Автомобиль номера.
ВАЗ-2112
"ДЕСЯТКА" С ПЛЮСОМ
Вазовским конструкторам не откажешь в цельности замысла:
"десятая" серия - первая в отечественном автомобилестроении,
имеющая в своем ряду все три типа массовых кузовов. "Десятка"
была задумана как относительно престижный городской седан,
"одиннадцатая" - семейный универсал, а вот "двенадцатая",
как и подобает хэтчбеку, как псевдоспортивный автомобиль.
В свое время мы достаточно поездили и на ВАЗ-2110, и на
ВАЗ-2111, о чем подробно рассказали читателям (см. "А+С"
№7/2000), так что когда в очередной раз фирма "Лада-Брокер"
- официальный представитель ВАЗа в Иркутске, предложила
нам опробовать новинку из Тольятти, приглашение было воспринято
с интересом - хотелось не только познакомиться с новым автомобилем
(и почувствовать, насколько удалось инженерам реализовать
концепцию хэтчбека), но и сравнить с предшественниками,
уже примелькавшимися на иркутских дорогах.
КОСТЮМЧИК
В
отличие от "десятой" и "одиннадцатой" модели, ВАЗ-2112 предполагает
установку только 1,5-литрового 16-клапанного двигателя мощностью
94 л.с. при 5600 об./мин. Правда, из-за дефицита таких моторов
часть машин комплектуется менее мощным двигателем ВАЗ-2111 (76
л. с. при 5600 об. мин.). Благо прибывшая в Иркутск машина имела
базовую, а не упрощенную комплектацию - кроме мотора 14-дюймовые
колеса, усиленные тормоза, элегантный спойлер, центральный замок,
электростеклоподъемники, противоугонная система, складывающаяся
по частям спинка заднего сиденья. Центральный замок задействует
и пятую дверь, при необходимости ее можно открыть ключом или кнопкой
на передней панели.
Спортивные черты угадываются и во внешнем облике автомобиля -
куда более подтянутом и сбитом, чем два предшественника, с намеком
на агрессивность. Укороченный зад, покатая пятая дверь со спойлером
с дополнительным стоп-сигналом в нижней части. Коэффициент аэродинамического
сопротивления 0,3 - пожалуй, лучший среди отечественных автомобилей
и один из лучших в своем классе.
Порадовало качество сборки кузова - зазоры между панелями и переходы
от металлических панелей к пластмассовым выгодно отличаются от
других российских автомобилей, двери четко работают и фиксируются,
качественная эмаль радует игрой оттенков на солнце. Гармонично
выглядит черная "юбка", опоясывающая нижнюю часть кузова. Спойлер
на задней двери не смотрится чужеродным элементом, как это было
при самостоятельной установке на "восьмерках-девятках". Причем
первоначально планировалось устанавливать его чуть выше - примерно
посередине стекла с просветом в нижней части. По моему, сегодняшнее
решение выглядит интереснее и придает автомобилю некий шарм. Похоже,
что на спойлере предусмотрены фамильные шильдики, о чем свидетельствуют
присутствующие углубления и заготовки под крепежные отверстия.
А что же скрывается под пятой дверью? Легкое касание соответствующей
кнопки на панели приборов вызывает чуть слышный щелчок замка,
немного усилий потребует и подъем двери, которая, поддавшись,
сама поднимается вверх, открывая доступ к багажнику. Для расширения
проема декоративную полочку можно сложить по двум сгибам, если
прикрепить тросики (жаль, на заводе это не предусмотрели, придется
приложить руки), эта процедура станет удобнее. Нет в полочке и
места под крепления акустики - еще один объект для самодеятельного
творчества.
Багажник на 50 литров меньше, чем у седана (но на 30 больше чем
у "девятки" - 400 против 370 л.), но если сложить спинку заднего
сиденья (как полностью, так и в соотношении 1 к 2), вместимость
"десятки" перекроется раза в три, что, конечно, оценят дачники
и любители активного отдыха.
ЭКИПИРОВКА
Салон ВАЗ-2110 мало чем отличается от других представителей семейства.
Пожалуй, первое отличие, бросающееся в глаза - аккуратные заглушки
вместо ручек стеклоподъемников, вместо них блок управления электроприводами
между передними сиденьями. Непривычно, но, говорят, функционально.
