искать через яндекс: 
 
Автомаркет + Спорт. Лучшая автомобильная газета Восточной Сибири. Только авторский материал.  
стартовая | редакция | автомобили сибири | реклама | автогид | гостевая книга

Самое-самое.

БОЛЬШОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ

НА "УРАЛЕ" ПО СИБИРИ

ПРОЕХАЛ РЕПОРТЕР "А+С"

Каждый выбирает дальнюю дорогу, соизмеряя ее с собственными силами и средствами. Для меня же верхом желаний долгое время было просто отправиться по Московскому тракту на мотоциклах на запад, а там - ехать, куда он выведет.

ИСПЫТАНИЕ ИРКУТСКИМИ ДОРОГАМИ И КОМАРАМИ

К этому путешествию мы: я и мой друг (и просто любимый мужчина) Алексей Соловьев всю зиму тщательно готовили свои мотоциклы - "Уралы". Покупали палатку, спальники, еще какие-то мелочи, без которых в дороге не обойтись. Много хлопот доставил мой "Урал": сколько сил стоило нам найти мягкие "соловские" пружины для задних амортизаторов. За две недели до путешествия пришлось отказаться от электростартера: найденный зимой тридцатиамперный аккумулятор, единственный, который входил на штатное место, благополучно умер, не дождавшись сезона. Отфрезерованная коробка передач со стартером и венцом осталась в гараже, а нам пришлось срочно искать КП, маховик и корзину сцепления. КП мы взяли "на время" почти новую, но у нее был небольшой недостаток - то и дело вылетала вторая передача. Владелец ее уверил, что такое происходит с самого начала, видимо, на заводе не совсем верно отрегулировали коробку. Регулировать сами мы не рискнули, понадеялись на "авось".

Ближе к сезону цель нашего путешествия стала приобретать более конкретные очертания: мы узнали, что в конце июня в Ирбите проходит третье международное байк-шоу. Мы потирали руки, вымеряли по карте расстояние до Ирбита, и прикидывали, где будем останавливаться и заправляться, когда дурная весть обратила все наши благие начинания в прах - дату праздника перенесли на конец июля. Отпуск же у Алексея заканчивался значительно раньше, и поэтому, была не была, мы решили ехать лишь для того, чтобы ехать. Доедем до Новосибирска - хорошо, не доедем - тоже неплохо. Честно говоря, брало сомнение - смогут ли наши мотоциклы пройти две тысячи километров без тщательного технического обслуживания, которое возможно лишь в гараже.

Мы выехали утром 12 июня, погода была пасмурной, но теплой, над нагретым асфальтом в воздухе танцевали сотни белых бабочек, настроение было приподнятое. Первые приключения не заставили себя долго ждать. Мы еще не доехали до Усолья, как мне в глаз (это не смотря на очки и защитное стекло шлема) прилетела... бабочка. Зажмурив один глаз, и почти ничего не видя вторым, я свернула на узкую обочину и уронила мотоцикл. Алексей, увидев это, дал по тормозам, и у него оборвался тросик переднего тормоза. Мой мотоцикл мы подняли. Постояли, почесали в затылке. Примотали тросик к рукояти изолентой: для гаишников, и поехали дальше. Дорога за Усольем кажется нам почти идеальной - нам еще не с чем сравнивать. Едем не торопясь - 65-70 километров в час. Ближе к вечеру начинают попадаться участки грунтовки. Когда мы въезжаем на первый такой участок, то вспоминаем, что кто-то рассказал нам, что под Тайшетом аж 200 километров грунтовки, и мы решаем было, что едем именно по такому участку. Но километров через семь гравийка заканчивается, снова идет асфальт, мы с облегчением вздыхаем - ведь на гравийке скорость падает до 30-40 километров в час.

Место для ночлега мы нашли почти под самым Тулуном: по заброшенной дороге уже давно никто не ездил, а заросли молоденьких березок стали идеальным укрытием для палатки и мотоциклов. Если немного отойти в сторону, то был виден громадный карьер и экскаватор, который работал всю ночь: мы видели свет, но до нас не доносилось ни звука. Зато отчетливо был слышен громкоговоритель где-то рядом на сортировочной станции. Комаров здесь меньше не было, но импортный аэрозольный репеллент разгонял их примерно минут на пятнадцать - время достаточное для того, чтобы зажечь примус, поставить чай и нырнуть обратно в палатку.

