Американские легковые автомобили по большому счету неконкурентоспособны
на европейском авторынке - огромны, неповоротливы, вальяжны,
прожорливы. К тому же огромная кубатура двигателя делает
их, за счет таможенных пошлин, малопривлекательными и по
цене. Парадокс - самая автомобильная в мире держава на европейском
рынке выглядит бледно (если не считать, конечно, модели,
выпущенные европейскими отделениями американских концернов),
тогда как в самих США иметь european car становится все
более престижным (это заметно даже по голливудским кинофильмам
или репортерской хронике - в кадре все чаще мелькают Mercedes
или BMW, а Toyota Camry даже признана одним из самых продаваемых
автомобилей). Тем не менее автомобильные концерны Нового
света, и в первую очередь General Motors, не упускают возможности
экспортировать свою продукцию в старушку-Европу, где по-настоящему
массового спроса добился лишь Jeep Grand Cherokee. Причем
янки пробуют различные маркетинговые решения - вплоть до
игры слов в названиях. Как произошло это в феврале прошлого
года на автосалоне в Амстердаме, где дебютировал седан среднего
класса Chevrolet Alero - в США к этому времени он был известен
под торговой маркой Oldsmobile. Сегодня Alero - едва ли
не единичный пример продажи нового американского легкового
автомобиля на иркутском авторынке - его предлагает фирма
"Сибирские автомобили и принадлежности".
ДЕШЕВЛЕ, ЧЕМ НА САМОМ ДЕЛЕ
По
американским понятиям Alero - небольшой автомобиль. По европейским
- седан бизнес-класса, ближайший конкурент (если абстрагироваться
от цены) Toyota Camry и даже "пятерки" BMW и Mercedes E-класса.
Любопытно, что хорошо знакомого по Suburban или Tahoe характерного
приплюснутого массивного креста - логотипа Chevrolet, на автомобиле
вы не увидите - американцы не стали отпускать своего отпрыска
от прародителя слишком далеко, оставив на месте фальшрадиаторной
решетки, руле и крышке багажника символику Oldsmobile, но снабдив
поясняющей надписью Chevrolet (такое смешение названий можно
увидеть на "праворуком" Mitsubishi Delica последнего поколения,
где на крышке багажника присутствует название модификации для
внешних рынков - Spaсe Gear).
В общем, поклонники американских автомобилей (а таковых в наших
краях больше заочных) должны быть довольны - несмотря на европейский
характер (об этом мы подробнее расскажем ниже), более уместный
за пределами Северной Америки, все фамильные черты сохранены.
Как и традиционное для американцев богатое оснащение - автоматическая
трансмиссия (другой не бывает), CD-проигрыватель, кондиционер,
полный электропакет, круиз-контроль. Ближайший конкурент Alero
на иркутском рынке - Toyota Camry, который, правда, чуть больше
- в ширину на 2,3 сантиметра, в высоту на 3,1 см. Зато при более
интересном оснащении американец более чем на $10000 дешевле.
А по имиджу куда дороже японского седана - здесь он скорее близок
к уже упомянутым "глазастому" Mercedes или "пятерке" BMW, которые
почти в два раза дороже. Интересно? Тогда двинемся дальше.
БОЛЬШОЙ ОРИГИНАЛ
Даже непосвященный, увидевший хоть раз Alero, вряд ли позже
спутает этот автомобиль с каким-нибудь другим - не только европейским
или японским, но и американским.
Машина выглядит по-спортивному подтянутой и динамичной - клиновидная
форма капота, возвышающаяся назад линия кузова, изящные задние
стойки, короткая крыша, расширение передних и задних крыльев
над колесами, низкопрофильные шины. Особенно агрессивно оригинальное
переднее "оперение" - разлившиеся едва ли не во всю его ширину
каплевидные передние фары и отсутствие решетки радиатора между
ними. Несколько удивил большой зазор между бампером и фарами,
причем не только в данной конкретной машине, но даже заметный
в рекламных буклетах - вот где будет скапливаться коктейль из
пыли и грязи. Вызванное этим несоответствием внимательное изучение
других зазоров между панелями кузова больше никаких неожиданностей
не выявило.