Все остальное - вплоть до весело мигающего светодиода иммобилайзера
около замка зажигания с подсветкой - хорошо знакомо. Правда, подсветка
кажется излишней - настолько удобно расположен замок: справа на
рулевой колонке, на ощупь ключ вставляется без проблем.
Показалось, что пластмасса на передней панели стала качественнее,
чем полгода назад, да и сопряжения ее получше.
Пробуем в деле отопитель - положение "2" вызывает настоящей ураган,
не только по силе обдува, но и по уровню шумов, которые перекрывают
рокот двигателя. В положении А, указывающем на автоматическое
регулирование температуры, шум более умеренный, хотя и не оптимальный.
Посадка на водительском месте типично ВАЗовская, разве что удобное
сиденье и регулируемая по углу рулевая колонка заметно улучшили
эргономику водительского места. Зато на заднем сиденье двоим вольготно
(при среднестатистических габаритах), третий разместится уже без
комфорта.
Под капотом, удерживаемым газовыми упорами, все весьма современно
- воздушный фильтр сбоку от двигателя, изогнутый впускной воздуховод
и эффектная пластиковая крышка на двигателе с модными латинскими
выштамповками 16 Valve и LADA. Внутренняя навеска становится объектом
интереса квалифицированных электриков, которые, в частности, рекомендуют
замену некоторых базовых агрегатов на аналоги от Bosch. В Иркутске
в магазине "Центравто" ("Сиб-экспоцентр", стенд №125, тел.: 51-08-75)
можно купить адаптированную под десятое семейство немецкую электронику.
Другим объектом первичного тюнинга становятся амортизаторы, которые
меняются на газонаполненные, и колеса, куда ставят специальную
резину на литых дисках.
ХАРАКТЕР
Пора и в путь. Привычное движение за ремнем безопасности вызывает
приятные эмоции - крепление на боковой стойке имеет регулировку
по высоте. Обзорность вперед и по сторонам отличная, а вот через
заднее стекло оставляет желать лучшего - из-за малого угла, подголовников
на задней спинке, да и спойлера. Снаружи казалось, что привод
заднего стеклоочистителя будет ограничивать видимость, а его из-за
подголовника и не обнаружишь. Салонное зеркало заднего вида при
этом становится едва ли не декоративным, что, правда, скрашивают
функциональные боковые зеркала.
Поворот ключа зажигания отзывается веселой иллюминацией на панели
приборов, которая после пуска двигателя гаснет - все в порядке,
можно ехать. Сразу отмечаем - в целом комфортная десяточная подвеска
на этот раз по спортивному жестко настроена. В городе почти стосильный
16-клапанник никак не дает о себе знать - разгуляться в плотном
потоке ему негде. Пора прохватить его на трассе, куда мы и устремляемся.
Интересно, что машина на дороге вызывает интерес окружающих, причем
не тот почтительный, которым провожают какой-нибудь Lexus или
Hummer, а скорее практический - именно так в автосалоне осматривают
предполагаемую покупку.
Пока выезжали из города, опять отметили жесткость подвески, которая
тщательно описывает все неровности - при общей платформе это далеко
не вальяжная "десятка" - пассажиров потряхивает. В городском потоке
хэтчбек держится достаточно уверенно, хорошо слушаясь руля. Упреки
московских журналистов в том, что "двенадцатая", в отличие от
"девятки", страдает недостаточной поворачиваемостью, показались
необоснованными - в обычном режиме это не почувствуешь.
Наконец, выезжаем на шоссе, правда, на попытку резкого ускорения
автомобиль прореагировал вяло. Спортивные нотки начинают проявляться
при интенсивной работе газом, если число оборотов превысит отметку
4000 - автомобиль, сопровождаемый агрессивным рыком двигателя,
начинает интенсивно ускоряться. Хотя "звуковая" настройка показалась
излишне грозной - к этому надо привыкнуть. Стоит перейти на штатный
режим движения, и спортивный характер автомобиля пропадает, более
того - кажется, что автомобиль несколько вяловат и требует для
поступательного движения повышенных оборотов.
При динамическом испытании попался и сложный участок дороги,
где с лучшей стороны зарекомендовала себя подвеска (вот оборотная
сторона жесткости), которая внимательно следит за профилем асфальта,
не допуская отрыва колес от земли.
Внешне большие вентилируемые тормозные диски несколько завысили
планку их эффективности - тормоза оказались вполне стандартными.
