Несмотря на традиционно небогатую экспозицию, иркутский
автосалон всегда радовал своих верных посетителей любопытными
новинками. Последние два года таковыми были громкие премьеры
от Toyota - Corolla в 1997-м и Land Cruiser 100 в 1998-м
году. Нынче тойотовцы выставку вниманием не почтили, но
без внимания к этой фирме, давно уже определяющей рыночную
стратегию в Восточной Сибири, не обошлось. Бесспорный экспонент
номер один - внедорожник Cross-Terra, собранный на основе
универсала "Волга" ГАЗ-31022 нижегородской тюнинговой фирмой
"Техносервис", имел силовой агрегат и трансмиссию именно
от Toyota.
Право,
поездка в Иркутск стала для машины хорошим тестом. Во-первых,
5000 километров пути своим ходом - подобных по протяженности марш-бросков
опытный (и единственный) образец пока не знал, хотя его общий
пробег уже перевалил за 20000 км. Во-вторых, не менее серьёзное
испытание автомобилю пришлось выдержать, буквально не сходя с
места - пребывая в прекрасном расположении духа, нижегородцы никак
не ограничивали доступ к машине любопытствующих иркутян, а потому
можно с уверенностью сказать, что, по крайней мере, тест на открывание-закрывание
дверей автомобиль выдержал по самым жестким мировым стандартам.
Когда же ярмарочная суета утихла, автомобиль на один день попал
в руки "А+С" - на дорожные испытания.
ОПОЗДАВ НА ПОЛЕ БОЯ, ГЕНЕРАЛ МОЖЕТ СТАТЬ СВАДЕБНЫМ
Решение "Техносервиса" по доводке легкового автомобиля до уровня
внедорожника оригинальным не назовешь. Вспомним, что в 50-х-70-х
годах по Иркутску бегало несколько монстров с кодовым названием
М-72: на шасси ГАЗ-67 ставили кузов "Победы". В современном западном
автомобилестроении подобным примерам нет числа, причем клонированными
вариантами не гнушаются заниматься даже такие гранды, как Mercedes
(E-4 Matic) или Volvo (Cross Country). Правда, эти машины, хоть
и ограниченными сериями, но регулярно сходят с конвейера заводов.
Cross-Terra же пока существует в единственном экземпляре и, возможно,
таковым и останется.
Почему? При серийном выпуске нижегородцы обещают довести цену
автомобиля со стандартным 406-м двигателем до вполне пристойных
$8500 (оценивая при этом выставочный экземпляр в $28000-30000).
Однако, где же найти смельчаков, пожелавших вложить деньги под
такой проект, когда за ту же сумму можно купить вполне приличные
импортные джипы. Появиться бы такой машине лет десять назад, став
первопроходцем рынка в своем классе - цены бы ей не было. Сейчас
же Cross-Terra имеет все шансы так и остаться в единственном экземпляре,
выполняющем роль "свадебного генерала".
РЕЦЕПТ ГРЕМУЧЕГО КОКТЕЙЛЯ
Оказывается, соединить проходимость и комфорт в российских условиях
не так уж сложно - берешь кузов от универсала "Волга", ставишь
на уазовскую раму и получаешь новый внедорожник Cross-Terra. Для
большего внешнего эффекта добавляешь двухцветную окраску, кенгурятник,
подножки, расширители крыльев, дуги для багажника на крыше, сзади
на откидной раме запасное колесо. Особую агрессивность и неповторимый
внедорожный шарм автомобилю придает высокая посадка на широченных
16-дюймовых колесах.
Все это, конечно, достаточно утрированно - в основе любого технического
решения внедорожника лежат расчеты и испытания специалистов одной
из ведущих российских тюнинговых фирм - но именно так выглядит
конструкция этого внедорожника. При пристальном взгляде все не
так просто. Раму от нового УАЗа-3160, к примеру, пришлось серьезно
переделывать с помощью сварки, что редко применяется в подобном
производстве. При этом прочность рамы создатели гарантируют. Передний
и задний мост также от нового УАЗа, задний соединен с рамой при
помощи малолистовых рессор, передний передает и гасит удары дорог
с помощью пружин и рычагов, в качестве амортизаторов используются
иностранные газонаполненные.
Решение задней части показалось незаконченным. Удивительно при
этом, что огромный задний свес незначительно влияет на величину
угла съезда - она вполне приемлема. Показалось любопытным решение,
при котором запасное колесо на заднем кронштейне абсолютно не
закрывает обзор в зеркало заднего вида, подобное встречается редко.
