АЛЬТЕРНАТИВА :
НИАГАРА НА БАЙКАЛЬСКОЙ ВОДЕ
Есть
в московском ЦПКиО аттракцион - подобие байдарки тягуче
поднимается на завораживающую высоту, чтобы под силой
земного притяжения начать стремительное движение вниз,
выписывая самые замысловатые пируэты по заданному маршруту.
Все отличие "Ниагары" - так называется развлечение - от
знаменитых "Американских горок" состоит лишь в том, что
в итоге байдарка спадает в водную гладь, отчаянно разбрасывая
брызги. Не ручаюсь за точность цифр, но трехминутное удовольствие
стоит что-то около 150 рублей. Подобный аттракцион - с
завораживающими пируэтами на грани преодоления сил притяжения
и инерции всегда может устроить себе владелец современного
катера, причем порядок расходов в расчете на единицу времени
будет примерно таким же - стоимость современного судна
составляет десятки тысяч долларов, а час катания потребует
от 40 литров высокооктанового топлива. Но право, удовольствие
того стоит - порция адреналина не признает грубых материалистических
выкладок. В чем смогли убедиться репортеры "А+С", опробовав
на водах Иркутского водохранилища американский катер 2400
Ambassador.
"КОРАБЛИ В МОЕЙ ГАВАНИ..."
Человек, познавший лишь легендарную "Казанку", укомплектованную
не менее шедевральным мотором "Вихрь", будет поражен тем, что
предлагает современный рынок плавсредств. Даже если отбросить
"малую навигацию" в виде различных гидроциклов, надувных и стационарных
лодок (в ряду которых могут быть ну очень серьезные экземпляры)
и "тяжелую артиллерию" - теплоходы и дорогие яхты, предложение
будет весьма солидным. И параллели с миром автомобилей вполне
уместны - есть здесь аналоги и "Запорожцев", и "Жигулей" (к
которым отнесем по-прежнему утилитарные отечественные средства,
а до других отечественные судостроители почему-то так и не додумались),
и Mercedes, и Porsche, и Land Cruiser, и Hummer. Известно, что
предложение диктует спрос, а таковой в Иркутске ввиду короткого
лета и низкой покупательской способности, еле теплится, так
что изучать этот ассортимент в условиях Сибири можно разве что
по специализированным изданиям да в сети Internet (справедливости
ради нужно заметить, что пара-тройка образцов в местных салонах
нами недавно была замечена). Хотя в первопрестольной "водный"
рынок уже сформировался - благополучные москвичи обеспечивают
специализированным фирмам вполне устойчивый оборот. Есть места,
где иметь подобный дорогой катер так же естественно, как в Иркутске
надел в шесть соток. Например, Объединенные Арабские Эмираты,
откуда и прибыл к нам презентуемый образец.
Судьба его пока невинна, как жизнь любого младенца. Увидев
свет на Востоке в 1998 году под маркой американской фирмы Gulf
Craft (о чем свидетельствует роспись на борту), катер был приобретен
удачливым иркутянином - не везти же обратно в Россию "сдачу",
оставшуюся после удачной покупки там же Toyota Land Cruiser.
Во сколько обошлась покупка, для нас так и осталась тайной.
Счастливый продавец был по-восточному шедр и вместе с трейлером
подогнал посудину через Персидский залив к самой границе СНГ.
Путь через гостеприимную когда-то Среднюю Азию был не столь
безоблачен, несмотря на палящее солнце. Встречавшиеся с периодичностью
километровых столбов местные гаишники требовали за провоз "бакшиш"
- кто доллар, кто сотню, аргументируя свою просьбу незатейливо
и по-русски - имеешь деньги на лодку - плати. Поборы, как ни
странно, закончились, едва Ambassador увидел свою новую Родину,
начавшуюся для него с Новосибирской области - казавшиеся теперь
такими родными российские инспекторы если и просили что-то,
так только ознакомительный показ.
Позапрошлым летом катер с триумфом дебютировал в истоках Ангары,
неизменно вызывая интерес и зависть окружающих. Правда, хозяин
явно не рассчитал своих возможностей в плане досуга (дела даже
летом отнимали уйму времени) - глиссировать ему пришлось немного,
а поездки были все больше короткими - дальше Курмы выбраться
так и не удалось. Хранился Ambassador на открытой стоянке прямо
на трейлере, а на зиму, дабы не травмировать привыкший к обильному
солнцу пластиковый корпус экстремальными сибирскими морозами,
его перевезли на теплую стоянку в Байкальском. Этой весной было
решено катер продавать - деньги должны работать, а не простаивать
в таком объемном виде на двух колесах трейлера. Вот так и оказался
Ambassador на торговой площадке "Фаворита", в чужеродном для
себя ряду среди банальных легковушек и джипов, зато с гордыми
цифрами на ценнике - $38000. И неизменно вызывая интерес потенциальных
капитанов - некоторые придирчиво изучали посудину часами, привлекая
в качестве экспертов домочадцев, а как-то раз, по рассказу охранников,
даже ротвейлера. Но на наше счастье, с ходу катер продан не
был, что дало возможность получить его "А+С" - на полдня и под
присмотром владельца.