Следующий день стал для нас сущим мученьем - ехать по жаре на мотоциклах с воздушным охлаждением само по себе тяжело, к тому же мы еще не пообвыклись в дороге, почему-то все самое необходимое оказывалось запрятанным где-то в самых дальних сумках, в общем, мелких неприятностей хватало. Наверное, час ушел на то, чтобы припаять к тросу отлетевшую бобышку. В обычных условиях на это ушло бы десять минут, но попробуйте сделать это над примусом с помощью отвертки и плоскогубцев! Сперва растаявший припой благополучно стекал через отверстие бобышки по тросику и капал на примус. Потом мы все же изловчились запихивать его в отверстие отверткой и тут же охлаждать тросик. Кстати сказать, запаянный таким образом тросик исправно служит и по сей день.

На обед мы остановились на речке после Нижнеудинска - отмыли котелки, отмылись от дорожной пыли сами. Как выяснилось, последнее мы сделали зря - через тридцать километров началась грунтовка, на которой мы прокляли все и вся - досталось и России вообще и некоторым дуракам в частности. Предыдущие участки грунтовки показались нам твердым бетоном по сравнению с этим куском дороги - они были, по крайней мере, укатаны! Здесь же не так давно прошел грейдер, перемешав песок с гравием, он тщательно все это взрыхлил, оставив после себя идеально ровную (на вид) дорогу. Ну, может, для автомобилей такая взрыхленная дорога и ничего, но тяжелый мотоцикл на ней начинает возить, словно он нагружен не одной тонной веса. Скорость местами падает до двадцати километров в час, едем то на второй, то на третьей передаче. Не очень-то удобно ехать на второй, когда она все время вылетает! Как только включаешь четвертую, мотоцикл словно для предупреждения подбрасывает так, что его с трудом можно удержать.

Слава Богу, гравийка оказалась не 200 километров, как нам рассказывали, а всего километров тридцать. Спустя примерно часа полтора мы с радостными воплями вылетели на ровный асфальт.

На вторую ночевку мы остановились за Тайшетом.... возле карьера. Впрочем, это был совсем маленький заброшенный карьер на склоне горы. Когда-то тут добывали мрамор и песок. Есть мы вынуждены были в палатке при свете фонарика: злющие, крупные тайшетские комары чихать хотели на импортный репеллент, он был для них чем-то вроде приправы к ужину. Всю ночь над карьером тоскливо кричала какая-то птица и зловеще скрипело дерево рядом с палаткой. Низкие тучи грозили вот-вот пролиться дождем. Несмотря на все это, на ногах мы были уже в семь часов утра - желание как можно быстрее уехать с этого неприветливого места подняло рано даже меня. Решаем отныне изменить режим движения: едем рано утром, жару пережидаем где-нибудь у водоема, когда жара спадает, едем дальше почти до темноты.

ПЕРВЫЕ КОЛЛЕГИ

Как только мы выехали из Иркутской области, дороги изменились к лучшему - просто грех не ехать 80-90 км в час! Я так увлекаюсь дорогой, что почти не замечаю какой-то желтый аппарат, который едет в другом направлении. Так, промелькнуло что-то непонятное. Алексей тормозит, я смотрю в зеркало заднего вида. Странный аппарат остановился. Разворачиваемся, подъезжаем. М-да. Не одни мы сумасшедшие. Дмитрий Мошков вместе с сыном Николаем совершает мотопробег от Вологды до Байкала на собственноручно переделанной "Яве" с самодельным прицепом. Мы советуем ему съездить в Слюдянку и предупреждаем насчет дорог. Мошков занимается мототуризмом 21 год. Мечтает пройти по маршруту Вологда - Якутск - Владивосток. Мы желаем друг другу счастливого пути и разъезжаемся. На душе становится веселее.