Багажник таковым можно назвать с большой натяжкой - здесь четыре
полноценных "десантных" места. Так что при желании экипаж машины
может составить девять человек. Хотя комфорт сидящим вдоль кузова
не гарантируется. Сам механизм открывания-закрывания задней створки
многоступенчат и достаточно трудоемок - прежде чем открыть дверь,
надо откинуть кронштейн с запаской, все это требует приложения
немалых усилий и даже гимнастических (в части опускания-поднятия
кронштейна с запаской) навыков. В результате всех манипуляций
при открытии лежащую перед кузовом запаску можно рассматривать
в зависимости от настроения и поставленных задач в двух ракурсах:
либо как ступеньку, облегчающую доступ к багажнику, либо как преграду
к нему.
В случае необходимости перевозки грузов и без того немалый размер
багажника можно увеличить, сложив полностью или по частям спинку
заднего сиденья, при этом посетовав, что "места десанта" существенно
ограничивают полезный объем.
Двигатель Toyota под капотом встал удачнее родного - как будто
кузов проектировался под такой мотор. Вся обвеска - российская,
о наличии гидроусилителя можно судить, лишь заглянув под днище,
где балка моста и детали рулевого управления обильно увлажнены
потеками рабочей жидкости. Передняя стенка и капот покрыты специальным
шумоизоляционным материалом, впоследствии эффект от него был оценен
положительными эмоциями. В салоне царство кожи, которой обделены
разве что панель приборов, магнитола, пульт управления и дисплей
климатической установки, клавиши, рычаги подрулевого переключателя,
да рукоятки коробок: передач и раздаточной. Кожа присутствует
даже на дополнительных задних ручках в проемах боковых дверей.
А вот штатные пластмассовые ручки на общем роскошном фоне показались
чужеродным элементом. В ободе рулевого колеса присутствуют деревянные
вставки, хотя практической пользы от такого решения никакой. Дерево
есть и во вставках в дверях, накладке на крышках перчаточного
ящика и блока предохранителей.
Все это сделано на качественном уровне, как говорится, "штучная
работа". Предусмотрены даже такие мелочи - чтобы задние пассажиры
ногами не запачкали и не повредили кожу на средних стойках кузова,
они предусмотрительно прикрыты накладками из нержавеющей стали,
весьма эстетично обработанными.
На сиденья тоже не поскупились, полностью пересадив их вместе
со всеми электрическими регулировками и памятью на три положения
от Volvo, так что подобрать удобное положение при любых неэкстремальных
габаритах в прямом смысле - дело техники. Также просто - с помощью
электроприводов - можно подобрать оптимальное положение боковых
зеркал (естественно, и стеклоподъемники электричеством не обделены,
присутствует центральный замок, во всех дверях - фонари освещения
и габаритные, загорающиеся при открытии).
ИНСПЕКТОР-ЭКЗАМЕНАТОР
Дверь открылась с типично волговским алгоритмом, садиться пришлось,
приловчившись - сначала встав на подножку и только затем, сильно
согнувшись, проникаешь в салон. Все-таки классический внедорожный
кузов предполагает более высокие проемы дверей.
Первые впечатления на месте водителя необычны - высоко сижу,
далеко вперед гляжу: длинный капот съедает значительную часть
пространства. Отчасти от дискомфорта помогает избавиться широчайший
спектр регулировок сидений - чтобы увеличить угол обзора, пришлось
"подниматься" под самый потолок. Попасть в замок зажигания ключом
не так просто - у "Волги" его спрятали где-то внизу и сбоку и
в поисках пришлось поерзать. Звук тойотовского двигателя не удивил,
хотя показалось, что тембр его чуточку ниже. Усилие на педали
сцепления показалось по-ЗИЛовски великоватым, хотя к этому быстро
привыкаешь. Переключение передач чисто японское - четкое и с короткими
ходами, правда, положение третьей и пятой передач показались далековаты.
Первое впечатление не из лучших - Cross-Terra на асфальте слишком
валкая, ее положение постоянно приходилось корректировать рулем.
Однако к этому быстро привыкаешь. Скорость вседорожная "Волга"
набирала под стать комплектации - не то что бы резко, но достаточно
уверенно, с приемлемым уровнем шумов и вибраций. Мелкие неровности
проглатывались с легким стуком, на крупных автомобиль начинал
раскачиваться. Запас крутящего момента двигателя не требует частых
переключений, третья передача при таком характере становится самой
рабочей.
Грозный вид и возможности тойотовского мотора и трансмиссии позволяют
на шоссе попугать легковушки. На одном из участков за автомобилем
пристроилась "девятка", долго, несмотря на представлявшуюся возможность
не решавшаяся на обгон. Когда же ее владелец все же решил, что
никаких опасностей для него это маневр не обещает, даже оказавшись
впереди, уходил осторожно, словно опасаясь провокаций.
Теперь попробуем автомобиль на гравийной дороге с многочисленными
ямами и буграми, которые, впрочем, машину мало волнуют, причем
с ростом скорости все дорожные преграды становятся менее заметны.