Для того, чтобы распахнуть дверь, потребуется приличное усилие
- замки срабатывают достаточно четко, но сам механизм тугой.
Салон выглядит весьма изящно и тесным не будет. Пять человек
будут чувствовать себя вольготно, разве что среднему пассажиру
в заднем ряду может не понравиться отсутствие "привязки" к месту
- диван отформован для двоих. Передние сиденья "европеизированы"
- достаточно жесткие и с солидной боковой поддержкой, правда,
рассчитанные на солидные габариты. Сиденья впереди регулируются
в разных плоскостях - вручную вперед-назад и угла наклона спинки
и электроприводом высоты самого сиденья. Весьма удобной показалась
максимально высокая, едва ли не автобусная посадка, немного
увеличивающая обзор. Руль находится в оптимальном положении,
так что регулировка его оказалось излишней, зато не понравилось,
что обод в ладонях скользит, шероховатости явно недостаточно.
Кожа на руле, как и тотально в салоне, - опция. Как и люк в
крыше с электроприводом. Все остальное по американской традиции
(здесь у янки общая с японцами, но отличная от европейцев идеология)
- в стандартной комплектации. Вплоть до автоматически включающихся
при внезапном наступлении темноты (к примеру, при въезде в тоннель)
фар.
Панель приборов, как и весь блок управления, достаточно банальна,
разве что подкупает отсутствие прямых углов и линий - все очертания
на консоли имеют мягкую скругленную форму: указатели температуры
охлаждающей жидкости и количества бензина в баке расположены
в нижних углах овальной панели в форме какой-то причудливой
полукруглой фигуры. Там же на панели (а не на рулевой колонке)
пристроился и замок зажигания, при этом конструкторы нашли ему
место в зоне прямой видимости.
Пожалуй, самая приметная деталь, бросающаяся в глаза с места
водителя, - огромный дисплей магнитолы с СD-проигрывателем (компакт-кассеты
в США такой же пережиток, как у нас кассетные бобины, хотя гнездо
под нее на всякий случай сохранили), под ней куда менее приметные
рукоятки управления незамысловатой климатической установкой.
Вообще различных кнопок, клавиш и маховичков не так много, как
того ждешь при внешнем знакомстве с машиной, а разобраться с
алгоритмом управления ими не составит труда. Подрулевые переключатели
адаптированы к европейским нормам и даже селектор управления
автоматической трансмиссией (заметим - весьма удобной, ложащейся
в руку формы) занял привычное место между передними сиденьями.
На руле расположились аж пять клавиш круиз-контроля, вот только
вряд ли эта интересная штука понадобится на нестабильных российских
дорогах. О трех форсунках омывателей стекла на каждой щетке
стеклоочистителей надо рассказывать отдельно.
Дополнительная и достаточно насыщенная панель управления вынесена
на подлокотник водительской двери, где расположилось управление
стеклоподъемниками, центральным замком, его блокировкой, электроприводом
зеркал (почему-то без функции сложения), открытием багажника.
К тому же передние двери несут по два динамика акустической
системы - стандартный и "пищалку".
Разгуляться под капотом взгляду негде - при общей тесноте инженеры
прикрыли агрегаты аккуратненькими крышками. На этом гладком
фоне бросается в глаза маслозаливная горловина на кожухе цепи
привода распределительного вала и балансирных валов. Подобной
конструкции видеть не приходилось. Консерватизм американцев
очевиден - к ременному приводу они переходить не торопятся,
пытаясь максимально усовершенствовать цепной, и надо сказать
- это у них неплохо получается: двигатель тихий, с минимальными
вибрациями на кузове. Проверить уровень масла можно только в
картере двигателя. Как учит инструкция, в автомате жидкость
можно проверить только по пятнам на асфальте при стоянке: появились
- езжай к дилеру. Саму жидкость менять не нужно весь срок эксплуатации
автомобиля с оговоркой, что при тяжелых условиях (по американским
понятиям - жаркий мегаполис с обилием пробок, горная местность,
использование в качестве такси или полицейского автомобиля,
при частой буксировке прицепа) она подлежит замене вместе с
фильтром через 83000 километров. Правда, в качестве тягача Alero
можно использовать только с 177-сильным двигателем V6 объемом
3350 куб. см., а такой автомобиль обойдется на $5000 дороже.