КРАСНОЯРСК: ИСПЫТАНИЕ МЕГАПОЛИСОМ

Чем больше скорость, тем больше масла потребляет советский мотоцикл, даже если это четырехтактный оппозит. Зимой Алексей вроде бы выяснил причину аппетита своего "Соло" - раковинки на зеркале правого цилиндра. Цилиндр заменили, заменили и кольца, но дымить от этого "Соло" меньше не стал. Нам оставалось лишь надеяться, что все притрется, и дымить мотоцикл станет меньше. Увы, этого не произошло, более того, мой "Урал" в пути стал благополучно догонять по "аппетиту" мотоцикл Алексея, разве что дым из глушителей не шел. В общем, потом мы подсчитали: наши мотоциклы "съедали" по триста грамм на 200 километров! Ничего себе аппетит!

Через какое-то время начинаешь ненавидеть бабочек. Кажется, весь смысл жизни этих маленьких белесых созданий состоит в том, чтобы вылупиться из кокона, вырасти, вылететь на дорогу и размазать свои желтые кишочки по стеклу твоего шлема, по твоему лицу, по куртке, по мотоциклу. Несколько раз за день приходится отмывать очки и шлемы, иначе просто не видно дороги. Кроме того, это просто неприятно, попробуйте получить бабочкой по физиономии на скорости в 90 километров! Как только выезжаешь из Иркутской области, на заправках исчезает родной и привычный 76-й, зато появляется 80-й, который очень понравился нашим "конягам" и к тому же стоит дешевле.

Под Красноярском нас первый раз остановили на посту ДПС. Остановили, по-моему, просто так, посмотреть да порасспрашивать. Не расслышав (как всегда) фамилию инспектора, я все же ангельским голосом с ним здороваюсь и стаскиваю с лица бандану. Глаза у того начинают лезть на лоб. Забегая вперед, скажу, что байкеров в Красноярске нет, ровно как и обычных рокеров, там вообще нет мотоциклистов, все пересели на японские тачки, да так к ним и прикипели, по-видимому. Начинаются обычные вопросы - Куда? Откуда? Сколько дней в пути? А сколько стоит такой мотоцикл? Инспектор вдруг видит полированные крышки цилиндров: "А это что, на заводе уже такие делают? А ребра охлаждения? Неужели такое ровное литье?"

"Ни фига подобного, - отвечаю я. - Крышки полировали сами, а ребра охлаждения доводятся до такого идеально ровного состояния с помощью напильника!"

В Красноярске нам крупно не повезло. Во-первых, мы попали в город под вечер, во-вторых, заблудились. Помня о том, что под Красноярском есть объездная, свернули на дорогу с указателем " Кемерово"... Если бы мы ЗНАЛИ, что мы уже в Красноярске, все было б иначе, но Алексей, в полной уверенности, что до Красноярска еще километров тридцать, остановился на небольшом перекрестке и спросил у продавца ларька: "Как проехать в Красноярск?" "Туда" - парень ткнул пальцем в направлении центра города. Спустя час мы поняли, что заблудились. Сумасшедшее шестиполосное движение сравнивать даже в Иркутске не с чем. После того как какой-то остолоп едва не саданул меня бампером по заднему фонарю, и я (о боже!) первый раз в жизни услышала отборные ругательства из уст Алексея в адрес этого водилы, мы свернули в какой-то переулок и остановились. Два мотоцикла вызывали интерес у прохожих, но этим все и заканчивалось, никто не мог объяснить, как же выехать из этого сумасшедшего дома. Я уже стала приходить в отчаяние, когда провидение послало нам... Вовчика. Вовчик был на вишневой "семерке", и ему явно было нечего делать. К тому же выяснилось, что служил он не где-нибудь, а в Ангарске, поэтому сам Бог велел ему вывести нас из города.

- Я проведу! - сказал он и сел в машину.