Прямо по шоферской поговорке - больше газу - меньше ям.
Первое же серьезное препятствие просит дополнительной помощи
от раздатки. Ни подключение полного привода, ни пониженной передачи
не помогает - передние колеса не крутятся. Спустя некоторое время
коллективным разумом пришли к мысли подключить муфты Элмос - трансмиссия-то
ведь отечественная. Сделать это не сложно (вот только как это
будет выглядеть в дождь и грязь) и автомобиль уверенно идет вперед,
слегка кренясь на буграх. Так, без особой суеты мы добираемся
до Московского тракта.
Жаль, не удалось опробовать машину на настоящем бездорожье -
в прошлом году она произвела немалый фурор во время пробега колонны
"Техносервиса" (включавшей, помимо Cross-Terra, ГАЗ-3308 "Садко",
внедорожную амфибию "Водник" и специально подготовленный УАЗ)
по бездорожью из Нижнего Новгорода в Москву. Случайно затесавшийся
в столь представительную компанию Nissan Patrol оказался балластом,
вызволять который из болотных хлябей пришлось все той же Cross-Terra.
Московские автожурналисты, сопровождавшие колонну, помнится, посвятили
тогда Cross-Terra немало лестных слов. Но вот мы опять на "большой
дороге". Пробуем испытать автомобиль в скоростном режиме, благо
далеко впереди маячит Toyota Vista. Спустя пару минут настигаем
ее (скорость при этом колебалась около отметки 110 км/час.), видя
столь грозный объект на дороге и Vista, и следующая впереди "шестерка"
спешат уступить путь, принимая крайне правое положение. Достигнув
показателя 125 км/час. (путь впереди оказался расчищенным), скоростные
испытания прекращаем, хотя ни неприятных впечатлений, ни излишнего
шума и вибраций не почувствовали.(В общем-то, автомобиль дальше
разгоняться и не хотел, педаль уже уперлась в пол.) Насторожили
только раскачивания на неровностях асфальта да излишние аэродинамические
шумы - кузов "Волги", к тому же приподнятый, обтекаемостью похвастать
не может.
Первый же попавшийся инспектор, естественно, столь любопытный
экземпляр пропустить не смог, правда, от волнения несколько запутался
(представившись сотрудником ГАИ). Автомобиль был подвергнут не
только тщательному внешнему осмотру (посетовав на зазоры - "что
сделал ГАЗ - сделано на глаз"), но и небольшому испытанию на съезд-выезд
в кювет, причем если первый раз это было сделано в щадящем варианте,
то второй, по многочисленным просьбам, - под прямым углом. Все
эти операции автомобиль проделал без заметных усилий, так что
о его подлинных внедорожных качествах можно только догадываться.
CROSS-TERRA ЖДЕТ РОМАНТИКОВ
Машину можно заказать, причем изрядно привередничая по выбору
комплектации - салона, двигателей (от обычного 406-го ЗМЗ до тойотовских
бензиновых и дизелей), трансмиссии (механической или автоматичекой).
К плюсам можно отнести и "штучную" сборку, ограждающую от дефектов
заводского конвейера. Однако боимся, что это было первое и последнее
свидание Cross-Terra с Иркутском. Будем приятно удивлены, если
это окажется не так - значит, еще не перевелись романтики, но
на сегодня таковых в России пока не нашлось.
Н. РУДЫХ. Фото С. ПОДБЕРЕЗКИНА.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
|
Кузов
|
Тип
|
универсал, на клепано-сварной раме,установленный
через резиновые втулки
|
Количество дверей/мест |
5/5 |
Двигатель
|
Тип |
бензиновый с распределенным впрыском |
Количество и расположение цилиндров |
4 в ряд |
Рабочий объем, куб. см. |
2694 |
Количество клапанов на цилиндр |
4 |
Диаметр цилиндра х ход поршня, мм |
95х95 |
Степень сжатия |
9,5 |
Мощность, л. с. при об./мин. |
152/4800 |
Крутящий момент. Н.м при об./мин. |
240/4000 |
Трансмиссия
|
Сцепление |
сухое однодисковое с диафрагменнойпружиной |
Коробка передач |
механическая пятиступенчатая |
Подвеска
|
Передняя |
зависимая, пружинная на продольных |
|
рычагах |
Задняя |
зависимая рессорная |
Тормоза
|
Тип |
гидравлические с вакуумным усилителем |
Тормозные механизмы |
барабанные |
Динамические характеристики |
|
Максимальная скорость, км/час |
160 |
Время разгона от 0 до 100 км/час, с |
19,9 |
Расход топлива, Л/100 КМ
|
При скорости 90 км/час |
10 |
В городском цикле |
11,9 |
"Автомаркет+Спорт" №20 26.05.00