Объем багажника показался небольшим, у той же Camry (имеется
в виду версия для внешних рынков) он на 67 литров вместительнее,
да и проем не впечатляет, хотя крышка открывается высоко и погрузке
не мешает. Хотя в мелочах американцы верны своему стремлению
к обилию кармашков - на внутренней стороне заднего сиденья закреплена
сетка для поклажи, вот только дотянуться до нее не просто -
бампер миллиметров на 300 (кстати, без каких либо последствий
выдерживающий удар на скорости до 8 км/час) выступает за границу
багажника. Предусмотрено увеличение объема перевозимого груза
за счет складывающейся раздельно спинки заднего сиденья - стоит
дернуть за веревочку в верхней части багажника, она и откроется.
ЧУЖИМИ ТРОПАМИ
Еще раз оценю удобно расположенный ключ замка зажигания - его
поворот вызывает иллюминация из оранжевых и красных индикаторов,
которые после пуска двигателя (если все в порядке) сразу исчезают.
Количество подобных ламп не поддается счету - электроника контролирует
даже наличие воды в бачке омывателя или давление в шинах.
Двигатель бесшумным, как на иных японцах, не назовешь, правда,
неприятных ощущений это не вызывает. Зато переключение автомата
типично японское - мягкое, без ощутимых толчков. Подвеска у
автомобиля настроена вовсе не по-американски - никаких вальяжных
раскачиваний, скорее присуща некоторая жесткость, которая на
наших дорогах будет в самый раз.
Автоматическая трансмиссия у автомобиля адаптивная, то есть
подстраивающаяся под манеру езды водителя. Правда, на это потребуется
некоторое время, о чем свидетельствует опыт "А+С".
При плавном нажатии на газ передачи неспешно переключаются
на границе (судя по тахометру) 2000 об./мин., звук двигателя
при этом ненавязчив. А теперь попробуем интенсивное ускорение
- педаль в пол, а двигатель не выражает никаких эмоций. После
некоторого раздумья электроника осознала намерения водителя,
правда, пока раскручиваться до предельных оборотов двигатель
упорно не желает. Но постепенно - после нескольких резких нажатий
на газ, электроника перенастраивается - граница переключения
оборотов отодвигается все выше и вот они уже происходят около
красной зоны тахометра. Теперь ускорение происходит очень интенсивно,
по крайней мере паспортные 10,6 секунд до сотни с места стали
реальнее, чем несколько минут назад. Да и звук от мотора стал
куда более агрессивным. Естественно, умный автомат понравился.
Вот только как быть при такой "растянутой" его обучаемости,
если вдруг потребуется резкое ускорение, чтобы завершить обгон
при неспешной поездке.
В любом режиме Alero идеально послушен рулю, усилие на нем
несколько возрастает с ростом скорости (хотя не помешало бы,
если бы эта зависимость была более жесткой). Резкие перекладывания
руля не вызывают боковой качки, крены кузова в разумных пределах,
только на передних сиденьях бросает от упора до упора - видимо,
эталон комплектации разработчиками боковой поддержки виделся
чуть больше, чем у испытателя "А+С".
Совсем уж наглость - съезжаем на грунтовку. Ничего необычного
- при аккуратной езде по довольно сложному проселку пробоев
подвески допущено не было, как и продольной раскачки. Запас
прочности!