Никогда еще я не ездила по незнакомому городу со скоростью сто километров в час! Это я, которая и по Ангарску-то боится ездить! Вовчик играючи перестраивался из полосы в полосу и каждый раз лишь поддавал газу. Мы летели, летели... Направо, налево, спуск, подъем.. Вылетев на какое-то кольцо, я поняла, что на этот раз я потеряла всех. Впереди мелькнул переезд на второе кольцо. Кажется, кто-то что-то говорил про эту развязку. Выезжаю на второе кольцо и безрезультатно верчу головой. Никого. Притормаживаю на остановке, но двигатель не глушу. Спрашиваю у какого-то парнишки на скутере, как выехать из города на Кемерово. Он неопределенно машет рукой. Нет, такой совет нам не нужен. Ко мне подходит парень.

- А это у вас что, "Вояж"? А вы не из Москвы?

Нет, в этом городе точно не знают, что такое нормальный "Урал". Разговариваю с парнем, одним глазом все время слежу за кольцом. Есть! На первом кольце появляется и начинает крутиться белый шлем Алексея. Лишь бы он заметил меня. Он делает по кольцу круг, еще один. Потом (ура!) выезжает на второе кольцо. Я трогаюсь с места и пристраиваюсь сразу за ним. Минут через двадцать мы выехали на трасу М53.

- Потерялась? - спросил Вовчик. - Ну, все равно, молодец.

Может, я и молодец, но позади уже 400 километров и я уже совсем никакая от усталости. (Кстати, потом спрашивали у бывалых мототуристов, сколько они проходят за день? Как выяснилось, 300-400 километров в день. 500-600 можно "сделать" только в том случае, если в группе нет новичков, но после такого пробега сильно устают даже самые бывалые)

Алексей спрашивает, где можно набрать воды. Вовчик на мгновение задумывается.

- В Емельяново! Там у меня сестра живет, всего тридцать километров по тракту!

Возле дома, где живет Вовчикова сестра, стоят два мужика. Они с удивлением смотрят на нас, и тотчас же затевают спор: где нам лучше остановиться. Один утверждает, что, если мы будем ехать до темноты, то успеем доехать до Большого Кемчуга, второй говорит, что лучше нам доехать лишь до Малого Кемчуга, тогда у нас будет больше времени, чтобы приготовить поесть. Под этот спор мы набрали воды и уехали. Мы не поехали ни до Большого, ни до Малого Кемчуга, мы отъехали буквально пару километров от деревеньки и нырнули в кусты возле отворота на аэропорт. Так крепко мы никогда еще не спали.

КУЗБАСС: ДЕШЕВЫЙ БЕНЗИН, ЛУЧШИЕ ДОРОГИ И ДЕФИЦИТ МАСЛА

На следующий день мы проехали всего 250 километров: после Ачинска на моем "Урале" стал греться правый цилиндр. (Кстати, на въезде в Ачинск самая дешевая бензозаправка: литр 80-го там стоит всего 4.80!) Осмотр поплавковой камеры карбюратора ничего не дал, стало немного получше после того, как подняли иглу, однако ехать по жаре с раскаленным цилиндром не хотелось, ждали до вечера. Вечером устроили марш-бросок и заночевали под Мариинском на лугу, где "трава по пояс". Райский вид оказался обманом: комаров здесь было меньше, зато нас заела мошка, ее облако было таким плотным, что при каждом вдохе крохотные мушки попадали в носоглотку.

А на следующий день мы поняли - нет плохих амортизаторов, есть отвратительные дороги! Серпантин перед Кемерово - та самая дорога, про которую говорят: хоть боком катись! Его можно пройти на 80 километрах, нигде не притормаживая. Обгон колонны груженых фур превращается на такой дороге просто в шахматную партию, разыгрывать которую приятно и легко. Все повороты просматриваются, а те, что не просматриваются, легко предсказуемы. На одном из обгонов я впервые разгоняю свой мотоцикл до 120 километров. Это не то, что на машине. Ощущение полета быстро прерывается страхом: идущий впереди мотоцикл Алексея слишком быстро приближается, и я сбрасываю газ.

