерея | справочное бюро | фестиваль автотюнинга | гранд европа | сша
Copyright © 2003-2006 "Автомаркет+Спорт". Иркутск Все права защищены.
Воспроизведение материалов или их частей
в любом виде и форме без письменного согласия запрещено.
веб-мастер: info@asjornal.ru
редакция: postmaster@automarket.irkutsk.ru

Яндекс.Метрика