ГАЗ-33021:
"ГАЗель" НА ГАЗЕ
"Газель", о которой я хочу рассказать, необычная - она
работает на газовом топливе. И в весьма интенсивном режиме
- за четыре с половиной года автомобиль прошел 160 тыс.
непростых километров. Дело в том, что фирма, где мы работаем,
занимается перевозкой стройматериалов, отсюда постоянная
загрузка ДВП, гипсокартоном, известью и так далее. И так
каждый день -машину, кроме меня, эксплуатирует напарник.
За время эксплуатации о "полуторке" у меня сложилось определенное
мнение.
ПОКУПКА
"Газель" мы брали новую. И почти сразу же начались
маленькие неприятности. Реклама гарантировала, что машина прошла
предпродажную подготовку. На выбор было предложено с десяток "Газелей".
Я выбрал ту, что была с темно-зеленым цветом кабины. Предложено
было испытать технику на ходу. Сомневаться в том, что машина новая,
не приходилось - дребезжание в разных углах салона, особый запах
свежего пластика, наспех закрученные болты и шурупы, и даже отказ
двигателя пуститься с первой попытки говорили об этом. Внешне
машина выглядела элегантно, почти как "Форд-Транзит", но такого
отвратительного качества сборки я не ожидал - трудно ли "скрутить"
машину лучше? Но выбора не было - возможности фирмы не позволяли
купить что-то более качественное. Правда, предпродажная подготовка
машине только предстояла. Стоило мне напомнить об этом, как в
руках у менеджера по продаже оказалась связка ключей от других
машин. Вскоре два механика несли отовсюду жизненно необходимый
набор инструментов и деталей: запасное колесо, ключи, боковые
зеркала, ремни безопасности. Все это свалили мне в кузов, сказав,
что за установку зеркал и ремней им не платят. Неприятно подивившись
такому подходу, я поинтересовался насчет масла и бензина. Топлива
было ровно столько, чтобы доехать до первой заправки, а содержимое
картера маслом можно было назвать с большой натяжкой. Скрепя сердце,
пришлось смириться с необходимостью "послепродажной подготовки".
Загнав машину в бокс я сделал следующее:
-Прикрепил зеркала бокового вида;
- Заменил масло на "Лукойл" 10W40;
- Установил брызговики;
- Гаечным ключом проверил каждое соединение;
- Установил стеклоочистители;
- Купил огнетушитель;
- Установил и настроил ремни безопасности.
Позже к обслуживанию и даже модернизации автомобиля
мне приходилось возвращаться не раз, обо всем этом я и хочу рассказать
читателям "Автомаркет + Спорт".
ОБЩИЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ
Конструктивно автомобиль задуман неплохо. Огромный
плюс - великолепная ремонтопригодность, даже при отсутствии смотровой
ямы. Минус - огромное пространство под платформой автомобиля.
Почему-то западные автостроители такую роскошь допустить не могут,
задействуя каждый кубический сантиметр свободного объема. У хорошо
всем знакомого "Икаруса" такое пространство задействовано для
полок под багаж, почему бы что-нибудь подобное не сделать у "Газели"?
Или можно было бы опустить платформу на 30-40 сантиметров, при
этом "убить сразу несколько зайцев" - снизить центр массы, увеличить
полезный объем кузова и снизить погрузочную высоту.
Превосходство "головастиков" перед цельнометаллическим
фургоном в том, что владелец не думает постоянно о сохранности
лоска кузова, машина в большей степени становится "рабочей лошадкой".
В бортовой кузов можно грузить различный материал, значительно
превосходящий габариты автомобиля. Зато фургон значительно выигрывает
при перевозке пассажиров или сохранности грузов при стоянке. Эти
мысли в процессе эксплуатации часто приходили в голову. Так что
при выборе автомобиля сто раз надо взвесить все достоинства и
недостатки того или иного типа кузова.
Машина буквально создана для российских условий
эксплуатации и дорог. Зато в отличие от других мини-грузовиков,
наши "Газели" со своей жесткой подвеской непомерно раскачиваются
на кочках, прожорливы - 16-18 литров топлива на сотню, и исключительно
вредны - уж если мотор задумал не заводиться, проявит завидную
настойчивость.
С ПОЗИЦИИ ВОДИТЕЛЯ
Особых новшеств в управлении я, к сожалению, не
обнаружил. Хотя минимальный набор приборов на панели управления
присутствует. Сразу после покупки пришлось раскошелиться на чехлы
на сиденья - тканевая обивка сможет продержаться максимум год.