В Кемерове нас снова ждала неприятность. Начать с того, что мы не свернули на Ленинск-Кузнецкий, как нам рекомендовали дальнобойщики (дальше по этой дороге есть развязка, которая выводит на объездную), а строго следовали указателям "Новосибирск". Дорога перекопана многочисленными канавами, на одной из них мотоцикл Алексея как следует подкинуло, и через какое-то время он понял, что задняя подвеска не работает совсем. Отремонтировать его удалось за триддцатку в каком-то случайном автосервисе.

В первый раз я увидела приспособление, называемое в народе "лежачий мент" - лежит поперек дороги эдакая металлическая болванка, по форме напоминающая половинку разрезанной вдоль трубы - хочешь-не хочешь, а скорость сбросишь. На посту были уложены два таких вот "мента". К слову сказать, потом мы их видели в Новосибирске: знак "ограничение скорости 20" и... "мент" метров эдак через пятьдесят после знака. Не сбросил вовремя скорость, попрощайся со стойками. Наконец, Кемерово позади. Но у нас нет масла! Спрашиваем у какого-то мужика на дороге, он отправляет нас в Топки. А в Топках нас уже ждут гаишники.

- Что, выбраться никак не можете?

И тут снова начинаются расспросы - куда мы и откуда, и не тяжело ли на мотоцикле... я улыбаюсь из последних сил, а может, и не улыбаюсь уже, просто на моем чумазом лице застыла гримаса. Мы покупаем масло, разворачиваемся, выезжаем обратно на трассу... И тут нам в первый раз за день везет: справа от дороги озеро. Сворачиваем к нему и останавливаемся. Мутная прохладная водичка спасла нас - через час, накупавшись, наплескавшись и наконец-то пообедавши, мы валялись на травке и загорали, забыв о жаре, о городе и о проблемах с мотоциклами. Дальше мы тронулись лишь вечером, когда жара спала.

НОВОСИБИРСК: ПОВОРОТНЫЙ ПУНКТ

Удивительное дело - мы испытывали одни и те же эмоции - чем ближе мы подъезжали к Новосибирску, тем больше нас тянуло обратно домой.

До новосибирского туристического клуба "Сибирь" мы дозвонились из Мошково. Из длинного списка телефонов ответил лишь один.

- Хорошо, я вас встречу, - ответили нам. А дальше все было почти как положено. Трезво рассудив, что раз мы на "Уралах", значит, мы байкеры, наш проводник привел нас сперва в байкерский клуб, на растерзание которому в Новосибирске отдан заброшенный кирпичный завод в центре города. Нас тут же окружили татуированные юнцы. Кто-то говорил, чтобы нам немедленно принесли прайс-лист на оказываемые услуги по тюнингу "Уралов". Какой-то пожилой джентльмен вкрадчиво интересовался, почему у нас на мотоциклах нет щитков (потом оказалось, что он их продает), кто-то тряс меня, пытаясь выяснить, буду ли я участвовать в каких-то соревнованиях! Алексей пошел смотреть гараж (наши кони уже явно нуждались в обслуживании) и вернулся недовольный: общий гараж, груды мотоциклов, света нет.

- Поехали к туристам!

Так мы познакомились с самой "верхушкой" клуба "Сибирь" Анатолием и Виктором Кисилевыми, и с Сергеем Колюбановым. Когда говорят о том, что мотоциклами могут увлекаться лишь пацаны, это неправда. Когда говорят, что стоит купить машину, и ты на мотоцикл никогда уже не сядешь, не верьте. У этих людей есть машины, но свои мотоциклы они не променяют ни за что на свете. Вот уже ни один десяток лет они колесят на мотоциклах по свету, предпочитая туризм экстремальный туризму асфальтовому. Их "ИЖи" и "Явы" видели больше гор, чем некоторые альпинисты. Члены клуба "Сибирь" на триальных мотоциклах покоряли горные перевалы и поднимались на высоту более 3000 метров. На нас они реагировали одинаково: первый вопрос - почему так близко от дома путешествуете? Второй: А где ваша группа поддержки?