"...НЕ ВЗЛЕТИМ, ТАК ПОПЛАВАЕМ"
Право, буксировка столь величественного создания по душным
улицам Иркутска - отдельная песня. Расчищал путь степенно двигающейся
колонне черный Mercedes Gelendеvagen с тонированными стеклами
и включенными по такому случаю фарами. Сам виновник торжества
следовал на своем неизменном трейлере за Toyota Land Cruiser
(которому такой прицеп все равно что садовая тележка), замыкал
колонну Mitsubishi Diamante, в котором разместилась репортерская
группа. Шарахающиеся от греха подальше легковушки, томные взгляды
красавиц и восторженно вскинутые пальцы случайных пацанов -
все это только подчеркивало торжественность момента.
Зато спуск на воду получился буднично-обыденным. Распугав уже
капитально раскинувшихся на берегу Солнечного в районе ледокола
"Ангара" загорающих студенток, Land Cruiser задним ходом подкрался
к воде и Ambassador, едва почувствовав естественную среду обитания,
сам освободился от ненавистных шарниров. Крепящий его к лебедке
трос при этом, правда, был предварительно ослаблен.
Дальше все оказалось сложнее. Если первый двигатель после зимней
спячки пустился, что называется, с полоборота (катер укомплектован
двумя 115-сильными 4-цилиндровыми V-образными карбюраторными
двухтактными моторами Yamaha), то второй закапризничал. Чтобы
не терять времени даром, решено было двигаться в район дислокации
- на воды Ершовского залива, попутно пытаясь запустить мотор.
На одном моторе Ambassador двигался вперед достаточно уверенно,
но начисто утратил при этом философию, изначально заложенную
в подобные плавсредства - эмоциональное передвижение.
Попытки запустить мотор (о каком-то износе подобного механизма
за несколько прогулок говорить смешно, по обычным меркам он
не прошел и обкатки) долго не могли увенчаться успехом. Как
это часто бывает, причина того, что двигатель не работал, оказалась
на удивление простой: то ли во время зимней спячки, то ли при
транспортировке тяга клапана автоматического открывания воздушной
заслонки отсоединилась от него, потому-то и глох двигатель после
пуска. Стоило восстановить статус-кво с помощью случайно завалявшейся
канцелярской скрепки, и началось НЕЧТО.
Амплитуда разгона катера сопоставима с пуском застоявшейся
пробки шампанского - максимальную скорость более чем 7-метровое
судно набирает почти мгновенно. При этом плавсредство занимает
в пространстве такое положение, что если абстрагироваться от
окружающей водной глади, кажется, что ты находишься не в лодке,
а в открытом кокпите легкого спортивного самолета, уверенно
приближающего тебя к небесной синеве.
Если опрометчиво не зафиксироваться, то при хорошем вираже
судна пассажиров будет разбрасывать в ограниченном пространстве
кокпита, как куриные яйца в кошелке суетливой хозяйки. Маневренность
катера, даже при максимальных скоростях немногим хуже гидроцикла
- кажется, он может обернуться вокруг своей оси, заваливаясь
на борт до опрокидывания. Но это только иллюзия - за счет хитрой
системы водостоков перевернуть посудину практически невозможно.
При этом максимальная скорость, по крайней мере по автомобильным
меркам, не столь и велика - едва больше 60 км/час. Но на воде
другое мироощущение - чтобы иметь какое-то представление об
эмоциях, получаемых находящимися на судне относительно передвижению
на суше, эту цифру можно умножить как минимум на 2, да и то,
если представлять, что вы движетесь на мотоцикле.
ЗДЕСЬ НЕТ ПЕРЕКРЕСТКОВ, СВЕТОФОРОВ И ГИБДД
По большому счету Ambassador - катер прогулочный. Без излишнего
дискомфорта в подобии кабины могут разместиться человек пять,
хотя брал он на борт и девятерых. При этом говорить о какой-то
потере скорости смешно - все равно, что сравнивать самолет с
частичной и полной загрузкой. Также легко он может буксировать
лыжника (да хоть троих), главное, чтобы у того хватило мастерства
справиться со стихией. Лучшего средства выбраться на пикник
не придумаешь - самые заповедные места становятся доступнее
ближайшего сквера, при этом "пить за рулем" можно (хотя увлекаться
этим все же не стоит), ГИБДД на воде нет. А как средство обольщения
он просто бесподобен!
Впрочем, дальние путешествия не возбраняются - полной заправки
топливом хватит, чтобы преодолеть километров четыреста. Приподнимающиеся
моторы позволят пройти мелководье, а исключительная устойчивость
не вызовет тревоги в байкальский шторм. В том месте, где в приземленном
сознании автомобилиста должен располагаться капот, скрыта небольшая
каюта с претензией на изящество и комфорт - два горизонтальных
и вертикальный иллюминаторы, биотуалет, спальное ложе. Правда,
встать в полный рост здесь удастся разве что едва начавшему
ходить ребенку. Зато душ, если обычных водных процедур покажется
недостаточно, можно принимать в полный рост - вместе с умывальником
он расположился на корме.
Управлять катером проще, чем автомобилем - обычная баранка
при полном отсутствии педалей. Первоначальная осторожность быстро
сменяется лихачеством на грани безумия - подобное судно прощает
все то, что автомобиль бы превратил в глобальные неприятности.
Если не встретить подобного себе (а вероятность этого в иркутских
водах пока весьма мала) любое соревнование по аналогии со "стартом
со светофора" закончится полным триумфом, будь в соперниках
даже катер на воздушных крыльях. Много ли надо, чтобы понять
- жизнь удалась!
Николай РУДЫХ.