На водительское место надел чехол от "Волги", на пассажирские
накинул кусок материи размером 1700х1400 мм. Обернул, и прижал
между сиденьем и задней частью кабины. Отопитель оказался очень
эффективным. Зимой, когда работает печка, в машине достаточно
тепло. Недостаток - в ногах пассажиров расположены пластмассовые
патрубки, которые готовы в любой момент сломаться от неосторожного
движения. Устранена такая опасность была куском алюминиевой пластины,
закрепленной двумя саморезами. Качественно и долговечно! А вот
сопла вентиляции на панели приборов на зиму приходится заклеивать
- заслонка негерметична и холодный воздух попадает в салон.
Отдельного рассказа заслуживает узел, где просчет
конструкторов оказался роковым - стеклоподъемники. Качество пластмассы
отвратительное, пластмассовая трубочка, бегая вниз и вверх, работала
на разрыв. В это время трос сразу же ослабляется и сходит с канавки
барабана, тут же заклинивает весь механизм. С такой проблемой
сталкивался несколько раз, при разборке оказалось, что правый
и левый стеклоподъемник зеркально симметричны и невзаимозаменяемые.
Как-то на ночь пришлось оставить машину во дворе и как назло сломался
левый стеклоподъемник, между стеклом и дверью оказалась небольшая
щель. Ночью прошел дождь и кабина оказалась залита водой. Пришлось
дорабатывать узел самому. Заменил пластмассовые оболочки на металлические.
Впоследствии обработал пол автомобиля защитной мастикой против
коррозии и ржавчины. Коврики пришлось заменить на обыкновенный
линолеум. Дешево, но сердито. Главное - нет влаги под покрытием
пола.
По моему мнению, посадка в автомобиле удобная,
так как сиденье расположено высоко и ноги, соответственно, меньше
согнуты в коленях. Качество покраски оставляет желать лучшего.
Известно, что у синтетической эмали МЛ-12, которой на ГАЗе окрашивают
кузова и по сей день, состав не менялся. Мало того, эмаль неэластична
и легко скалывается. Единственный выход - регулярный осмотр поверхности
и подкрашивание сколов. Маленькие я затираю восковым карандашом.
Несколько удивило то, что ветровое стекло просто
вклеивается в проем. Мало того, оно вклеено не заподлицо с поверхностью
кузова и туда забивается пух, мелкие букашки, листья, и все это
гниет. Выход один - обработать "Мовилем" и установить пластиковые
накладки.
Установив магнитолу, я остался доволен тем, что
во время езды музыка практически заглушает вой мотора.
Еще один недостаток, который обнаружил не только
я: педаль газа "утоплена" относительно тормоза. Какой русский
не любит быстрой езды, но главное при этом всегда чувствовать
рядом педаль тормоза.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ, ТРАНСМИССИЯ
Известно, что ходовые агрегаты в ГАЗовских автомобилях
не менялись уже десятилетие. Устаревшая, но проверенная конструкция
никогда не заменит новой, с конструктивными недостатками. Карданная
передача проста и надежна. Единственный досадный момент - промежуточный
подшипник, который развалился из-за недостатка смазки. Это произошло
потому, что во время моего отпуска техобслуживание и установку
нового подшипника производил напарник. Рад, что хоть подшипник
"Литолом" догадался набить. Пятиступенчатая коробка передач достаточно
послушна, и включается без труда. Но эта же коробка имеет склонность
шуметь без нагрузок. Сцепление, как я понял, устаревшее, от "Волги"
и работает на 3,5-тонном грузовике на пределе своих возможностей.
Когда буксуешь в снегу или грязи, ресурс этого узла может быть
исчерпан в считанные мгновения. Так что прежде чем тащить кого-нибудь
на буксире, стоит реально взвесить свои возможности.
Передняя подвеска вполне надежна, но немного жестковата.
А вот задняя подвела. Рессора, закрепленная на заднем мосту, гремит
на кочках и неровностях дороги, потому что между листами отсутствует
прокладка.
Колеса и ступицы требуют постоянного присмотра.