За два дня, которые мы гостили в Новосибирске, мы смогли не только осмотреть и подремонтировать свои мотоциклы, но и немного побродить по городу. Ну, конечно, нас отвезли в салон "НБС-Мотор", чтобы мы посмотрели на импортную технику. Скажу сразу - не впечатлило. Малокубатурных, недорогих мотоциклов там практически нет. Хромированный "Вулкан" объемом в тысячу четыреста кубиков или залитая в пластик Honda Gold Wing поражают воображение оппозитчика не более, чем "Феррари" поражает воображение владельца "Москвича". Ну есть такие. Ну и что? Давайте поговорим о чем-нибудь более реальном, чем мотоцикл за 6-15 тысяч долларов. Продавец заунывным голосом начал нам рассказывать, что такое чоппер(!) и кто такие были американские летчики. Это было то же самое, как если бы прожженому ловеласу стали рассказывать о пестиках и тычинках. Мы скисли и вышли из салона. На стоянке позади салона я заметила автомобиль, о котором продавец рассказал более живо: эксклюзив, построенный по задумке и проектам хозяина салона "НБСМотор" Романа Добкина. За основу был взят Toyota-Crown. Кузов гнули сперва из проволочек, потом заказывали на авиационный завод им. Чкалова. Оптика на автомобиле стоит от Lexus-300. Не так давно авто демонстрировалось на одной из московских выставок. Местные называют это чудо "Добмобиль". Что ж, оригинально.

В общем, впечатление, которое мы увезли с собой из Новосибирска таково: байкеры в Новосибирске есть, но мы их так и не увидели. По-видимому, на "Уралах" ездит молодняк, он же занимается строительством "чопперов", "самопалов" и прочего. Взрослые дяди ездят на "японцах" и тусуются в своих компаниях. Что на это скажешь? Даже туристы стараются по мере своих возможностей пересесть с "Ижей" и "Яв" на "Хонды" и "Ямахи" - у японцев надежная техника. Хотя мы ни разу за все время не видели на улицах города байкеров, отношение к мотоциклистам там почтительное, возможно, потому что, сбив мотоциклиста, там можно вполне серьезно "налететь" не на одну тысячу долларов.

Женщина на мотоцикле - зрелище для Новосибирска обыденное. Мне с ходу назвали несколько имен, в том числе Светлану Князеву, которая на своей "Яве" участвовала в одном из ралли-рейдов Сибирь-Трофи на горном Алтае. Девушки и молодые женщины гоняют, кто на чем - от "Судзуки" до ЗИДа и "Явы", но мне, к сожалению, так и не удалось встретиться с кем-нибудь из них.

ДОРОГА ДОМОЙ КОРОЧЕ

В понедельник мы вырываемся из душного города и отправляемся обратно. Мой двигатель продолжает греться, почихивает правый цилиндр. Мы немного перенастроили зажигание - поставили его попозже, и движок немного потерял в мощности. Ничего, утешаю я себя, зато заводится с полпинка. Без проблем объезжаем Кемерово, ночуем на горном серпантине. На следующий день проезжаем 450 километров до Красноярска. Перед Красноярском уже почти в темноте я "ловлю" большую яму. Алексей проскакивает по краю, а я в гипнозе скорости и усталости только покрепче сжимаю руль. То, что замяты оба обода, да еще с двух сторон, мы обнаружили уже в Ангарске. С утреца по объездной обошли Красноярск. Куда легче ехать, когда знаешь дорогу! Когда знаешь, где можно набрать воды, где пообедать, а где остановиться на ночь.

МИКА-КРУГОСВЕТЧИК

Километров через сто останавливаюсь - в Красноярске в глаза попал песок, к тому же под стекло задувает холодный ветер. Глаза режет, по щекам катятся слезы. Подъезжает Алексей, достает аптечку, закапывает мне глаза "Визином" (не знаю, что бы мы без него делали.) Мы лежим прямо на обочине, отдыхаем. Возле нас останавливается "Ямаха", с нее спрыгивает молодой человек в шлеме BMW, снимает шлем, и начинает радостно нам улыбаться.

- Иностранец. - не очень-то радостно говорит Алексей. - И наверняка ни фига не знает по-русски!