Не удалось проверить автомобиль на максимальную скорость и динамические
характеристики - все-таки машина пока в единственном экземпляре,
да и цена в 180 тысяч рублей как-то охлаждает хулиганские порывы.
В одном из московских журналов нашли данные о журналистских испытаниях
подобной машины с частичной нагрузкой (2 человека + измерительная
аппаратура): разгон с места до 100 км/час - 12,5 сек.; максимальная
скорость - 185 км/час.; выбег со скорости 50 км/час - 573 м.;
тормозной путь со скорости 80 км/час - 36,5 м.
Шумы и вибрация в салоне незначительные, конечно, если режимы
движения не экстремальные. Интересно, на сколько хватит такого
"тихого" салона - прежние модели ВАЗа отсутствием внутренних шумов
похвастаться не могли. Умеренной можно назвать и шумы от работы
подвески, а вот недостаточная жесткость кузова чувствительна -
при сильных ударах колес о неровности возникает обычное для российских
автомобилей общее содрогание.
РЕЗУЛЬТАТ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Мы бы поостереглись называть этот хэтчбек спортивным - при всех
агрессивных нотках мотора это все-таки достаточно прагматичное
средство передвижения, которое предполагает разумное сочетание
двух своих предшественников при более богатом оснащении. Тем не
менее, из всей линейки ВАЗов на сегодня это самая "заряженная"
машина с весьма достойными динамическими характеристиками. В скором
времени возможно появление и более серьезной версии - ВАЗ-21124
также с 16-клапанным, но уже 1600-кубовым двигателем, кондиционером,
гидроусилителем тормозов и впервые - антиблокировочной системой.
Можно предполагать, что цена такого автомобиля выйдет за пределы
200 тысяч рублей.
Н. РУДЫХ. Фото С. ПОДБЕРЕЗКИНА.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
(данные производителя)
|
КУЗОВ
|
Тип |
хэтчбек |
Конструкция, материал |
несущий, сталь (днище оцинковано) |
Количество дверей/мест |
5/5 |
ДВИГАТЕЛЬ
|
|
бензиновый c впрыском |
Количество и расположение цилиндров |
4 в ряд |
Рабочий объем, куб. см. |
1500 |
Диаметр цилиндра и ход поршня, мм |
82х71 |
Степень сжатия |
10,5 |
Количество клапанов на цилиндр |
4 |
Номинальная мощность, кВт(л.с.) при об./мин |
68,8 (93,5)/5600 |
Крутящий момент, Н.м при об./мин |
130/3600 |
Количество распределительных валов |
2 |
Система питания |
фазированный распределенный впрыск |
Система выпуска отработавших газов |
с нейтрализатором |
Обороты холостого хода |
650-700 |
ТРАНСМИССИЯ
|
Привод |
на передние колеса |
Сцепление |
однодисковое сухое |
Привод |
тросовый |
Коробка передач |
механическая пятиступенчатая |
ПОДВЕСКА
|
Передняя |
МсPherson со стабилизатором |
|
поперечной устойчивости |
Задняя |
полунезависимая |
РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ
|
Тип |
реечное |
Радиус разворота, м |
5,2 |
ТОРМОЗА
|
Привод |
гидравлический с вакуумным усилителем |
Тормозные механизмы: |
|
передние |
дисковые вентилируемые |
задние |
барабанные |
КОЛЕСА
|
Диски |
стальные, штампованно-сварные |
Размер шин |
175/65 R14 |
РАЗМЕРЫ, ВЕС, ОБЪЕМЫ |
|
Длина/ширина/высота, мм |
4170/1680/1435 |
База, мм |
2492 |
Колея: передняя/задняя, мм |
1400/1370 |
Длина свесов: переднего, заднего, мм |
829/849 |
Просвет под масляным картером двигателя, мм |
165 |
Клиренс, мм |
130 |
Снаряженная масса, кг |
1040 |
Полная масса, кг |
1515 |
Масса буксируемого прицепа, кг: |
|
с тормозами, кг |
800 |
без тормозов, кг |
400 |
Емкость топливного бака, л |
43 |
Объем багажника, л |
400 |
ДИНАМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
|
Максимальная скорость, км/час |
185 |
Время разгона от 0 до 100 км/час, сек |
12 |
РАСХОД ТОПЛИВА, Л/100 КМ:
|
при 90 км/час |
5,5 |
при 120 км/час |
7,2 |
в городском цикле |
8,8 |
"Автомаркет+Спорт" №28 21.07.00