В шинах необходимо постоянное давление 2.8 Мпа, а в ступицах -
смазка. Кстати, баллонный ключ весьма ненадежен, менялся уже два
раза. Шины мягкие, их приходится менять на 80 тыс. пробега. Переезд
через железнодорожные пути требует внимания - надо беречь шину,
свой позвоночник и диск. Кроме родных покрышек другие, например,
от "Нивы", не подходят - разваливаются.
ДВИГАТЕЛЬ, ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ
Зря ругают ЗМЗ-4026.10. Несмотря на то, что он
похож на волговский ЗМЗ-402, этот агрегат может нормально работать
в суровых сибирских условиях. Часто все упирается в качество бензина,
который не всегда соответствует стандарту. И как результат - детонация
при резком повышении оборотов и другие малоприятные вещи. Кто-то
не обращает на это внимания, кто-то отключает вакуумный регулятор,
сняв трубку и заглушив штуцер на карбюраторе. Правда, после этой
нехитрой операции увеличивается расход топлива.
О моторе часто напоминает ремень вентилятора, который
распускался довольно часто. Приходилось покупать новый, до тех
пор пока не разорился на импортный. Изрядно помучался я с электрооборудованием.
На 50-й тысяче переключатель поворотов хрустнул, оказавшись в
моих руках. Потом сгорел генератор, замкнула обводка статора,
"накрылась" катушка зажигания. В итоге фирме пришлось выкладывать
не одну тысячу рублей для того, чтобы заменить вышедшие из строя
детали. С электрикой дружбы не получилось, одни только высоковольтные
провода под капотом все еще живы.
ПЕРЕХОД НА ГАЗ
После очередного скачка цен на бензин я уговорил
шефа установить газовое оборудование. Мы подробно изучили услуги
иркутских газоустановочных фирм. Шеф констатировал: "Если уж ставить,
то гарантированно и надолго!". Выбор пал на фирму "Транснефтегаз".
Договорившись о встрече, я с напарником отправился в Рабочее.
На территории автобазы находился гараж, где все и устанавливают.
Сразу предложили несколько систем: Сага-6, Новогрудку, Lovato
и Bedini. Выбрали Bedini - и оказалось, что сделали правильный
выбор, так как по словам установщиков, проблем с этой системой
не должно возникать. Работа закипела. Один взялся устанавливать
бак - 100 литров, а другой протягивал электропроводку, крепил
агрегаты системы. Бак закрепили под кузовом, возле кабины, а двухрежимный
переключатель (газ, бензин) около замка зажигания. Долго мучались
с редуктором, так как не могли найти для него подходящее место.
Небольшой нюанс - ось редуктора должна быть перпендикулярна продольной
оси машины. По днищу протянули медный трубопровод в оболочке,
диаметром 6 мм, через который поступает газ. Единственная проблема,
с которой столкнулись - итальянский заправочный штуцер не подходит
под отечественный заправочный узел. Но установщики, которые работали
быстро и слаженно, подсказали, что за дополнительную плату могут
изготовить переходник.
Напоследок мне дали несколько важных советов. Перед
тем, как запустить двигатель в гараже, нужно удостовериться в
том, что воздух не насыщен газом, так как от малейшей искры произойдет
взрыв. После двух-трех заправок необходимо сливать через специальное
отверстие в редукторе серу. В месяц необходимо на бензине наезжать
до 30 км, потому что при постоянной езде на газе могут прогореть
клапана.
Покупка и установка оборудования обошлись в 14
тысяч рублей. Но установщики сказали, что очень скоро эта система
себя окупит, а удовольствие от экономии можно будет получить при
первой заправке.
Естественно, вес дополнительного бака и 100 литров
газа в нем машина почувствовала. Но разве это нагрузка для "Газелей"?
О необходимости заправки приходится ориентироваться по спидометру
-потребность возникает после 450 км. Большой минус, что единственная
заправка находится на Александровском тракте. Литр газа стоит
2 рубля, а литр бензина 7 рублей. Так что на машине стало дешевле
и выгоднее ездить в 3.5 раза. О чем я ни разу не пожалел - в нынешней
экономической ситуации это оптимальный выход.
С уважением, постоянный читатель
"А+С".
Документ: А N 5392672
Мы по-прежнему ждем от читателей подробных писем с
рассказами о ваших автомобилях. Опубликованные письма (фото
весьма желательны) будут оценены гонораром. Присылайте по
адресу редакции или электронной почте E-mail: postmaster@automarket.irkutsk.ru
"Автомаркет+Спорт" №19 19.05.00