Так оно и оказалось. Немец Мика Кун на 600-кубовой Yamaha Tenere поехал не больше-не меньше, как в кругосветное путешествие. Его спонсировала небольшая фирма Kedo, которая специализируется на всевозможных прибамбасах для мотоциклов - ящиках, щитках и т.п. Он уже побывал в Скандинавии, Прибалтике, Пакистане, Ираке, Сирии, Египте, Индии и Казахстане, теперь движется через Россию в Монголию.

Тут Алексей вспомнил, что два года назад у него уже останавливался немец Хуберт Штейнхаузер, который тоже на Ямахе ехал в кругосветку. Не зная ни слова по-немецки, он попытался объяснить это немцу.

- Хуберт... Тоже ехал...

- Хуберт? - восклицает Мика. - Хуберт Штейнхаузер? The is my frend!

Мы переглядываемся. Вот уж точно - велика Россия, а место встречи одно - на дороге М53! С грехом пополам на ломаном английском объясняем ему, что едем из Новосибирска домой. Сообразительный немец сразу же понимает, что с нами ему будет легче. Он предлагает ехать втроем. Мы нехотя соглашаемся. Алексей потом признался, что опасался, что с немцем будут проблемы. Однако Мика вел себя очень дипломатично - он пристроился в хвосте нашей маленькой колонны. Когда мы стали ему объяснять, что наша скорость намного ниже, чем у его Yamaha, он лишь согласно кивал головой, дескать, подстроюсь. В Канске мы затарились продуктами. Интересно было смотреть, как объясняется с продавцами Мика: Это! Один!... Это! Два! - речь подкреплялась жестами.

Любопытно, на обратной дороге нас считали своим долгом остановить на каждом посту и, интересное дело (!), ни на одном из постов у Мики Куна не проверили документы, видно, почтение к иностранцам за годы советской власти так плотно вошло в кровь работников УВД, что оно не вытравлено до сих пор. Обычная ситуация: у нас проверяют документы, Мика в это время стоит и лучезарно улыбается. Как только подходят к нему, он вежливо спрашивает:

- Do you speakе english?

Инспектора тут же шарахаются в сторону.

- Нет... К сожалению, нет...

У меня сохранилось вполне оправданное опасение, что, возможно, рядовые инспектора понятия не имеют, как должны выглядеть европейские документы на мотоцикл, на машину, как выглядит виза и паспорт. Что ж, учитывая наш менталитет, такое вполне может статься.

Конечно, на гравийке немец обскакал нас на своем "эндурике" только так. Нам пришлось снова глотать пыль и песок почти час (на этот раз мы проехали гравийку быстрее, я уже вполне освоилась с мотоциклм, одно дело - накатывать три тысячи километров за сезон, и совсем другое накатать их за неделю). Выныриваем на другой стороне из пыли. Мика сидит на обочине, ждет нас. Сердобольная тетушка, торгующая кедровыми орехами, подсказывает, что за поворотом есть озеро, там можно умыться. Так мы попали в Камышет. Честное слово, второго такого поселка (или деревни?) мы не встречали. Начать с того, что озеро находится в центре поселка, возле старых башен, сложенных кем-то из кирпича. Озеро питают ключи, бьющие на дне, но вода в нем теплая. Местная пацанва держалась с достоинством и не докучала. Пришли, посмотрели, сели в сторонке. Пацаны и рассказали нам, что башни остались от старого кирпичного завода, построенного еще при царе. Одна из башен настолько стара, что почти вся ушла в землю. Воду мы набрали из колодца на пригорке, уровень воды в котором был намного выше уровня в озере, что тоже не укладывалось в нашем обывательском сознании. Больше всего нам понравилось, что от пацанов мы так и не услышали этих дебильных: "Ну ты чо!" или: "А чо этот моцик выжимает? Вот е...!" Разговаривали они спокойно, как взрослые.

Ночевали мы на своем прежнем месте под Тулуном. Ночью ударил заморозок, и под утро мы основательно замерзли в палатке со сломанным замком. Правда, в этом был свой плюс: комары исчезли совершенно. По-моему, даже Мика вздохнул с облегчением.