За испытаниями автомата и подвески забыли о таких интересных
вещах, как антиблокировочная система тормозов и противобуксовочная
система. Первая напомнила о себе сама, когда на высокой скорости
пришлось резко затормозить - несмотря на короткий визг шин,
автомобиль практически мгновенно остановился, нисколько не изменив
траекторию движения и не оставив на асфальте следа. При этом
не почувствовалось обычной вибрации или внутреннего удара педали
тормоза.
Чтобы попробовать в деле противобуксовочную систему, заехали
на участок с чистым льдом (благо, во время испытаний он еще
был). Пробуем резко тронуться в положении, когда одно колесо
на асфальте, а второе на льду. Резкое нажатие на педаль газа
вызывает интенсивную пробуксовку "скользкого" колеса, которая
быстро пресекается и автомобиль уверенно двигается вперед. То
же самое при плавном трогании, эмоций - почти никаких - электроника
пресекает любые попытки нарушить поступательное движение даже
при такой разнице покрытий.
ЧТО В ИТОГЕ?
Иркутский рынок получил оригинальный, интересный и престижный
американский автомобиль, который уверенно будет чувствовать
себя на наших дорогах. Но бесспорно, главный его плюс - цена:
за $25600 нового автомобиля подобного класса и комплектации
не найти не только в Иркутске, но и в России. Немаловажна и
эксклюзивность модели, которая долго еще будет заставлять окружающих
провожать ее взглядом.
Николай РУДЫХ.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
|
Кузов
|
Тип |
седан |
Конструкция, материал |
несущий, сталь |
Количество дверей, мест |
4, 5 |
Двигатель
|
Тип |
бензиновый с распределенным впрыском и двумя
балансировочными валами |
Количество и расположение цилиндров |
4 в ряд |
Рабочий объем, куб. см |
2392 |
Диаметр цилиндра х ход поршня, мм |
90х94 |
Степень сжатия |
9,7 |
Количество клапанов на цилиндр |
4 |
Мощность, кВт (л.с.) при об./мин |
110,2 (150)/5800 |
Мощность, приходящаяся на 1 л |
|
раб. объема, кВт/л (л.с./л.) |
45,9 (62,5) |
Крутящий момент, Н.м при об./мин |
199/4200 |
Трансмиссия
|
Привод |
на передние колесас антипробуксовочной системой |
Коробка передач |
четырехступенчатая автоматическая,адаптивная |
Рулевое управление
|
Тип |
реечное с гидроусилителем |
Радиус разворота, м |
5,65 |
Количество оборотов рулевого колеса от упора
до упора |
2,7 |
Тормоза
|
Привод |
гидравлический с вакуумным усилителем и АБС |
Тормозные механизмы:
|
передние |
дисковые вентилируемые |
задние |
дисковые |
Подвеска
|
Передняя |
на подрамнике с подпружиненными стойками,одинарными
поперечными рычагами истабилизатором поперечной устойчивости |
Задняя |
на подрамнике с подпружиненными стойками,на
поперечных и продольных рычагах истабилизатором поперечной
устойчивости |
Колеса
|
Тип, материал |
литые, алюминиевые |
Размер шин |
215/60 R15 |
Ширина обода |
6J |
Размеры, вес, объемы
|
Длина, ширина, высота, мм |
4742, 1780, 1384 |
База, мм |
2719 |
Колея: передняя, задняя, мм |
1500, 1507 |
Клиренс, мм |
120 |
Снаряженная масса, кг |
1480 |
Полная масса, кг |
1855 |
Объем топливного бака, л |
56,8 |
Объем багажника, л |
433 |
Динамические характеристики
|
Максимальная скорость, км/час |
200 |
Время разгона до 100 км/час, сек |
10,6 |
Коэффициент аэродинамическогосопротивления |
0,32 |
Расход топлива, л/100 км
|
Городской цикл |
13,4 |
Загородный цикл |
7,1 |
Смешанный цикл |
9,4 |
Применяемый бензин |
с октановым числом не меньше 92,не этилированный |
"Автомаркет+Спорт" №18 12.05.00