НАЕДИНЕ СО ВСЕМИ:
СДЕЛАН ТОПОРОМ. ЗАТО КАК!
"Автомаркет"
уже знакомил своих читателей с обширным семейством Land
Cruiser, которое ведет свое начало от военных джипов.
Но совсем одно дело - прочитать об автомобилях тех лет,
и совсем другое - увидеть их своими глазами. Джип Land
Cruiser Сергея Литвинова датируется 81-м годом и является
представителем семейства "сорок пятых" Land Cruiser, называвшихся
еще Troop Carrier (войсковой перевозчик). Автомобиль привлекает
взгляд прежде всего своими оригинальными рублеными формами
- одновременно он похож и на наш родной "УАЗик", и вместе
с тем понимаешь, что по качественным характеристикам этот
автомобиль нечто совершенно иное. Я увидел джип в первый
раз, когда он затормозил возле магазина "Новый" в Ангарске
(есть такой небольшой магазинчик в поселке Северном, его
знают многие дальнобойщики). Сергей вышел за покупками,
оставив в салоне автомобиля жену, которая держала на руках
прелестную сонную девчушку. Эта мирная картина несколько
контрастировала с самим автомобилем, который выглядел
словно бывалый вояка. Поговорить о своем необычном джипе
Сергей согласился сразу.
- Как он к вам попал?
- Купил на Сахалине в 95-м году. Тогда я работал заведующим
учебными механическими мастерскими в иркутском сельхозинституте.
Разговорился как-то с одним студентом-заочником, он мне и рассказал,
что на Сахалине в Холмске большой выбор относительно дешевых
машин. Я и поехал. В двенадцати километрах от города Холмска
есть поселок Правда, там я и нашел своего любимца. Вначале меня
ждало разочарование: автомобили и в самом деле стоили недорого,
но выбор их был ограничен. Довольно много было обычных легковушек,
а вот большие, красивые машины, к которым я присматривался,
были мне не по карману. Но я все же хотел какой-нибудь универсал,
для семьи и для работы.
Потом мне повезло - подъехал парень вот на этом джипе, только
с широкими колесами, автомобиль мне сразу понравился, о цене
мы договорились быстро.
- Во сколько он обошелся?
- Покупка вместе с поездкой обошлась мне в две с половиной
тысячи долларов. Как только я вернулся в Иркутск, мне сразу
же давали за него четыре с половиной - пять тысяч долларов.
- А где колеса?
- Так сколько я на нем наездил... Сменил.
- Что поставили?
- Родные "УАЗовские" - Сергей смеется.
- Подошли идеально, даже менять ничего не надо. Приехал в шиномонтажку,
широкие снял, "УАЗовские" одел, и все! Резина с широким профилем
очень хороша для езды по льду, по снегу, по таежной грязи на
ней ездить очень плохо. И потом, резина оказалась очень нежной
- где-то наедешь на сучок, на штырь - все, дыра.
Больше я ничего не менял. Ну аккумуляторы родные, то есть наши,
российские поставил. Стойки на капоте, на которых крепились
зеркала заднего вида, обломал почти сразу - слишком широко расставлены.
Сравнивать этот автомобиль не с чем. С "УАЗом" , например, даже
рядом не поставишь: земля и небо. Во-первых, дизельный двигатель
намного мощнее. Объем три литра, в лошадиные силы я никогда
не переводил. Приятели, правда, это делали, говорят: чуть меньше
130 лошадей. Силы у машинки хватает: когда был в деревне у тещи,
цеплял трехтонную телегу - везет только так, причем вес телеги
практически не чувствуется.
По трассе "ест" десять литров топлива, по тайге не засекал,
не знаю. Максимальная скорость... Вот, видите, на спидометре
отметка сто десять? Стрелка ложится вот сюда. А джип бежит легко.
- Сергей показывает на спидометр, цифр после отметки сто десять
нет, пустая шкала. - Есть у машины одно но: если на остальных
старых японских автомобилях после 105-110 километров в час начинает
звенеть предупредительный колокольчик, то здесь сигнал срабатывает,
когда переваливаешь за сто десять, и напоминает визг свиньи,
которую режут. Становится не по себе сразу же..
По поводу проходимости... лучше "УАЗа" идет, но есть у нее
недостаток: рессоры расположены не над мостом, а под ним, поэтому
иногда цепляет за колею.
- Когда-нибудь "садились" на нем?
- Да. Вот это тяжелая вещь. Если его посадишь, просто так не
вытянешь, тяжелый. Один раз произошел со мной казус: поехали
в Черемховском районе зимой на охоту. В селе ребята по ошибке
залили летнее топливо, и машина у меня заглохла... Пробовали
тащить "УАЗиком" - не получилось. Пришлось прямо под баком разжечь
костер, согреть солярку, тогда она завелась. Больших неисправностей
не было, сальник помпы как-то побежал, пришлось сменить, но
это мелочи. Свет у машины хороший, галогенные лампы стоят. Когда
меня на трассе слепят, перемигиваться не надо -один раз дальний
врубил, на встречных вообще все выключают! В салоне зимой тепло
- две печки. Топливная аппаратура напоминает нашу тракторную,
электроники нет вообще никакой, и это только плюс - с машиной
может справиться даже школьник. Она действительно вечная, сделана
топором. Крыша у нее пластиковая, отстегивается. Машину легко
можно превратить в самый настоящий джип, ветровое стекло вместе
со стойками тоже отстегивается, крепится на капоте, так что
можно хоть пулемет в салоне устанавливать.
Военный Cruiser Литвинова пробежал по таежным дорогам Сибири
уже больше сотни тысяч километров. Сергей сам признался, что
использовал автомобиль "как робота", ничего в него вкладывая,
и лишь требуя от джипа полной самоотдачи.
- Простая, хорошая машина. - говорит Сергей. - Если бы такую
купить новую, то большего, я думаю, и не надо.
Довелось и мне прокатиться на джипе. Салон просторен. Сергей
рассказал, что сзади входят две двухсотлитровые бочки и еще
канистры с топливом. Однако подвески... ну, точно, как на "УАЗе",
такие же жесткие. На память приходят слова знакомого владельца
крутого Cruiser: "Заладили - "Cruiser-джип, Cruiser-джип, да
не джип он, а комфортный автомобиль повышенной проходимости!
Джип - это коробка на двух колесах!" Что ж, современный Cruiser,
может, и не джип, но вот его "дедушка" - точно. Такого и с вертолета
можно скинуть, ничего с ним не случится. Но вот то, что к японской
военной машине совершенно спокойно подошли колеса от УАЗа, это
наводит на кое-какие мысли, вы не находите?
Майкл СТЕПЛЕР.