Утром Мика попросил у нас тридцатый ключ. Ага! обрадовались мы и пошли смотреть на его Yamaha - что же с ней не так. Оказалось, сломан стопор гайки, державшей ведущую звездочку. Гайка периодически отворачивается. Тридцатый спецключ у Мики сперли еще в Индии. Такого ключа у нас нет, но Алексей находит выход: подкладывает под больший по размеру ключ ребро ключа поменьше, гайку затягивает. В пути нам потом пришлось останавливаться еще раз, искать уже нормальный ключ и снова подтягивать гайку. Тридцатый ключ с клеймом "Made in USSR" Алексей презентовал Мике уже в Ангарске.

Где-то под Черемхово, когда до дома было уже рукой подать, мы решили накормить Мику шашлыками. Готовить уже не хотелось, хотелось побыстрее добраться до дома, до благ цивилизации, до горячей воды и телевизора. Мика долго смотрел на нечто, поданное официанткой на тарелочке, потом поднял голову.

- I am need ... нож (это он выучил) and... вилка!

Официантка, деревенская девка, недоуменно таращилась на иностранца, потом пошла обратно в вагончик, совещаться. Минут через десять нам принесли три вилки и...кухонный топорик для рубки мяса. Немец от хохота сполз со скамейки.

- Мачете! - Алексей тоже захохотал.

Мика от "мачете" отказался, он просто достал свой перочинный нож. Даже европейцу, никогда не евшему шашлыки, блюдо, которое нам предложили, показалось странным, в общем, шашлыки оно ничем не напоминало, скорее, это была какая-то поджарка.

Вечером мы были дома. То, что я уже в Ангарске, мне напомнили сразу. Пока я ехала от старого китойского моста до своего квартала, меня подрезали три раза! Какой-то парень обгонял, потом перестраивался прямо передо мной, и тут же резко тормозил, по-моему, он искал пиво. Стоило мне притормозить на перекрестке, как сзади раздался нетерпеливый сигнал. Подъезжая к своему подъезду, я думала о том, куда же можно спешить в городе, который не больше десяти километров в диаметре! На стоянке тоже были недовольны: "Надоели нам ваши мотоциклы, ставить некуда!" Да уж, здравствуй, родной город!

И ВСЕ-ТАКИ - ЗАЧЕМ?

Чтобы добраться до Новосибирска, нам потребовалось пять с половиной дней. Обратно мы доехали за четыре с половиной дня, наверное, можно доехать и быстрее, кто спорит. Что увидела бы я, съездив в Новосибирск на два дня на машине или на поезде? Ничего, так, промелькнуло что-то за окном. Что получила я, проехав этот же путь на мотоцикле? Мир, полный впечатлений, новых людей, новых знакомств, Мир, полный комаров и свежей колодезной воды, пыли и запахов свежескошенной травы, полный звуков соловьиной песни в ночи и свиста холодного утреннего ветра на трассе. Боги были к нам благосклонны: мы лишь один раз попали под дождь, мы не видели ни одного бандита, хотя люди и предупреждали нас о них, у нас не было ни одной серьезной поломки, наши "Уралы" прослужили нам верой и правдой все 4000 километров. Мой отказался заводиться лишь тогда, когда его поставили на стоянку. Вот и говори после этого, что у мотоциклов нет души...

P.S. А Мика Кун поехал дальше, ему предстоит еще побывать в Монголии, Тайланде, Австралии и во многих других странах.

Майя НОВИК.

"Автомаркет+Спорт" №26 7.07.00




стартовая | редакция | автомобили сибири | реклама | автогид | автомобили | вокруг автомобиля | подшивка | все автофирмы региона | фотогалерея | справочное бюро | фестиваль автотюнинга | гранд европа | сша
Copyright © 2003-2006 "Автомаркет+Спорт". Иркутск Все права защищены.
Воспроизведение материалов или их частей
в любом виде и форме без письменного согласия запрещено.
веб-мастер: info@asjornal.ru
редакция: postmaster@automarket.irkutsk.ru

Яндекс.Метрика